иером. Макарий Симонопетрский

Источник

Память свят. Андрея, архиеп.Критского

Cв.Андрей родился в Дамаске ок.660 г. Тот, кого позже стали называть благозвучнейшим из песнопевцев, от рождения и до семи лет был лишен дара речи. Разрешившись от немоты силой Святого Причастия, он стал проявлять с тех пор исключительные дарования, особенно в искусстве красноречия и в изучении Священного Писания. Родители отдали его на служение в храм Воскресения в Иерусалиме39, и местоблюститель патриаршего престола Феодор (674–686) сделал Андрея своим духовным сыном. Ему удалось разглядеть в юноше задатки, развивая которые он готовил его себе в преемники. Несмотря на молодость Андрея, Феодор назначил его нотарием патриархата. В обязанности нотария входило ведение всех церковных дел. Именно в этом звании вскоре после Шестого Вселенского Собора (ок.685) Андрей был послан в Константинополь с двумя святыми старцами, чтобы представить исповедание веры своей Церкви и присоединиться к осуждению монофелитской ереси40.

Оба его спутника возвратились в Палестину, а св. Андрей остался в столице, ибо нашел там более благоприятные условия для молитвы, обучения и апостольской деятельности, к которой подвигал его Господь.

Вначале он вел уединенную жизнь, но как нельзя удержать пламя под спудом, так и его богоугодная жизнь и сила его слов о спасении души не могли не дойти до императора и патриарха. Тогда он был рукоположен в диакона.

Ему поручили наблюдать за приютом Святого Павла и больницей для бедных, расположенных в квартале Евгения. Почти два десятилетия он усердно, без устали управлял этими благотворительными заведениями, расширив их и превратив в пристань спасения, призывая насельников к покаянию и наставляя на путь богоугодной жизни. Он столь преуспел на этом поприще, что был хиротонисан в архиепископа Критского (между 692 и 713).

Св.Андрей еще находился в столице и только готовился приступить к исполнению обязанностей, как Филиппик, узурпировав престол, низложил патриарха Кира и возвел на его место Иоанна VI, чтобы отменить решения Шестого Вселенского Собора и возродить монофелитскую ересь. Под давлением властей архиепископ был вынужден присоединиться к этому деянию. Но как только Филиппик был отстранен от власти (713), он отрекся и твердо признал положения истинной веры, утверждающей две воли во Христе.

Со дня своего появления в кафедральном соборе гор.Гортины святой пастырь призывал иереев достойно служить Господу, став вместилищем Его милости, чтобы достойно передать верующим божественный свет. Он произнес много праздничных проповедей во имя Господа, Богородицы и святых, которые составляют одну из ценнейших частей святоотеческого наследия и являются достойным украшением церковных празднеств. С непревзойденным искусством преподобный составил множество гимнов, сохранившихся в наших богослужебных книгах.

Он является автором Великого канона41, который читается в Великий пост и вот уже в течение многих веков неизменно вызывает у верующих спасительные слезы раскаяния. Создание этого величественного гимна заслужило ему имя Тайноводителя покаяния. Святой вспоминает тех грешников и праведников Ветхого и Нового Заветов, которые могут служить примером обращения и покаяния. Кающегося грешника, который в начале поста отождествляет себя с Адамом, сидящим у врат рая, примеры из Священного Писания приводят к пониманию того, что, повторив в своей жизни все грехи мира, он лишь слезами, подвигом и молитвой может ожидать освобождения от них от Христа, Спасителя всего мира.

Архиепископ Критский явился не только проповедником и песнотворцем. Он восстанавливал церкви и монастыри, основал церковь, посвященную Пресвятой Богородице, в память о знаменитом Влахернском храме в Константинополе. Он основал также приют для болящих, стариков и бедных, причем не только поддерживал их материально, но и часто посещал, сам ухаживал за калеками и словами приносил им Небесное утешение.

Во время одного из многочисленных арабских набегов на о. Крит святой иерарх, укрывшись с жителями в крепости, одной лишь молитвой оборонял их от осаждающих и обратил неприятеля в бегство, во время которого многие из арабов погибли. В другое время он, проливая потоки слез, спас остров от засухи и отвратил мор своими молитвами и бдениями. Подражая Христу, он стал всем для всех (1Кор.9:22).

Через некоторое время архиепископ отправился в Константинополь. Там он поддерживал христолюбивый народ в почитании святых образов, против которых выступал в то время император Лев III. Получив от Господа откровение о своей скорой кончине, св. Андрей призвал к себе близких и сообщил, что епископат не увидит его больше живым. Через некоторое время он сел на корабль и отправился на Крит. Во время остановки на о.Лесбос42 (4 июля 740) он отошел ко Господу.

* * *

39

Согласно другим источникам, он принял постриг в монастыре Святого Саввы Освященного, где прошел послушничество.

40

Иерусалимская Церковь в то время была под властью арабов и смогла послать на Собор только одного представителя.

41

Великий канон поется по частям на повечериях первой седмицы Великого поста, а целиком – в четверток пятой седмицы. Составленный из более чем 250 тропарей, он представляет собой один из первых примеров этого гимнографического жанра, заменившего собой кондаки. Согласно некоторым свидетельствам, Андрей составил его после своего возвращения к Православию, раскаиваясь в совершённом временном отступничестве.

42

Согласно другим источникам, он был сослан на Лесбос императором Львом III за то, что выступал против иконоборчества.


Источник: Синаксарь: Жития святых Православной Церкви: В 6 т. / Адаптир. пер. с франц. / авт. сост. иером. Макарий Симонопетрский - М.: Изд-во Сретенского монастыря, 2011. / Т. 6. Июль-август. – 896, [56] с. ISBN 978-5-7533-0556-5 (т. 6)

Комментарии для сайта Cackle