Азбука веры Православная библиотека Антропология и аскетика Исповедание веры архим. Иоанна Максенция, главы «скифских монахов»


Исповедание веры архим. Иоанна Максенция, главы «скифских монахов»

Отец есть Бог, Сын есть Бог и Дух Святой есть Бог; не три Бога, но один Бог, одна сущность (substantia), одно естество (natura), одна премудрость, одна сила, одно господство, одно царство, одно всемогущество, одна слава, но три ипостаси (subsistentiae) или лица (personae). Каждое лицо несообщимым образом всегда обладает тем, что свойственно ему (quod proprium est), так что Отец не делается Сыном или Духом Святым, Сын не делается Отцом или Духом Святым, и Дух Святой не делается Отцом или Сыном.

Сын же, Слово Божие, Бог Единородный, единосущный Отцу, Бог, пребывающий в собственной ипостаси (subsistentia), в последние дни от утробы блаженной Девы Марии воспринял человеческое естество и, сочетав с Собою плоть, соделался человеком, имеющим разумную и мыслящую душу.

Посему следует исповедовать, что Бог рожден от Жены – не по Божеству, но по человечеству; что Бог лежал в колыбели, был запеленат в лохмотья, рос и делался старше – не по Божеству, но по человечеству; что Бог хотел есть и пить, уставал от пути и отдыхал – не по Божеству, но по человечеству; что Бог был схвачен руками нечестивых, судим, осужден, распят, пронзен в бок копьем – не по Божеству, но по человечеству; что Бог умер, был погребен и воскрес – не по Божеству, но по человечеству; что Бог с сею плотью взошел на небо, воссел по правую руку Отца и с той же плотью вновь сойдет во славе, чтобы судить живых и мертвых.

И точно так же следует возвещать, что Иисус Христос, Сын человеческий или, иначе говоря, человек, до [начала] веков рожден, один из Троицы, от Отца, что через Него все видимое и невидимое сотворено, и ничто не было сотворено без Него, – но не по человечеству, а по Божеству; что сей человек есть Жизнь вечная, Премудрость и Сила Отчая, – но не по человечеству, а по Божеству; что сей человек есть отображение сущности (figura substantiae) и образ Отчий, излияние света Божия, – но не по человечеству, а по Божеству.

И точно так же следует говорить, что Тот, Кто есть Жизнь вечная, Премудрость и Сила Отчая, был рожден по плоти от Жены, запеленат и лежал в колыбели, что Жизнь вечная, Премудрость и Сила Отчая пострадала, была распята на кресте и умерла по плоти.

И поскольку все это так, не может быть кафоликом тот, кто не исповедует в Слове Божием, Единородном Сыне две нераздельно пребывающие после соединения природы: Слова и плоти, Бога и человека, Божества и человечества. Ибо как от начала Слово есть Бог и один из Троицы, так Он есть один из нас, истинный и совершенный человек. Ведь Отрок, данный нам от чресл Авраама и от семени Давидова, есть Бог небесный, владыка мира, и потому не два лица Христова, но одно лицо, ибо «никто не восходил на небо, как только сшедший с небес Сын Человеческий, сущий на небесах» (Ин. 3:13), «Иисус Христос вчера и сегодня и во веки Тот же» (Евр. 13:8).


Источник: Ioannes Maxentius. Alia professio fidei // PG. 86A. Col. 89-90. Перевод: Петр Алексеевич Пашков – старший научный редактор ЦНЦ "Православная Энциклопедия".

Комментарии для сайта Cackle