иером. Макарий Симонопетрский

Источник

Память преподобного Зевина и его учеников Полихрония, Моисея и Дамиана618

Св. Зевин с молодости предавался суровому подвижничеству в долине Азаза, неподалеку от Кирра. Он дожил так до глубокой старости и, по преданию, превосходил всех людей своего времени в молитвенном бдении. Дни и ночи он проводил в молитве стоя на ногах и лишь иногда опираясь на палку из-за возраста. Но он был далек от духовного насыщения и с годами лишь сильнее чувствовал горячее желание молиться.

Св. Зевин с любовью принимал посетителей, но говорил с ними мало, чтобы не отвлекаться мыслью от постоянного общения с Богом. Когда наступал вечер, он предлагал провести ночь в молитве, и многие тогда уходили под предлогом каких-нибудь дел, чтобы избежать слишком большого усилия в бдении. Тогда, освобожденный от общения с миром, старец мог позволить своему духу устремляться к Богу без рассеяния. Св. Марон [14 фев.], великий подвижник, который был на несколько лет моложе, восхищался им и советовал ученикам ходить к нему за благословением и советом. Он даже просил похоронить себя с ним в одной могиле, но ученики, не желая терять благодать, исходившую от тела прп. Марона, не согласились выполнить эту просьбу.

Св. Полихроний так старался во всем подражать духовному отцу, что в нем, словно в восковой печати, видели отражение всех добродетелей Зевина. Однако, опасаясь тщеславия, он отказался носить вериги. Вместо этого он под каким-то предлогом попросил принести ему в келью огромный дубовый пень, который один человек едва мог поднять. Ночью, а иногда и днем, он клал его себе на плечи и часами стоял так, предаваясь созерцанию. Когда же кто-нибудь приходил, он прятал пень в угол и принимал посетителя, целуя ему ноги независимо от его общественного положения и прося помолиться о нем Богу. Св. Полихроний отказывался от любой милостыни, которую ему предлагали, прося своих благодетелей самим раздать все бедным. Лишь после долгих уговоров друзьям удалось поселить подвижника в небольшом домике, чтобы помочь его телу, изможденному болезнями.

Как вознаграждение за великие лишения, Божественная благодать процвела в нем многочисленными чудесами. Однажды в засушливый день он отказался благословить сосуд для масла, который принесли ему священники, но предложил им помолиться вместе. Как только Полихроний воздел руки к небу, чтобы призвать помощь Божию, сосуд наполнился до краев и масло полилось на землю.

Феодорит Кирский, пламенный почитатель местного монашества, видя, как изможден старец преклонным возрастом и болезнями, настоял на том, чтобы он принял двух сподвижников себе в помощь. Через некоторое время Моисей и Дамиан приобрели ту же строгость и всенощную молитву, что и старец. Моисей остался с ним, чтобы помогать святому, а Дамиан поселился в близлежащем селении в такой же бедности, как учитель. Словно в зеркале, отражались в нем та же простота, мягкость, доброта слов, нежность в отношениях с людьми, духовная бдительность. Он так же просто питался и так же простаивал всю ночь в молитве. Казалось, будто душа Полихрония вселилась в его тело.

Так, подражая каждый своему духовному отцу, эти святые подвижники обрели подобие Божие и указали нам, через послушание, простой путь к обожению.

* * *

618

Феодорит Кирский. История боголюбцев, 24 // SC 257,138.


Источник: Синаксарь: Жития святых Православной Церкви: В 6 т. / Адаптир. пер. с франц. / авт. сост. иером. Макарий Симонопетрский - М.: Изд-во Сретенского монастыря, 2011. / Т. 3. Январь-февраль. - 912 [52] с. ISBN 978-5-7533-0553-4 (т. 3)

Комментарии для сайта Cackle