На сайте проводятся работы. Нашли ошибку - напишите нам: Обратная связь

25-е число

Пренесение честных мощей св. ап. Варфоломея из Дары на о. Липару. Ап. Тита от 70, еп. Критского. Св. Мины, патриарха Константинопольского. Свв. исповедников Христовых, в Едесе от ариан гонение претерпевших.

(Св. Иоанна, патриарха Константинопольского. Св. Епифания, патриарха Константинопольского).

Пренесение честных мощей св. ап. Варфоломея из Дары на о. Липару

Феодор чтец, живший в VI веке, говорит об императоре Анастасии (496–515): «царь Анастасий построил город Дары (Дару или иначе Анастасиополь) и, построив его, видел во сне ап. Варфоломея, который говорил ему, что он сам будет хранить этот город. По этой причине Анастасий перенес туда и положил там его останки». Это было около 508 года, и мощи, вероятно, перенесены из Албани армянской (т. е. из Баку). О перенесении мощей в Дару согласно с Феодором говорит и церковный историк Никифор. В конце сего века Григорий турский (†594) говорит, что язычники бросили свинцовый гроб св. ап. Варфоломея в море, и он приплыл в Липару. Таким образомъ чудесное перенесение совершилось в конце VI века и засвидетельствовано современным писателем. Ho каким образом св. тело апостола, будучи в Даре, в Месопотамии, было брошено в отдаленное от нее Черное море? Известно, что персы под начальством царя Хозроя взяли Дару при императоре Иустине II и простерли свое опустошение до берегов Черного моря. Некоторые из дарских христиан, взяв св. мощи, удалились к берегам Черного моря, но были застигнуты врагами, которые и бросили мощи св. апостола Варфоломея с мощами других четырех мучеников в Черное море. Отсюда св. мощи, проплыв Геллеспонт, а также Эгейское и Ионийское моря, пристали к берегу острова Липары. О прибытии св. мощей было открыто в сонном видении епископу липарскому Агафону, который, в сопровождении клира и народа, перенес св. мощи в церковь, где от них истекло целебное миро и стали совершаться чудеса. Мощи св. ап. Варфоломея находились на о. Липаре до 839 года, когда на этот остров напали мусульмане. Правитель Беневента, питая глубокое уважение к мощам св. апостола, не желая оставлять на поругание врагам этого драгоценного сокровища, перенес мощи св. ап. Варфоломея в Беневент. В середине VIII века часть мощей ап. Варфоломея перенесена из Липары в Константинополь. В настоящее время идет спор о мощах этого апостола: находятся ли они в Беневенте, или перенесены в Рим в X веке императором Оттоном. (Пролог. Месяц. Вост. А. Сергия, т. 2, замет. стр. 256).

Св. ап. Тита от 70, еп. Критского

Св. апостол Тит был родом из Крита (нынешней Кандии); родители его принадлежали к царскому роду и были язычники. Получив, как язычник, языческое образование, он с молодости полюбил чтение греческих философов и поэтов, стараясь найти у них истину, которой жаждала его душа. Еще будучи язычником, Тит проводил жизнь добродетельную, незлобивую и целомудренную, даже девственную, как свидетельствует об этом св. Игнатий Богоносец (в посл. к Филадельфийцам). Когда Титу исполнилось 20 лет, он однажды во сне услышал слова: «Тит! тебе надобно идти отсюда и спасти свою душу, а греческое образование и языческая мудрость не приведут тебя ко спасению». Пораженный этим голосом, Тит и еще раз желал услышать его; и вот в другой раз он услышал тот же голос, повелевавший ему читать еврейские книги. Тит внял этому голосу и, выучившись еврейскому языку, стал читать пророческие книги. Особенно подействовала на него книга пророка Исайи, именно те места, где говорится о суетности и ложности языческих идолов и об истинности Бога еврейского. В этих книгах Тит нашел ключ к познанию истинного Бога: он уразумел суетность язычества и уверовал в единого Бога, Творца мира. Между тем на острове Крит стал распространяться слух об Иисусе Христе, появившемся в Иудее, о чудесах, творимых Им, и о новом учении, которое Он возвещает людям. Для удостоверения в истинности этих слухов, правитель острова послал в Иерусалим Тита, который был ему племянником. Св. Тит пришел в Иерусалим и, увидев Господа, последовал за Ним и Его учениками, видел чудеса Господа, Его страдание и уверовал в Его воскресение. В день пятидесятницы Тит услышал апостолов, на которых сошел Дух Святой, проповедующими на различных наречиях великие дела Божии. Уверовав во Христа, св. Тит с этих пор постоянно находился при апостолах и впоследствии принял крещение от св. ап. Павла. Великий апостол языков искренно любил Тита, и называл его чадом своим; Тит часто сопутствовал ап. Павлу по разным странам и делил вместе с ним труды благовестничества. Апостол Павел посылал его проповедовать христианство в Далмацию, поручил ему отнести свое послание к коринфянам и часто упоминает о нем, как о любезном брате, ревностно исполнявшем свое служение. Когда ап. Павел, посетив Крит, обратил там многих ко Христу, то поставил св. Тита епископом новооснованной церкви. Из Никополя, города в Македонии, ап. Павел написал к нему послание, в котором преподает ему наставления, как пастырю Церкви. Когда ап. Павел прибыл вторично в Рим, Тит посетил его, и видел мученическую кончину своего учителя; после этого события Тит возвратился в Крит и трудился неутомимо в проповеди евангельской. Когда, по повелению царскому, на острове строился большой идольский храм, св. апостол Тит, идя мимо, помолился Господу и храм внезапно упал; вследствие этого чуда множество язычников обратилось ко Христу, а на месте языческого храма была создана церковь во имя Господа. Он обратил ко Христу великое множество людей и скончался 25 августа в глубокой старости, на 94 году жизни. Сказание о нем, или житие его составлено преемником его св. Андреем критским. Св. тело его почивало в кафедральной церкви в Гартите. После опустошения острова Крита сарацинами в 823 году, от мощей его осталась одна голова, которая и перенесена в Венецию, в храм св. Марка; но по другим известиям глава его хранится в самом острове Крите, в его храме (Четьи-Минеи. Месяц. Вост. А. Сергия, т. 2, замет. стр. 257).

Св. Мины, патриарха Константинопольского

Св. Мина из пресвитера и надзирателя над странно-приимным домом св. Сампсона (27 июня) был рукоположен после низверженного за ересь патриарха Анфима в патриарха константинопольского папою Агапитом, бывшим тогда в Константинополе, в 536 году. Но Мина не мало вынес скорбей от преемника Агапита, папы Василия, который, достигнув происками папского престола, по случаю монофизитских споров, подверг св. Мину отлучению. Во время его патриаршества в Константинополе случилось следующее чудо: один еврейский мальчик, зашедши с христианскими детьми в храм во время причащения Божественными тайнами, причастился с прочими детьми. Родитель, узнав об этом, бросил отрока в раскаленную печь, в которой делал стекло: мать со слезами искала отрока, и через три дня, подойдя к печи и услышав его голос, вынула отрока из огня живым. Когда она его спросила, каким образом он остался жив, отрок сказал матери, что одна пресветлая жена часто приходила к нему и остужала огонь, принося воду и пищу. Вскоре об этом чуде стало известно по всему городу, дошел слух и до императора Иустиниана и патриарха Мины. По их убеждению, мать и отрок приняли св. крещение, а упорный отец был казнен позорною смертью, как человекоубийца. При патриархе Мине был освящен знаменитый храм святой Софии, созданный императором Иустннианом. Св. Мина скончался в августе 552 года, правив церковью 16 лет, от 536 до 552 года. (Четьи-Минеи. Месяц. Bост. A. Сергия, т. 2, замет. стр. 257).

Свв. исповедников Христовых, в Едесе от ариан гонение претерпевших

В царствование императора Валента православные терпели много бедствий от ариан; епископов и пресвитеров христианских отрешали от кафедр и храмов и на их места назначали лиц, держащихся арианского образа мыслей. В это время в городе Едесе был епископом Варсис, человек по образу мыслей православный, по жизни – святой; он имел от Бога дар исцелять всякие недуги. Император Валент, не терпя его, как человека православного, лишил его кафедры и отослал в заточение: сначала на остров Аранд, но когда к Варсису сюда стало приходить много народа и слушать его православное учение, заточил его в город Оксиринх, в Египте; когда же и здесь его чудеса привлекали к нему много народа, император отослал его в самый отдаленный город – Фенон, где св. Варсис и скончался. Василий Великий писал Варсису (или Варсу) в заточение письма и посылал пищу. Сохранились два его письма к Варсу: первое относится к 377 году, второе к 378, в котором Варс и скончался. Он поставлен был из города Харрана в епископа Едеса, по воле императора Канстанция, в 361 году, a изгнан около 373 года Валентом. После св. Варсиса был сделан едесским епископом некто Лупус по своим религиозным убеждениям арианин, но с ним никто ни из клириков, ни из мирян православных, не хотел иметь общения, как с еретиком. Тогда император Валент, в это время прибывший в Едес, созвал к себе всех пресвитеров и клириков, не повиновавшихся арианствующему епископу, и убеждал их войти в общение с Лупусом и оказать этим повиновение ему – царю. Когда же на это все молчали, царь обратился к главному и старейшему из всех пресвитеров – Евлогию с словами: «почему же ты не отвечаешь мне?» – «Потому что ты говоришь ко всем, а если меня о чем спросишь, отвечу тебе», – сказал на это Евлогий. Царь стал спрашивать его, почему он не хочет вместе с ним – царем иметь общение с арианами и их епископами. Тогда вместе с св. Евлогием все находившиеся во дворце пресвитеры единодушно отказались иметь общение с еретиками и повиноваться их епископу. За это их около восьмидесяти человек велено было схватить, заковать в железо и отослать в заточение во Фракию. По пути, народ выходил к ним на встречу, оказывал им большую честь и доставлял все нужное. Когда императору донесли, что обвиненным вместо бесчестия оказывается почесть, он приказал разлучить их и разослать по разным странам: одних во Фракию, других в Арию, иных в Египет. Тогда блаженного Евлогия и с ним другого пресвитера Протогена отослали в Фиваидский город Антиною, где было очень мало христиан и бесчисленное множество язычников; ревностные пастыри Христовы своим учением и чудесами обратили многих ко Христу. После Валента на престол Римской империи вступил Феодосий Великий, ересь арианская стала прекращаться и гонители превратились в гонимых. Все епископы и пресвитеры, сосланные арианами в ссылку и заточение, были возвращены на свои кафедры и места. Тогда и Евлогий с Протогеном возвратились в Едес, где св. Евлогий был поставлен в епископа этого города, а Протоген был рукоположен в епископа города Карии, в Месопотамии (Четьи-Минеи).


Источник: Жития святых, чтимых православною российскою церковию, а также чтимых греческою церковию, южнославянских, грузинских и местночтимых в России / Д.И. Протопопов. - Изд. книгопрод. Д.И. Преснова. – Москва: Тип. Ф. Иогансон, 1885-. / Месяц август. - 1885. - 506 с.

Комментарии для сайта Cackle

Поделиться ссылкой на выделенное