С.Е. Недумов

Источник

Месяц март

1марта

Повесть о св. Иоанне, Епископе Иерусалимском

Однажды к св. Епифанию пришел из Иерусалима один диакон и рассказал святому, что епископ Иepyсалимский Иоанн, заражен страстью сребролюбия, имея большое богатство, отказывает в помощи бедным. Тогда св. Епифаний написал Иоанну, дабы он не отказывал нуждающимся, но Иоанн не внял совету.

После сего, по прошествии немалого времени, св. Епифаний, с одним из учеников своих предпринял путешествие в Иерусалим. По обшествии Святых мест, угодник Христов Епифаний пришел в Епископию, и с разрешения епископа Иоанна, поместился в обширном доме. Иоанн ежедневно видался и беседовал со святым (а между тем среди бедного населения слышался неумолкаемый ропот на скупость епископа). Во время одной беседы с Иоанном, св. сказал ему: отче Иоанне, одолжи мне на время, заимообразно, от богатства твоего, я на твое серебро буду содержать служителей и живущих со мною людей в твоем занимаемом мною, помещении. Епископ согласился на просьбу святого, и вручил ему много серебра, приняв которое, св. Епифаний роздал его бедным. Не получая долгое время обратно данного, епископ стал требовать от святого, дабы он к известному сроку возвратил взятое, тогда святой Епифаний просил отсрочить требование на некоторое время. По прошествии срока, злобясь на святого Епифания, Иоанн в церкви приступил к нему яростно, требуя обратно взятое заимообразно. Угодник Христов не смутился, он дунул в Иоанна, и последний ослеп, тогда страх напал на всех видевших cиe и Иоанн пал к ногам св. Епифания, прося молитв Его. Указав зараженному сребролюбием пагубность страсти, св. Епифаний, возложил руки на Иоанна, и сей прозрел правым глазом своим. Иоанн приступил тогда к Епифанию с мольбою, да молитвою его отверзнется и другой глаз его, но святой ответствовал: не мое cиe есть дело, но Божие, Бог ослепил тебя, Бог же может отверзсти и очи твои. Иоанн наказанный, и помилованный Господом, впоследствии сделался преподобен и милостив.

Что нужно иметь, желающему, быть учителем

Один из писателей высказывает свое мнение о св. Иоанне Златоусте, что сей святитель всегда в преизобилии имел все, что нужно было сказать кому бы то ни было, в каких бы ни было обстоятельствах и действительно, учителю и руководителю других ко спасению нужно обладать многими совершенствами, ему нужно иметь великодушие, и не быть гордым, нужно быть мужественным, но не сердитым, кротким, но не раболепным, смиренномудрым в действительности, но не по наружности. Нужно иметь всегда характер всесторонний, не нужно никогда ластательствовать или льстить, но нужно быть, смотря по обстоятельствам иногда кротким, иногда строгим. Вообще учителю нужно быть свободным, по возможности, от всех недостатков по жизни и характеру и исполняться всяческими совершенствами духа.

Разнообразные обстоятельства, в коих является учитель, требуют от него и разнообразного поведения. Св. Василий Великий говорит, что всему бывает свое время, иногда учителю нужно показать смирение, иногда явить власть, иногда нужно явиться утешителем, а иногда обличителем.

2 марта

Св. Афонасия о том, что не следует осуждать согрешающих

Постоянно да памятуем слова Господа: не судите, да не судимы будете. Апостол говорит: мняйся стояти да блюдет, да не падет, и еще: блюди себя, да не и ты искушен будеши. Многие согрешив явно, покаялись тайно, и по прощении грехов, сподобились принять Благодать Святого Духа, и может случиться, что считаемые нами за грешников, праведны пред Господом, ибо мы могли видеть грехи их, но не могли увидеть их в покаяния. Так в Египте, некто Филимон народный увеселитель (в подлинн.: свирельщик) за одну великую добродетель равным явился великому подвижнику – св. Макарию. Посему да не осуждаем согрешающих, хотя бы грехи, ими совершаемые, были пред глазами нашими. Отшел от тебя творивший грех лишь на несколько шагов, и ты не знаешь, что он творит, быть может он совершает угодную Богу добродетель, и Бог пребывает с ним. Ранним утром в четверток великий предатель Христа, Иуда, был с апостолами и со Христом, а разбойник – в тюрьме, среди злодеев и убийц, на следующий же день, в пятницу Иуда повергся во тьму кромешную, а разбойник находился со Христом в Раю. Спаситель сказал, что Отец весь суд дал – Ему, – Сыну, и судящий ближнего своего, предвосхищает себе право, принадлежащее Единому Христу, и таковой посему есть противник Ему (в подлинн.: антихрист). Для самих осуждаемых, суждение человеческое способствует прощению их согрешений. Да и никто же есть без греха, кроме Единого Бога. Сам Господь показал неоднократно Свое неизреченное милосердие к согрешающим, приемля кающихся, например блудницу и мытаря. В священных книгах пишется, что Монасия 52 года служивший идолам, и совративший в идолослужение целый народ, в короткое время (в подлинн.: во един час) покаялся, и получил от Господа прощение. О царе сем рассказывается, что заключенный в Вавилоне в медное вместилище (в подлинн.: cocyд), он воспевал песни, и Господень ангел расторг узы его, перенес его в Иерусалим и царь сей жил все прочее время в покаянии.

3марта

Повесть о некоем Феодоре

Пастух Иоанн рассказывал нам следующее: пришли мы раз к одному отшельнику, именем Николаю и беседовали с ним о спасении, к нему же пришел в cиe время еще один мирянин. Отшельник просил сего пришельца сказать что-либо в назидание братии на пользу душевную, но последний отрицался, ссылаясь на свою скудость духовную. Наконец по не отступной просьбе отшельника, пришелец рассказал нам историю жизни своей. Тогда из рассказа его узнали мы, что он 22 года нес очень трудную службу при своих господах, не имея решительно покоя в продолжении всей недели, кроме субботы и воскресенья. Хозяин его был очень строг и несправедлив (в подлиннике: обидлив) и любостяжателен. За пятнадцатилетнюю службу он не давал своему служителю условленной платы и, при этом подвергал его еще многим неприятностям. Тогда человек сей, слуга, так рассудил сам с собою: перенесу я все неприятности благодушно и буду надеяться, что зажитую, не выданную плату получу от Господа по смерти. И живу я, заключил рассказчик, целомудренно. Все тогда получили мы пользу душевную от рассказа, коего не ожидали.

5 марта

Св. Иоанна Златоустого против тех, кои проповедуют, что в мире спастись невозможно

Да будет известно, что место не спасает никого, если человек не творит по воле Божией. Для спасения души не имеет значение ни сан, ни святость места, но исполнение Господних заповедей. Какой сан может быть выше бессмертия Адама? Где, и какое место лучше Рая? Но Адам изгнан из рая, умер, – потому что преступил заповедь Бога. С другой стороны, что может быть не привлекательнее гноища? Но св. Иов с гноища перешел в Рай, – Саул быль царь, жил в великолепных палатах, но однако погубил и временную жизнь, и вечной не наследовал, тогда как праведный Лот, живший в развращенном Содом, через соблюдение заповедей Божьих получил венец наравне с другими святыми. Тот льстит себе безумно, кто проповедует, что в мире с женою и детьми спастись невозможно. Везде приемлет нас Бог, если волю творим Его. Всякое же место ниже спасает, ниже погубляет человека само по себе, но каждый от дел своих или прославится, или постыдится. Итак, никто да не отчаивается спасения своего, все равно, в мире или в пустыни живущий, и если согрешает, то да прибегает к Богу в покаянии с растворением оного милостынею, какою кто может. Все мы имеем от Господа: и никому ничто не принадлежит исключительно. Каждый пусть добровольно творит дело милосердия, ибо добровольное даяние – великую пользу приносит душе, при этом да не видит кто твоего милосердия. Прежде всех не оставляй без помощи бедных родных и знакомых, но прежде всех благотвори им, если таковых имеем, а потом раздавай и прочим неимущим. Несправедливо было бы, если бы ты благотворил чужому, а твой присный терпел бы нужду и лишение. Да и то нужно сказать, каким образом можно заботиться о спасении души родственника твоего, не оказав наперед ему помощи материальной, если он оную требует. Как научишь его страху Божию если будешь оскорблять их телесными лишениями? Блаженными именуются люди, милующие души ближнего и избавляющие от скорби и несчастья присного своего. Но нужно знать, что тому, который, благотворя несчастным, забывает в тоже время своего родного, прилично сказать от лица Господа: лицемерный! ослепленный злобою! изми прежде бревно из глаза своего, а тогда думай, как изъять сучец из очес брата твоего. Зная все cиe, всегда будь милостив, и прежде всего к родным своим, заботясь о содержании их и Бог милостив будет к тебе.

6 марта

Святых сорока двух мучеников память

Сии святые, числом сорок два были начальниками города Самарийского, который в царствование Феофила, Греческого царя, пленен был Сарацинами. Святые пленники, приведенные в Ассирию, подвергнуты были многоразличным мучениям, дабы страхом страданий принудит их к отпадению от Христа. Но ни темничное заключение, ни лютость мук не поколебали терпения святых, кои после исповедания веры во Христа, усечены мечем.

Из слова св. Ефрема Сирина

Да будет известно, возлюбленные, что все добродетели связываются между собою союзом духовным. Так сердце очищается любовью к Богу, любовь к Богу неразлучна с радостью, радость с кротостью, кротость со смирением. Умиление рождается от должного исполнения наших к Богу обязанностей, надлежащее исполнение обязанностей зависит от надежды на Господа, a сия последняя держится правою в Бога верою. Вера зависит от покорности Господним заповедям, покорность от незлобия, a сие последнее есть корень всех добродетелей.

Также точно и погубляющие душу грехи связываются между собою неразрывною связью: ненависть рождается от злобы, злоба – от неверия, неверие – от жестокосердия, жестокосердие – от нравственного нерадения, а сие от чревоугодия. Гордость родит пресыщение; нетерпение зарождает леность; a многословие, хвастовство сами порождают нетерпение. Но корень всех пороков есть зависть и каждый добровольно отдается пороку. И как разнообразны добродетели, так многоразличные и пороки. А нам, братия, нужно заботиться собрать все добродетели, дабы дело наше угодно было Господу, и переселило нас, по смерти в живот вечный.

О силе милостыни

Зинон царь похитил дочь одной вдовы (в подлиннике: отъят). Бедная вдова часто молилась в церкви пред иконою Пресвятой Богородицы, да покажет Заступница похитителя ее дочери. Спустя много времени после того, как начала вдова молиться о сем, явилась ей однажды Пресвятая Богородица и сказала, что за великое свое милосердие к бедным похититель ее дочери свободен от наказания. Посему к милосердному никакое несчастье не может прикоснуться.

Из слова св. Антиоха

Возлюбленные! будем всегда соблюдать все заповеди Божии, имея постоянно в мыслях вечное, небесное царство, путь к коему сопряжен со многими подвигами, с лишением спокойствия и удобств жизни. Случалось, и теперь случается, что силящийся достигнуть высшей власти на земле, показывает много подвигов, подвергаясь разного рода лишениям, болезням, бедам, и в тоже время утешается мыслью, что достигнет наконец цели своего желания, хотя временной и скоропреходящей. Случалось и так, что достигши по-видимому конца своих стремлений, вдруг лишается всего, а то, чего он достигал с таким трудом и лишениями достается другому, вовсе не предпринимавшему трудов. Если так поступают для снискания временной славы, то какие же подвиги, лишения, скорби, болезни страшны для желающих царствовать со Христом вечно? Так подлинно, многие святые получили смерть преждевременно и с великими страданиями для того, дабы войти в Чертог Небесного Царя. Всем необходимо стараться о достижении Небесного Царствия и те его достигают, кои ищут добровольно его. Прежде всего для сего потребна вера, сопровождаемая добрыми делами, а все прочее, напр., лета происхождение рода, сила ума, – ничего не значат. Если желаешь знать, какие дела должны сопровождать веру твою, то ложно и должно сказать, что нужно, при постоянном соблюдении заповедей Господних, уклоняться от грехов, особенно плотских, за тем ярости, гнева, клеветы, ненависти, злобы. Главные, коренные грехи сии суть: сребролюбие. тщеславие, славолюбие, самолюбие и гордость, коей противится Бог. Зараженный сими пороками есть человек плотский, сын сопротивного, мудрствующей земная. Мудрость же плотская, есть вражда на Бога, и зараженный оною не повинуется Божию закону, и в таковом нет благодати Божия Духа. А тот, кто причастен сея благодати, умерщвляет оною плотские страсти.

7 марта

Некто Викторин именем, живший в одном из Римских городов, проведший во грехах юность свою, пришел в себя под старость, принял иноческий сан в одной из обителей.

Будучи иноком, предал он всецело всего себя всем строгостям подвижнического жительства, постоянно помятуя час смерти и последний суд, когда нужно будет дать отчет Богу о содеянных злых. Своими подвигами во смирении и воздержании он заслужил удивления всей братии, которая смотрела на него, как на образец добродетельного жительства. Кроме постоянного, самого строгого воздержания от пищи и сна, Викторин, переименованный в иночестве Емилианом, совершал со слезами ночные молитвы в одной из пещер близ монастыря.

Игумен обители, увидев раз о. Емилиана ночью тайно исходящим из монастыря, и не зная его тайных подвигов молитвенных, пошел в след его, дабы узнать цель его поступка. Увидел тогда игумен, что святой вошел внутрь пещеры, и вдруг свет, сильнейший солнечного осиял его и всю окрестность и слышан был глас: Емилиане! отпускаются тебе грехи твои.

По возвращении в обитель, игумен, желая подробнее знать это происшествие, вопрошал святого, где он находился ночь, и зачем оставлял обитель? Святой ответствовал, что он был всю ночь в монастыре, и спал. Тогда настоятель прямо сказал все, что он видел ночью и обличаемый им Христов угодник подробно поведал событие. Пользуясь случаем, игумен нравоучительно внушил всей братии, что, несмотря на тяжесть грехов, всегда следует обращаться с покаянием к Господу и никто да не предается отчаянию. Ибо Христос Спаситель ожидает всегда нашего обращения и не хочет смерти грешника, но всем дал средства, дабы получить вечную жизнь.

Повесть об одном затворнике

В числе иноков одного монастыря подвизался один затворник, от юности сиявший чистотою жизни своей. Поместившись в малой келлии, угодник Христов проводил время в молитве, посте и слезах. Не имея ничего, кроме скудного одеяния, упражнялся он в пении псалмов и Богомыслии. Посещавшие ту обитель богомольцы, из усердия жертвовали инокам кто что мог: иные деньги, иные разнообразные предметы житейские, иные пищу, но затворник не участвовал никогда в сих пожертвованиях, ничего никогда себе не брал. Пришедший однажды в тот монастырь начальник города, к коему принадлежала обитель, пожертвовал инокам денег, а затворнику особо, от своего к нему усердия, принес более прочих. Тогда святой, из уважения к почетному мужу-благотворителю, принял его приношение. Когда святой совершив обычное правило, возлег на рогожу, дабы подкрепить себя сном, то в духовном восторге увидел пред ним большое поле. В монастырь входит страшный юноша, понуждая всех монахов жать терние, и наконец, подходит к святому с темь же понуждением. Когда святой стал отрицаться, то юноша сей (ангел) отвечал ему: отказаться не можешь ты, ибо вчера нанялся с прочими, получив плату от благочестивого дателя. Тогда понял затворник смысл сего видения, и по пробуждении вскоре послал к мужу, давшему ему деньги, кои и начал обратно возвращать ему, говоря, что не может он отвечать за чужие грехи, не в силах будучи потребить и своих собственных. Когда муж тот отказывался принять обратно данное, то затворник бросил оные в окно келлии. Узнав, смысл поступка святого, муж тот начал являть сугубые подвиги милосердия, памятуя слово Божие, которое говорит, что милостынею и верою очищаются грехи.

8 марта

Св. Ефрема Сирина слово к иноку

В мире многие нежат тело свое и украшаются одеждой, дабы заслужить похвалу или удивление от людей, но в мире монашеском нужно не только оставить заботу об украшении себя по внешности, но даже показывать пренебрежение к наружной красоте тела, дабы снискать себе похвалу от Бога. В святом писании сказано: имуще пищу и одеяние, сими довольны будем. Будем работать Господу и не обратим внимания своего на желание иметь роскошное одеяние. Равно отринем и сластолюбие, удаляясь изысканных брашен, и да не дадим значения тому, кто имея богатый стол украшается и многоразличными одеждами. Помни одежду св. Илии пророка, помни вретище св. Исаия, не забудь и одеяния Крестителя Иоанна. Не внешностью обращай на себя взоры других, но добродетелью заслужи, дабы обратился к тебе Бог. Тому, кто достиг полного возраста иноческого, понятно изречение о. Пимена: „монах должен иметь такое одеяние, которое, если бы повергнуть его на распутии, никто не возьмет себе, хотя бы оно лежало три дня.

Из слова св. Василия Великого

Заповеди Христовы и учение Апостольское дано не монахам одним, но всем верующим. Когда св. Павел советует проводить жизнь в молитве и терпении, и удаляться от плотоугодия, – то ясно, не к одним монахам относит он речь свою, но ко всем, верующим во Христа. Неужели мирскому человеку позволительно делать все, чего не дозволяется иноку? Только брачная жизнь отличает мирянина от инока, а во всем прочем, как от того, так и от другого требуется одно и тоже. Преступление Заповедей Христовых одинаково, и для инока и для мирянина есть грех. Но некоторые люди, избегая мирского счастья и славы, как преходящих и суетных, между тем, при чрезмерной к ним привязанности могущих погубить душу, возлюбили монашеское житие. И наполнили собою люди cии Египет, Ливию, Ефиопию, Индию, Мавританию и Феваиду. Ими же, подобными лицами полна и Сирия, Киликия, Галатия, Понт, Армения и Персия. Эти лица находятся в Палестине, Аравии, Кипре, Осии, в окрестных островах и в Греции. И Рим, и Испания и Галлия и даже, можно сказать, вся земля наполнилась монастырями, чрез что она освящается и благословляется возносимыми в них молитвами.

Пророк Давид, провидя сонмы иноков, – говорит в одном из псалмов, что ему известны други Божии, умножившиеся паче числа песка морского. Они владычествуют над страстями человеческими, и духами нечистыми и сильнейшими являются владык земных.

Кто не восхитится сими людьми, удалившимися суеты мира, вземшими крест свой и последовавшими Христу, с постоянною молитвою о спасении ближнего!

Св. Григорий Богослов так говорит о подвижниках Христовых:

Они воспевают и славят Господа, упражняясь в законе Господни день и нощь, так что гортань их всегда износит хвалу Господу. По внешности они убоги (в подлиннике: одежды возношение удручающе), пояс их не украшен, и вообще одежда их не отличается изяществом, но зато весь внешний вид их благообразен. Взгляд их чист, улыбка приятна, речь убедительна, и самое молчание приятнее разговора. Они одобряют только достойное (в подлиннике слово солью растворено). Они во всем знают благовременность, когда можно показать строгость, и когда снисходительность. Их нищета лучше богатства, их скитальчество исполнено строгого порядка (в подлиннике: в странничестве уставе). Для них бесчестие за Христа – слава, немощь – их сила, одиночество для них лучше многолюдства, их смирение возводит на высоту величия, они во плоти, но живут как бесплотные.

9 марта

Из слова св. Иоанна Златоустого

Случающиеся в сей жизни несчастия с нами, как например, – лишение имущества, или тяжкие болезни, избавляют нас от заслуженных нами мучений в будущей жизни.

Если бы случилось, что ты впал в тяжкий недуг и тебе советовали, для избавления от оного, обратиться к волхованиям, не следуй сему совету, но благодари Бога за ниспосланное тебе, так как терпением страданий в сей жизни, ты приобретаешь себе венец в будущей. От чего мы называемся христианами? От того, что во всем повинуемся заповедям Христа. Все волхвы и чародеи суть враги Божии, посему лучше принять смерть, нежели идти ко врагам Бога. Что пользы, если бы мы получили телесное исцеление, а чрез то погубили свою душу? Что хорошего, если бы мы на земле получили малую отраду, но за это в вечной, будущей жизни прияли муку с диаволом во аде? Вот что было давно. Царь Охозия заболев, обратился к волхвам, вместо того, чтобы искать помощь у Бога.

Тогда Господь наказал его усиленною болезнью, ожидая его обращения. Но царь не вразумился и послал вопросить к идолу Ваалу: буду ли я жив? О глубина зла! О великое заблуждение разума! (подлинник разум беззаконен), забыв Бога. Начальника жизни, спрашивает о жизни Божия врага! И вот, св. Илия пророк, встретив посланников царя на пути, сказал им: скажите царю, поскольку он оставил Бога и обратился к бесам узнать о своей жизни, то вот ему ответ от Самого Господа: он умрет преждевременно. Святые отцы на соборах, в разное время бывших, запретили христианам искать помощь в волхвованиях, и преступающих определения соборные, определили подвергать епитимиям, с отлучением на определенное время от св. Причастия. Посему всячески бегайте волхвования, дабы не получить чрез то заслуженного наказания на веки. Если кто возразит: „меня мучит тяжкий недуг, нет мне терпения, я рад обратиться всюду, только бы получить избавление». Таковой пусть вспомнит страдания Иова. Сей праведник, лишился имения, детей, покрыт был гноем, но во всех сих страданиях говорил: „Господь дал мне, Господь и взял, буди имя Его благословенно вовеки». Иов святой семь лет страдал, но не обращался за ослабою к волхвованию, желая лучше умереть, чем преступить закон Христа.

Так точно и упоминаемый в Евангелии расслабленный тридцать восемь лет лежал при купели Силоамской, ожидая помощи свыше, но не обращался за избавлением к помощи чародеев, наконец, вспомни Лазаря, лежавшего при вратах богатого дома, отверженного и попираемого всеми, лишенного всякой помощи, но по смерти упокоившегося в недрах Авраама. Вот люди, терпевшие тяжкие болезни, а мы едва почувствуем боль, тотчас ищем прежде помощи человеческой, от чародейства. Знай, мой возлюбленный, что как золото очищается огнем, так болезнью – душа. Вспомни Апостолов, мучеников, пророков, все они в свое время восприяли многоразличные страдания. И чем продолжительнее у кого страдания и неприятности в сей жизни, тем большая заслуга таковому в будущей.

О ворожбе же нужно то сказать, что ею болезнь нисколько не облегчается, а между тем она подвергает ответственности обратившегося к ней пред Богом. Да и как молиться Господу, после того, когда мы ищем помощи у врага? Тех, кои благодушно переносят все болезни и несчастия, можно причесть к лику мучеников! Они муки терпели от врагов, а сии терпят ниспосланное по Божию промыслу несчастие и болезнь.

10 марта

Из Патерика о монахе Марке

О Монахе Марке рассказывали, что он тридцать лет не выходил из своей келлии. Приходивший к нему пресвитер сподоблял его принятия Св. Христовых Таин. Враг человеческого рода, диавол восхотел его ввести во искушение.

Раз пришел к о. Марку один муж под предлогом принять от него благословение. По наущению диавольскому он начал так речь свою к святому: пресвитер к тебе приходящий великий грешник и ты не принимай его более. Богодухновенный Марк так ответствовал пришедшему: люди обыкновенно все худое выбрасывают вон из дома своего, а ты со стороны скверну приносишь в дом мой. А в Писании Божественном сказано: не осуждайте, да и сами не будете осуждены. Если и грешен пресвитер сей, но Господь спасет его. Ибо сказано: молитесь друг за друга, да исцеляете. Потом о. Марк сотворил молитву, и диавол отошел от него, а человек, служивший орудием искушения от диавола, вполне согласился с доводами о. Марка, и ушел от него исцеленным. Всеблагий Господь, видя смиренномудрие святого отца, показал ему после сего чудо. В видении, которое представилось о. Марку было показано: пресвитер стоить пред св. трапезою, и Ангел Господень возлагает свою руку на него, от чего иерей тот представился святому весь огненным. Когда святой чудился видению сему, то был глас ему: Не дивись сему. Если и земной царь не допустит предстать пред собою слугам своим в безобразном виде, то тем более Небесный Царь, Христос, предстоящих ему слуг у святого престола очистит от всяких скверны. После сего святой многим рассказывал видение свое, дабы никто не мог осудить служителя Христова.

Из слова св. Иоанна Златоустого, о том, что следует почитать всех служителей Алтаря

Св. Игнатий Богоносец пишет епископам: внимайте убо себе, да и Бог ваши души приимет и спасет. Повинующиеся епископам и пресвитерам в деле спасения, получать с ними и возданиe в будущей жизни. И еще говорит тот же святой Богоносец: Я знаю истину, ради коей узы принял, которая изошла не из уст человеческих, Дух Святой говорит мне, что без епископа ничего нельзя совершать. Но где участвует епископ, там все идет хорошо. Где собираются во имя Христово, так Церковь Соборная Христова является. Стада не там собираются, где им вздумается, но там, где укажет Пастух. Без Пастуха же хищные звери могут распугать стадо, и даже сделать его пищею себе. Без епископа невозможно ни совершить ни крещения, ни брака. Так угодно Господу, чтобы все чтили епископа, и чтущий его, почтен есть от Господа. Что либо творить в деле спасения без епископа, самочинно, есть нелепое дело. Священникам же нужно повиноваться как Апостолам Христа, нужно и диаконов почитать, как служителей Христа. Они служат при алтаре Господнем, не для временной, но для вечной жизни. Посему чтите епископа как самого Христа, пресвитера – как апостола, без сих нет и церкви. И закон, охраняющий права епископа и пресвитера говорит: все, что прикажет тебе пресвитер, сотвори в точности, не уклоняясь, по возможности от его заповеди. И тот, кто презрит заповедь иерейскую, достоин смерти (т. е. духовной). Пророк Малахия так говорит в своих писаниях: устну священническу сохрани глаголы; разума и закона взыщи от уст его, зане вестник есть Бога вседержителя и исправляет многих от неправды. И другой (пророк) так говорит: всею душею твоею чествуй Господа, и воздай честь Его священникам. И всею силою твоею возлюби сотворшего тебя, и служителей Его не оставляй. Бога бойся, и воздай славу священнику. Св. Апостол Павел пишет в послании к Тимофею, что священники, особенно рачительно исполняющие свои обязанности, достойны сугубой чести. И еще есть постановление закона, что люди посвятившие себя Господу, и сами святы суть. Господь так говорит Аарону: скажи служащим Mне в Скинии, чтобы они приняли грехи народа, и от имений народа дай часть левитам, как вознаграждение за труд их. Исаия пророк так говорит, обращая речь свою к священникам: вы, священники есть слуги Самого Бога. И Иеремия говорит пророчески: возвеличу я и напою душу священника. И Давид пророк говорит во псалме: священники твои облекутся правдою и преподобные твои радостью возрадуются. Посему мы умоляем вас, братие, заботьтесь о заботящихся о вас, и любовно относитесь к ним. Да и то нужно взять во внимание, что никто не может взять себе высшего служения, но званный от Бога токмо. Никогда, посему никто да не противится священнику, ибо написано: старейшин людей твоих да не речеши зла и Господь наш Иисус Христос говорит: приемлющий вас (апостолов) меня приемлет, приемлющий же меня, приемлет пославшего меня. Приемлющий пророка или праведника во имя Христово, приемлет воздаяние достойное.

11марта

Святого Григория о милостыне

Следует всем нам знать великое достоинство милостыни, которая полезна и в сей жизни, и в будущей, которая оной причастного, соделывает равным св. Ангелам. О сем можно видеть свидетельство и в Святом писании. Как огонь гаснет от воды, так грехи очищаются милостынею. Твори милость нуждающимся, и они будут молить за тебя Господа. Если ты богат, то подавай обильно, а если беден, удели малое от малого.

Из писаний отеческих о неизбежности смерти

Настоящая жизнь наша полна скорбей и страданий и достойна есть плача. Истинно слово пророка Иезекиля: сыне человеч, твой хлеб с болезнью яждь, и воду твою со страданием и скорбью пей. Если так исполняется сие пророческое слово на ком, таковы и достоин селения Небесного со Св. Ангелами, но если кто проводит жизнь порочную, услаждаясь чревоугодием с изысканностью, таковой незаметно идет в вечное мучение. – Смерть похищает нас многообразно, иного во сне, иного во бдении, и похищающиеся смертью – иные отходят во ад, иные в Небесное царство. Многие, зная непостоянство сей жизни и достоинство жизни будущей, мало приемлют пищи, сна, но постоянно упражняются и день и нощь в пении псалмов и благодарении Господа. Люди сии знают, как ужасно разлучение души от тела, как тогда предстанут и Небесные Ангелы и духи лукавые, стараясь увлечь душу, первые в Небесный чертог, а последние во тьму кромешную. Много нужно нам тогда молитв, много нужно ходатайства святых, многое нужное нам тогда заступничество Ангелов. Если и отходящему на земле в неизвестную страну нужен руководитель, дабы не заблудить от пути истинного, то кольми паче потребно предстательство Небесного Руководителя, когда разлучившаяся от тела душа должна будет проходить мытарства лютого Mиродержца. Посему, прежде чем наступит час смертный, уготовим душу свою ранее. – Вообрази муки ада, там нет никакой утехи, нет ослабы страданию, там вечно мучатся за разнообразные грехи. – Воистину блаженны праведники и младенцы умершие, поскольку час смерти их – утеха души и то, что устрашает грешника, для них составляет радость и утеху. Грешник по смерти начинает мучительную жизнь, а праведник и младенец радостную. Они без печали и страха проходят мытарства воздушные, имея святых руководителей – Ангелов. Нечистые духи не находят в них того, чего желают. Увидев их чистую жизнь, бесы устыжаются. Увидев чистое их слово, умолкают. И воспевают Святые Христа Господа со Отцом и Святым Духом.

12 марта

Из слова св. Иоанна Златоустого

Не почитай счастливым человека, живущего в богатстве и счастье, свободного от всяких неприятностей и скорбей, таковому трудно избегать муки по смерти. Mногие ложною клятвою приобрели себе, состояние, соделавшее их довольными на столько, что они как животные, упитанные на заклание, наслаждаются внешними благами, но по смерти их ожидает вечная мука с диаволом. Могут возразить ныне, отчего же не всегда тот час следует наказание за ложную клятву, как напр. Анании и Сапфире, коим тот час послано наказание? Таковым можно ответствовать тем, кои не получают скорого наказания за большие грехи в сей жизни, готовится наказание в будущей в сугубой степени. Тому меньшее будет наказание в будущей жизни, кто в настоящей приемлет наказание за грехи свои. Клятвопреступление есть большой грех, больший многих других, особенно клятвопреступление, соединенное с целованием святых икон. Да и вообще, не следует божиться без надобности и в правде, а тем более во лжи, дабы не сказал нам Господь, что Он знает нас только по божбе, и клятве. Св. 3axapия Пророк видел серп огненный, сшедший с неба на землю. И когда он молил Бога открыть тайну сего видения, то Господь сказал ему: серп сей означает гнев Божий, наказующий тех, кои преступают клятву. Посему братия, как сами не будем клясться, так не будем доводить до оной и других по слову Христову: не клянитеся ни небом, ни землею, ни церковью, но да будет слово ваше ей, ей, и ни, ни, лишше же сего от диавола есть. Но многие преступают заповедь Божию, клянутся Крестом Господним, данным нам на спасение. – Св. Крест есть оружие против врага, св. Крестом освящается все, без него не совершается ни одно таинство, не совершается Литургия. Знаменуясь им, мы прогоняем врага. Многие наказания посылаются Господом за клятвопреступление: пожары, болезни, засуха и другие. Ложною клятвою клянущиеся оскорбляют св. церковь.

13 марта

Из слова св. Иоанна Златоустого о пользе мира и согласия

Нужно стараться об устранении всех неприятностей в доме и об утверждении в нем мира и согласия, нужно особенно заботиться, чтобы взаимное согласие всегда соединяло мужа с женою. Так как жена дается мужу как помощница в жизни, то ее заботою должно быть – дабы муж постоянно получал утеху и подкреплении в случающихся ему неприятностях. И если жена будет постоянно приветлива и ласкова к мужу своему, то не только своим обхождением доставит ему удовольствие и утеху, но и все неприятности, каковых много всегда и по дому и по другим отношениям, соделает легкими и часто незаметными для него. Она как искусный кормчий, может всегда отвратить бурю души мужа и его скорбь превратить в радость. Там где между мужем и женою всегда царствует мир и согласие, всегда бывает радость и веселие, коих ничто нарушить не может, поскольку тогда взаимное счастье всегда ограждено узаконенным от Господа согласием. Это согласие сделает их твердейшими камня и металла, это согласие более значит в семействе, нежели богатство, согласие взаимное возведет их на верх блаженства, и будет сильно низвести им от Господа преизобильную милость. Посему прошу и молю, ничего не предпочитайте семейному миру и согласию. Дети также да последуют добродетели своих родителей, а слуги да подражают примеру господ, а чрез то весь дом преуспеет в добродетели и всюду явится благополучие. Всегда, когда оказывается уважение к Божественным постановлениям, бывает успех в делах жизни, всюду следует за нами благополучие, ибо Господь, видя наше к Нему уважение, все преподает нам преизобильно. И так, хоть, кто желает себе милости Божией, кто желает быть достоин Божия благоволения, да тщится жить в семье мирно в согласии, да заботится о воспитании детей своих, не забывая исправлять и правы слуг, если таковых имеет, и если они требуют исправления.

Из слова св. Симеона Дивногорского

Открываю тайну вам, я знаю одного человека, коему открыто было, что ныне в мире есть мало людей, коих души по смерти приемлются ангелами. Большею частью бесы берут души умирающих, ибо умножились беззакония и неправда, и увяла любовь. А бесы немилостиво мучат приемлемые ими души, человеку тому, о коем я говорю, открыто было, что в нынешние времена из тьмы умерших, едва найдется один, душу коего возьмут ангелы. – Те, кои удостаиваются чести быть воспринятыми от ангелов, беспрепятственно проходят воздушные мытарства, свободны будучи от всех нападений бесовских, грешная же душа не может возвыситься к небу, будучи останавливаема на пути от диавола, который предносит ее падения, как улики ее греховного состояния, св. апостол называет диавола князем власти воздушный. Нас же избавит Христос Господь Своею благодатью от власти диавола.

14 марта

Святого Палладия о подвиге

Св. Палладий так говорил пришедшим к нему братиям: братия, свято сохраним с терпением время святого поста. Ныне мало потрудимся, да насладимся нескончаемо великими благами. Смотрите на мучеников, постников, кои неослабно подвизались в подвиге и после получили венцы. Чудимся постоянно их терпению, которое превышало естество человеческое, многие были лишены очей, иные рук и ног, другие сожжены огнем, многие потоплены в воде, есть и такие, кои преданы на растерзание зверей и все сие святые терпели, восхваляя среди страданий Господа. И чем более диавол наводил на них бед и страданий, тем сильнее проявлялось в них мужество, покорившее духу немощь плоти. – И за премногие их муки сподобились они славы от Господа на небеси и прославлены Богом на земли, молитвами их слепцы прозревают, прокаженные очищаются, изгоняются бесы, наделяются болезни. И двери небесные отверзлись им, и вошли они в вечную жизнь, в горний Иерусалим, идеже вечная радость и веселие. Умоляю вас, посему братия да заботимся о своем спасении, не отчаявая себя за множество грехов, есть бо Христос, очищающий грехи наши. Оставим только грехи: ложь, клевету, гнев, ярость, объядение, пьянство, блуд, прелюбодеяние, памятозлобие, жестокосердие, татьбу, разбои, и все другие грехи, кои губят душу. И с помощью Бога возьмемся за исполнение добродетелей, с помощью Бога, храните пост, имейте всегда любовь и мир между собою. Бойтесь Бога, будите милостивы неимущим, кайтесь во грехах своих да, поживши добродетельно здесь, наследуете жизнь вечную со всеми святыми.

Из поучений старцев

Старец (один) сказал: все мы предстанем пред судище Христово наги и обременны. И каждый из нас дает отчет в том, что им содеяно в жизни, – как доброго, так и худого. Да покроет благодать Твоя Господи, все мои тогда недостатки, когда я должен буду предстать тебе, Праведному Судии! Святые предъявят тогда свои страдания, а грешники свои пороки. Уста умолкнут тогда человеческие и не будет надобности предлагать вопросы. Тело будет тогда тоже, что зеркало, в коем отразятся все деяния человеческие на видение всем. Тела целомудренных проявят чистоту, а тело нечистого отразит безобразие. Каждый да научится сему из природы: плоды древа сокрыты внутри его, но вот приходит весна, – и то, что тайно содержалось внутри дерева, исходит наружу, и все видят их. Так в день суда и дела выйдут наружу, и слова явятся всем видимы – дела как плоды, и слова как листья дерева. В самом теле человеческом есть сокровенное, которое выходит наружу в свое время: во младенчестве – зубы, в мужестве – борода, в старости – седина. Так и в последний день суда, все откроется пред очи всех, не только дела и слова, но все помышления, кои ныне сокрыты от знания других. Нет сокровенного, чтобы не открылось по слову Христа. Благий Господи, человеколюбче! сокрой наше безобразие, наши нечестия тайные, сокрой их от очей Ангелов, Апостолов, Праведников! Господи! жезл Аарона процвел, и изнес цвет, показуюший добродетели, тело же наше, сокрывшее в себе срам и нечестие, да не изнесет из себя наружу порок свой в день Твоего Божественного пришествия, да тогда возопиим Тебе: слава Тебе Христе, ущедрившему нас! поскольку же известно, что все тайное обнажится в пришествие Христово, то очистим себя от всякие скверны плоти и духа, творя святыню в страхе Божии, дабы явленные всем дела наши доставили нам честь и славу, а не стыд. Направим ко Господу ум наш, направим его к Небесам, к сокровищам рая, к сообществу Ангелов, помыслим, где пребывают души грешных и праведных? Помыслим, как будет явление Господа Нашего Иисуса Христа, когда по слову Его небеса прейдут, земля сгорит. Вообрази, как душа каждого восприемлет тело свое, вообрази множество народа, от Адама до настоящего дня? Представь ту минуту, когда узришь лице Самого Господа, светлейшее света солнечного, когда услышишь глас Его, решающий твою участь. Что тогда будет с тобою? Праведники наследуют вечную жизнь, a грешники пойдут в муку вечную. Всегда нам нужно помнить сие, и жить постоянно с памятью о сем. От сих размышлений умиляется душа, и сильна бывает принести плод добродетели во славу Христа. Истинно Бога Нашего.

15 марта

О прозорливом пустыннике Сергие

Монах Георгий Армянин рассказывал, что о. Григорий, игумен лавры много раз просил его указать путь к о. Cepгию пустыннику, подвизавшемуся в стране Мертвого моря. Однажды я привел его к старцу Сергию, который принял его весьма любезно, облобызав омыл ноги его и целый день беседовал с ним о спасении, а на другой день отпустил его. По отшествии игумена Григория, я сказал о. Серию: знаешь что Отче, я соблазнился ныне поступком твоим, я приводил к тебе священников и архиереев, и никому не обмывал ты ноги, а Григорию обмыл. Старец ответствовал: я не знаю, что за человек о. Григорий, но только знаю, что я его принял как патриарха в келлии своей, ибо видел на нем омофор и Евангелие в руке его. Мы не взираем на лицо по внешности, но видим сокровенное по дару свыше. И действительно после сего чрез пять лет игумен Григорий получил сан Патриарха.

О том, кто есть совершенный христианин

Истинный христианин имеет правую веру и творит добрые дела, христианин есть дом Христа, живущего в нем, дом составляемый и обновляемый добродетелью.

Истинная вера познается от дел, так что вера без дел мертва есть, равно как мертвы суть и дела без веры. А посему всеми силами следует хранить чистоту свою от всего нечистого, дабы о нас нельзя было сказать: они говорят, что знают Бога, а дела их показывают, что они отрицаются Его. Господь сказал: аще кто любит Мя, слово Мое сохранит и Отец Мой возлюбит его, и к нему придем в обитель у него сотворим. Из сего видно, что верою и делами добрыми создается дом в душе христианина, способный принять в себя Христа.

Диаволу неизвестно, держит ли кто в уме своем память о Христе. Если сатана видит тебя постоянно преданным разнообразным грехам, тогда заключает, что ты удаляешься Христа Господа. Тогда, как тать вкрадывается сатана в сердце твое, дабы обокрасть твою душу, не находя себе препятствия. Но да избавит нас от сего своею благодатью и человеколюбием Христос Господь, Ему же слава со Отцом и Святым Духом, всегда ныне и присно и во веки веков. Аминь.

16 марта

Из слова св. Иоанна Златоустого на текст: Его же любит Господь, того наказывает

Если видим человека по видимому порочного, живущим в изобилии, наслаждающимся здоровьем, не удивляйся сему, таковой сделал что либо угодное Господу, и вот восприемлет мзду свою здесь, на земле, но там на небеси услышит он, подобно как сказано богатому в притче! ты благая восприял в живот твоем. И наоборот – если встретишь добродетельного, терпящего нужду и болезни, почти его и старайся подражать ему, (в подлиннике: позавиды) ибо он здесь очищается от грехов своих, а по смерти исполнится великой радости. Его же бо любит Господь, того и наказует. Посему не смущайся, видя страждущего праведника, ибо кто здесь терпит скорби и страдания, таковой там водворяется в радости, а грешники, ели и живут на земле в благополучии, по смерти получают вечные муки. Так богатый, упоминаемый Спасителем в притче, просил Авраама об облегчении своей муки, и получит ответ: ты восприял благая в животе своем, а Лазарь злая и потому здесь страждешь, а Лазарь утешается. Вы знаете, что разумеется под словом благая? Это: здоровье, богатство, насыщение, власть, слава, дорогое вино и от всех почтение и уважение. И вот, за малую добродетель дано временное награждение, и за малые грехи дано временное наказание. Посему, братия, уважайте страждущего праведника, который, очистившись от грехов здесь, отойдет чист ко Господу. Если же беды и несчастья такового весьма продолжительны, то тем выше награда по смерти его. Так праведный Иов, соблюдавший в непорочности заповеди Христа, подъял много страданий, да большую честь восприимет по Божию усмотрению. Не завидуй, если видишь грешника в обилии и здравии, в день суда таковой примет мзду свою. Исав жил в богатстве, будучи нечист, а Иаков много перенес скорбей, будучи праведен. Пророк Давид всю жизнь провел в бедах и страданиях, а сын его, Соломон, долго царствовавший в мире, со славою и честью, обладавший великою мудростью, впоследствии отступил от Бога, впал в идолослужение. Иуде Предателю не принесло пользы, учение Самого Христа, и чудеса. Посему не тот праведен, кто начав хорошо, худо окончит, но тот, кто до конца совершит добродетель. Многие, согрешив явно, раскаялись тайно, мы думаем о них, как о недостойных, но в очах Господа они уже святы и непорочны. Посему осуждать не следует никого. Богу нашему Слава, ныне и присно и во веки веков.

17 марта

Из толкования св. Иоанна Златоуста на молитву: «Отче Наш»

Господь наш Иисус Христос поучает нас: «Просите, и дастся вам; ищите и обрящете; толците и отверзется. Всяк бо просяй приемлет, и ищай обретает и толкущему отверзется. Но поскольку находятся несовершенные духовно, любящие более мирское, и не могущие потому надлежащим образом изложить своих прошений в молитве, то Господь наш и сказал: молящеся же не мните глаголите, яко же язы́цы: кои думают, что достоинство молитвы состоит во многоглаголание. Возбраняя нам празднословие и многословие в молитве, Христос научает нас, что нужно излагать, когда мы молимся, для чего и дал нам молитву, заключающую в себе все нужное.

С особенным вниманием рассмотрим смысл и выражение сей молитвы, и исполним в точной заповеди молитвы той.

Отче наш, Иже ecu на Небесех. Сколько в сих словах безмерного человеколюбия! Размысли мой возлюбленный, чем можешь ты возблагодарить Господа за Его неизреченное человеколюбие, мы с тобою земля и прах, ибо из земли созданы, и опять в землю возвратимся, но нам повелел Христос называть своим Отцом Бога, земному – небесного, тленному – нетленного, временному – вечного. Да не только мы можем назвать Отцом Своим Бога, но и должны подражать Его благости и милосердию, как о сем упоминает Господь в другом месте (Мф. 5:45). Тот не может назвать Бога Отцом своим, кто бесчеловечен и жесток. Таковой ниспал до скотоподобия, как говорит Давид: Че.ювек в чести сый неуразумев. приложися скотом несмысленным и уподобися им. Как осмелиться назвать Господа Отцом своим тому, кто подобно животному погряз во всех, или многих животных пороках? Есть малодушные, кои скачут всю жизнь, как телец, неприступны, как лошадь дикая, стадолюбивы, как медведь, нахальны, как волк, опасны, как змея, хитры, как лисица, любострастны, как никто из животных.

Как именовать подобного человека? Зверем? Но зверь имеет одно какое либо опасное качество, а человек иногда один совмещает в себе многие опасные качества животных. Таковой опаснее всякого зверя, ибо последние часто укрощаются искусством человеческим. Какое извинение может иметь человек пред Богом, когда по преугоде своей он сознает достоинство добродетели, и добровольно уподобляется зверю? Какое иметь оправдание, когда прирожденную лютость зверей может сделать не опасною, а сам себя добровольно делает лютым? Как может таковой именовать Бога Отцом своим, когда он добровольно делает себя звероподобным. Может именовать только тот, кто кроток, человеколюбив, не мстителен, кто за обиду платить благодеянием. Пойми всякий смысл молитвы, и увидишь, как Господь научает в оной любить друг друга. Ибо не повелевал нам говорить! Отче Мой, но Отче наш, дабы мы, имея общим Отцом Бога, оказывали друг другу братскую любовь.

Далее, для чего сказано:

Иже ecu на небесех.

Для того, чтобы мы не прилеплялись к земному, но верою возносились на небо, дабы Господь, услышав нашу молитву, возбудил в нас любовь к благам небесным.

Да святится Имя Твое.

Да не подумает кто-нибудь, что словом сим мы можем придать Богу святость. Ибо Он свят всегда, как непрестанно воспевают Его Серафимы (Исаии 6:3). Так например, именующие государей высокими титулами, чрез это ничего не прибавляют к тому, чем обладают последние, а только указывают на то, что они всегда имеют, так и мы сими словами не приносим Богу от себя святости, но прославляем находящуюся в Нем святость всегда. Сими словами Господь поучает нас проводить добродетельную жизнь, как и говорится в другом месте: тако да просвятится свет ваш пред человеки, яко да видят ваша добрая дела, и прославят Отца вашего, иже на Небесах (Мф. 5:16)

Да приидет Царствие Твое.

Поскольку на земле мы часто бываем рабами страстей, впадаем в многоразличные искушения, то просим наступления Царства Христова, дабы грех не царствовал в мертвенном теле нашем, во еже послушати ею в похотях его. (Рим. 6:12) дабы мы не представляли уды наша, орудием неправды греха. За тем, сим прошением научаемся не прилепляться к временной сей жизни, но постоянно думать о душе и ожидать вечной жизни, не поддаваясь увлечению удовольствиями мира сего.

Да будет воля Твоя, яко на небеси, и на земли.

Т. е. даруй, нам Владыко проводить свою жизнь на земле так же, как идет она на Небеси, дабы нам поступать и желать так и того, как и чего угодно Тебе. Посему помоги желанию нашему творить волю Твою, встречающему препятствия от слабости нашего внешнего состава. Даруй нам руку помощи, желающим исполнить волю Твою во всем, не отвлекаемым плотью. Душа легка в возвышении своем ко Господу, но тело часто обременяет ее. Она сильнее, по природе своей, стремится к Небесному, чем к земному. Но когда будет нам оказана помощь свыше, тогда и все невозможное сделается возможным.

Хлеб наш насущный даждь нам днесь.

Нам, как живущим на земле, необходима и земная пища. Господь посему и повелевает просить оной ежедневно. Господь повелевает, просить только пищи, необходимой для жизни, но не того, что услаждает изысканный вкус, часто отягощает чрево, помрачает разум и дает телу силу восставать на душу. Необходимой пищи Господь повелевает просить только на один день, не простирая заботы слишком далеко, как говорит и в другом месте: ненецытеся о утрии (Мф. 6:34). Да и для чего особенно заботиться о следующем дне, когда никто не уверен, увидит ли день сей? Всего надежнее положиться на Бога, дающего пищу всякой плоти. Давший тебе тело, вложивший в тебя душу, наделивший тебя разумом, приготовляющий тебе все благое, прежде твоего созданы знавший тебя, как может забыть тебя? И так уповай на Бога, как говорит и Давид: возверзи на Господа печаль твою, и той тя пропитает (Пс. 54:23).

И остави нам долги наша, яко же и мы оставляем должником нашим.

Сим прошением молитвы Господь наш Иисус Христос поучает, во 1-х: достигнувших совершенства Христианского, имеет смиренное о себе мнение, не надеяться на дела свои, но постоянно памятовать со страхом и трепетом свои прежние грехи. Так св. Апостол Павел при всей своей высоте в добродетели, говорит: что он первый есть из грешников. (1Тим. 1:15). Не сказал св. Павел: был я грешником, но есмь, показуя тем, что постоянно помнил прежде содеянное. Во 2-х поучает Господь сим прошением, что и для согрешающих, часто не потеряна никогда надежда помилования, если они будут постоянно просить Отца Небесного о прощении. При сем Господь хочет, чтобы и мы, к согрешающим против нас, были снисходительны и милостивы и прощали бы тех, кои согрешают против нас, так что мы потолику имеем право просить у Господа себе отпущения грехов, поколику сами оказываемся снисходительны к ближнему.

И не введи нас во искушение, но избави нас от лукавого.

Много встречаются в жизни на земле человеку искушений и от диавола, и от злых людей, иногда явно, иногда тайно старающихся вредить. Иногда плоть предъявляет свои требования в ущерб душевной пользы, иногда плоть впадает в болезни, от избавления всех сих и подобных неприятностей, Христос Спаситель дарует нам право молить Небесного Отца. И когда Господь явит нам Свою помощь, тогда исчезают все искушения, неприятности, болезни. Диавол удалится, подобно тому, как некогда, по приказанию Господа, из бесноватого человека перешел в стадо свиней, куда не имел права войти сам, но только по дозволению Христа. Без воли Христа диавол не имеет никакой власти над человеком, который признает Господа Славы – своим Царем и Спасителем. Посему, при окончании молитвы Христос Спаситель указывает на Царство, Силу и Славу, говоря: Яко Твое есть царство и сила и слава во веки аминь. Возблагодарим мы посему нашего Спасителя. Господа Иисуса Христа, даровавшего столько благ. Ему же со Отцом и Святым Духом подобает всякая слава, честь и держава, ныне и присно и во веки веков, аминь.

18 марта

Повесть, рассказанная старцами (со слов отца Стефана рассказывал эту повесть отшельник Иоанн)

В обители отца Феодосия, общих житий начальника, два брата решили между собою всю жизнь не разлучаться, так чтобы и по смерти оставаться вместе. Два сии инока в монастыре были советниками для других, проводя высоконравственную жизнь. По зависти спасению, враг рода человеческого воздвиг на одного из сих братий брань блуда. Брат невозмог стерпеть брани сей, решил оставить монастырь и идти в мир. Товарищ начал его умолять, дабы он оставил это намерение, погубляющее все труды, и лишующее мзды, но тот оставался непреклонен, требуя или идти обоим в мир, или одному. Видя непреклонность брата в его намерении, другой брат также решился идти в мир, дабы не оставить брата, но согласно взаимному соглашению, пребывать постоянно вместе. Ушедши из обители, один брат начал предаваться разврату и несмотря на увещевания другого, не желал опять возвратиться в монастырь. Тогда и другой брат, не желая нарушать взаимного решения, и потерять своего брата, также решился остаться в мире, оба начали снискивать себе пропитание поденною работою. (По-славянски: наим творяху). В это время строил монастырь о. Аврамий, к коему и обратились сии два брата для снискания работы. Один из братии не покидал распутного образа жизни, а другой постоянно пребывал в посте и безмолвии. Видя святой образ жизни, слуги доложили блаженному Аврамию о сем брате, как человеке весьма высоком по нравственным своим качеством. Тогда Аврамий призвал сего брата к себе, и узнал от него, что ради спасения своего брата он ушел из обители, и теперь для той же цели, оставаясь в мире, переносит все. Выслушав рассказ блаженный Аврамий сказал ему: Господь даровал тебе душу брата твоего, и только лишь, брат сей вышел от блаженного настоятеля, заблудший брат встретил другого брата, прося его идти в пустыню, дабы совершит свое спасение. Обрадованный брат отвел его тогда в одну из пещер близ Иордана, где затворил его, но недолго пребывал здесь обратившийся на путь истины, чрез несколько дней, после многих подвигов, поста и молитвы, он предал душу свою Господу. Тогда другой брат остался один в той пещере, дабы и ему скончаться там же, где умер брат его, что и исполнилось по прошествии десяти дней.

18 марта

Повесть об О. Данииле

Инок Даниил отправился раз на рынок города продавать изделия свои, где один молодой человек, увидев старца, просил к себе в дом, дабы помолился о бесплодии жены своей. По неотступной просьбе человека того, старец решился исполнить просьбу, и вскоре жена та сделалась беременною. Злые языки, узнав сие, начали клеветать на старца, обвиняя его в блуде. Слух о сем достиг и о. Даниила. Когда родила та жена, то старец сказал отцу младенца, дабы он созвал родных и знакомых в известный день, и сделал обед, обещая и сам присутствовать, что тот и исполнил, и через 12 дней после рождения созвал всех. Во время обеда старец взял ребенка на руки, и спросил вслух всех: кто отец твой? Тогда ребенок указал пальцем на отца своего, сказав при сем: «Вот он». Повесть сия рассказана для того, дабы никто не осуждал никого, дабы не впасть чрез то в тяжкий грех.

19 марта

Св. Aфонасия Синайского, о гневе

Много бо может молитва праведного споспешествуема, но молитва тогда бывает споспешествуема, т. е. услышана, когда приносящий оную, кается во грехах своих и являет дела своего покаяния. Но если одною рукою мы будем что-либо созидать, а другою тоже самое разорять, то будет ли какой успех в деле? Не только не будет успеха, но только один напрасный труд. Страшный грех ходить в храм на молитву со злобою в сердце на брата! О! Человек! Что можно говорим и без ума упражняемся в молитве, нося в сердце своем опасный нравственный яд? ты молишься: остави нам долги наша, яко же и мы оставляем должником нашим. – имея злобу на ближнего! Для чего вошел ты во храм: для молитвы и лжи? Для получения ли благодати, или наказания? Чего желаешь ты: спасения ли вечного, или муки нескончаемой? Иерей возглашает: возлюбим друг друга, а ты что делаешь? Здесь служат Ангелы, предстоят престолу многоочитии Херувимы, и шестокрылатии Серафимы, поющие трисвятую песнь, нисходит Сам Святой Дух, и Ангелы записывают входящих и исходящих из храма. Ужаснись, злобный! Сам себе просишь прощение, а другому не прощаешь! Но если не простил, не будет и тебе прощения, прощающий будет прощен, и милостивый помилован будет, не говори: я много прощал брату своему, но он не один раз досадил мне, и я не могу более прощать. Не говори так, мой возлюбленный, но подобно св. первомученнику Стефану и Иакову, брату Господню, молись за своего врага, поступай по подобию Твоего Господа, изволившего приять за тебя смерть, перенеси обиду, и вред от друга, и врага твоего, и получишь прощение многих грехов. Убежим братия памятозлобия, – этого лютого греха. Всякий грех большею частью скоро совершается, и часто, скоро сознается, а памятозлобие разгорается на многое время, подобно палящей страсти. Злобный, постоянно носит яд греха в сердце своем и лежа, и ходя, и вставая. Одержимый этою страстью не получит прощения грехов, и Царства Божия не наследует. При этом ни одна добродетель не приносит пользы: ни пост, ни молитва, ни милостыня, ибо злопомнение все погубляет. Если ты дар твой принесешь ко алтарю и вспомнишь, что брат твой имеет злобу по тебя, то оставь приношение твое и примирись, прежде с братом твоим и тогда принеси. Богу нашему слава, ныне и присно и во веки веков.

21марта

Повесть из старческих писаний

Повествователь так начитает свое сказание: Если рассказывать подробно о сем великом старце (неизвестного имени), о его великих подвигах, о его великих дарованиях и откровениях, то составится большая книга, и для рассказа потребуется много времени, я расскажу только следующее:

На пути, глухою пустыней шли мы вместе с одним монахом, и в самом глухом, сокровенном месте, нечаянно для себя обрели обитель иноков, огражденную вокруг.

Когда вошли мы вовнутрь ограды, то встретили иноков, не сказавших нам решительно ни слова, несмотря на то, что мы явились туда, как прохожие. Мы вышли оттуда, и я соблазнился поведением иноков тех. Когда отошли мы довольно далеко от обители той и встретили на пути пастухов, то я стал рассказывать им о том, как приняли нас в монастыре том, отзываясь при сем невыгодно об иноках, то пастухи отвечали, что они с малолетства живут в стране той и не знают о существовании монастыря, о коем я говорил, и ни разу не видели ни одного инока, так Господь тайными путями открыл скрывшегося настоятеля обители! Много рассказывают о жизни в сей обители, так например необходимая пища приносилась инокам птицами, познаем посему, что и ныне могут быть тайные подвижники, ведомые Единому Богу. Раз спросил один святой отец (Павлю) святого Антония, что нужно делать для спасения? Великий Антоний отвечал: не надейся на дела свои, не жалей о потери земного, воздержи язык и чрево. Богу нашему слава ныне и присно и во веки веков.

22 марта

Св. Иоанна Златоустого о страшном суде

Доколе живы мы, размыслим, какой ужас должны будем испытывать мы в день суда, будучи обязаны дать отчет во всех своих делах, недостойных христианина? Не говори, и не соблазняйся, если кто скажет: для чего же Бог сотворил на земле много приятного, если пользоваться этим – есть грех? Выслушайте, что скажу вам: Илия пророк человек был, не чуждый природы человеческой, имел возможность пити и ясти и предаться радостям человеческим, но все оставил и после сорокадневного пребывания на горе в посте и молитве, возшел с плотию (яко) на небо. А пророк Даниил, бывший при дворе царя мог все иметь в преизобилии, но все оставил и исповеданием истинного Бога приобрел себе вечную жизнь, он ввержен был в ров вместе со львами, кои ласкались к нему, как кроткие животные, и от сего он избавлен был вскоре. Но вы, неразумные, на что надеетесь, не боясь Господа? постоянно величаетесь, губя душу свою гордостью и скупостью. Почему о себе сами не заботитесь? Не утешайте безумие свое, говоря: ныне живем, а по смерти сгнием, – ибо земля есмы, и в землю отыдем. Но я скажу тебе: не смышленый! Неужели приятно будет тебе всего себя отдать земле, а душу свою погубить? Разумейте братии, что тот кто здесь заботится и скорбит о своей душе, тот на небесах сподобится славы. О возлюбленный, удержися от объядения, пьянства, удержи руки твои от татьбы, а уши от слов не подобных, да не слышат часто посещая храм Христа, будь милостив к неимущему и принеси Господу покаяние. Господь от своих рабов претерпел страдание и смерть, нам ли не терпеть за грехи свои? Не извиняй же себя, говоря: мы стары, и не можем пригибать колен своих для молитвы. Не говорите: а мы еще молоды, теперь только и повеселимся, и потом будем каяться. Как роса исчезает от солнца, так и молодость изнемогает под бременем греха. Сообрази, когда ты спишь, то не можешь услышать вошедшего к тебе татя, так точно не знаешь и часа, когда придет к тебе ангел смерти и восхитит душу твою, и тогда покаяние будет уже поздно. Но доколе есть время, да поживем добродетельно, и получим Царство Небесное!

Св. Анастасия Синайского слово о не осуждении ближнего

Не судите, да не судимы будете, сказал Господь. Многие говорят: мне трудно спастись: поститься не могу, не могу и бодрствовать. Девственную жизнь проводить затрудняюсь, не имея возможности оставить мир, помогать бедному не имею средств: как мне спастись? Я скажу тебе, ты спасешься, если оставишь ближнему не правду против тебя: остави, и тебе оставится, прости и будешь сам прощен, не осуждай и не будешь осужден. Если не имеешь средств благотворить, ни силы, чтоб трудиться, не осуждай, если увидишь другого в не правде. Един есть Судия – Бог, Который каждому воздаст по делам его. Судящий другого, предвосхищает власть Христа, а потому Ему является противником (антихрист). Если кто и явно грешит, ты не знаешь, как он окончит свою жизнь. Разбойник, распятый со Христом вошел в рай, а Иуда, бывший апостолом вселился в гиену. В особенности же не осуждай священника, и не удаляйся от него, хотя бы видел его грехи, священник, какой-бы ни был, сподобит тебя благодати Христа, если с покаянием и верою будешь искать оной, а то и Ангел не соделает тебя святым, если ты чужд добродетели. Из древних сказаний могу указать примеры. Один инок, живший, по видимому, в лености и небрежении, встретил радостно час смерти. Из бывших при нем отцов, один великий муж спросил его: от чего ты так безбоязненно идешь к смерти, когда мы знаем твою жизнь, чуждую иноческих подвигов и добродетелей? То правда, отвечал умирающий, но с тех пор, как принял я чин монашеский, я никого не осудил, никому не сделал зла и вот я вижу, что Ангелы принесли описание моих грехов, но на мне исполнилось Слово Господне не судите, да не судимы будете, и рукописание то было растерзано и сказав то, скончался инок.

О пагубной силе вражды

Во время гонения два брата, между собою враждовавшие, были взяты и подвергнуты мукам. Будучи заключены в темнице вместе, один из них предлагал другому примириться, так как на утро ожидала их смерть, но тот не согласился. Наутро действительно извели их для смертной казни, и тот, который не согласился примириться, отвергся Христа, другой же скончался мучеником. Тогда мучитель вопросил отвергшагося: отчего он вчера не отвергся Христа, чрез что мог бы избежать мук? Тогда отвечал брат тот: Когда я оставил Бога и не примирился с братом моим, тогда оставила меня Сила Божия и помощь. Зная сие, братии, примиряйтесь с враждующими, в любви пребывайте, да будете причастниками благ вечных.

27 марта

Повесть

Один из отцов рассказывал, что когда, по своей надобности, он был в Константинополе и сидел во одном из храмов, вошел туда один благочестивый муж, и увидя его любезно приветствовал, сел с ним и начал беседу о спасении. Инок сказал ему: о хорошо поступающих на земле бывает радость на небе. Муж тот ответствовал: воистину блажен тот, кто, возложив все упование на Господа, раздает все свое имущество и рассказал иноку следующее.

Я сын одного знаменитого лица, отец мой был весьма милостив к бедным, один раз призвал меня отец мой и показав мне все свое имение, спросил меня: что для меня лучше – оставить в наследство все имение сие, или раздав оное нищим, оставить любовь и благодать Христа? Размыслив сущность дела, я согласился принять последнее. Тогда мой отец раздал все свое имущество, оставя меня в убожестве. В городе жил тогда один знаменитый богач, со своею женою и единственною дочерью. Родители решили отдать дочь, хотя бы за бедного, но за человека Богобоязненного. Для сего дали обещание – отдать дочь за того, кто первый войдет в храм, куда они отправились для молитвы и я первым вошел тогда в храм тот. Тогда они позвали меня к себе, и подробно расспрашивали: кто я, откуда и прочее. Узнав все, отдали за меня дочь свою, снабдили имуществом, и я теперь молю Господа, дабы Он дал и мне возможность и силу ходить путем отца моего до конца жизни.

Из слова св. Иоанна Златоустого о милостыне и о рабах

Будем к подчиненным нам таковыми, каковыми желаем иметь к себе Бога. – Можно сказать, что великая милость есть, когда кто свой дом избавляет от нужды, и своих подчиненных содержит снисходительно. Это большая, нежели пост и молитва, добродетель. Но нужно оговориться, милостыня от неправедных трудов – от грабежа или насилия, неприятна Богу и только раздражает Господа, такова была жертва Каина. Наименование милостыня показывает, что нужно благосклонно и снисходительно обходиться со всеми, особенно с низшими себя. Тот не милостивый, кто крадет у одного и подает другому, таковой может быть назван лицемером. Желающий богатства на земле, прибегает часто к не правде, а желающий богатеть на небе, раздает свое собственное приобретение. Один старается только о себе, а другой только о других. Один земное сея, приобретает земную славу, другой раздавая нищим, ожидает похвалы от Бога. И что всего удивительнее, это то, что жестокосердного, не только имеющие к нему отношение, ненавидят, но и те, кои не имеют к ним соприкосновения, не любят. Если же впадает в несчастье, то от всех слышит зложелательство. Так напротив, милосердного все любят и близкие, и далекие. Если же впадет таковой в несчастье, то все, сожалея о нем, молят за него Господа.

28 марта

О воине Таксиоте

В Карфагене воин Таксиот был человек преданный грехам. Многочисленные болезни, свирепствовавшие в городе, побудили этого воина на покаяние, оставив город, он с своею женою поселился в одном селе и проводил жизнь в молчании. По научению диавола он пал однажды в плотский грех и вскоре умер от укушения змия. Монахи, ближнего монастыря, похоронили умершего в храме. Во время совершения девятого часа, услышали иноки голос из могилы: помилуйте мя! Раскрыв гроб, они увидели ожившим мертвеца, на вопросы их он не мог ничего отвечать от сильного плача, и только просил отвести его к Епископу Тарасию. Только на четвертый день после сего события Таксиот начал рассказывать епископу бывшее с ним. Приведем сущность сего рассказа1.

При смерти видел он бесов до того страшных, что душа приходила в смятение. Затем два прекрасных юношей прияли в руки свои душу его. Тогда началось наше шествие по воздуху, к небесам, встретивши на пути мытарства, в каждом из коих показывается извечный род грехов2. Руководившие св. Ангелы имели в руках своих добрые дела умершего, и при каждом мытарстве противопоставляли оные грехам, чем избавляли от задержки. Но в мытарстве блуда душа умершего была удержана, там грех сей не был изглажен покаянием. Тогда лукавые духи начали бить душу, и свели ее долу, где заключены души грешных, где нет никакого утешения и облегчения. Нет слова на языке человеческом, чтобы передать всю тяжесть тех страданий, кои там испытывают заключенные. Там пробыл воин до 9-го часа, когда вошли к нему два Ангела, коих и начал он умолять об избавлении, обещая покаяться. Когда один из Ангелов поручился за меня, что я сдержу свое слово, то они извели меня из бездны и приведя к гробу, заставляли войти в тело. Я гнушался внити, видя тело свое смердящим, но Ангелы сказали мне, что иначе невозможно покаяние, тогда я вошел опять в тело свое. Когда епископ предлагал воину Таксиоту вкусить пищи, то он отказывался, но пал на лице свое и исповедовал грехи свои. По прошествии сорока дней воин сей скончался христиански, прозрев свою кончину за три дня.

30 марта

Повесть о Мононии

Некая девица Монония, с малолетства монахиня, по внешности смиренная, но по внутренним свойствам души сребролюбивая, никогда не подавала милостыни ни странным, ни убогим. У ней была любимица, дочь ее сестры, которой и завещала по смерти все свое имущество. Диавольское есть распоряжение – держать большое богатство, а не помогать нуждающимся. Видя сие св. пресвитер Макарий, восхотел обратить Мононию на путь истины, и отвратить от пагубной страсти сребролюбия. Святой Макарий, будучи приставлен пещися о бедных, умыслил следующее, раз сказал Мононии, что ему принесли драгоценные камни, коим он затрудняется назначить цену, хотя и знаток по сему делу. Принесший продает их за пятьсот золотых, очень бы хорошо купить сии камни Мононии для своей племянницы. Услышав сие Монония начала просить св. Макария оставить эти камни за ней, отдав ему деньги. Приняв деньги, св. Макарий израсходовал оные на пользу нищих. Монония долго не говорила ему о сем предмете, будучи удерживаемая совестью, так как во всей Александрии св. Макарий пользовался почетом и любовью. Наконец встретив в храме, св. Макария Монония напомнила ему о покупке камней. Святой пригласил ее к себе, дабы видеть камни драгоценные, кои, если ей не понравятся, она может не брать, получив обратно деньги. Когда Монония вошла в келлию святого, святой вопросил ее: что хочешь видеть: вакинф или смарагд? И повел ее в верхнюю келлию, наполненную хромыми, слепыми и слабыми и сказал: j вот это вакинф, потом сведя ее вниз, показал ей больных женщин, сказав, а это смарагд. Если тебе не нравится это, прибавил святой, возьми свое злато и вышла Монония из келлии святого печальною. По возвращении домой, она впала в болезнь, во время коей видела себя обреченною на мучение, но избавленною по молитвам св. Макария. По выздоровлении она сделалась многомилостивою, прославляя св. Макария – своего избавителя.

* * *

1

Рассказ воина о загробной жизни совершенно тожественен с рассказом о сем предмете препод. Феодоры в сновидении св. Василию Новому. Только последний рассказ отличается боль­шею полнотою и подробностью.

2

В молитве на исходе души упоминается о сих мытарствах. (См. Требник).


Источник: Москва. Издание книгопродавцев Леухина и Ермакова, 1884. От Московского Комитета для цензуры духовных книг печатать позволяется, Московская Духовная Академия. Декабря 2 дня 1882 года. Цензор Протоиерей Михаил Боголюбский. Типография Ф. Иогансон Покровка, Лялин пер., д. Преснова

Комментарии для сайта Cackle