Жизнь

См. раздел СМЫСЛ ЖИЗНИ

***

Я пришёл для того, чтобы имели жизнь,
и имели с избыт­ком. (Ин.10:10)

Жизнь — 1) в пер­вич­ном и истин­ном смысле: Бог (Ин.14:6); 2) форма суще­ство­ва­ния Божьих тво­ре­ний, объ­еди­ня­е­мых общим поня­тием «живое суще­ство»; 3) период суще­ство­ва­ния живого орга­низма от появ­ле­ния на свет до гибели, смерти; 4) образ суще­ство­ва­ния Бога, анге­лов, людей (напри­мер: Боже­ствен­ная жизнь, ангель­ская жизнь, хри­сти­ан­ская жизнь).

Всякая твар­ная жизнь (анге­лов, чело­века, живот­ных, рас­те­ний) не имеет осно­ва­ния в самой себе, но полу­чена от Бога в резуль­тате акта тво­ре­ния, поэтому тварь в отли­чие от Бога обла­дает жизнью не по сущ­но­сти, а по при­ча­стию к Богу. По словам бла­жен­ного Авгу­стина: «нет такой жизни, кото­рая была бы не от Бога, поскольку Бог есть высшая Жизнь и сам Источ­ник жизни».

От Бога жизнь дару­ется тво­ре­нию в каче­стве дина­ми­че­ской спо­соб­но­сти к само­сто­я­тель­ному раз­ви­тию и совер­шен­ство­ва­нию, а в случае чело­века – также к упо­доб­ле­нию Богу и обо́жению. Бла­го­дат­ное уча­стие в жизни Христа, доступ­ное чело­веку посред­ством таинств Церкви, и прежде всего Евха­ри­стии, пре­об­ра­жает его жизнь, упо­доб­ляя ее вечной Боже­ствен­ной жизни. Будучи «храмом Божиим», в кото­ром живет Дух Божий (1Кор. 3:16), чело­век при­зван посто­янно соот­но­сить свою жизнь с ее Боже­ствен­ным осно­ва­нием, при этом конеч­ной целью чело­ве­че­ской жизни при­зна­ется ее воз­вра­ще­ние к Боже­ствен­ному Источ­нику и вечное пре­бы­ва­ние в Нем.

Жизнь чело­века состоит из двух этапов: вре­мен­ной, земной и вечной, небес­ной. Физи­че­ская жизнь чело­века начи­на­ется с момента зача­тия, духов­ное рож­де­ние – при­об­ще­ние к духов­ной, вечной жизни с Богом – с момента Таин­ства Кре­ще­ния (оно может быть и не реа­ли­зо­вано чело­ве­ком прак­ти­че­ски: по этому поводу Апо­стол Павел пишет: мы сде­ла­лись при­част­ни­ками Христу, если только нача­тую жизнь твердо сохра­ним до конца (Евр. 3:14).

Исходя из того, что при­рода чело­века пред­став­ляет собой един­ство тела и души, то, для гар­мо­нич­ного раз­ви­тия и испол­не­ния цели своей жизни, он должен:

  • уяс­нить источ­ни­ком своей жизни Бога, её целью – обо́жение, живым образ­цом и при­ме­ром – Бога вопло­тив­ше­гося – Христа Иисуса;
  • под­дер­жи­вать жиз­не­спо­соб­ность не только тела, но и души; пра­вильно пони­мать и орга­ни­зо­вы­вать духов­ную жизнь;
  • выстро­ить в себе пра­виль­ную иерар­хию, т.е. не телес­ные жела­ния должны руко­во­дить душой, а душа должна руко­во­дить телом.

***

В Еван­ге­лиях исполь­зу­ются три гре­че­ских слова, пере­да­ю­щие раз­лич­ные аспекты поня­тия «жизнь».

Bios ука­зы­вает на повсе­днев­ную жизнь и жиз­не­обес­пе­че­ние.

Psyche обо­зна­чает созна­ю­щую себя инди­ви­ду­аль­ную самость, что часто может пере­во­диться просто личным место­име­нием.

Zoe обычно озна­чает жизнь, пони­ма­е­мую как дар Бога; с этим суще­стви­тель­ным часто соче­та­ется при­ла­га­тель­ное «вечный» (aionios). 

***

«Жизнь – дра­го­цен­ный и един­ствен­ный дар, а мы бес­смыс­ленно и бес­печно тратим его, забы­вая о ее крат­ко­вре­мен­но­сти. Мы или с тоской смот­рим в про­шлое, или ждем буду­щего, когда будто бы должна начаться насто­я­щая жизнь. Насто­я­щее же, т. е. то, что и есть наша жизнь, уходит в этих бес­плод­ных сожа­ле­ниях и мечтах… Наша посто­ян­ная ошибка в том, что мы не при­ни­маем все­рьез данный про­те­ка­ю­щий час нашей жизни, что мы живем про­шлым или буду­щим, что мы все ждем какого-то осо­бен­ного часа, когда наша жизнь раз­вер­нется во всей зна­чи­тель­но­сти, и не заме­чаем, что она уте­кает, как вода между паль­цами, как дра­го­цен­ное зерно из плохо завя­зан­ного мешка. Посто­янно, еже­дневно, еже­часно Бог посы­лает людям обсто­я­тель­ства, дела, с кото­рых должно начаться наше воз­рож­де­ние, а мы остав­ляем их без вни­ма­ния и этим еже­часно про­ти­вимся воле Божией о нас».
свящ. А. Ель­ча­ни­нов

«Бог есть Жизнь, и если мы не при­ни­маем Его, мы не при­ни­маем Жизнь. Чело­век живёт без Бога и гово­рит: “Ну и что из того?”. И это это “ну и что” есть ад…».
иеро­мо­нах Рафаил (Нойка)

«Един­ствен­ная польза от здеш­ней жизни здесь в том, что само смя­те­ние види­мого и под­вер­жен­ного бурям застав­ляет нас искать посто­ян­ного и незыб­ле­мого».
cвт. Гри­го­рий Бого­слов

Чело­веку дана жизнь на то, чтобы она ему слу­жила, а не он ей. Служа жизни, чело­век теряет сораз­мер­ность, рабо­тает без рас­су­ди­тель­но­сти и при­хо­дит в очень груст­ное недо­уме­ние: он и не знает, зачем он живёт.
прп. Нек­та­рий Оптин­ский

***

См. также: ДУШЕВ­НАЯ ЖИЗНЬ, ДУХОВ­НАЯ ЖИЗНЬ, ЖИЗНЬ ПОСЛЕ СМЕРТИ, ВЕЧНАЯ ЖИЗНЬ, СУДЬБА, ЦЕЛЬ ЖИЗНИ, КНИГА ЖИЗНИ.

Print Friendly, PDF & Email
Размер шрифта: A- 16 A+
Цвет темы:
Цвет полей:
Шрифт: Arial Times Georgia
Текст: По левому краю По ширине
Боковая панель: Свернуть
Сбросить настройки