Азбука верыПравославная библиотека Антропология и аскетика О происхождении человека, первородном грехе и искусственном зарождении


П.В. Добросельский

О происхождении человека, первородном грехе и искусственном зарождении

Допущено к печати Отделом религиозного образования и катехизации Русской Православной Церкви

Содержание

От автора

От издательства

Отзыв

Предисловие

О книге

Часть 1. О происхождении (создании) человека Введение. О сотворении мира вообще А) Побуждение к творению и его цель Б) Последовательность творения Глава 1. Особенности создания человека 1.1. Место человека в творении Божием 1.2. Об образе и подобии Божием в человеке Глава 2. Создание человека 2.1. О понятиях: творение, создание, преобразование, рождение 2.2. О создании Адама 2.2.1. Обзор мнений 2.2.2. Анализ мнений 2.3. О создании Евы Глава 3. Назначение человека и цель его жизни Список цитируемой литературы Часть 2. О первородном грехе и его последствиях (с учетом возможности искусственного зарождения) Введение А) Общие сведения о первородном грехе Б) Краткий обзор некоторых учений (отличных от православного) о первородном грехе в авраамических религиях Б.1. Римо-католическое учение Б.2. Протестантское учение Б.3. Иудейское учение Б.4. Исламское учение В) Постановка задач Глава 1. Состояние прародителей в раю 1.1. О физическом состоянии прародителей 1.2. О духовном состоянии прародителей Глава 2. Первая заповедь в раю Глава 3. Грехопадение прародителей в раю (первородный грех) 3.1. Аспекты первородного греха 3.1.1. О свободной воле человека 3.1.2. Об искушении дьяволом 3.1.3. Об ограниченности естества прародителей 3.2. Почему в природе человека заложена возможность греха 3.3. О виновности прародителей в грехопадении 3.4. К вопросу об используемой терминологии Глава 4. Грех и зло 4.1. О понятии «грех» 4.1.1. О различных точках зрения на формирование понятия «грех» А) Первая точка зрения Б) Вторая точка зрения В) Третья точка зрения Г) Четвертая точка зрения 4.1.2. О механизме (процессе) возникновения греха в человеке 4.2. О понятии «зло» Глава 5. Последствия первородного греха для прародителей и их потомков (рода человеческого) 5.1. О смерти духовной и физической 5.2. Об искажении образа Божиего в человеке 5.3. О страстях 5.3.1. Общие сведения 5.3.2. Классификация страстей 5.4. О соотношении духовного и физического состояния человека до и после грехопадения в раю Глава 6. Причина передачи последствий первородного греха потомкам Адама и Евы 6.1. Различные точки зрения на причину передачи последствий первородного греха от родителей к детям 6.1.1. Первая точка зрения 6.1.2. Вторая точка зрения 6.1.3. Третья точка зрения 6.2. Классификация точек зрения Глава 7. Способ передачи последствий первородного греха 7.1. О страстности рождения 7.2. О браке и супружеских отношениях 7.3. О клонировании 7.4. О физической смерти 7.5. О некоторых особенностях наследственной преемственности духовных и телесных качеств 7.6. Определяет ли наследственность судьбу (жизнь) человека 7.7. О Крещении Глава 8. К вопросу о безгрешности Иисуса Христа Послесловие Приложение 1. Поддерживали ли прародители в раю свою физическую жизнь вкушением плодов с дерева жизни Приложение 2. О возникновении порочных помыслов у Адама и Евы до вкушения ими запретных плодов Тематические цитаты Приложение 3. О грехе Тематические цитаты Приложение 4. К вопросу о толковании Рим. 5:12–15 Приложение 5. О страстях как источниках греха Тематические цитаты Приложение 6. О наследственности Список цитируемой литературы Заключение. Немесий, епископ Эмесский  

 
От автора

Автор выражает благодарность за консультации и помощь в создании книги:

● заведующему кафедрой догматического богословия богословского факультета Православного Свято-Тихоновского Гуманитарного университета, кандидату богословия, доценту иерею Борису Левшенко;

● заведующему миссионерским отделом Душепопечительского православного центра во имя святого праведного Иоанна Кронштадтского, ответственному секретарю Миссионерско-Просветительского Центра «ШЕСТОДНЕВ», кандидату богословия иерею Даниилу Сысоеву;

● декану факультета психологии Российского Православного Университета святого апостола Иоанна Богослова иерею Андрею Лоргусу;

● настоятелю Никольского храма в селе Ромашково Одинцовского района Московской Епархии, председателю Епархиальной комиссии по работе с медицинскими учреждениями протоиерею Алексию Бабурину;

● игумену Гурию (Малешину), клирику Никольского храма в селе Ромашково Одинцовского района Московской Епархии.

От издательства

Предлагаемая вниманию читателя религиозно-философская работа П. В. Добросельского «О происхождении человека и первородном грехе» является вторым выпуском серии «Очерки православной антропологии» и посвящена рассмотрению вопросов создания человека, его грехопадения и передаче последствий первородного греха потомкам с учетом возможностей современных биомедицинских технологий в области искусственного зарождения.

В первой части книги рассматриваются особенности создания человека, его место в творении, назначение и цель. Анализируются такие вопросы, как: соотношение образа и подобия Божиего в человеке; что понимать под человеком, созданным из праха земного; что непосредственно произошло от вдуновения в лицо человека дыхания жизни. Автор, на основании анализа различных мнений по этим вопросам приводит и обосновывает оригинальный вариант толкования процесса создания человека в Быт. 2: 7.

Во второй части рассказывается о первом грехе Адама и Евы в раю и его последствиях. Автор, исходя из догмата Православной Церкви о первородном грехе и современных знаний в области искусственного зарождения (иначе говоря, соединяя догмат Церкви и научные данные), показывает, в частности, что переход последствий грехопадения прародителей телу ребенка происходит через гены, вне зависимости от конкретного типа зарождения (естественного зачатия, искусственного оплодотворения, клонирования). Действительно, во всех известных случаях размножения, оно осуществляется плотским способом, или от плоти. А поскольку тело человека после грехопадения стало тленным и смертным, то и зарождающееся от него (из его части, из его клетки) другое тело может быть только тленным и смертным. Таким образом, подтверждается незыблемость положения Православной Церкви о всеобщности первородного греха, точнее, о передаче его последствий всем людям, вне зависимости от способа их плотского зарождения.

Отметим, что необходимость уточнения способа передачи последствий грехопадения возникла уже при появлении искусственного оплодотворения. В настоящее время актуальность этого вопроса возросла в связи с потенциальной возможностью клонирования человека, то есть беспохотливого и бессеменного создания генетических копий.

Ценность настоящей работы заключается также и в большом количестве собранного материала по различным вопросам, касающимся первородного греха, их систематизации и анализе. В частности, обсуждаются такие важные вопросы как: грех и зло; соотношение греха и свободы; причины перехода последствий греха прародителей на их потомков; роль чувств, мыслей и проявлений воли в выборе нравственной направленности поступков; супружеские отношения; механизм физической смертности; влияние личной духовности и наследственности человека на его жизнь (судьбу).

В послесловии, являющемся продолжением размышлений о первородном грехе и его последствиях, говорится о дальнейших событиях, связанных с грехопадением: о наказании людей за их грехи, как вразумлении и врачевании; о величайших Евангельских событиях, даровавших человеку примирение с Богом, возможность спасения и вечной жизни.

Большое количество тематически подобранных цитат, приведенных в основном тексте, сносках и приложениях, способствует более полному и глубокому раскрытию важных вопросов, касающихся первородного греха.

Некоторые рассматриваемые автором вопросы не имеют еще полных ответов, являются дискуссионными и нуждаются в дальнейшей богословской проработке.

В целом, настоящая работа представляет интерес как для широкого круга читателей, интересующихся христианской антропологией, так и для специалистов в области богословия, философии, психологии, педагогики.

Отзыв

Отзыв на работу П. В. Добросельского «О происхождении человека, первородном грехе и искусственном зарождении»

П. В. Добросельский, в своей работе, затронул весьма актуальную тему. В настоящее время, в православном богословии не имеется официальной, документально зафиксированной, концепции по некоторым важным вопросам данной тематики. Автор, с полным осознанием важности затронутой темы, подходит к ее анализу с осторожностью и непредвзятостью, стараясь изложить и осмыслить различные святоотеческие мнения по данной теме. Из проведенного анализа автор делает попытку построения некой концепции, касающейся отдельных вопросов как происхождения человека, так и первородного греха.

Замечательно также и то, что автор анализирует и концепции других мировых религий, критически рассматривая их с православных позиций.

Хочется надеяться, что этот, несомненно важный и актуальный труд, будет принят и оценен читателями.

22 мая 2007г.

Игумен Гурий (Малешин), клирик Никольского храма в селе Ромашково Одинцовского района Московской Епархии.

Посвящаю сей труд своей любимой жене, ведущей богобоязненное житие, и украшением которой является не внешнее плетение волос, не золотые уборы или нарядность в одежде, но сокровенный сердца человек в нетленной красоте кроткого и молчаливого духа, что драгоценно перед Богом (1Петр. 3:2–4). Благодаря ее помощи, а также христианскому терпению, и была написана эта книга.

Предисловие

Вопросы происхождения и падения человека, изложенные в Библии, издавна занимали умы религиозных философов и богословов. Отцы и учители христианской Церкви дали обстоятельное толкование основных вопросов этих тем. Однако, поскольку в Библии отдельные аспекты рассматриваемой тематики изложены только в общем виде, это, в силу ограниченности человеческого естества, допускает их различное толкование. Поэтому, в православной антропологии, посвященной данным аспектам, также имеются различные частные мнения.

В настоящей работе сделана попытка систематизации и анализа некоторых точек зрения по отдельным вопросам создания и грехопадения человека, а также передаче последствий первородного греха в роде человеческом.

В первой части книги кратко рассматриваются общие вопросы творения Богом мира. Несколько более подробно представлен анализ особенностей создания человека: его место в творении, соотношение образа и подобия Божиего в человеке, этапы создания человека.

Во второй части книги1 говорится о грехопадении в раю Адама и Евы и последующих за этим резких изменений в жизни человека. Эти изменения затронули как физический, так и духовный мир не только прародителей, но и всего человеческого рода в целом. Святой апостол Павел говорит: Посему, как одним человеком грех вошел в мир, и грехом смерть, так и смерть перешла на всех человеков ... преступлением одного всем человекам осуждение (Рим. 5:12,18). Иными словами, последствия первородного греха передаются всем людям.

По распространенному мнению считается, что указанные последствия передаются в акте зачатия через сопровождающие его мужское семя и чувство, называемое чувственной похотью. Однако если полагать, что передача последствий грехопадения прародителей происходит именно таким образом, то тогда на человека, созданного методом клонирования (то есть, без семени и похоти) эти последствия не могут распространяться. Так в популярном телевизионном сериале «Клон», один из его персонажей – женщина, узнав, что знакомый ей молодой мужчина является клоном, назвала его единственным на земле человеком, не имеющим первородного греха. В связи с этим рассматривается вопрос о передаче последствий первородного греха при искусственном зарождении (искусственном оплодотворении и клонировании).

Поскольку тема о первородном грехе занимает одно из центральных мест в христианской догматике (что обусловлено его непосредственной связью с важнейшими для человека событиями), рассмотрен и ряд других вопросов, как непосредственно касающихся грехопадения прародителей, так и смежных с ними, но являющихся важными для данной темы. Среди них рассматриваются и вопросы дискуссионного характера, по которым имеются различные мнения, еще не выработаны полные и точные ответы и необходима дальнейшая богословская проработка.

Большое количество сносок (примечаний), используемых в тексте книги и состоящих, в основном, из цитат святых отцов, хотя и создает некоторое неудобство при чтении, оправдано, по нашему мнению, тем, что способствует более полному раскрытию определенных аспектов грехопадения. При этом, содержание сносок с особо большим количеством цитат вынесено в приложения.

Цитаты из Священного Писания даны на русском языке в соответствии с Синодальным изданием Библии, за исключением нескольких цитат, которые приведены в оригинальном изложении для лучшей передачи их смысла.

Так как данная работа адресована широкому кругу читателей, автор стремился сделать ее содержание, с одной стороны, популярным, а с другой – сохранить при этом систематичность и строгость изложения. Насколько это удалось – судить читателю. Автор будет благодарен за высказанные замечания, рекомендации и пожелания по улучшению содержания и оформления книги, которые можно прислать по электронному адресу автора: Bogoclovie06@yandex.ru. Полученная от читателей информация будет использована при подготовке других книг серии «Очерки православной антропологии».

Петр Добросельский

О книге

Книга «О происхождении человека и первородном грехе» является вторым выпуском предлагаемой автором религиозно – философской серии «Очерки православной антропологии».

В первой части книги рассказывается об общих аспектах сотворении мира и особенностях создания человека. Анализируется соотношение образа и подобия Божиего в человеке. Рассматриваются различные мнения по вопросу толкования слов: «И создал Господь Бог человека из праха земного, и вдунул в лицо его дыхание жизни, и стал человек душою живою» (Быт. 2:7) и предлагается новый вариант понимания этих слов.

Вторая часть книги посвящена первородному греху. В ней рассказывается о грехе Адама и Евы в раю и его последствиях для них и их потомков. О том, каким образом грех вошел в мир. Кто из действующих лиц ответственен за него и почему. Какое отношение имеют к падению прародителей их нравственная свобода, искушение дьяволом, душевные силы: сердце, ум и воля. Рассматриваются: понятия «грех» и «зло»; причина и способ перехода последствий первородного греха на потомков, вообще и в случае искусственного зарождения (искусственного оплодотворения и клонирования), в частности; влияние греховной наследственности и личной духовности на судьбу человека. В книге затрагиваются и другие темы, в том числе: роль чувств, ума и воли в выборе нравственной направленности поступков; вопросы супружеских отношений; общий механизм физической смертности (смерти тела). По сравнению с ранее изданной книгой «П. В. Добросельский. Очерки православной антропологии. О первородном грехе и искусственном зарождении. Оранта, Киев, 2007» данная часть существенно дополнена различными материалами, касающимися как непосредственно первородного греха, так и связанных с ним тем.

Некоторые вопросы, рассматриваемые в книге, являются дискуссионными. Данная работа адресована всем, кто интересуется христианским учением о человеке.

Петр Владимирович Добросельский – православный, прихожанин Никольского храма в селе Ромашково Одинцовского района Московской Епархии.

Родился в 1948 году в г. Москве. Окончил МАИ и аспирантуру при МАДИ, кандидат технических наук, автор более ста печатных работ по научно-техническим направлениям, в том числе более пятидесяти изобретений. Автор книги «Очерки православной антропологии. О первородном грехе и искусственном зарождении» выпуска 2007 г.

* * *

1

Вторая часть книги представляет собой переработанное и существенно дополненное издание книги «Добросельский П. В. Очерки православной антропологии. О первородном грехе и искусственном зарождении. – Киев: Оранта, 2007». В ней, частности, представлены дополнительные сведения по вопросам различного понимания отдельных аспектов первородного греха в авраамических религиях (христианстве, иудаизме, исламе), а также супружеских отношений в области деторождения.

Комментарии для сайта Cackle