Житие Алексея (Алексия), Человека Божия
Житие́ Алексе́я (Алекси́я), челове́ка Бо́жия – переводной агиографический памятник, с XII века получивший широкое распространение в русской, украинской и белорусской книжности и фольклоре.
Ж. посвящено христианскому подвижнику Алексею. Сказания о нем известны всем христианским литературам; греческая версия Ж. известна в списках Х–XII веков, с нее и осуществлен славянский перевод.
События, о которых повествуется в Ж., происходят на рубеже IV–V веков в правление римских императоров, братьев-соправителей Аркадия (377–408) и Гонория (395–423) при папе Иннокентии I. Алексей – единственный, вымоленный сын богатых и благочестивых патрициев Евфимиана и Аглаиды (Агласеи). Прекрасно воспитанному и образованному сыну родители готовили блестящее будущее. Алексей был обручен с девушкой «царского рода», но, одержимый стремлением к христианскому подвигу, он, оставшись наедине с новобрачной, отдает ей обручальное кольцо со словами: «Возьми и сохрани, и да будет меж нами Бог до той поры, как он изволит». Тайно покинув Рим, Алексей идет в Едессу Месопотамскую поклониться нерукотворному образу Иисуса Христа и начинает свой многолетний подвиг добровольной нищеты: раздав все, что имел, в рубище вместе с нищими кормится он подаянием и молится при дверях церкви Св. Богородицы. Святость его раскрывает пономарь. Через 17 лет, став всеми почитаемым, Алексей пытается бежать от людского поклонения, но волею судеб вновь оказывается в Риме, в доме своих родителей. Не узнанный никем, доживает он последние 17 лет жизни, питаясь вместе с другими нищими от щедрот родителей, с христианским смирением перенося издевательства и оскорбления собственных слуг. Лишь после смерти святого становится известно, что неузнанным в доме 17 лет пребывал исчезнувший и оплакиваемый сын и муж.
Перевод Ж. был известен на Руси, видимо, с XI века; от XII века сохранился пергаменный сборник с отрывками из Ж., а от XIV века – древнейшие его полные списки. Среди многочисленных списков памятника имеется несколько лицевых, с миниатюрами к тексту Ж. Русская иконография восходит к византийской: лик святого Алексея напоминает облик Иоанна Предтечи.
Особую популярность Ж. приобретает в XVII веке, в годы царствования Алексея Михайловича, чьим небесным патроном являлся святой. Была написана и в 1671–1674 гг. издана «Служба святому Алексею». На Украине создается драма «Алексей Божий человек» (1672–1673), ему посвящают свои вирши и «слова» Стефан Яворский, Симеон Полоцкий, Лазарь Баранович.
Позднее, при Петре I, когда его противники сравнивали царевича Алексея с героем Ж., Г. Тепчегорский создает (в 1714 году) виршевой акафист, посвященный Алексею Петровичу.
К XVII веку В. П. Адрианова-Перетц относит и сложение духовного стиха о св. Алексее, человеке Божьем, впитавшего в себя и черты книжного Ж., и фольклорные традиции (самая ранняя запись духовного стиха датирована концом XVIII века – 1790 годом). Духовный стих о св. Алексее, человеке Божьем, до начала XX века пользовался в России, Белоруссии и на Украине особой популярностью у певцов-профессионалов, сказителей-былинщиков, лирников и распространялся слепыми певцами, «каликами перехожими» (В. П. Адрианова-Перетц исследовала 74 русских варианта стиха).
Изд.: Успенский В., Воробьев Н. Лицевое Житие св. Алексея, человека Божия. – Санкт-Петербург, 1906; Адрианова-Перетц В. П. Житие Алексея, человека Божия, в древней русской литературе и народной словесности. – ПГР., 1917.
Лит.: Из истории русской агиографии XVI века // Сборник в честь 30-летней деятельности А. И. Малеина. – ПГР. 1922. – С. 146–154; Мурьянов М. Ф. Алексей, человек Божий, в славянской рецензии византийской культуры // ТОДРЛ. – 1968. – Т. 23. – С. 109–126; Ветловская В. Е. Поэтика романа «Братья Карамазовы» – Л., 1977. – С. 162–192; Сазонова Л. И. 1) Повесть об Алексее Римском в третьем – пятом изданиях Пролога и политический смысл темы Алексея в литературе 1666–1670-х годов // Литературный сборник XVII века. Пролог – М., 1978 – С. 99–106; 2) Театральная программа XVII века «Алексей, человек Божий» // Памятники культуры Новые открытия Ежегодник 1978. – Л., 1979 – С. 131–149; Берман Б. И. Читатель Жития: Агиографический канон русского средневековья и традиция его восприятия // Художественный язык средневековья – М., 1982 – С. 165–168; Бобров А. Г. Житие Алексея, человека Божия // Словарь книжников – Вып. 1 – С. 129–131.
Н. Ф. Дробленкова