Челове́к – творение Божье, состоящее из души и тела, обладающее чертами, отображающими Божественные совершенства (разумом, свободой воли, способностью любить и др.), призванное к уподоблению Своему Творцу и благодатному единению с Ним.
Православное вероучение содержит истины не только о Боге и Его Царстве, но и о человеке.
- Человек – венец творения видимого мира, был создан в шестой творческий День, после прочих представителей видимого мира.
- Несмотря на своё совершенство в сравнении с прочими представителями видимого мира, несмотря на некоторое соответствие той среды обитания, в которой живет человек, его естественным потребностям, только в Боге он может обрести подлинную гармонию и бесконечную радость бытия.
- Человек создан по образу и по подобию Божию (Быт.1:26-27). Это значит, что по своему естеству он отображает в себе совершенства Божества: обладает разумом, свободной волей, способностью к творчеству, способностью любить, нравственным чувством и пр.
- Человеку дано особое назначение: познавать Бога, уподобляться Богу, то есть становиться лучше и добрее, и наследовать жизнь вечную, но идти или не идти по этому пути – зависит от произволения человека (Мф.16:24).
- Человек состоит из нематериальной души и материального тела. Он полноценен только тогда, когда имеет и душу и тело.
- Бог наделил человека бессмертной душой. После того как происходит телесная смерть, душа продолжает существовать, мыслить, желать, осознавать себя и пр.
- Бог сотворил первых людей, Адама и Еву, особенным образом, отличным от сотворения других Его созданий.
- Род человеческий произошел от Адама и Евы.
- Бог сотворил человека вполне способным к достижению установленной Им цели, т.е. совершенным, как по душе, в умственном и нравственном отношении, так и совершенным по телу.
- Изначально человек был сотворен потенциально бессмертным (плоды древа жизни сохраняли его от смерти). Он мог бы стать абсолютно бессмертным, если бы исполнил заповедь Божию и не согрешил. Но человек согрешил, поэтому он умирает. Теперь все люди рождаются с последствиями прародительского греха и нуждаются в Спасителе.
- Христианин способен делать выбор между грехом и исполнением заповеди Божией. Свободно выбирая между добром и злом добро, он, при помощи Божьей, может стать добродетельным, святым.
- После грехопадения образ Божий в человеке хотя и остался, но был затемнен, помутнен.
- Несмотря на то, что грехопадение было и в Ангельском мире, Сын Божий воспринял не ангельскую, а человеческую природу, после чего совершил Искупление людей.
- Подлинный смысл жизни человека заключается в богопознании, богоуподоблении (обожении), богообщении: чтобы человек стал богом, Бог стал Человеком. Смысл земной жизни – достичь вечной блаженной жизни в единстве с Богом и (остальными) членами Его Царства – Царства Славы.
- Став Человеком, Бог освятил и возвысил человеческую природу. Представитель рода человеческого – Иисус Христос, сидит по правую сторону Бога Отца на небесах, во второй раз вернется, чтобы судить мир как Богочеловек, и останется Богочеловеком навсегда.
- Только человеку дана возможность покаяния в совершенных грехах. Прп. Иоанн Дамаскин связывает эту возможность с телесностью человека в отличие от ангелов.
- Человек не имел и не имеет никаких предыдущих жизней, не был рыбой, птицей, животным, растением, камнем, другим человеком: человек живет только один раз, а после смерти предстает на частный суд Божий (Евр.9:27).
- Все люди будут воскрешены Богом в обновленных телах в будущем и будут судимы по своим делам. Затем одни будут вечно царствовать и блаженствовать с Господом, другие – вечно мучиться с диаволом (Мф.25:46).
Некоторые лжеучения о человеческой природе
- Человек все равно бы умер, даже если бы не согрешил.
- Бессмертие первого человека было не даром благодати, но его естественным состоянием.
- Человечество произошло не от одной семейной пары (Адама и Евы).
- Человеческие души существуют до зарождения тел.
- Человеческие души переселяются в разные тела (реинкарнация).
- Человеческие души прекращают существовать после смерти тела.
- Все человеческие ипостаси находились в плоти, воспринятой Сыном Божьим, и сообожились с нею.
Чем человек отличается от ангела?
Люди и ангелы являются существами разумными и сотворены по образу Божию. Однако они сильно различаются между собой, обладая неодинаковой природой. В отличие от ангела, человек имеет материальное тело (и все, что с ним связано: эмоции, потребности и т.п.), сильно ограничен в своих возможностях, обладает полом, взрослеет и стареет, имеет возможность размножаться. С момента грехопадения человек подвержен тем негативным последствиям, которые не касаются ангелов (тленность, смертность, страстность и т.п.).
***
Бог создал человека по образу и подобию Своему (Быт.1:26). Образ – это то, что изначально вложено Творцом в человека, а подобие – то, чего предстояло достичь в результате добродетельной жизни: «выражение по образу означает разумное и одаренное свободной волей, а выражение по подобию означает уподобление через добродетель, насколько это возможно» (прп. Иоанн Дамаскин). Все свои способности человек должен реализовать в творчестве, в добродетели, в любви, чтобы через это уподобиться Богу, ибо «предел добродетельной жизни есть уподобление Богу», как говорит святитель Григорий Нисский.
В христианском учении о человеке, с одной стороны, утверждается греховность человека, падшесть его природы в результате сознательно выбранного прародителем зла, а с другой стороны, утверждается достоинство человека, созданного по Образу Божьему и призванного стать Его Подобием. Постоянное наблюдение за своими личными грехами (трезвение), памятование того, что человек – «раб земным страстям», предохраняет религиозного человека от тщеславия и гордости, т.е. духовной слепоты. Не пасть же низко в своем достоинстве ему помогает другой полюс представлений о человеке: человека Творец поставил господином во Вселенной и подчинил ему всё творение. Ради человека и его спасения Бог, Творец мира видимого и невидимого, воплотился в земное, материальное тело, принял смерть и воскрес, сделав и человека способным к обожению.
Цитаты о человеке
«Для того Бог и сотворил из всех животных только одного человека с прямым станом и утвердил глаза его в верхней части тела, чтобы научить его и самой внешностью, что он должен взирать в высоту. Только одно это животное устроено таким образом, а все прочие смотрят вниз и обращены к земле; человек же обращен к небу, чтобы он смотрел туда, о том любомудрствовал, о том помышлял и имел острое зрение души. Потому-то и сказал один Премудрый: у мудрого глаза его – в голове его (Еккл.2:14), то есть он чужд всего низкого, стремится к небу, помышляет о высоком».
свт. Иоанн Златоуст
Литература по теме
- Дух, душа и тело архиеп. Лука (Войно-Ясенецкий)
- Сотворение человека и мира митр. Сурожский Антоний
- Человек Антоний, митр. Сурожский
- О человеке преп. Иоанн Дамаскин
- Слово о человеке свт. Игнатий (Брянчанинов)
- Христианское учение о человеке к.ф.н. М.В. Бахтин
- Христианское учение о человеке Д.В. Новиков
- Об устроении человека свт. Григорий Нисский
- Человек – венец творения протопр. Михаил Помазанский
- Человек. Сотворение человека Богом иерей Олег Давыденков
- О происхождении человека, первородном грехе и искусственном зарождении П.В. Добросельский
- Православная антропология свящ. Андрей Лоргус
- Радость быть человеком преп. Иустин (Попович)
- Богословское учение о человеке и его развитии Учебное пособие
- Человек. Основы христианской антропологии в таблицах
- ВИДЕО. Человек
Комментировать