И. Крылов

Глава VII

Мы видели, что ученики Иоанновы погребли тело Крестителя в Севастии, близ гроба Пророка Елиссея. – Святый Евангелист Лука, проповедывая Христа и обходя многие города и страны, пришёл и в Севастию. Собираясь идти оттуда в своё отечество, Антиохию, он пожелал перенести на свою сторону тело Святого Предтечи Христова Иоанна Крестителя, которое было нетленно и цело, но не мог того исполнить, потому что жители Севастии усердно почитали мощи Крестителевы, тщательно их сохраняли, и не позволяли Луке взять их. Одно только правую руку, крестившую Господа нашего Иисуса Христа, Святый Евангелист Лука отнял и принёс в свой город Антиохию. И ею, как многоценным сокровищем, воздал городу за своё в нём воспитание. С того времени Святая Крестителева Рука у верующих Антиохийцев сохранялась в великом почтении, и много чудес совершалось от неё.

Прошло много времени, переменилось много Царей; в 361 г. от Рождества Христова воцарился Юлиан законоотступник. От открыто отвергнулся Христа, и поклонясь идолам, востал на церковь Божию, и гнал её не менее всех прежде бывших мучителей. Юлиан не только преследовал и убивал живших тогда Христиан, но и на мёртвых простёр своё бесчеловечное мучительство. Кости святых, прежде пострадавших, выбрасывал из гробов и предавал огню. Храмы Божии и всякую святыню сожигал и превращал в пепел. Мучитель Христиан отправился и в Антиохию, отчасти для принесения жертвы идолу Аполлону, который находился в Дафне на предградии, отчасти чтобы и там мучить Христиан и сожечь, какую найдёт, святыню. Христиане в Антиохии, услыша о скором приходе его, тайно сокрыли руку Крестителеву в одном градском столбе, который назывался Гониа, чтобы над Нею не наругался и не сжёг Её мучитель. Юлиан, пришедши в Антиохию, и соделав много безбожных и беззаконных дел, тщательно искал Руку Предтечеву; когда же не мог найти Её, послал в Палестину в Севастию, чтобы находящееся там Св. Тело Предтечево, кроме главы и руки, также гроб и храм Крестителев предать огню и разорению. Это и было исполнено, как пишут историки Никифор и Кедрин. Но блаженный Симеон Метафраст пишет, что сожжено было не Крестителево тело, а другое простое. Патриарх Иерусалимский, узнав заранее о повелении мучителя, тайно взял из гроба Крестителевы мощи и послал их на сбережение в Александрию, а на место их положил кости простого мертвеца, и они-то были сожжены вместо мощей Крестителевых, вместе с гробом Его и Храмом.

Вскоре погиб Юлиан, и опять воссияло благочестие. Тогда была вынута из столба Рука Предтечева, как свеча из под спуда. Христиане снова стали воздавать Ей почтение, и как прежде, совершались от Нея чудеса. Мы расскажем одно из них:

В странах Антиохии гнездился в пещере большой змий, которого язычники почитали за одного из богов своих, и каждое лето приносили ему жертву. Для такой жертвы избираема была невинная девица, которую нарочно сберегали для змия, и отдавали ему на съедение. А народ, собравшись на месте, устроенном недалеко от пещеры змия, смотрел на это. Страшный видом змий, выползал из пещеры, шипел, схватывал приносимую ему жертву, и терзая её зубами, съедал. Брали для этих жертв по жребию дочерей граждан Антиохийских. В один год жребий пал на Христианина, отдать дочь свою на жертву змию. Отец с горячими слезами молил Христа Бога и Его Святаго Крестителя, избавить дочь его от лютой смерти. Уже приближалось время богомерзкого праздника. Отец девицы с воплем и рыданием вопиял к Богу и призывал в помощники Святаго Иоанна Крестителя. Он пришёл в Храм, где хранилась Рука Крестителева, и неотступно просил ключаря, чтобы отпер храм и позволил поклониться Честной и Святой руке Крестителевой. Он делал сие с тайным умыслом, для чего принёс с собою много золотых монет. И когда стал поклоняться во Храме пред ковчегом, в котором хранилась рука Предтечева, как будто нечаянно рассыпал своё золото. Ключарь был златолюбив, начал прилежно подбирать золото. В это время Христианин, целуя руку Крестителеву, откусил от Неё зубами один из суставов малого пальца. Спрятав желаемое у себя, и помолясь довольно, вышел. Настал роковой день, в который должно было девицу отдать безвинно на смерть. В назначенный час собрался народ на своё место, близ пещеры. Явился и отец-Христианин; он вёл дочь свою на съедение змию, сердце его было полно молитвою к Богу и надеждою. И вот выполз из пещеры страшный змий; сильно шипя и разинув пасть, приближался к приготовленной ему жертве, чтобы пожрать её. Отец не отступал от девицы, призывал в помощь всевидящего Спасителя Христа Господа и Его Крестителя. Как только приближался змий и ещё больше разверз пасть, чтобы схватить девицу, отец бросил в средину гортани змия сустав Крестителева пальца. И в тот же миг змий стал мёртв, и девица спаслась от ужасной смерти. Отец-Христианин со слезами радости начал громко возносить благодарение Богу Спасителю и Его святому Крестителю, возвещая всему народу дивное и преславное величие Божие. Народ видя мёртвого змия и живую девицу, возносящую с отцом хвалу Богу, сперва сильно удивился и ужаснулся чуду, после же того овладела всеми радость, и едиными устами начали славить Бога, покровителя смиренных. Великий праздник и веселие настали у Антиохийцев. Множество неверующих присоединились к Христианам и уверовали во Христа Бога. На том же месте, где соделалось преславное чудо, они создали прекрасную, большую церковь во имя Иоанна Крестителя. Рассказывают ещё, что в день праздника Воздвижения Честного Креста Господня, была возносима Патриархом и Честная Рука Крестителева. И когда он поднимал её, тогда рука бывала разогнута или сжата. А тем предзнаменовала на следующее лето: в первом случае урожай хлеба, винограда и всех плодов земных; во втором же неурожай и последующий за тем голод.

Когда попущением Божиим за грехи людские, Аравитяне, нахлынув на Антиохию, завладели ею и пределами её, тогда многоценное сокровище – Рука Крестителева, была как будто в плену. Много стараний употребляли Императоры Греческие, как бы достать из области Аравитян руку Крестителеву, и иметь её у себя в Царьграде. Но не могли получить желаемого ни за золото, ни другим каким нибудь образом. Наконец бесценное сокровище получили Багрянородные Цари – братья Константин и Роман. Это было следующим образом:

Диакону Антиохийскому Иову пришла, по вдохновению Божию, мысль вывести из Аравийском Антиохии в Христианский Царьград Руку Крестителеву. Рука Крестителева хранилась в лучшем, какой только был в Антиохии, Храме, во имя Святого Апостола Петра. Иов устроил себе жилище подле той церкви и сдружился с сосудохранителем церковным, чтобы удобнее совершить замышленное. Иов покушался несколько раз преклонить сосудохранителя к своему замыслу, но тот не соглашался, и Иов поступил так: приготовил богатый вечерний пир, пригласил сосудохранителя, угостил и напоил его. Когда же сосудохранитель крепко уснул, Иов пошёл тайно в церковь, и открыв ковчег, вынул руку Крестителеву и спрятал её у себя. Проснувшись поутру, сосудохранитель не узнал о деле, совершившемся ночь. А Иов в то время вышел из Антиохии с Честною Рукою Крестителевою, и поспешил к пределам Христианским, боясь чтобы Антиохийцы и Аравийское правительство не узнали, что унесена Рука Предтечева и не послали бы погони во след за ним. Хранимый Божиим покровом и защищаемый молитвами Святого Крестителя, он скоро достиг благополучно Христианской области. Но как скоро пришёл в Халкидон, Иов открыл тайну и показал верным бесценное сокровище, изнесённое им из Антиохии. Тотчас возвещено было о том благочестивым Царям. Услыша такую неожидаемую весть, они пришли в неизреченную радость, и немедленно послали в Халкидон свой Царский корабль со Святейшим Патриархом Полиевктом и с несколькими знатейшими Сенаторами, встретить несомую к ним Руку Крестителеву, и с честию принести Её в Царьград. Когда возвратился корабль из Халкидона с Святою Рукою, сам Патриарх нёс её. Цари и весь народ вышли на берег, как будто встречая Самого Предтечу, невидимо проходящего с небес, и почтили Руку Его должным поклонением. При пении псалмов и священных песней, окружая её свещами и кадилами, усердно прикладывалися к Ней и положили руку Крестителеву в церкви, бывшей во дворце. Это принесение Святой Крестителевой руки было в самый вечер Богоявления, пред освящением Вод. И праздновали в Царьграде праздник Богоявления, я за ним и собор Крестителя, с великим торжеством и радостию. Историк Кедрин относит это к 956 году.

Настали Крестовые походы. Учредился знаменитый орден рыцарей Иоанна Иерусалимского, и Рука Крестителева соделалась святынею рыцарей ордена его. Рыцари эти в последствии водворясь на острове Родосе, владели им около двухсот лет, мужественно защищая его от мусульман, и отвечали Магомету, просившему у них дани: «мы обязаны обладанием Родоса одному Богу и нашим мечам! Наш долг быть врагами, а не данниками Оттоманов!» – Но Родос не мог устоять; пал во Власть Султана Солимана; и Великий Магистр Лиль-Адам, удаляясь от него, с остатком рыцарей и Родосского народа, вынес в числе других важнейших Святынь и руку Иоанна Предтечи Христова. На острове Мальте хранилась эта святыня вместе с частию древа Животворящего Креста Господня и чудотворным образом Богородицы. Когда Наполеон, ещё будучи Генералом, взял в 1798 году остров Мальту, тогда последний Великий Магистр Рыцарей Барон Фердинанд Гомпеш, получил от него позволение вывезть с острова всё, что ему угодно, взял только часть древа Господня, Чудотворный образ Богоматери и Руку Иоанна Крестителя. Всероссийский Император Павел I был уже наименован Великим Магистром Ордена Святаго Иоанна, и 3 августа 1799 года Граф Коливрат и другие депутаты ордена, поднесли на аудиенции бесценные три святыни Императору Павлу I, как великому Магистру. Двенадцатого Октября того же 1799 года в день бракосочетания Великой Княжны Елены Павловны с наследником престола Герцогства Мекленбург-Шверинского, эти три святыни принесены в придворную церковь, находящуюся в заштатном городе Гатчине, лежащем от С.-Петербурга в 47 верстах, где жил Павел I, будучи ещё Великим Князем. Ежегодно 12 Октября Святая Православная Церковь Русская празднует положение в придворном Храме города Гатчины трёх великих сокровищ части древа животворящего Креста Господа Спасителя нашего Иисуса Христа, чудотворной Иконы Его Матери и правой Руки Предтечи и Крестителя Его Иоанна.

* * *



Источник: Жизнь честнаго славнаго Пророка, Предтечи и Крестителя Христова Иоанна, собранная из Святаго Евангелия и Книги: Жития святых, И. Крыловым : с 4 гравированными картинами. - 5-е изд., напеч. с изд. 1852 г. - Москва : Издание Салаева, 1856 (В типографии М. Смирновой). - 105, [3] с., [4] л. ил. Печатать позволяется с тем, чтобы по отпечатании до выпуска из Типографии, представлено было в Ценсурный Комитет узаконенное число экземпляров сей книги. Апреля 26 дня 1856 года. Московская Духовная Академия. Цензор, Профессор Математики Протоиерей Пётр Дилицын. Напечатано с издания 1852 года.

Комментарии для сайта Cackle