Хождения
Хожде́ния – жанр древнерусской литературы. X. назывались произведения, в которых описывались путешествия-паломничества в Палестину, Византию, страны Востока. Главной целью паломников было поклонение христианским святыням в Вифлееме, Иерусалиме, Константинополе и в других восточно-христианских центрах. X. совершались как официальными представителями русской церкви, так и по собственной инициативе или обету паломников (их называли «калинами перехожими»). Они жаждали увидеть место рождения Иисуса Христа, описанные в Евангелиях холмы, сады, здания, колодцы и т.д., пройти «крестный путь» Христа до Голгофы, посетить храм Гроба Господня. Подобные X. совершались на протяжении всего средневековья; некоторые из путников сочетали благочестивые цели с торговыми и дипломатическими интересами. Известно более семидесяти произведений, написанных в жанре X., они составляли заметную часть в круге чтения Древней Руси. Среди X. известны так называемые «путники» – краткие указатели маршрутов, содержавшие только перечень пунктов, через которые пролегал путь паломника из Руси в Святую землю. Пример такого «путника» – «Сказание Епифания мниха о пути к Иерусалиму»: «От великого Новограда до Великих Лук 300 верьст, от Лук до Полоцка 180... от Царя-града Евксеньским (Черным) морем... и всего от великого Новограда до Иерусалима 3420 верьст. Аминь». Но чаще всего X. содержали не только описание маршрута, но и сведения географического и этнографического характера, а самое главное – личные впечатления паломников от увиденного (описания соборов, их росписи и утвари, богослужения и т.д.) и пересказ сюжетов Священного писания или апокрифических легенд, соотносимых с посещенными паломником достопримечательностями.
Наиболее известны и распространены в древнерусской книжности были X. Даниила игумена (начало XII века), Антония Новгородского (его мирское имя – Добрыня Ядрейкович; начало XIII века), Стефана Новгородца, Игнатия Смольнянина (XIV век), иеродиакона Зосимы (XV век), купца Василия Познякова, Трифона Коробейникова (XVI век), монахов Арсения Суханова, Ионы Маленького (XVII век), Ивана Лукьянова (1702 год) и некоторых других.
Авторы X. нередко проявляют книжную образованность, начитанность в Священном писании, агиографии, исторических повестях. Некоторые X. представляют ценность как исторические источники: так, Антоний Новгородский описал Царьград до его разграбления в 1204 году крестоносцами; Зосима, Стефан Новгородец и анонимный автор видели и описали конную статую византийского императора Юстиниана в Константинополе незадолго до ее гибели и т.д.
В жанре X. написано и сочинение Афанасия Никитина, но оно существенно отличается от других X., как отличается сама судьба тверского купца, по роковому стечению обстоятельств оказавшегося в далекой стране, чуждой по языку, обычаям и вероисповеданию.
В XVI и XVII веках в России учащаются посольства и иные дипломатические миссии в европейские страны.
Создается особый жанр «отписок», «статейных списков» – отчетов о поездках в Англию, Францию, Испанию, Китай и т.д. страны. Эти «отписки», как правило, излагаются деловым языком и редко наделены литературно-художественными достоинствами.
Изд.: Хождение игумена Даниила / Подготовка текста, перевод и комментарии Г. М. Прохорова // ПЛДР. XII век. – М., 1978. – С. 24–115, 627–645; Прокофьев Н. И. Хождение Игнатия Смольнянина // Литература Древней Руси: Сб. научных статей. – М., 1978. – Вып. 2. – С. 123–149, «Хождение» Стефана Новгородца / Подготовка текста, перевод и комментарии Л. А. Дмитриева // ПЛДР: XIV – середина XV века. – М., 1981. – С. 28–41, 529–531; Книга хожений. Записки русских путешественников XI–XV веков. / Сост., подготовка текста, перевод, вступительная статья и комментарии Н. И. Прокофьева. – М., 1984; Записки русских путешественников XVI–XVII веков / Сост., подготовка текстов, комм. Н. И. Прокофьева, и Т. И. Алехиной. – М., 1988 (обе книги в серии «Сокровища древнерусской литературы»).
Лит.: Сперанский М. Н. Из старинной новгородской литературы XIV века. – Л., 1934, Адрианова-Перетц В. П. Путешествия // История русской литературы. – М.; Л., 1941. – Т. 1. – С. 365–374; Данилов В. В. О жанровых особенностях древнерусских хождений // ТОДРЛ. – 1962. – Т. 18. – С. 21–37; Прокофьев Н. И. 1) «Хождения» как жанр в древнерусской литературе // Ученые записки МГПИ им. В И. Ленина. № 288: Вопросы русской литературы. – М., 1968. – С. 3–24; 2) Русские хождения XII–XV веков // Ученые записки МГПИ им. В И. Ленина. № 363: Литература Древней Руси и XVIII века. – М., 1970. – С. 3–264; Белоброва О. А. 1) Черты жанра «хождений» в некоторых древнерусских письменных памятниках XVII века // ТОДРЛ. – 1972. – Т. 27. – С. 257–272; 2) Антоний // Словарь книжников. – Вып. 1. – С. 39–40; 3) Агрефений; Александр; Варсонофий; Василий (гость); Зосима; Игнатий (Смольнянин); Коробейников Трифон // Словарь книжников. – Вып. 2, ч. 1. – С. 7–8, 20. 109, 116–117, 363–364, 395–397, 490–491; 4) Позняков Василий // Словарь книжников. – Вып. 2, ч. 2. – С. 296–297; 5) Василий Гагара; Иона Маленький; Котов Федот Афанасьевич // ТОДРЛ. – 1990. – Т. 44. – С. 61, 131–132, 150; Дмитриев Л. А. Стефан Новгородец // Словарь книжников. – Вып. 1. – С. 447–448; Творогов О. В. Даниил // Там же. – С. 109–112; Прохоров Г. М. Епифаний // Словарь книжников. – Вып. 2, ч. 1. – С. 210; Понырко Н. В. Иоанн Лукьянов // ТОДРЛ. – 1990. – Т. 44. – С. 126–127.
О. А. Белоброва
