С. Девятова

Схиархимандрит Иларион (Удодов) (1862–1951)

Схиархимандрит Иларион (Удодов) родился 20 сентября 1862 года в крестьянской семье в селе Буйлова Воронежской губернии, во святом крещении получил имя Иоаким. (Он был старшим сыном в семье.)

 Иоаким в юности обучился кузнечному ремеслу, любовь к труду в годы безверия спасла ему жизнь. Когда ему было около двадцати лет, он ушел на Афонскую Гору и поступил в Свято-Пантелеимонов монастырь. Вскоре он был пострижен в мантию с именем Иларион, нес послушание кузнеца. Однажды, работая на строительных лесах, он упал с высоты около тридцати метров. Его, как находящегося в безнадежном состоянии, постригли в схиму, оставив при постриге имя Иларион. По Промыслу Божиему ему суждено было окрепнуть. (О постриге в схиму подвижник никому не говорил до глубокой старости).

Когда во время сильного землетрясения барабан с куполом монастырского храма дал трещину, отца Илариона благословили его укрепить. Отец Иларион горячо молился, просил, чтобы Господь вразумил его, как лучше выполнить эту сложную работу, и во время богослужения его осенило, он понял, как это сделать. С Божией помощью отец Иларион выполнил сложную техническую работу. Позже, когда барабан уже был надежно укреплён, приехали греческие инженеры, они высоко оценили работу мастера, а когда узнали, что работа велась без чертежей крепления купола, очень удивились.

В 1905 году отца Илариона, который уже был рукоположен в сан пресвитера, и его старца, схиигумена Кирилла, послали по послушанию в Россию на сбор пожертвований для монастыря. По Промыслу Божиему им суждено было остаться на Родине.

С 1914 года  по 1923 год отец Иларион подвизался в московском Сретенском монастыре. В тридцатые годы стал духовником сестер Иоановского женского монастыря. Жил батюшка в келье при деревянном храме преподобного Сергия на монастырском хуторе, в котором и служил. Когда 20 мая 1931 года храм был закрыт, отца Илариона пригласили в храм Владимирской иконы Божией Матери, который находился неподалеку от Ивановского хутора в селе Виноградово, в трех километрах от станции Долгопрудная.

На хуторе в то время строили государственный завод, а отец Иларион помогал рабочим при строительстве. За эту помощь начальство завода выделило транспорт для перевозки церковного имущество на новое место служения батюшки.

На новом месте старцу удалось  привести в порядок храм, в котором ремонт не производился  несколько десятилетий. Восьмидесятилетний старец не только контролировал ремонтные работы, но часто и сам принимал активное участие в работе. С Божией помощью он даже забирался на купол, чтобы  осмотреть крест.

Трудами отца Илариона в храме был устроен левый придел во имя преподобного Сергия Радонежского. В новом приделе отец Иларион устроил небольшие хоры для певчих, такие же хоры пристроил и в уже существующем, правом приделе во имя святителя Николая Чудотворца.

Он старался помогать налаживать хозяйство и односельчанам, однажды отец Иларион откликнулся на просьбу жителя села Виноградово починить обветшавший пол в доме. Хозяин дома попросил сделать и люк в подпол. Когда работа была закончена, хорошо подогнанную крышку люка невозможно было заметить. Хозяин был очень доволен.

В 1936 году настоятель храма протоиерей Константин Сперанский был арестован (он погиб в лагере). Когда собирались арестовать  отца Илариона,  местные жители вступились за искусного мастера-бессребреника. Представители власти были вынуждены смириться, старец остался в селе. Всю жизнь подвижник трудился, а во время работы шептал Иисусову молитву. Его молитвой освещалась вся округа.

По свидетельству современников, старец был среднего роста, худощав, имел выразительные рабочие руки с широкими ладонями. Лицо у старца было выразительное, с небольшим лбом, запоминающееся навсегда: большие подвижные темно-карие глаза, которые он то широко открывал, то, говоря, совсем прищуривал. Нос у него был короткий и широкий, старец имел большую белую бороду, такие же волосы, маленькую короткую шею, крепкое телосложение. При разговоре любил слушать собеседника, молча наклонившись.

Вся жизнь подвижника была связана с трудом. Он говорил: «Леность муку вечную ходатайствует». «Не люблю сидеть без дела, люблю постучать»  (Любую работу он выполнял необычайно искусно и не брад за неё плату.)

Распорядок дня о. Илариона выглядел следующим образом: ежедневно он вставал в 4 ч. утра, 2 часа совершал келейное правило, после чего пил святую воду с просфорой и в 6 ч. утра начинал ежедневную работу. Вечером, облачившись в короткую келейную мантию и епитрахиль, снова вычитывал по богослужебным книгам вечерню и утреню, пел вполголоса стихиры, кадил маленьким кадилом.

            Отец Иларион любил церковные службы. Говоря возгласы, он иногда делал упор на некоторые слова, особенно их выделяя. Так, например, «...Христос, истинный Бог наш» подчеркивал, выделяя последние слова. Служил он истово, с большим чувством, удивительно просто и аккуратно.

Избранник Божий, будучи настоятелем храма в Виноградово, сподобился стать хранителем величайшей святыни. Во время Великой Отечественной войны под престолом Владимирского храма села Виноградово находилась святая глава преподобного Сергия Радонежского, переданная старцу на хранение его духовным сыном Павлом Голубцовым.  Когда в апреле 1946 года  Троице-Сергиева Лавра была вновь открыта, отец Иларион вернул святыню в обитель. Он был избран братским духовником. В  Лавре подвижник  подвизался чуть больше года, а затем вновь вернулся в село Виноградово, где тогда настоятелем был его родной брат, протоиерей Петр.

К мудрому старцу всегда стекались люди, он умел дать мудрый совет и утешить в трудную минуту. Старец всех призывал к любви, к покаянию и соблюдению заповедей Божиих, он  говорил духовным чадам: «Заповеди Господни знаешь – их надо исполнять».

Батюшка отличался исключительно большим смирением «Не люблю властвовать над людьми». Немногословный старец, всегда творивший непрерывную Иисусову молитву,  обращавшимся к нему за советом людям говорил: «Молчание никогда не раскаивается». Библейская притча: «Кто хранит уста свои и язык свой, тот хранит от бед душу» и самому старцу помогла дожить до глубокой старости и сохранить от бед свою душу. (Притча 21,23)

Священник Владислав Мишин  отмечает: «Целомудрие, по слову преподобного Иоанна Лествичника, есть чистота души и тела. Вся подвижническая жизнь старца была направлена на стяжание этой добродетели...

Добродетель терпения была постоянной спутницей отца Илариона. Матерь всех благ и совершительница всякой добродетели – любовь, писал святитель Иоанн Златоуст. Все, кто соприкасался со старцем во дни его земной жизни, чувствовали этот особый дух, почивающий на верных служителях Христовых... »

15 марта 1951 года схиархимандрит Иларион отошёл ко Господу, его похоронили в ограде Владимирской церкви, близ северных дверей храма. Память о великом молитвеннике и труженике до сих пор живёт в сердцах верующих людей.

(В основу очерка вошло жизнеописание подвижника, составленное священником Владиславом Мишиным по материалам, предоставленным игуменом Андроником (Трубачевым) из архива архиепископа Сергия (Голубцова).


Источник: Старцы и подвижники XX-XXI столетий : [жизнеописания, воспоминания современников, поучения, подвиги и чудеса, молитвы] / [авт.-сост. С. Девятова]. - Москва : Артос-Медиа, 2011. - 393, [3] с. (Современный патерик). ISBN 978-5-9946-0176-1

Комментарии для сайта Cackle