священноинок Дорофей

Аннотация Источник

Аннотация АВ

Произведение священноинока Дорофея «Цветник» (62 главы) является памятником древнерусской письменности начала XVII века и представляет собой руководство к монашеской жизни. Вопрос о времени написания этого труда является спорным. Предположительно, «Цветник» был составлен в середине – 2-й половине XVII в.

В своем сочинении автор «свидетельствует о жизни по святым отцам», т.е. о возможности жить «не по плоти, но по духу» (Рим.8:4) во всякое время и на всяком месте. Книга проникнута эсхатологическим ожиданием и содержит многочисленные напоминания о «нынешних последних временах».

Сборник «Цветник» создавался для чтения в храме или за братской трапезой. Он включает поучения для монахов, начиная с евангельских заповедей и апостольских преданий и заканчивая бытовыми советами. Автор побуждает к чтению Священного Писания и духовных книг, пишет о сердечной чистоте, бесстрастии, помрачении и трезвении ума, о чистой молитве, о страстях и добродетелях и пр.

В книге помимо назиданий содержится автобиография священноинока Дорофея. Он пишет, что живя в миру, видел множество душевных и телесных смертей. Боясь неминуемой кончины и вечных мук, мечтая об уединенной жизни и непрестанной молитве, автор удалился в общежительный монастырь, а затем – в пустыню, где в течение 3-х лет был сильно искушаемым от бесов.

Важно отметить, что глава 31 противоречит учению Церкви и содержит мессалианские мысли. В ней говорится, что через Иисусову молитву через 3 года в человека вселяется Святая Троица: в 1-й год вселяется Святой Дух, во 2-й – Сын Божий, в 3-й – Бог Отец. Прп. Амвросий Оптинский не рекомендует читать эту главу и полагает, что она была испорчена старообрядцами: «Эта глава, во-первых, не согласна и с содержанием всей книги, а во-вторых, несогласна и с учением других святых отцов, из которых ни один не говорит об определенных сроках вселения благодати в человека и порознь Лиц Святой Троицы».

Выдержки из «Цветника» были приписаны прп. Паисию Величковскому и изданы под названием «Крины сельные».

Глава 42. Вопрос о трезвении и бодрости

Отчего человек сохраняет трезвость ума и бодрость? И отчего входят в человека дремота и сон, и охлаждение мысли? И гасят святую теплоту души, и умерщвляют горячее стремление к Богу, к духовному и небесному?

Ответ

Трезвость и бодрость мысли сохраняются искренним стремлением всегда всеми силами ограждать душу свою от расслабления стеной мужества и терпения. И это стремление отгоняет от человека все враждебное и мешающее: дремоту и сон, лень и отягощение, усталость и уныние. А укрепляется это стремление и возбуждается пребыванием в доме своем. Иначе говоря, безвыходным сидением в келье.

А еще следует отшельнику, совершив в положенное время уставные поклоны, браться за рукоделие. И получать от рукоделия помощь, словно от собрата и помощника. А также освежаться на воздухе. Ибо большая поддержка приходит и победа над дремотой и сном, ленью и отягощением, и над усталостью, когда стоишь на молитве в прохладном месте. И не только слабому и больному телу, но и здоровому. Поскольку кровь не приливает к ногам. В теплом же помещении нападает все это: дремота и сон, лень и отягощение, и усталость. И расслабляет телесные внутренности человека, одолевает, связывает и сокрушает подвизающегося. И ничто так не томит отшельников, живущих в пустыне, как это, наваливается и мучит.


Источник: Цветник священноинока Дорофея / пер. с древнерусского Д. Кантова, ред. и ком. Н. Ларионовой. – Изд. Спасо-Преображенского Валаамского мон., 2005. – 431 с. ISBN 5-94762-004-9

Ошибка? Выделение + кнопка!
Если заметили ошибку, выделите текст и нажмите кнопку 'Сообщить об ошибке' или Ctrl+Enter.
Комментарии для сайта Cackle