Человек

Литература по теме

Челове́к – творение Божье, состоящее из души и тела, обладающее чертами, отображающими Божественные совершенства (разумом, свободой воли, способностью любить и др.), призванное к уподоблению Своему Творцу и благодатному единению с Ним.

chelovek – Человек

Православное вероучение содержит истины не только о Боге и Его Царстве, но и о человеке.

  1. Человек – венец творения видимого мира, был создан в шестой творческий День, после прочих представителей видимого мира.
  2. Несмотря на своё совершенство в сравнении с прочими представителями видимого мира, несмотря на некоторое соответствие той среды обитания, в которой живет человек, его естественным потребностям, только в Боге он может обрести подлинную гармонию и бесконечную радость бытия.
  3. Человек создан по образу и по подобию Божию (Быт.1:26-27). Это значит, что по своему естеству он отображает в себе совершенства Божества: обладает разумом, свободной волей, способностью к творчеству, способностью любить, нравственным чувством и пр.
  4. Человеку дано особое назначение: познавать Бога, уподобляться Богу, то есть становиться лучше и добрее, и наследовать жизнь вечную, но идти или не идти по этому пути – зависит от произволения человека (Мф.16:24).
  5. Человек состоит из нематериальной души и материального тела. Он полноценен только тогда, когда имеет и душу и тело.
  6. Бог наделил человека бессмертной душой. После того как происходит телесная смерть, душа продолжает существовать, мыслить, желать, осознавать себя и пр.
  7. Бог сотворил первых людей, Адама и Еву, особенным образом, отличным от сотворения других Его созданий.
  8. Род человеческий произошел от Адама и Евы.
  9. Бог сотворил человека вполне способным к достижению установленной Им цели, т.е. совершенным, как по душе, в умственном и нравственном отношении, так и совершенным по телу.
  10. Изначально человек был сотворен потенциально бессмертным (плоды древа жизни сохраняли его от смерти). Он мог бы стать абсолютно бессмертным, если бы исполнил заповедь Божию и не согрешил. Но человек согрешил, поэтому он умирает. Теперь все люди рождаются с последствиями прародительского греха и нуждаются в Спасителе.
  11. Христианин способен делать выбор между грехом и исполнением заповеди Божией. Свободно выбирая между добром и злом добро, он, при помощи Божьей, может стать добродетельным, святым.
  12. После грехопадения образ Божий в человеке хотя и остался, но был затемнен, помутнен.
  13. Несмотря на то, что грехопадение было и в Ангельском мире, Сын Божий воспринял не ангельскую, а человеческую природу, после чего совершил Искупление людей.
  14. Подлинный смысл жизни человека заключается в богопознании, богоуподоблении (обожении), богообщении: чтобы человек стал богом, Бог стал Человеком. Смысл земной жизни – достичь вечной блаженной жизни в единстве с Богом и (остальными) членами Его Царства – Царства Славы.
  15. Став Человеком, Бог освятил и возвысил человеческую природу. Представитель рода человеческого – Иисус Христос, сидит по правую сторону Бога Отца на небесах, во второй раз вернется, чтобы судить мир как Богочеловек, и останется Богочеловеком навсегда.
  16. Только человеку дана возможность покаяния в совершенных грехах. Прп. Иоанн Дамаскин связывает эту возможность с телесностью человека в отличие от ангелов.
  17. Человек не имел и не имеет никаких предыдущих жизней, не был рыбой, птицей, животным, растением, камнем, другим человеком: человек живет только один раз, а после смерти предстает на частный суд Божий (Евр.9:27).
  18. Все люди будут воскрешены Богом в обновленных телах в будущем и будут судимы по своим делам. Затем одни будут вечно царствовать и блаженствовать с Господом, другие – вечно мучиться с диаволом (Мф.25:46).

Некоторые лжеучения о человеческой природе

  1. Человек все равно бы умер, даже если бы не согрешил.
  2. Бессмертие первого человека было не даром благодати, но его естественным состоянием.
  3. Человечество произошло не от одной семейной пары (Адама и Евы).
  4. Человеческие души существуют до зарождения тел.
  5. Человеческие души переселяются в разные тела (реинкарнация).
  6. Человеческие души прекращают существовать после смерти тела.
  7. Все человеческие ипостаси находились в плоти, воспринятой Сыном Божьим, и сообожились с нею.

Чем человек отличается от ангела?

Люди и ангелы являются существами разумными и сотворены по образу Божию. Однако они сильно различаются между собой, обладая неодинаковой природой. В отличие от ангела, человек имеет материальное тело (и все, что с ним связано: эмоции, потребности и т.п.), сильно ограничен в своих возможностях, обладает полом, взрослеет и стареет, имеет возможность размножаться. С момента грехопадения человек подвержен тем негативным последствиям, которые не касаются ангелов (тленность, смертность, страстность и т.п.).

***

Бог создал человека по образу и подобию Своему (Быт.1:26). Образ – это то, что изначально вложено Творцом в человека, а подобие – то, чего предстояло достичь в результате добродетельной жизни: «выражение по образу означает разумное и одаренное свободной волей, а выражение по подобию означает уподобление через добродетель, насколько это возможно» (прп. Иоанн Дамаскин). Все свои способности человек должен реализовать в творчестве, в добродетели, в любви, чтобы через это уподобиться Богу, ибо «предел добродетельной жизни есть уподобление Богу», как говорит святитель Григорий Нисский.

В христианском учении о человеке, с одной стороны, утверждается греховность человека, падшесть его природы в результате сознательно выбранного прародителем зла, а с другой стороны, утверждается достоинство человека, созданного по Образу Божьему и призванного стать Его Подобием. Постоянное наблюдение за своими личными грехами (трезвение), памятование того, что человек – «раб земным страстям», предохраняет религиозного человека от тщеславия и гордости, т.е. духовной слепоты. Не пасть же низко в своем достоинстве ему помогает другой полюс представлений о человеке: человека Творец поставил господином во Вселенной и подчинил ему всё творение. Ради человека и его спасения Бог, Творец мира видимого и невидимого, воплотился в земное, материальное тело, принял смерть и воскрес, сделав и человека способным к обожению.

Цитаты о человеке

«Для того Бог и сотворил из всех животных только одного человека с прямым станом и утвердил глаза его в верхней части тела, чтобы научить его и самой внешностью, что он должен взирать в высоту. Только одно это животное устроено таким образом, а все прочие смотрят вниз и обращены к земле; человек же обращен к небу, чтобы он смотрел туда, о том любомудрствовал, о том помышлял и имел острое зрение души. Потому-то и сказал один Премудрый: у мудрого глаза его – в голове его (Еккл.2:14), то есть он чужд всего низкого, стремится к небу, помышляет о высоком».
свт. Иоанн Златоуст
azsaints 96 – Человек

Комментировать

Каналы АВ
TG: t.me/azbyka
Viber: vb.me/azbyka