Д.А. Эристов

Источник

Никола юродивый (салос) Псковский

Никола, юродивый (Салос) Псковский. Житие сего блаженного в подробности неизвестно; на гробнице его в Троицком Псковском кафедральном соборе написано: «преставился святой, праведный Николай, Псковский чудотворец в лето 7084 (1576) февраля 28 числа». – Когда царь Иоанн Грозный готовил Псковитянам участь Новгорода, думая, что они хотели изменить России: Псков обязан был своим спасением начальствовавшему там доброму князю Юрию Токмакову и благочестивому отшельнику Николе, по прозванию Салосу. Они спасли город от гнева царского, один – счастливым советом, другой – счастливою смелостью. – 1570 года, в субботу второй недели Великого поста, царь ночевал в монастыре на Любатове близ Пскова, где в ожидании приближающейся грозы, никто не смыкал глаз. В полночь услышал Иоанн благовест и звон церквей Псковских; он вообразил живо, с какими чувствами идут граждане к заутрене, в последний раз молить Всевышнего о спасении их от гнева царского. Сердце его смягчилось; он сказал Воеводам своим: «Иступите мечи свои о камень, да престанут убийства!».

На другой день, вступив в город, Иоанн с изумлением увидел на всех улицах перед домами столы с яствами (так было сделано по совету князя Юрия Токмакова); граждане, жены их, дети преклоняли колена, встречая царя с хлебом и солью. Предание говорит, что в это время Никола, под защитою своего юродства сев, по примеру детей, на палочку, подъехал к Иоанну, говоря беспрестанно: «Иванушко! Иванушко! покушай хлеба – соли, а не христианския крови?». Государь приказал его схватить, но блаженный стал невидим. Сим пораженный Иоанн забыл гнев, слушал молебен в храме Троицы, поклонился гробу св. Всеволода-Гавриила, и зашел потом в келью к старцу Салосу Николе, который не побоялся обличить властителя в кровопийстве и святотатстве. Пишут, что он предложил Иоанну в дар кусок сырого мяса, и когда Царь сказал: «Я христианин, и не ем мяса в великий пост». – Пустынник ответствовал: «Ты делаешь хуже: питаешься плотию и кровию человеческою, забывая не только пост, но и Бога!», грозил ему, предсказывал несчастья, и так устрашил Иоанна, что царь немедленно выехал из города; жил несколько времени в предместье, дозволил воинам грабить имение богатых людей, но не велел трогать иноков и священников, взял только казны монастырские и некоторые иконы, сосуды и книги. В архивной Псковской летописи сказано, что Иоанн, не внимая глаголам Николы, повелел у Св. Троицы снять колокол, и что того же часу падет конь его лучший по пророчеству святого. Иоанн вскоре после того возвратился в Москву. На гробнице Николы Салоса написан ему тропарь и кондак. Память его местно чтится, во Пскове, 28 февраля241.

* * *

241

Ист. Княж. Псков. III, 79–81. Повесть о начале Псков. монаст. стр. 106. М. 1807 г. Ист. Кар. IX, прим. 297 и 298.


Источник: Словарь исторический о святых угодниках православной российской церкви. - Санкт-Петербург : тип. II Отд-ния Собств. е. и. в. канцелярии, 1835. - [2], VI, 303 с.

Комментарии для сайта Cackle