С.Е. Недумов

Источник

Месяц Февраль

1 февраля

Повесть о святом Венедикте

В Римской стране инок, именем Венедикт, муж святой жизни, совершивший великие чудеса, воскрешавший даже мертвых, от юности возлюбил Христа, отдавшись вполне всем строгостям монашеского жития. Св. Венедикт был весьма милосерд к нуждающимся, готов будучи отдавать им последнее. Не только сам святой угодник не имел ничего, но и братия монастырей, где святой настоятельствовал, приходили на жительство в крайнем убожестве, отдавая бедным все, что случалось приобретать. Однажды к св. Венедикту приходит муж православный и просит Христова угодника уплатить долг. Не имея ничего, чем бы помочь нуждающемуся просителю, ответствовал святой: прости меня на сей раз, но приди после ко мне, и я помогу тебе. Когда удалился проситель, святой стал на молитву, прося Господа помочь несчастному должнику. По прошествии двух дней, муж тот опять является к св. Венедикту с прежнею просьбою. И вот, видит угодник Христов, что поверх сосуда, стоявшего в келлии его с сочивом, лежат 12 золотых монет. Взяв златицы те, подал святой просителю, сказав: отдай сие заимодавцу твоему, а одну монету оставь у себя ради потребностей по дому своему. Вот что совершает всемогущая милостыня и нестяжательность ради Христа.

2 февраля

Слово о исходе души из тела св. Григория Папы Римского

Хочу рассказать вам одну историю, (в подлиннике: притчу), которую прошу выслушать со страхом. Отец мой имел трех сестер, кои все сохранили чистоту свою. Вот имена их: Тарсила, Емилиана, Гордиана. Все cии три сестры в один день приняли иночество, поместившись в одной келлии. – Две сестры Тарсила и Емилиана, возжелав всею душою достигнуть вечного спасения, проводили жизнь свою в посте и молитве, но третья сестра Гордиана мало по малу начала отступать от правил иноческой жизни, и соблазнившись пустою прелестью мира, вступила в сообщество с подругами мирскими. Сестры ее всячески старались возвратить на путь иночества, но не успели в том, – и сестра их вышла наконец замуж. Один раз в полночь, когда сестра моего отца, Тарсила, молилась Господу, явился ей усопший дед мой Феликс, епископ Римской церкви и сказал: смотри, я скоро приму тебя в светлую обитель, и вот в тот час напала лихорадка на нее. Когда около смертного одра ее предстояли окружающие (в том числе и мать моя), больная, воззрев вверх, увидела Господа нашего Иисуса Христа, и обратилась к предстоящим, говоря: отойдите отсюда, Господь Иисус Христос идет сюда, и тот час душа больной разлучилась с телом, и благовонием наполнилась горница, где стоял одр ее. При омытии тела усопшей увидели тогда, что от частых и долгих молитвенных коленопреклонений, кожа на коленях чрезвычайно отолстела.

По прошествии некоторого времени усопшая Тарсила явилась другой сестре моей Емилиане, говоря: Рождество Христово я без тебя праздновала, но с тобою буду в день св. Богоявления, отвечала сестра ей: Кому же я оставлю сестру мою Гордиану? Тарсила отвечала: Гордиана считается уже принадлежащею миру. И вот, незадолго до праздника св. Богоявления отошла к Господу Емилиана. Обратите внимание: все три сестры возлюбили Господа всем сердцем своим, но не все совершили одинаково до конца подвиг свой. Так истинно сказано Господом в Евангелии, много званных, но мало избранных. Две сестры восприяли вечную жизнь, и одна нескончаемую муку. Ибо сказано: никто же взял орало, и зря вспять, управлен есть в царствии небесном.

Для того рассказал святой Григорий историю cию, да почиет на вас страх Божий, да прилепится ко Господу всею душою своею, и милость Христа да пребудет с вами.

3 февраля

О добрых и злых желаниях

Один брат вопросил старца, что называется добрым делом и злым желанием? Старец ответствовал: все удовольствия плотские – мерзость пред Господом есть. Сам Христос для спасения указал тесный и прискорбный путь. И тот, кто шествует путем сим, добро творит; и кто оказывает воздержание во всем, тот творит себе скорбь по своей воле. Апостол Павел говорит о себе в послании, что он умерщвляет тело свое и порабощает, да некако иным проповедуя, сам неключим будет.

Повесть о разбойнике, получившем спасение

К авве Зосиме пришел однажды разбойник, прося, его принять на покаяние в обитель, как согрешившего весьма. Отец Зосима принял его, постригши его в монашество, но после сказал ему: ты оставаться не можешь здесь, потому что начальство узнает о тебе и возьмет тебя. Дабы избавиться от сего, иди в дальний монастырь. Разбойник тот послушал отца, и водворился на краю города в монастыре одном, где пробыл девять лет. После сего пришел он опять к о. Зосиме, прося у него одежду мирскую. Старец удивился тогда, вопросив: чего ради ты хочешь оставить иночество? Отвечал ему человек тот: я верую, что Господь простил мне бесчисленные мои согрешения, но вот, когда иду в церковь Божию, предстает предо мною одно дитя, говоря: за что ты, убил меня? Посему я сам желаю убиен быть за то дитя. После сего изшел он из монастыря, и будучи взят начальством, был убит как преступник. – И простил Господь грехи ему, и причтен он к лику святых.

4 февраля

Память Преподобного отца нашего Николая Игумена Студийского

Сей преподобный, желая увидеть сродника своего, пришел в Константинополь, где узнал, что его родственник Феодор вступил в число братии Студийской обители, тогда и сам вступил в монашество, где прошед все послушания, достиг священнического чина. Ho после сего, осужден был на изгнание вместе с родственником своим Феодором, по указу Льва иконоборца, от коего претерпели много мук. По смерти Льва иконоборца, Феодор с преподобным Николаем, пришли в Халкидон, где приняты были патриархом Никифором. Спустя немного после сего, по распоряжению царя Михаила, еще претерпели изгнание, в коем многострадальный Феодор скончался. После многих бедствий, блаженный Николай взыскан был царем Василием Македонянином, вступившим на царский престол после государей иконоборцев, Василий поставил св. Николая игуменом Студийской обители. После многих подвигов и трудов, святой Николай скончался в 75 лет.

Повесть, показывающая достоинство молчания, смирения и надежды

В обителях св. Антония жил один отшельник, преуспевая в добродетели, многие, приходившие к нему, получали пользу от него, слушая его поучения, и видя его дела. Враг рода человеческого, искушая его, вложил мысль отшельнику тому такую: недостоин я, чтобы мне служили другие, и я служить другим также не достоин; посему нужно мне самому работать только для себя. Внимая таковым внушениям, отшельник тот оставил свое уединение и отшел во град, для продажи изделий своих, дабы на вырученные деньги достать себе необходимое для жизни. Но вместе с тем, искушен будучи диаволом пал в прелюбодеяние во граде том. Поняв искушение врага, сей муж близок был к отчаянию, намереваясь броситься в глубину реки. Но Господь не допустил погибнуть окончательно рабу Своему, много трудов подъявшему ради Христа, светлая мысль осенила тогда вдруг подвижника, что Господь простит ему его согрешение, если он покажет должные плоды покаяния. Тогда опять водворяется в обитель муж сей, заключает двери келии своей для всех, и предается плачу о падении своем. В ночь на праздник Пасхи, Христос явил угоднику Своему знамение, что прощено есть падение его, поставленный светильник пред иконою, невидимою рукою возжегся и прежде смерти муж сей узнал день ее по внушению свыше.

5 февраля

Одна знаменитая и богатая девица из Рима раз пришла в Каноп, где находился св. Арсений, дабы видеть св. старца, будучи наслышана о великих делах его. Прежде она обратилась к архиепископу, который передал ее желание св. Арсению, но святой старец не пожелал принять ее в келлию свою. Тогда дева та решилась, во что бы то ни стало, видеть святого, она поехала к нему, не смотря на его отказ. По Божию смотрению случилось так, что, когда подъехала дева та, старец находился вне келлии своей, и увидев его, пала дева та к ногам его. Святой гневно поднял ее, сказав, если хочешь смотреть лице мое, то смотри! От стыда дева та потупила взор свой, а старец между тем продолжал речь свою: мало тебе, что ты слышала о мне, ты захотела видеть меня, и как же ты без согласия пришла сюда? Ты женщина, и не должна входить ко мне. Дева та, в смущении и страхе просила святого молиться о ней, но старец отвечал: я молю Бога, дабы Он изгладил во мне всякое воспоминание о тебе. Тогда в смущении и смирении возвратилась девица та от святого Арсения.

Пришед от святого, внезапно заболела она горячкою, когда слух о ее болезни дошел до архиепископа, то он навестил ее, и спросил не знает ли она причины внезапной болезни своей? Девица отвечала ему: лучше бы мне не ходить к св. Арсению, я так расстроилась, посетив его, что умираю от скорби. Архиепископ сказал тогда: ты знаешь, что враг всегда смущает подвижников чрез женщин, от того так гневно и обошелся святой с тобою. И утешил ее архиерей и успокоившись, возвратилась дева та на родину свою.

6 февраля

Повесть о Павле Епископе

Один из отцов рассказывал нам об одном Епископе, именем Павле, что он оставил свою кафедру и ушел в Антиохию, отыскивал себе пропитание работою, нанявшись к строителям зданий. Начальник города, именем Ефремий, муж благочестивый и милостивый, под руководством коего производилось восстановление того города, разрушенного землетрясением, замечал многократно, что над одним из работников является огненный столб. Недоумевая, что значит чудо cиe, Ефремий призвал к себе св. Павла и начал испытывать от него, откуда и кто он? Когда святой отзывался о себе, как о грешнике, то Ефремий настоятельно потребовал от него объяснения, обещая сохранить тайну его признания. Тогда угодник Христов прямо объявил вопрошавшему: я епископ есть и Господа ради, оставив епископию свою сюда пришел, дабы дневным трудом снискать себе пропитание, ради Господа, а все остающееся отдаю не имущим, зная, что таковыми жертвами благоугождается Бог. Услыша cиe, Ефремий блаженный, воскликнул: О! сколько у Господа никем не узнаваемых рабов есть! и потом обратясь к св. Павлу, сказал ему: продолжай твою милостыню бедным, вот на сих днях Господь возведет тебя на престол Архиепископский граду сему, да спасешь людей его, что вскоре и исполнилось. А те, кои читают историю сию, – подвизайтесь в милостыне и правой вере.

7 февраля

Повесть об одной монахине (черноризице)

Некто о. Иоанн рассказывал следующее: Один юноша, бывши в Иерусалиме, прельстился некоею девицею, именем Мастридиею. Когда дева та узнала мысли юноши, то, дабы погасить в нем страсть, решилась скрыться от взоров его и ушла в одну пустыню, захватив с собою в корзинке немного пищи. По прошествии семнадцати лет один монах, проходя тою пустынею, встретил св. Мастридию. – Желая сокрыть от человека дело своего спасения, святая сказала иноку, что она, случайно зашла в пустыню cию, заблудившись. Но инок по внушению свыше разумев дело ее спасения, сказал: ложь от диавола есть, ты не заблудилась в пустыне сей, но добровольно пребываешь здесь. Тогда святая подробно рассказала иноку тому всю историю свою, объяснив, что, с тех пор как поселилась она в пустыне сей, не оскудевает пища ее в корзинке ее. Тогда инок прославил Господа, видев великую угодницу Его.

8 февраля

Из отеческих писаний сказание о Зиноне Монахе

Нам рассказывали об Зиноне иноке, что он желая посетить одного брата, заблудился, и, находясь трое суток без пищи, близок был уже к смерти. В таком положении явился ему отрок, имея в руках хлеб и воду, со словами: возьми, вкушай и пей. Тогда о. Зинон, трижды сотворив молитву, вкусил пищи той. Отрок же тот (Ангел Божий), сказал ему: чем более шел ты, тем более удалялся от келлии твоей, но иди по указанию моему; – и вдруг о. Зинон явился в келлии своей и невидим стал тот отрок.

Св. Ефрема Сирина к богатым и бедным

Имея богатство, данное тебе Господом, не скрывай его. Если ты желаешь себе истинного счастья спасения, то раздавай имение твое нуждающимся, не жалея оного. Тот, кто поступает таким образом, и живя в мире, получает милость от Господа, который на молитву Милостивого: по милости Твоей спаси мя, – ответит: за милосердие твое спасу тебя. Не говори: это мое имущество, но рассуждай так: это имущество поручено мне на время, и я, как хранитель, должен раздавать требующим. То, что имеешь ты от Господа, отдавай тем, кому повелел Господь, т. е. бедным. Не заботься много о жене и детях, если их имеешь, поручи их Господу, Коего и милость и богатство не истощимы. Земное имущество можно уподобить реке, которая течет и оно также уходит, и опять приходит, как речная вода. Черпающие воду не заботятся о том, что не достанет ее для других, так и ты не заботься особенно о своих наследниках. – Если случится пожар или нашествие врага, то имущество не спасет от бедствия. Но ты прославляй Христа за то, что дано тебе и моли Его, да даст тебе безбедно прейти время живота. Лучше всего размышляй постоянно о душе своей, у тебя одна она, одна у тебя жизнь, и одна смерть. Посему заботься на земле о душе твоей, проси у Господа прощения грехов своих, христианской кончины живота своего, и жизни вечной в обителях Отца Небесного. Обитель небесная стоит цены всего мира, но она приобретается милостью, которая ценится не количеством раздаваемого, но сердечным расположением. Упоминаемые в евангельской притче десять мудрых дев наполнили сосуды свои милостью, и получили небесное царство. И с тобою всегда да пребудет милостыня, как пишется в книгах: Милостыня мужу aки печать с ним. И если ты будешь милостив, ничто сопротивное не прикоснется тебе, всякий увидит, что ты с царскою печатью шествуешь царским путем. Богу нашему слава всегда, ныне и присно и во веки веков.

9 февраля

Из Патерика повесть

В одном из скитов поселился на жительство некто римлянин знатный родом, по прежней должности, человек придворный. Вместе с ним жил один из его рабов. Дивились все смирению его, что он из такого знатного рода, принял на себя образ монаха. И прожил он в скиту том двадцать пять лет, упражняясь в делах милосердия и смирения, и достигнув дара прозорливости!

Один египетский инок, слыша о великих добродетелях человека того, возжелал его видеть, и пришел к нему, лобызал его и, сотворив молитву, сели они беседовать. Монах египетский соблазнился о нем, видя его облеченного в одежду изрядную, имеющего постель с малым возглавием, и обутого в обувь. Старец провидел соблазнение гостя своего, и приказал служащему рабу своему подать обед им обоим. Поутру инок оставил старца, не получив от него пользы для души своей, старец послал тогда раба своего возвратить ушедшего и когда возвратился тот, начал подробно расспрашивать его: кто он, откуда, как жил прежде, и как жительствует ныне. Оказалось то, что пришедший инок прежде терпел нужду и бедность, но в последнее время наслаждается более выгодным положением. Тогда старец подробно рассказал гостю своему о себе: как прежде он в царском дворце имел все с избытком, но ради Христа, всё оставив, пришел в скит сей. Тогда египетский инок сказал: о! горе мне, я от скорбей пришел к покою, а ты, наоборот, от спокойствия пришел к бедам и лишениям, и таким образом получил пользу душе своей. С тех пор стали друзьями оба лица сии и посещали друг друга, беседуя на пользу душ своих.

Иная повесть из Патерика

Одному брату в некотором ските не давала покоя память об одной женщине. Случайно по божескому смотрению, раз пришел к нему один монах и сообщил, что женщина та умерла, не зная, что она соблазняла того, кому сообщил он известие то. Узнав о смерти жены сей, инок тот, взяв полотенце пошел на кладбище и, раскопав могилу, отер гной покойницы. Когда восставало искушение на него, то он клал возле себя полотенце то, и утихало плотское вожделение его.

Из поучения св. Иоанна Златоустого

Тот называется разбойником, кто грабит ближнего своего, одинаково должно назвать сим же именем и того, кто, имея богатство, не помогает просящему бедняку. Имей всегда в памяти своей второе пришествие Сына Божия, Господа нашего Иисуса Христа, воображай, что сидит на престоле Правосудный Судия, книги разогнуты и все тайные дела обличаются. Представь картину неугасимого огня, клокочущей огненной реки, множества Ангелов, окрест престола Судии стоящих, а род человеческий весь предстоит, отдавая отчет в делах своих. Корень всякой добродетели есть воздержание, и наоборот, корень всякого греха кроется в прельщении.

Не следует злословить праведника, делающие то, тяжко грешат пред Господом. Всякий человекоугодник, ищущий только славы человеческой, не узрит небесного царствия хотя бы и творил некоторые добродетели. Три пути ведут к Богу: вера, страх и учение. Верх смирения заключается в перенесении всех напрасных клевет с радостью. Смиренномудрый не смущается обидами, ему наносимыми, и не жалуется на обидчика, даже не оправдывается в ложном оклеветании, но как виновный, просит прощения. Были люди, кои добровольно принимали на себя поношение, будучи не таковыми в действительности, как о них думали другие. Да будет известно, что разные грехи и исцелены, могут быть разными способами, а потому много нужно иметь ума и опытности пастырю словесного стада Христова, дабы знать, какое лекарство дать, какому грешнику. Богу нашему слава.

10 февраля

Видение Марка монаха

Отец Марк жил в глубоком одиночестве, в одной из обширных пустынь. Далее от пустыни в сторону находился большой монастырь со множеством братии. Один раз св. старец сидел при пути, и видел диавола, идущего в человеческом образе, в косматой одежде, всего увешанного небольшими плодами. Св. старец спросил диавола: куда идешь ты? отвечал сатана: иду в монастырь тот к братии, и плоды сии для того ношу с собою, дабы соблазнить иноков и если один не будет принят кем, я предложу другой, а таким образом из множества хотя один будет приятен кому-либо и сказав то, сатана пошел к монастырю. Св. старец остался на месте своем при пути, дабы дождаться возвращение искусителя. Когда опять увидел святой возвращающегося диавола, опять вопросил его: успешно ли дело твое? и отвечал сатана: нет, плохо. Почему же сказал святой. Никто из монахов не принимает меня, отвечал диавол, только один слушает меня. Святой вопросил тогда: как имя монаха того? и когда сатана назвал его, св. Марк пошел в монастырь тот. Братия монастыря, увидя идущего к ним святого отшельника, вышли в сретение ему, желая каждый принять его в келлию свою. Но святой вопросил того инока, имя коего назвал диавол, инока сего звали Ферапонтом, который и принял святого, радуясь. Вопросил святой Ферапонт: как живешь ты? Он же стесняясь открыться пред ним, отвечал: хорошо живу молитвами твоими, а святой начал изведывать у него, не смущают ли его какие мысли, и сказал: вот я, уже сколько лет прохожу постническое житие и от всех заслужил почитание, но дух любодеяния иногда нападает на меня. Тогда Ферапонт откровенно сказал ему: на меня особенно нападает дух сей. Тогда св. Марк заповедал иноку тому изучать св. Евангелие, и слушать святоотеческие писания, а на злые мысли не соизволять, и наставив его на путь спасения, отшел в пустыню свою.

По прошествии некоторого времени, опять Христов угодник встретил на пути диавола, идущего в тот же монастырь, и на возвратном пути узнал святой от диавола, что Ферапонт уже более не поддается искушениям и уверял демон святого, что не пойдет теперь в монастырь тот до следующего года. Так Христов угодник спас брата своего и посрамил хитрость диавола.

Из Патерика о плаче

Некто старец из монастыря Великого Антония пошел в город с одним из учеников своих, где и пробыл около недели. В городе, на кладбище смотрели они, как многие мужчины и женщины плакали на могиле своих родных, тогда старец обратился к своему ученику с такими словами: смотри, что делают сии, поверь мне, если мы не сотворим того же, то можем погибнуть.

По возвращению в обитель и старец, и его ученик сделали два гроба себе, и ежедневно поутру плакали о душах своих, как о мертвецах. По прошествии некоторого времени ученик сказал старцу: душа моя находится в таком состоянии, что я не могу плакать: (в подлиннике. жестока ми есть дума); старец отвечал: постарайся немного преодолеть себя, ибо, если Господь уязвит сердце человека, то уже не отыдет от него болезнь сердца, но пробудет до смерти с ним.

После сего, старец заметил, что брат его пресытился, ибо пришли к нему посетители. Тогда наедине старец сказал ему: Плач тоже есть, что светильник и если небрежно будешь наблюдать за ним, то угаснет, а гаснет он от многоядения и излишнего сна. Любящий Христа во всяком деле должен свидетельствовать любовь свою. Брат вопросил его: объясни мне мысль cию отче, и отвечал старец ему: вот тебе наглядное объяснение мысли сей, если дадут тебе хлеба хорошего, передай его, если случатся больным, а сам возьми более плохой для себя. Если в день праздничный подадут вино, влей в него уксуса, хотя немного, имея желание угодить Христу, вкусившему оцта, для твоего спасения. Если есть возможность вкусить плодов, не насыщайся вполне, но остави часть, Христа ради. Если имеешь мягкую постель, положи камень в возглавие себе, ради Христа. Если же холодно тебе спать, терпи, памятуя, что есть люди ради Христа вовсе без сна ночь проводящие. Если досадит тебе кто, снеси обиду великодушно, думая, что тобою раздражен тебя огорчивший. Если варишь пищу себе, то не довари вполне, чтобы не было очень вкусно, думая в себе, что есть люди, несравненно меня лучше, но ядущие весьма мало и не вкусно. Во всем прочем живи смиренно и не предавайся праздности, помня, как проводили жизнь святые. Если бы случилось, что смерть посетить тебя в неприятностях и горе, то обретешь покой по кончине своей. Не слушай, если мысль твоя будет говорить тебе, что в великий праздник следует насытиться более обыкновенного, это мнение жидов, а монах должен пребывать в плаче и печали. Если знаешь, что кто- либо гневается на тебя, то пошли ему дар, дабы в день суда ты мог сказать: остави нам Владыко согрешения наши, как мы оставляем своим должникам. Когда придут к тебе близкие и знаемые, то молись Господу, да и отыдут они с миром и радостью. Если же хочешь достигнуть высшего совершенства (плач стяжати хощеши) то наблюдай, дабы все имение твое было чуждо малейших признаков роскоши, простри старание о сем до предметов самых обыкновенных: если имеешь книги, не украшай их дорогим переплетом, не надевай нового одеяния, если старое еще можно носить, у пояса не имей даже платка. Где садишься, не подкладывай под себя ничего, как поступал и отец наш Арсений, но храни себя от всего. Хорошо, если имущество твое будет таково, что в случае нападения грабителей, окажется, что в келлие твоей не нашлось ничего соблазняющего на похищение. Если встретишь какой-либо предмет, хотя бы самый ничтожный, но тобою любимый, или тебе нравящийся, то отойди от него, да покажешь, что ты кроме Христа, не любишь ничего. Если бы случилось, что ты поленился восстать к утрени, то накажи тело твое: не яждь целый день. Скажу тебе, что кто и по немощи не исполнит требования законного, даст ответ Господу, ибо и недужный может приносить Богу, в самом недуге своем, молитву духовную. Если ты оскорбил чем ближнего твоего, то не медли прощения испросить у него. Если кто окажет тебе любовь и уважение, уплати ему тем же большею мерою. Если слышишь о благочестножительствующих, потщися подражать им. Если совершаешь что-либо Богу угодное, то терпи все неприятности тебе, встречающиеся, моля Бога. Если начатую добродетель не доведешь до конца, то обличай себя самого, сознавай свое непотребство и скудость свою, если по вражескому научению впал в плотской грех, то не помышляй о деяние подробно, но молись к Господу так: Господи Ты знаешь грех мой, и если желаешь, можешь очистить меня, я же не смею подробно и вспомнить его. Если ты, жительствуя в пустыне, заметишь, что посещает тебя Господь благодатью Своею, то не возносись в сердце твоем, но помышляй, что Господь, видя немощь твою, являет силу Свою тебе, да сохранит тебя по милосердию Своему от падений, да не погибнешь, если дух любодеяния нападет на тебя, то знай, что причина тому: объядение, излишний сон, человека осуждение, гордость. Кто свободен от сих недостатков, тому брань блуда не наносит поражения. Вообще, старайся проводить жизнь свою в воздержании и умеренности, стараясь всячески помогать требующему.

Повесть, рассказанная старцами, о силе послушания

На одного брата напало некое искушение, и открыл он его авве Ираклию. О, Ираклий в утешение обуреваемому искушением рассказал следующую историю:

Некто из старцев имел одного ученика, просиявшего многолетним послушанием. Случилось, что брань восстала некая на ученика сего, и просил он старца, своего учителя, дозволить ему остаться в уединении. Старец согласился, указав пустынное место, где сделав келлию, старец заповедал ученику тому до субботы не исходить из келлии, но вкушать пищу, если потребуется, спать и пить. Ученик два дня провел по заповеди отца, но на третий нарушил заповедь, изшел из келлии. И вот, к вечеру, возвращаясь к постели своей (в подлиннике: рогозинт), видит он лежащего на ней черного демона, зубами скрежетающего на него.-Тогда в великом испуге от видения поспешил брат к старцу, и пришед, стучать стал в двери его, прося отворить их, но старец, разумев, что ученик не исполнил заповедь, не отверз до утра двери келлии, когда ученик поведал старцу видение, то старец ответствовал: за то тебе было видение cиe, что не сохранил ты заповедь мою и назначил ему старец епитимию (в подлиннике: даде чин ему), а в последствии ученик тот соделался опытным иноком. Богу нашему слава, ныне и присно и во веки веков.

11 февраля

Память св. Феодоры царицы, восставившей Православие

Св. Феодора, жена Феофила иконоборца, не была заражена иконоборческою epecию, в коей находился ее муж. Не смея явно покланяться св. иконам св. Феодора тайно ночью молилась пред оными, имея их сокровенно в спальне своей. По смерти мужа, с восшествие на престол Михаила, сына своего, Феодора показала свою любовь к православию, возвратив из заточения св. Мефодия патриарха, сосланного мужем ее и поставив в церквах св. иконы, изнесенные из них при ее муже. Соборною молитвою она спасла мужа своего от мук по смерти, и исходатайствовала ему живот и спасение.

Повесть об одном грабителе кладбищ

Повесть cия рассказана игуменом монастыря Гиганта в Иерусалиме, именем – Иоанном. Раз пришел к помянутому игумену один юноша, прося слезно принять его в обитель на покаяние. Видя его великое сокрушение, игумен вопросил: для чего ты так сокрушенно просил принять тебя! И отвечал юноша: по истине отче, я грешен весьма. Но игумен сказал на cие: много грехов есть, весьма различных кои и врачуются различно. И если ты желаешь исцеления, открой мне чистосердечно всю душу твою, дабы я мог преподать сообразное врачевание. Тогда юноша со вздохами, бия в грудь себя, облился слезами, не имея сил вымолвить слово. Игумен начал увещевать его, указуя на примеры неизреченного Христова милосердия, изглаждающего всякое согрешение, прибегающих ко Христу с покаянием. Юноша, удерживая слезы, так начал рассказ свой: я, честный отче, исполнен всякого греха, и не достоин неба и земли. Я жил до сего времени в городе. У градоначальника нашего (славянски: старейшины) умерла дочь девица, и погребена на кладбище вне города. Я узнал, что одета была покойница в драгоценные ризы. Тогда, движимый своею закоренелою привычкою к грабительству (славянски: от обычая зла), я пошел на кладбище, открыл гроб покойницы девы, и совлек с нее решительно все, до наготы. Исходя из могилы, я хотел возвратиться в дом свой, но юная покойница удержала меня за руку, обратясь ко мне с такою речью: хорошо ли сделал ты, обнажив меня? Не убоялся ты ни суда будущего, ни воздаяния за поступок твой. Не устыдился ты и того, что я девица. Что скажешь ты Христу? Я при жизни своей сокрыта была от взоров мужчины, а ты по смерти моей всю обнажил меня? Тогда в испуге я просил девицу освободить меня от руки ее, обещая впредь не совершать подобных деяний. Но покойная сказала: не изыдешь отсюда ты, могила моя будет и твоею могилою. Тогда начал клясться я, что не совершу впредь подобного, но покойница ответствовала: если желаешь избавиться беды, то обещай не только избегать подобных деяний, но и отрещися мира, соделаться иноком. Тогда я обещал ей, что по возвращении с кладбища, не зайду в дом свой, но прямо пойду в обитель. И сказала дева: одень меня опять и когда я облек ее в ризы, упокоилась опять она. Выслушав рассказ, игумен принял юного рассказчика, постриг в монашество, и запер в одной пещере внутри обители. С великим рвением начал отшельник проходить уединение, хваля Господа за Его милость. Пробыв некоторое время в покаянии, принял он однажды извещение свыше, что прощен есть грех его и поболев немного, скончался.

12 февраля

Рассказ св. Григория Папы Римского об одном иноке, отданном на снедь змию, но молитвою братии, избавленном от смерти

Рассказывал св. Григорий папа Римский, что один из братии монастыря, где настоятельствовал св. Григорий, был строгой иноческой жизни, исполняя устав иночества со всею строгостью. Из уважения к сему достойному иноку, был принят в монастырь, по бедности, брат его который, по своему образу жизни, не являл ничего свойственного монаху. Случилось, что по причине голода, поразившего целую область, появившаяся болезнь поразила человека сего. Монастырская братия собралась к одру умирающего, дабы молитвою облегчить ему исход из сей жизни в вечную. Больной начал тогда просить, обратясь к братии, да прекратят они молитву свою. „Уже я отдан в снедь змию», говорил он, „но он не может пожрать меня по причине вашей молитвы, глава моя уже в устах eгo (змия), отыдите от меня, да не мучите меня». Тогда братия ответствовали: осени себя знамением св. креста, но больной не мог сего сделать, змий давил тело его, не давая свободы рукам. Когда же братия услышали сие, то пали на землю со слезами молили Христа Бога о помиловании болящего. Больной начал чувствовать себя все лучше и лучше, говоря: слава Господу, змий уже не может пожрать меня, но прогоняемый молитвою вашею, бежит далее от меня. И прошу вас, молитесь обо мне, я обращусь всецело ко Господу и мир сей оставлю совершенно. Господь пощадил раба Своего, больной выздоровел и своими подвигами последующей жизни достиг совершенства, и недолго спустя после сего, скончался, получив милость от Господа Иисуса Христа, кому слава со Отцом и Святым Духом во веки веков.

13 февраля

Из жития св. Мартина милостивого

Св. Мартин, будучи еще молодым, и не просвещенный святым крещением, был настолько милостив к бедным, что раздавал решительно все, что имел. Раздав все, кроме одной ризы, носимой им самим и ножа, св. Мартин встретил раз нищего, и не имея чем помочь ему, стал умолять прохожих, да помочь бедняку, когда мольба св. угодника не подвигла к милосердию проходящих, св. Мартин взяв нож, разрезал на двое одежду свою, и прикрыв себя половиною, отдал другую несчастному. И начали смеяться над ним некоторые, указуя на роздранное одеяние его. Угодник Христов был утешен во сне видением – Господа нашего Иисуса Христа, одеянного одеждою, коею прикрыл наготу нищего, Господь, окруженный сонмом свв. Ангелов сказал святому в сновидении: Мартине! еще не приняв св. крещения Моего, ты одел Меня сею ризою, и Я одену тебя ныне славою пред всем миром, и потом примешь ты царствие небесное. После сего видения св. Мартин приял святое крещение. Слава его милосердия распространилась по всему Миру. Много чудес совершив, воскресив даже мертвых, св. Мартин преставился наконец ко Господу.

Наставление в добродетели

Если кто огорчит тебя, перенеси терпеливо, думая в себе, ради Христа, огорчивший меня много огорчен. Если узнаешь, что кто-либо ненавидит тебя или поносит, пошли ему подарок, какой можешь, да в день суда будет возможно сказать: остави нам Владыко грехи наши, как мы оставляем должником нашим. Если по лености не восстанем рано к службе божественной, накажи постом себя, ибо написано: праздный да не яст. Если кто согрешает по стечению трудных обстоятельств, даже против своего желания, и таковой отдает Господу отчет в делах своих. И от недужного и от находящегося в трудных житейских обстоятельствах может быть приносима молитва духовная. Если ты невыгодно отзовешься о ближнем своем и совесть твоя скажет тебе то, иди тогда, и поклонись до земли брату твоему, говоря: прости меня, ибо я согрешил пред тобою, и более уже не согрешай против ближнего. Если кто из расположения и любви будет тебе оказывать какую почесть, а ты знаешь других, коим также можешь засвидетельствовать любовь и расположение, хотя бы они были хуже тебя, иди и воздай таковым большую почесть, нежели какую получил сам. Если же сего сделать почему-либо не можешь, то внутренне окажи смирение и Бог воздаст тебе мзду. – Вставая от сна, прославь Бога устами своими, поя псалмы, да ум твой от утра до вечера, как жернова мельницы, пусть мелят пшеницу, а не плевелы, кои враг старается сеять в душе человеческой. Когда придет тебе желание сотворить молитву, то знай, что это Ангельское внушение есть. Отходя ко сну, не имей отнюдь в душе греховных вожделений, но паче твори молитву. Молись об очищении от страстей, об избавлении от неразумения, об избавлении грехов и об устранении встречающихся в жизни напастей. – Если впадешь в болезнь, и в нужде откажут тебе, не скорби в сердце твоем, но помышляй так: если бы угодно было Господу, то получил бы я то, что думаю, нужно мне. Если видишь ближнего твоего впавшего в грех, помысли, что диавол соблазнил его, а не сам по себе впал во грех он. Смотри строже за собою, дабы не осудить тебе, ближнего твоего, и чрез то не лишиться благодати Духа Святого. Если кто-либо станет чернить пред тобою ближнего твоего, не соглашайся в суждении с таковым, но останови его, да умолчит или скажи таковому: я сам хуже всех есмь, не могу судить другого, этим спасешь ты и себя самого и судящего ближнего. Ложась на постели помни гроб и размысли, восстанешь ты на утро или нет. Молитва пусть охраняет тебя от всякой скверной мысли, и получишь ты, живя так вся благая от Господа. Ему слава ныне и присно и во веки веков. Аминь.

15 февраля

Из Патерика – повесть об одном иноке, за оскорбление от братии, переходившему из монастыря в монастырь

Один инок жил в общежительном монастыре, исполняя все правила устава, вся братия любила его, кроме одного инока, от коего терпел он оскорбление. Желая избавиться от обиды ушел оскорбляемый из обители, где жил в другую. В новой обители опять нашлись новые оскорбители, вместо одного, уже двое.

Тогда опять, избегая неприятностей, перешел оскорбляемый в иной монастырь, где вместо двух не расположенных к себе, встретил уже пятерых. Тогда исходя из сей последней обители, прежде чем войти в новую, сел инок тот взял бумагу и начал так размышлять с собою: если буду слушать я смущающих меня мыслей, то изойду весь мир и нигде не найду покоя себе и решил внутренне терпеть все неприятности. Потом написал он на бумаге, которая была в руках его: я из многих обителей удалялся по недостатку твердости в перенесении обид и озлоблений и в новой обители, где буду жить, могу встретить большие еще скорби, буду ли я терпелив? и потом приписал: во имя Иисуса Христа, Сына Божия терплю. Спрятав свиток в одежду, вошел в новую обитель, где вскоре начал слышать ропот и недовольство собою других. Когда находила печаль на него от оскорблений, тогда брал он xaртию, им самим написанную, и прочитывая ее, укреплялся терпением своим о Христе. Враг рода человеческого, диавол видя крепость духа инока сего, нашел случай сделать известным прочей братии, что инок сей утешает себя каким-то чтением. Собрались братии к игумену и возвестили ему, мы не можем жить вместе с братом сим, ибо он волхвует, и в одежде своей носит волхвования и если хочешь, чтобы жил брат сей в обители, то отпусти нас: игумен же, будучи опытен в деле духовном, видя смирение сего инока разумел, что смущение братии дело диавола есть, и сказал собранию: идите и молитесь, и я также помолюсь, а через три дня я дам ответ вам.

Во время, когда инок тот спал, игумен незаметно для него вынул xapтию у него из одежды, и прочитав положил опять в место свое. Через три дня, когда братия опять собрались к настоятелю, призван был туда же и инок тот. Игумен сказал ему: зачем ты соблазняешь братию и отвечал инок: согрешил я, прости меня. Тогда спросил игумен собравшихся: Что делает брат сей, и чем соблазняет вас? отвечали братия: он волхв, и чары носит во одежде своей. Тогда сказал игумен: покажи ворожбу твою и поскольку инок не соглашался показать писание свое, то настоятель повелел другому взять бумагу из пояса его и отдав диакону, приказал во всеуслышание прочесть, говоря: да посрамится диавол, учащий волхвованию людей. Когда увидено было братиею содержание хартии, то посрамились все, и пад просили прощения у игумена, но сей отвечал: не мне, но Богу поклонитесь, и у брата сего просите прощения. И сказал брату тому: помолись за них, да отпустятся им грехи их и помолился ко Господу брат тот.

Святого Евагрия о седми мыслях

Пытливый ум остановит чтение, бдение и молитву, дерзкую же мысль смирит пост, труд и уединение. Злобу прогонит воздержание, долготерпение и милосердие, и кто творит эти добродетели, тот поступает хорошо. Все, что содеевается во время свое, и по закону, хорошо напротив, что делается безвременно и противозаконно, то худо. Если тебе воссылается хорошая пища, то воздержись и от простой. Тот, кто желает пресыщения многоразличными яствами, лишит себя благ вечных. Голод всегда вызывает желание насытиться. Тот, кто избегает всех мирских удовольствий есть столб, на который не взыдет никакая печаль, и неприступен таковой бесу. Печаль есть или лишение удовольствия кои прошли, или убеждение, что нельзя получить удовольствий в будущем, посему нельзя избежать встречи со врагом там, где он постоянно пребывает. Гнев и ненависть со временем переходят в ярость, а милость и кротость истребляют всякий грех. О гневе сказано у апостола: солнце, да не зайдет во гневе вашем. От ярости бывают иногда ужасающие видения. Не питай в себе гнева на ближнего измышлением против его средств к отмщению, точно так не питай плотского вожделения картинами воображения. Гнев раздражает душу, а блуд призывает ее к участию в плотском вожделении, обе страсти сии – гнев и блуд оскверняют ум, а во время молитвы являются идолами. Посему всякий да вооружится против врага, и да удалится страстей.

16 февраля

Повесть, рассказанная неизвестным из Патерика

Один простой мирянин пришел однажды к о. Пимену вместе с другими, и просил у старца душеполезного себе учения, но о. Пимен просил того мужа, дабы он сказал что-либо назидательное братии. Тогда сказал муж тот: я сам ничего не могу сказать от себя, но расскажу то, что слышал от одного известного подвижника. Подвижник сей рассказывал следующую притчу: один прохожий остановил на пути другого, и просил его, доведи меня до царя, тот отвечал: я доведу тебя только до половины дороги, тогда просивший повторил на полдороге свою просьбу другому встречному, сей отвечал: я до дворца только доведу тебя, у ворот дворца, просившей обратился с тем же к третьему лицу, сей отвечал: я доведу тебя до самого царя, и доложу о тебе. Когда просили мы того отшельника объяснить нам притчу cию, то он ответствовал, первый встречный – это пост, доводящий человека до половины спасительного пути, второй – это чистота нравственная, доводящая до небес, а третий – это послушание, приводящее прямо к Богу, и все слушающие то, пользу получили душам своим и прославили Бога. Которому слава ныне и присно и во веки веков.

17 февраля

Чудо святого Макария

Отец Сысой рассказывал следующее: В то время, когда я жил в ските с о. Mакарием, семерых из нас наняли собирать жатву. Во время работы заметили мы, что одна вдова, приходившая за нами подбирая оставшиеся зерна, не переставала плакать. Тогда о. Макарий призвав, к себе, старейшину села, в коем производилась жатва, спросил у него о причине, плача жены сей. Старейшина объяснил, что покойный муж этой женщины взял заклад у одного господина и положив его в тайном месте, умер внезапно и вот господин тот за то хочет закабалить ее с семейством в работу себе. Тогда о. Maкарий повелел, да придет к нему женщина та во время полуденного отдыха. Узнав от жены, где погребен муж ее, св. Макарий, с братией пришел на могилу, и по молитве воззвал: скажи, где положил ты чужое сокровище, тогда мертвец отвечал из глубины могильной: под доскою на одре моем я спрятал его, старец тогда сказал ему: упокойся до всеобщего воскресения. Братия слыша cиe, пали к ногам старца, который отвечал им: не меня ради совершил cиe, но ради вдовы той и чад ее.

Из слова св. Ефрема о подвиге

Будем стараться, братия подобно преподобным отцам нашим подражать Христу. Как преподобные, так и ты, (если ты инок), будем иноки умом, иноки духом, иноки по внешности, иноки пищею, иноки в слове, иноки взглядом, иноки в мыслях, иноки в радости (в слав: смех). Если объядение соблазнит нас, постом да прогоняем его, если брань плоти восстанет на тебя, с терпением, да удерживаем чувственность (в слав, чувство). Если гнев возгорится в нас, мир да погасит его, если ярость восстанет в ком, кротость да победит ее, если ненависть соблазнит тебя, любовь прими, если любочестие привлекает кого, помяни таковой уничижение, если возникнет желание славы человеческой, воспомяни тленность свою. Гордость гони смирением, зависть – воспоминанием того, что за оную проклят Каин. Клевета да исчезнет от молчания, сон да бежит от бдения. Пьянство побеждено да будет трезвостью. Если так будем влечением греховным противиться, то прогоним врага, помощью Божией благодати. Если кто желает жить мирно, удержи таковой язык свой от многоглаголания. Если ты любишь небесное, возненавидь земное – не страшись, начиная дело спасения своего, трудностей, но смело иди путем добродетели, со слезами, постом, приближаясь к Господу. Знай всякий, ни звание, ни честь земная, ни иное что приводит в небесное царствие, и уничтожает грехи, но только смирение, любовь, терпение, нестяжательность, намеренное лишение себя удобств, – ради Христа. Да не будет житие твое непостоянно (славян, пестро) мой возлюбленный! – не хорошо, если ты нынче показуешь воздержание, а завтра прельщаешься, ныне власиницу носишь, а завтра облекаешься в ризы ценные, ныне кроток, а завтра горд, ныне плач и рыдание обдержит тебя, а завтра смех и веселие. Помяни преподобных отцов наших, как они исполняли правила иночества до конца жизни своей.

18 февраля

Св. Ефрема слово обличительное к иноку

Друг мой возлюбленный! если ты отверзся мира, то к чему желаешь мирского спокойствия? Ты призван к скорбям и лишениям, а желаешь избавления от того, к чему пришел. Ты отрекся любостяжания, а желаешь носить дорогие одежды, обещался жаждать и алкать, а желаешь изысканных яств. Ты воин духовный, а хочешь сражаться без оружия. Бдение твое достояние, а ты желаешь сна. – Плач и рыдание – участь твоя, а ты играешь и смеешься. Любовь украшение твое, а ты брата ненавидишь своего. На послушание пришел, а прекословишь. Ты наследник небесного царствия, а занимаешься плотскими делами. И что ответишь ты в последний день страшного суда, Господу! Если ты несешь послушание безмолвия, помни, что есть люди, сидящие в темницах не только безмолвствуя, но железо и узы имея на выях своих. Если ты в пустыне проходишь жительство иноческое, размысли, что есть тоже пустынники-пастухи, терпящие холод зимою, зной летом, подвергаясь часто большим опасностям в глуши. Стяжавший терпение, преуспел во всякой добродетели, в скорби и беде благодушествуешь, послушание несет с охотою, исполнен любовью, в неприятностях весел и в прочих добродетелях славен. Кто приобрел терпение, тот приобрел твердую надежду на Божью помощь. Вот тот путь, по коему идут все, возлюбившие Бога, по коему и нам шествовать должно. Путь сей исполнен скорбей, но конец его покой. Путь сей слагается из покаяния, поста, бдения, молитвы, смиренномудрия, духовной нищеты, небрежения о плоти, попечения о душе, безмолвия, сухоядения, алчбы, жажды, милостыни, слез – блажен кто возненавидит плотскую жизнь, кто живя на земле подобен бывает небесному ангелу, имея всегда чистое сердце, кто всегда имеет пред собою память страшного суда, и заботится со слезами об исцелении язв души своей. Блажен кто свободен от житейских забот и услаждений, преуспевая в делах иночества и воздержания, блажен, кто, пребывая постоянно в плаче, гасить слезами огонь страстей, кто продал для Христа все свое имение?

19 февраля

Св. Геннадия Патриарха Константинопольского о страхе Божьем

Не умудряйся, возлюбленный мой, углубляясь в мудрования человеческие, и пытая мудрецов, дабы узнать, как тебе спастись. Все рассуждение по вопросу сему может быть разделено на два отдела: во 1-х страх Божий да имеет всегда желающий спасения и 2-е да представляет всегда Бога, пред собою присутствующего. Блюди заповеди Христа постоянно, постоянно наблюдай над собою. Так все святые угодили Господу, храня Его заповеди, имея постоянно чистый разум и пребывая в добродетели. Многие же из угодников Христовых были даже неграмотны, не читали и полезных книг. По сему никто не извиняй себя во грехе тем, что ты не грамотный, если желаешь узнать путь спасения, молись Господу словами Давида: благостью и наказанию и разуму научи мя, яко заповедям Твоим веровах, научи мя творити волю Твою, Ты 6о ecu Бог мой. Помози ми, и спасуся, и поучая оправданиям Твоим выну. Всяк 6о просяй приемлеш, и ищай обретаешъ и толкущему отверзется. Никто не говори и так я живу в мире, связан многими делами житейскими, и потому не могу исполнить всех заповедей Божиих. Если ты хочешь совершенства, то отверзнись мира, и взяв крест свой, иди во след Господа, который для всякого дороже всего. Если же не можешь соделать сего, то, и в мире оставаясь, постарайся благоугодить Господу, можно и в мире пребывая, творить Божии заповеди, многоразличные образы покаяния и пути спасения. Много было святых, живших в мире, имевших семейство и большое богатство, владевших и людьми, и чрез то обремененных заботами и попечениями земными, однако, люди сии угодили Господу. Читай историю об Аврааме, Исааке, Иакове, о Давиде, Иосифе и Иове, все они в мире жили, имели жен, детей, но исполняли заповеди Господа. Ему же слава, ныне и присно и во веки веков.

20 февраля

Об искушениях от диавола

Отец Маркелл рассказывал братии о себе не прямо, но будто и о другом, т. е. в третьем лице. Восстал он один раз ночью совершать молитву и слышит звук трубы, каковая употребляется в войсках. Отец Маркелл смутился, размышляя о причине звука, и вот возле него стал бес и сказал, это приближается искушение к тебе, если не хочешь борьбы духовной, иди на одр свой и сии ибо мы не нападаем на ленивых, но боремся с постниками и пребывающими постоянно в молитве.

Из слова св. Антиоха об очищении грехов

Всякий сначала о себе должен молить Господа, и потом о других, по заповеди Господа: очисти прежде внутреннее скляницы и блюда, а потом внешнее. Моисей говорил некогда Аарону, брату своему, принеси жертву и о себе помолись Господу, и о доме твоем, и принеси дары о всех людях и помолись за них. Так и каждый иерей, когда очистит себя молитвою, тогда и о людях приятна Богу молитва его. Пророк Иезекииль говорил о ветхозаветных священниках: да не пьют вина священники, когда входят на службу Господу и по исходе от нее. И апостол говорит: архиерей прежде о своих грехах приносит жертву Богу, и потом о людских, закон бо человеков поставляет архиереями, имущих немощь. И еще, всякий бо apxиерей поставляется на службу Богу, да приносит дары же и жертвы о грехах, спострадати могущий о невежествующих и заблуждающих, потому что и он немощью обложен и потому должен, как о людях, так и о себе приносить Богу жертву. Посему тот, кто призван на службу Богу, да очистит прежде и душу и тело свои от грехов, и потом да вознесет Богу молитву о людях, подобно великому Захарию, отцу Предтечи, о коем сказано, что был он праведен, хотя без порока в заповедях Господа.

22 февраля

Сказание об одном мирянине, получившем спасение с двумя, жительствовавшими с ним женщинами

В Тарсе городе Киликийском жил некто именем Вавила, снискивавший средства к жизни увеселением народа, и содержавший при себе двух жен. Жизнь человека сего исполнена была дел скверных, свойственных людям, преданным диаволу. Раз пришел он в храм Божий в день, когда читается по уставу евангелие, где сказано: покайтеся, приближибося царство небесное. Слушая чтение, умилился человек сей, обратился на покаяние, и начал плакать, воспоминая дела, им содеянные. Изшед из церкви, он призвал живших с ним жен, и сказал им: вы знаете, что скверно жил я доселе, вот вам все мое имение, возьмите себе, разделив его поровну между собою, а я всего отрекаюсь, и решаюсь принять иночество. Услышав      cиe, женщины, как бы в один голос, сказали ему: или мы только в беззаконных делах были с тобою сообщницами? а ныне когда, хочешь ты сотворить угодное Богу дело, оставим тебя? или ты один хочешь получить спасение? Нет! не отступим от тебя, но и в благом деле будем твоими сообщницами. Вскоре человек тот, постригся в монашество и водворился на подвиг в затворе, тогда и женщины те, продав       все имущество, сотворили себе хижину близ жительства подвижника, также приняли затвор. Муж сей, Вавила показав себя не ослабным в подвиге, будучи исполнен страха Божия, кротости, смирения, преставился в вечную жизнь о Христе Иисусе, Господе нашем,      Ему же слава со Отцом и Святым Духом, ныне и присно и во веки веков.

О Аделфии Епископе

Епископ Аделфий, живший в одном из городов Аравии, имел сестру, которая была игумениею одного монастыря. Раз пришел епископ в монастырь сестры своей, и видит во вратах одну из иночествующих мучимую бесом. Тогда епископ призвал сестру свою и сказал ей: хорошо ли это, что жена сия так мучится от злого духа? Неужели ты не знаешь, что за всех сестер отвечать должна ты, если ты игумения обители! Она отвечала: что же могу сделать я. Тогда епископ удивляясь, сказал ей: ужели, будучи столько лет игумениею, ты не знаешь, что нужно делать в подобных случаях? Подвиг иночества, есть, между прочим, брань с демонами, если мы здесь их не одолеем, то в будущей жизни тяжко будем мучимы от них. Сказав сие, помолился епископ и бес изшел из инокини.

24 февраля

Повесть о Иоанне монахе, получившем исцеление болезни от св. Иоанна Крестителя

Монах Иоанн, саном пресвитер, любимый своим епископом, человек благочестивый и милосердый, жил близ Иepyсалима, в одном из монастырей, епископ желал поставить его игуменом обители, но Иоанн отказывался, высказывая желание идти на жительство на Синайскую гору. После тщетных настояний со стороны епископа, Иоанн отшел с одним из учеников своих, по желанию своему. Прошедши около реки Иордана несколько, заболел отец Иоанн горячкою так, что не мог продолжать далее путь. В сновидении увидел он некоего мужа, который сказал ему: куда ты намерен идти? он отвечал: в гору Синайскую. Тогда муж сказал: молю тебя, не ходи туда. Это сновидение повторилось и в другой раз. Когда инок вопросил явившегося: кто ты? он отвечал: я Иоанн Креститель, скажи мне, если ты желаешь остаться в прежнем твоем монастыре, и я подам тебе исцеление от болезни твоей. Тогда инок дал слово остаться в прежней обители, и тогда выздоровел он.

О том, как следует жить христианам

В Ветхом завете, сказано вождем Израиля. Моисеем, от лица Божия: вот пред вами путь жизни и путь смерти. Эта истина имеет силу и для нас, христиан. Шествие по закону есть путь жизни. Возлюби Господа твоего всем сердцем твоим и ближнего твоего, как себя самого, и чего не желаешь себе, того не делай и другому: – вот сущность закона христианского. Если желаешь слышать подробнее эту высокую истину, то можешь идти далее, благословляй проклинающих тебя, люби врагов своих. Оставь страсти плотские, если кто ударит тебя в ланиту, обрати ему и другую, если кто просит тебя пройти поприще одно, иди с ним два. Кто на суде хочет взять ризу твою, отдай ему и срачицу. Не требуй назад того, что отдал ближнему твоему. Старайся всякому нуждающемуся подать от трудов твоих. Не бери чужого. Ахарь, кравший в Иерихоне, побит был камнями, Гиезий, присвоив чужое, получил чужую болезнь. Участь Иуды сребролюбца закончена самоубийством, Aпагия и Сапфира тайно похитив свое, умерли по слову св. апостола Петра. Не желай чужого, не клянись, не говори лжи на другого. Не говори праздных слов. Будь чужд гордости, ибо гордым противится Господь. Не гневайся напрасно. Находящие на тебя беды и напасти прими терпеливо, зная, что Господь силен избавит тебя, и мзду воздать тебе. Всех, кто говорит тебе полезное и святое, почти. Вот путь жизни, шествуя коим достигнешь ты небесного царствия. Путь смерти слагается из дел злых, забвения Господа, убийства, блуда и прочих беззаконий. Дабы избавиться от всех пороков, возлюбим воздержание во всем. Прославь Господа не словами только, но и добрыми своими делами, о Христе Иисусе, Господе нашем, Ему же слава со Отцом и Святым Духом всегда, ныне и присно и во веки веков.

25 февраля

Из слова святого Антиоха о призвании к спасению

Не следует медлить па призыв Господа во царствие небесное, дабы не опоздать войти в небесный чертог, когда двери затворятся. Но нужно стараться постоянно быть готовым переселиться в небесный Иерусалим, где сияет немерцающий свет. Слушайте, что Господь говорит устами Своего избранника: аще гласа моего послушаете, будете ми люди избранныя, Царское священие ! язык свят. В книге притчей Соломоновых сказано: оставите безумие и живи будете, взыщите разума, да поживете. И Давид пророк говорит: приступите к нему и просвятитеся, и лица ваша не постыдятся. А апостол говорит: аще возстаете со Христом, вышних ищите, идеже есть Христос. Тем же несте странни и пришельцы, но сограждане святых и приснии Богу. Сам Христос призывает всех говоря: придите ко Мне все, труждающиеся и обременении и Аз упокою вы.

Святого Евагрия о спасении

В сердце кроткого пребывает премудрость, дума деятельная – пребывание бесстрастия. Делатели злые воспримут воздаяние свое, а благие делатели получат награду. Кто протянул сеть для погибели других, сам увязнет в ней и хотя бы он прятал ее, будет уловлен оною. Мирянин кроткий лучше злого инока. Злоба помрачает разум, а долготерпение сохраняет его в совершенстве. Ярость в человеке тоже, что ветер сильный на море. Молитва прогоняет напасти, а грех возмущает душу. Не предавайся чрезмерному пресыщению, дабы не восставали в тебе скверные помыслы. Не оправдывай себя, нынче праздник. Для инока праздник не в пресыщении, праздник Божий, удаление от зла, а преданному злу приличны слезы. Кто ненавидит ближнего, тяжко падает. Лучше проводить праздники голодному, но с чистою совестью, нежели пресытиться, имея не чистую душу. Кто уничтожает злые свои мысли и желания, о том можно сказать, что он разбивает о камень младенцы свои. Излишний сон наводит на худые мысли, а бдение прогоняет таковые. Память смертная и представление страшного суда избавляют от грехов душу. Покаяние исправляет душу, а милостыня и кротость утверждают ее. Как золото искушается огнем, так сердце инока – бедами. Кто не ищет ныне славы, возвеличится в будущем веке о Христе Иисусе, Господе нашем, Ему же слава со Отцом и Святым Духом ныне и присно и во веки веков.

26 февраля

Св. Антиоха о снах

Многие веря сновидениям уклонились от пути спасения, посему мы говорим вам, что сновидениям не следует верить. Сны – это или мысли наши, или представления, бесами нам показуемые на наше прельщение. Верующий сновидениям уподобляется гоняющемуся за ветром или своею тенью. Если видишь во сне свет или огонь, не обращай внимания твоего. Апостол сказует, что диавол преобразуется и в ангела света. Хорошо, если кто, отходя ко сну, молится Господу об избавлении от искушений. Известно много историй, показующих погибель от веры сновидениям, но здесь предлагается одна, для пользы читателя. На горе Синайской один монах, строгой жизни, затворник многолетний, чрез веру в сновидения впал в иyдeйcтвo, по проискам врага. Диавол много раз представляя ему такие сновидения, кои в последствии сбывались, наконец обольстил его. Раз показал ему во сне, что христиане пребывают во тьме, а иудеи во свете радости наслаждаются. Инок тот оставил после веру Христову и, приняв обрезание, женился, но вскоре скончался, поражен будучи тяжким недугом от уязвлений напавших червей. Все плакали тогда, видя как старец, явивший многие подвиги поста и молитвы, погиб от излишнего доверия сновидениям. Посему, не предавая веры сновидениям, будем молить Господа о избавлении нас от диавольского искушения.

Св. Василия Великого

О гордости

Имеешь ли большое богатство, принадлежишь ли к числу граждан великого государства, одарен ли телесным здоровьем и красотою, почтен ли от всех за свои заслуги, – помни постоянно, – земля ecu и в землю отидеши. Как цветок или трава, так увянет и все, что имеешь ты. Обрати внимание на историю, много было славных людей. Но где же теперь знатные мужи, властители велих царств? где мудрецы и богатейшие купцы? где сильные бояре, содержавшие замечательных коней? где славные полководцы, непобедимые воины? где цари? Не все ли теперь в землю обратились? Если посмотрим в гроб, то не узнаем, раб или владыка лежит тут, богатый или убогий, красивый или безобразный. Посему, зная естество свое, ничем не превозносись, тело твое перст, а земная слава пропадет как цветок. Все мы, как риза обветшаем и, как молью, временем будем изъедены. Душа с телом то же, что брат с сестрою и грехи принадлежат им обоим, а потому покаемся, да примем от Бога прощение.

О слезах

В Монаидском монастыре один из иноков постоянно просил себе у Господа бед и напастей, дабы получить чрез то страх Божий, дабы временными страданиями, облегчить свою участь в будущей жизни. Однажды сидя и плача о грехах своих, уснул инок сей. В сонном видении явился ему Господь Иисус Христос и спросил о чем плачет он? инок ответствовал: я пал, Господи, Господь же сказал ему: восстань и когда инок отвечал, что не может без помощи Божьей восстать. Христос простер к нему руку Свою, восставил его и сказал: не скорби, поможет тебе Бог, поскольку ты сам добровольно приемлешь скорби на себя, если Я пролил кровь Свою за тебя, то кольми паче подам человеколюбие Свое всякому кающемуся. По пробуждении инок ощутил великую радость в сердце своем, и получил извещение, что Господь милость Свою послал ему. И прожив после сего в глубоком смирении, инок сей преставился к Богу, Ему же слава ныне и присно и во веки веков.

27 февраля

Из слова св. Иоанна Златоустого о смерти

Умоляю вас, братия имейте постоянно в себе память о смерти своей, размышляя о ней вы свободны будете от грехов. Никто не знает времени своего отшествия из жизни сей, а потому да блюдет, чтобы не быть застигнутым неожиданно и во грехах. Размышляйте, где наши отцы, братья, друзья? Все отошли отсюда туда, куда и нам – кому завтра, кому позднее – но всем должно переселиться. Посему да готовимся в вечный путь, припоминая все согрешения и прося Господа о помиловании. Ныне время покаяния, но по смерти уже поздно каяться, когда душа разлучится от тела, то предстанут ей Ангелы и бесы, показуя все содеянное здесь. Бесы покажут нам дела наша так, как мы совершали их и нельзя будет нам отказаться от дел своих, если мы чистосердечным покаянием не уничтожим их по заслугам Господа нашего Иисуса Христа. Вот истина, которая всенепременно воссияет. Посему никто не не радит о своем спасении: кто что посеет, тот то и пожнет там.

Чудо о Анастасе Пресвитере

Однажды св. великий Bacилий сказал живущим с ним: чада мои пойдемте со мною, да все увидим Божию славу и вышел с народом из города, не сказав куда желал идти. Пресвитер Анастас уразумев Духом Святым, что св. великий Василий идет к нему, сказал жене своей: (бывшей женою только по имени) я иду в село на работу, а ты украси дом наш и в девятом часу с кадилом и свечами изыди в сретение св. великому Василию, ибо он идет посетить нас грешных. Ужасаясь сего предсказания, жена исполнила повеления мужа, встретила великого святителя с подобающею честью, приняла благословение от него и ввела его в дом свой, куда в cиe время возвратился с работы и пресвитер. После всего св. Василий служил литургию вместе с сим пресвитером, и достойные, присутствовавшие при сем богослужении, видели Духа Святого, осенявшего алтарь. Пресвитер Анастас был по истине человек высокой жизни, постился ежедневно, кроме субботы и праздников, пребывал вместе с женою своею в постоянных молитвах, был кроток и милостив к бедным и страждущим. В доме пресвитера, после службы церковной, св. Василий просил его рассказать подробно, что имеет отец Анастас, и как вообще идет жизнь его. Тогда пресвитер ответствовал: я человек грешный, и плачу по обязанности дань кому следует по закону, есть у меня две запряжки волов, из коих одною работаю сам, а другою мой наемник. Половина заработанного идет на пользу нищим, а другая на службу необходимую мне. Тогда св. Василий подойдя к затворенным дверям одной комнаты, приказал отворить их, но пресвитер отвечал: не входи в комнату ту, там лежит имущество наше, но двери, по слову св. Василия отворились сами собою, и увидели тогда бывшие тут, что в комнате находился на попечении пресвитера больной человек. И сказал святой Василий: зачем ты хотел скрыть богатство твое? св. Анастас отвечал: сердит этот больной и я боялся показать его тебе, дабы он словом не оскорбил тебя. Св. Василий просил тогда пресвитера, дабы он допустил послужить больному сему целую ночь, дабы обоим быть участниками в подвиге христианского милосердия и остался святитель с болящим всю ночь. Молился святой Василий, да исцелеет больной сей, и молитва его услышана была Господом. И извел святитель по утру на другой день бывшего больного целым и невредимым и славил он Господа, и св. Василия и св. Анастаса пресвитера.

О Преподобном отце нашем Елисее

0. Елисей рассказывал следующее: В молодых летах я заболел смертельно, и не смотря на все старания врачей, призванных отцом моим, болезнь не проходила, наконец врачи прямо объявили, что более трех дней я жить не буду. Отец мой, как после он сам рассказывал, в горести душевной пошел в храм св. Евангелиста Марка, где встретил одного старца – инока, который, назвав отца по имени, спрашивал его о причине плача, коему предавался во время молитвы он. Тот, Кто открыл тебе мое имя, сказал отец, – откроет тебе и причину моей печали. И сказал инок: пойдем в дом твой. Здесь нужно сказать, что отец мой не любил весьма монашествующих, но мать моя особенно была страннолюбива и оказывала всякое милосердие иночествующим. По пришествии в дом, старец сказал отцу моему: три условия соблюди ты, и если соблюдешь, возвратит Бог здравие сыну твоему, первое – остави любодеяние, тебе уже 50 лет, за грех сей Господь взял у тебя пять уже детей твоих, второе – юношу сего болящего, не заставляй вступать в брак, но пусть он примет сан иноческий, третье – с арианами и другими еретиками не имей никакого общения. Тогда отец мой дал слово выполнить все условия сии и помолился старец-инок ко Господу, и вот чрез три дня болезнь оставила меня. После сего прошло три года, когда отец вздумал обручить меня с своею племянницей. В то время, когда начали уже приготовлять нужное для брака, невеста моя стала мучиться от нападений лютого беса. Родители девицы долго хлопотали о излечении больной, то обращались к молитве, церковной о ее исцелении, то водили ее к волхвам, но болезнь не только не проходила, но даже усиливалась еще более. Только св. Отец Макарий, к коему привели больную, повелев помазать ее елеем, исцелил от недуга, но за то, исшедший из нее бес напал на меня, начав мучить жестче нежели девицу. Случилось, что тот инок старец, коего мой отец встретил в церкви, пришел к нам, тогда мой отец скрылся от него. Старец взял меня к себе в келлию, где всенощною, с коленоприклонениями молитвою, отогнал от меня духа нечистого, потом постриг меня, и облачив в одежду черную, отдал отцу Иcaию, у коего был другой ученик, именем Петр. По прошествии девяти месяцев, проведенных мною у отца Исаии, отец прислал мне письмо с четырьмя служителями, кои привели с собою мне на восьми верблюдах множество пищи. Когда прочел я отчее письмо, то начал плакать, воспоминая свою жизнь в отеческом доме, но о. Исаия, взяв из моих рук письмо раздрал его и начал бранить меня при служителях, отца моего. С сего времени напала на меня злоба на о. Исаия, не мог видеть я его, не мог без злобы слышать голос его, слова его были для сердца моего тоже, что стрелы, или меч. Много раз я вставал ночью, дабы убить о. Исаия, но боялся ученика его, Петра, который постоянно находился вместе со мною. Между тем старец не преставал учить меня, иногда умоляя, иногда со строгостью. Гордость и злоба на о. Исаия наконец привели меня к таким мыслям, я сын благородных и богатых родителей, из хорошего города, служу какому-то неизвестному старцу, как последний работник, и за все это сколько от него принимаю разных неприятностей, чем более я поддавался мыслям подобного рода, тем более злоба возгоралась во мне, и я хотел оставить св. старца, считая его грешным. Недалеко от скита, где мы жили, находился идольский жертвенник с мраморным при нем кумиром, куда о. Исаия имел обыкновение еженедельно ходить и, присев там, предаваться слезам. Диавола во сне показал мне, будто старец приносит там идольские жертвы, – и я верил подобным сновидениям. Сонные мои видения превратились наконец в видения наяву, семь раз я видел, спрятавшись в кусте возле языческого жертвенника, будто старец Иcaия кланяется идолу, и потом творит блуд с приходящею с поля женою, – так сильны были дела диавола! Убедившись в греховности старца, я, сидя возле келлии, начал говорить приходящим братьям к отцу Исаию за советом: зачем вы идете к нему, ничего получить доброго нельзя от него, он блудник и идолослужитель и это говорил я в продолжении четырех месяцев, но братия не смотря на подобные речи, обращались к св. отцу.

Считая себя несчастным, что из богатого дома поселился у такого грешного старца, я молился и благодарил Бога за мнимое бесчестие свое. Старец же Иcaия неоднократно говаривал мне: очисти сердце свое, смири мысли твои, и возлюби смирение, но я слыша cии внушения, только гневался и огорчался на святого отца. Много раз за трапезою, обедая вместе с о. Исаем, я гнушался самой пищи, им употребляемой, так что даже удалял от себя некоторые брашна. А между тем усиливавшееся во мне смущение твердило: уйди от о. Исаии, уйди из скита, ибо при старце сем ты не получишь спасения. Мало того, диавол вложил мне такое убеждение, что я считать стал себя великим грешником за то что, оставив отца и матерь своих, пришел жить к такому великому грешнику, каков о. Иcaиa. В таких мыслях обуревавших меня, получил я от отца своего письмо, где он писал, что мать моя находится при смерти, и потому просил, дабы я пришел видеться пред смертью с нею. Я объявил тогда Петру, что пойду к родителям. Узнав о моем отшествии, старец Иcaиa начал уговаривать, дабы я оставил свое намерение, оставаясь в скиту. Вышед из себя, воспламенившись гневом, я наговорил о. Исаии много весьма оскорбительных дерзостей, обозвал весьма ужасными именами, незлобивый же отец кротко сказал мне: благодать Божия во устах твоих да будет. Я же взяв одежду свою раздрал надвое, и бросил ее в лице старца, сам оставшись нагим. Взяв тайно у одного из отцов хорошее одеяние, я ушел в Александрию, где узнал, что мать моя скончалась, а отец находится при смерти, а чрез три дня скончался и он. В заботах об оставшемся мне наследстве, и в размышлениях о том, что Господь избавил меня от губительного старца, к коему я попал жительствовать, прошел день. Вечером, лежа на одре, я услышал будто громовый голос: «всегубительство дому сему», и вслед за сим вспыхнул страшный пожар, начавшись со всех сторон дома. Лишившись всего, я растерялся, и в горести душевной пошел и пал я в церкви св. мученика, Мины тогда диавол, явившись мне в обольстительном виде, сказал: смотри, это сделал о. Иcaиa тебе. Утром следующего дня я отправился к патриарху с жалобою на старца Исаию, который волшебством своим нанес мне такую беду, но патриарх сказал: немы да будут уста льстивые, клевещущие так дерзко на праведника. Лишь только произнес патриарх слова сии, я увидел беса, который имея огненный жезл, начал им бить меня, связав меня железными цепями и я пал нем к ногам патриарха, который прикосновением руки разрешил мне мой язык. Семь месяцев после сего находился я в бесноватом состоянии, причиняя неприятности окружающим, от безобразного и ужасного образа жизни все тело мое обезобразилось. Прибывшие из скита Исаии отца иноки, увидев меня, по указанию других, наняли верблюда, и связав по рукам и ногам, доставили в скит. Тогда собрались отцы скитские в храм Божий, совершили службу о мне, и помазав меня елеем, отогнали духа нечистого. Пришед в себя, я подробно рассказал все случившееся со мною, умоляя упросить св. Исаию, да простит мне все мои против него согрешения, приняв меня на покаяние. Совлекши с меня все одеяние, отцы оставили меня на рогоже обнаженного, дабы видна была вся болезнь, изуродовавшая мое тело. Когда пришел о. Петр, и увидел меня обнаженного и изуродованного то, залившись слезами, пал на меня. Когда пришел о. Исиая, я возопил к нему: помилуй меня, прельщенного бесом, тогда старец, знаменовав меня крестом, сказал: да простит тебе Господь прошедшее, и исправит будущее по прошествии нескольких дней по благодати Христа я получил здравие. Тогда отцы скитские записали подробно всю историю сию на пользу читателя, а я пребыл с о. Иcaиею все остальное время, повинуясь во всем ему. Богу нашему слава, ныне и присно и во веки веков.

28 февраля

Повесть о Иулиане монахе

Монах Иулиан рассказывал сам о себе, что живя в пещере, на реке Иордан, раз в знойный день услышал он стук в дверь келлии, и отворив увидел женщину, которая просила воды для утоления жажды, объясняя, что она также подвизается в пещере, неподалеку от него. О. Иулиан вынес ей воды, и напившись ушла жена в место свое, диавол воздвиг по ее отшествии на инока блудную мысль, и одолев ею отца, заставил его идти к жене той. На пути при восторженном состоянии инока открыто было ему видение. Он увидел, что земля разверзлась, и там множество гнилых трупов человеческих, издающих смрад от себя и вот некто, по одеянию священник, сказал мне: вот прах от трупа женщины, а этот от трупа мужчины! за любoдеяние тела их брошены при вратах ада, а души в гиене огненной терпят страшный муки, ужели ты хочешь погубить многолетние твои подвиги, сим скаредным наслаждением? Потом коснулся меня человек сей, и брань блуда угасла во мне, и я пошел в келлию свою, славя Бога, спасшего меня от муки ада.

Петра монаха о временной жизни

Помысли душа моя, желающая себе счастья, что истинное блаженство не здесь находится, но там, если размыслишь основательно, то вполне убедишься в истине сей. – Нынешние неприятности преходящие: печаль, болезнь, голод, холод, недостатки, все это, много, если окончится смертью, а там вечно будет неприятно: огонь, тьма, ужас, мучения. Посему храни себя от грехов, постоянно упражняясь в молитве. Молитва должна сопутствовать тебе во всем: в посте, в милостыни, в неприятностях, в радости, любовь к миру, грех, есть не творение Божие, заключает зло в себе, но дела наши в мире бывают злы и неприятны Господу, посему земная жизнь неприятна праведным, а грешникам доставляет наслаждение. Если смотреть в мире на дела человеческие, то зло является повсюду.

29 февраля

Повесть о Льве монахе

В городе Асане, при Тиверии Римском императоре, жил один монах по имени Лев, родом Кападокиянин, из неизвестного рода, он нес послушание в одной обители, будучи приставлен в хлебную пекарню, где со смирением исполнял все возлагаемые на него обязанности. Всем, вопрошающим у него совета, он всегда говорил одно: верьте мне, что я буду царствовать. Никто не мог объяснить, что значат слова сии, но и никто не мог разубедить инока, что невозможно ему быть царем.

Напавшие неприятели на город Асан, взяли в плен трех иноков из лавры города, пленные молили своих пленителей, дабы их освободили, взяв должный выкуп у епископа, но последний не мог сего сделать за недостатком денег. Монах же Лев, узнав о сем, сам явился к врагам, взяв с собою восемь златниц и предложил пленителям освободить тех трех иноков, как больных, а в замен их взять себя, предлагая при сем и восемь золотых, неприятель согласился на это условие, и три инока получили свободу.

Трудный путь утомил о. Льва и враги в пустыне, убили несчастного. Тогда все знавшие его поняли, что значили постоянно произносимые им слова: я царствовать буду. Сами враги рассказывали после, что при его убиении, они видели светом сияющего мужа, возлагающего на убиваемого царскую одежду и венец.

Из слова св. Григория Двоеслова

Проповедование истины другим больше молитвы есть, обратить грешника на покаяние большее есть чудо, нежели воскресить мертвеца. Воскрешенный опять умрет, а восставшая из греха душа, жива будет во веки. Смотри внимательно: Господь воскресил Лазаря от гроба, и о последующей его жизни нет сказаний Евангелия, воскресил Христос душу в Павле Апостоле, – и многие силы сотворил Он учением Своим.


Источник: Москва. Издание книгопродавцев Леухина и Ермакова, 1884. От Московского Комитета для цензуры духовных книг печатать позволяется, Московская Духовная Академия. Декабря 2 дня 1882 года. Цензор Протоиерей Михаил Боголюбский. Типография Ф. Иогансон Покровка, Лялин пер., д. Преснова

Комментарии для сайта Cackle