под ред. О.В. Творогова

Источник

Ефросин

Ефроси́н (2-я пол. XV века) – монах Кирилло-Белозерского монастыря, книгописец. До нас дошло шесть рукописных сборников, частью переписанных его рукой, частью собранных им из рукописей других писцов. Пять сборников находятся ныне в Кирилло-Белозерском собрании РНБ и один в Уваровском собрании ГИМ О. времени литературной деятельности Е. свидетельствуют даты, которыми он обозначал в своих рукописях начало и конец работы. Самая ранняя дата – 1463 год, самая поздняя – 1491.

Сборники Е. отличает характерный для литературы XV века энциклопедизм, отразивший широту интересов русского читателя и книжника. Наряду с обычными для монашеского чтения церковно-учительными произведениями в сборниках Е. встречается большое количество светских произведений, носящих подчас апокрифический характер и малоподходящих для благочестивого монаха. Произведения беллетристические, палеи, летописцы, хронографы, хождения, полемические сочинения против латинян, статьи по светскому и каноническому праву, по географии, астрономии, зоологии, медицине, нумизматике, лексикографии, йотированные тексты, собранные Е. в своих энциклопедических сборниках, свидетельствуют об историко-литературных, естественнонаучных, юридических и эстетических представлениях на Руси его времени.

Из различных источников почерпнуты естественнонаучные и географические сведения. Из Хронографа Русского он выписывает сведения о «великих морях», об именах «великих гор» и рек, берущих, по представлениям того времени, начало из райских источников. Он делает выписки из «странников» – путевых заметок паломников, ходивших к Святым местам. Знаменательно внимание, которое Е. уделяет вопросам мироздания, явлениям природы. В его сборнике помещен трактат о дуге небесной, учение о семи планетах и звездах, о том, что Земля покоится на семи столпах, статьи о величине солнечного, земного и лунного кругов, о широте и долготе Земли. Привлекают Е. и апокрифические статьи на естественнонаучные темы, например легенда об изобретении астрономии Мундом, внуком Ноя. К практическим знаниям относятся сведения о громе и предсказаниях по нему погоды и видов на урожай, о падающих звездах, кометах, извержении вулкана, землетрясениях.

Теоретический и практический интерес Е. вызывала и медицина, он помещает статью, излагающую теорию Гиппократа о четырех стихиях человеческого тела, статьи о лечении женских болезней, о крашении волос, о врачевании уха и желудка.

Е. присущ интерес к гуманитарным знаниям. Библейско-исторический материал и сведения по древней истории он брал из палеи, из «Летописца Еллинского и Римского» и прочих источников. В одном из сборников помещена хронографическая компиляция, восходящая к недошедшей до нас ранней редакции одного из древнерусских хронографов (Троицкого). Древняя история представлена у Е. обширными выписками из «Истории Иудейской войны» Иосифа Флавия. Отдельно переписан у Е. рассказ о венчании на царство византийского императора Мануила. Всемирная история соседствует у Е. с историей русской: он переписал один из ранних кирилло-белозерских летописчиков, приводит сведения о смерти русских князей и митрополитов, рассказы об установлении христианства на Руси, об основании епископии в Ростове и Новгороде. Особое внимание Е. привлекала тема борьбы с татарами. Он помещает в своем сборнике перечень татарских набегов с 1377 по 1453 год. Именно Е. был переписан старший (из дошедших до нас) текст поэтического рассказа о Мамаевом побоище, названного им «Задонщиной».

В сборниках Е. мы встретим большое число собственно литературных произведений. Помимо уже упомянутой «Задонщины» это «Повесть о Дракуле» (см. Курицын Федор), это переводной роман об Александре Македонском – так называемая «Сербская Александрия», «Сказание о двенадцати снах Шахаиши», «Сказание о Индийском царстве», «Повесть о царе Адариане», притчи из «Повести о Варлааме и Иоасафе». Е. привлекают произведения, соприкасающиеся с фольклорными сюжетами, такие, как «Плач Адама о рае», «Слово о Хмеле», легенда о перстне римского царя, найденном апостолом Петром в рыбе, легенда о дьяволе, обманом проникшем в ковчег Ноя, скомороший диалог о добрых и злых женах, народные загадки и т.д. Большое место в сборниках Е. занимают и апокрифы: он переписывает рассказы об Адаме, Мелхиседеке, апокриф об иерействе Иисуса Христа, «Сказание о двенадцати пятницах» и другие апокрифические сочинения или отрывки из них.

Е. выступал не только как переписчик, но и как эрудированный редактор и даже соавтор. Так, в ефросиновской редакции «Задонщины» имеется фрагмент из «Слова о погибели Русской земли», Толковую палею он дополняет выписками из «Шестоднева», «Физиолога», хроник, к «Слову о Хмеле» Е. прибавил отрывок из «Слова о ленивых, сонливых и упьянчивых» и т.д. Некоторые из памятников, помещенных у Е., не встречаются в других рукописях и могут быть признаны его собственными сочинениями. Такова, например, вставка о блаженных рахманах (людях, живущих примитивной и добродетельной жизнью) в составе текста из Амартола. Именно Е. добавляет к их характеристике, что рахманы не знают «ни храмов, ни риз, <…> ни даров, ни купли, ни продажи, ни свару, ни боя, ни зависти, ни вельмож, ни татьбы (воровства), ни разбоя». Е. принадлежит, возможно, оригинальная версия рассказа о получеловеке-полу-звере Китоврасе, в которой Китоврас заявляет пленившему его царю, что «всего есть лучше своя воля», и т.д.

Е. являлся одним из замечательнейших русских книжников, ярким представителем светского направления в общественной мысли и литературе конца XV века.

Лит.: Лурье Я. С. Русские современники Возрождения, Книгописец Ефросин. Дьяк Федор Курицын – Л., 1988; Каган М. Д., Лурье Я. С. Ефросин // Словарь книжников – Вып. 2, ч. 1 – С. 227–236.

Я. С. Лурье


Источник: Литература Древней Руси: Биобиблиографический словарь / [Составитель Л. В. Соколова]; Под ред. О. В. Творогова. - Москва: Просвещение: Учеб. лит., 1996. - 238, [1] с.: ил.

Ошибка? Выделение + кнопка!
Если заметили ошибку, выделите текст и нажмите кнопку 'Сообщить об ошибке' или Ctrl+Enter.
Комментарии для сайта Cackle