Библиотеке требуются волонтёры
отв. ред. Д. С. Лихачев

Источник

Ефрем, епископ Переяславля Южного

Ефрем (XI в.) – епископ Переяславля Южного, предполагаемый автор цикла сочинений, посвященных Николаю Мирликийскому. Биографические сведения о Е. содержатся в Житии Феодосия Печерского (см. Нестор) и Повести временных лет. Как сообщает житие, в пещеру к Антонию, Никону и Феодосию Печерскому пришел, желая постричься в монахи, «каженик» (скопец) «от княжа дома, иже бе любим князем и предръжа у него вся». Антоний постриг его и дал ему имя Е. Некоторое время спустя Е. отправился в Константинополь «и ту живяше в едином манастыри» (по предположению арх. Леонида – с 1055 до 1082 г.). К нему посылал Феодосии Печерский с просьбой переписать и прислать на Русь монастырский устав, принятый в константинопольском Студийском монастыре. Позднее Е. вернулся на Русь и был поставлен епископом в Переяславле Южном. В Повести временных лет (в статье 1089 г.) рассказывается об активной строительной деятельности Е. в Переяславле и описывается внешность епископа: «бе скопец, высок телом». В статье 1091 г. упоминается присутствие Е. при перенесении мощей Феодосия Печерского. Без достаточных оснований архимандрит Леонид предположил, что в 1091–1096 гг. Е. был киевским митрополитом.

Несмотря на скудость биографических данных о Е., Леонид считал его переводчиком так называемого иного жития Николая Мирликийского, а также составителем сказания о посмертных чудесах святого; при этом некоторые чудеса, по предположению Леонида, были написаны самим Е. (об этих произведениях см. Житие Николая Мирликийского). Он атрибутировал Е. также «Слово похвальное на пренесение мощей Николая Мирликийского» (нач.: «Се наста, братие, светлое празднество предивнаго отца нашего Николы...») и другие «слова» на ту же тему (нач.: «Присно убо должни есмы, братие, праздникы божия творяще в честь держати...»). Эти похвальные слова известны в рукописях XIV в.

Слово похвальное на перенесение мощей Николая Мирликийского входило в состав старопечатных изданий: Службы и житие Николая Чудотворца. М., 1640 (переиздания 1641 и 1643 гг.); Службы, житие и чудеса Николая Чудотворца. М., 1662 (переиздания 1678, 1688, 1694 и 1699 гг.).

Изд.: Шляпкин И. Русское поучение XI в. о перенесении мощей Николая Чудотворца и его отношение к западным источникам. СПб., 1881 (ПДП, № 19); Леонид, архим. 1) Житие и чудеса св. Николая Мирликийского и похвала ему. Исследования двух памятников древней русской письменности XI в. СПб., 1881 (на обложке – 1882), с. 97–170 (ПДП, № 34); 2) Посмертные чудеса святителя Николая, архиеп. Мир-Ликийского Чудотворца: Памятник древней русской письменности XI в. / Труд Ефрема, еп. Переяславского (по пергаменной рукописи исхода XIV в. библиотеки Троице-Сергиевой лавры, № 9). СПб., 1888 (ПДПИ, № 72).

Лит.: Приселков М. Д. Очерки по церковно-политической истории Киевской Руси X–XII вв. СПб., 1913.

О. В. Творогов


Источник: Словарь книжников и книжности Древней Руси / АН СССР. Ин-т рус. лит. (Пушк. дом); Отв. ред. Д. С. Лихачев. - Ленинград : Наука, ленингр. отд-ние, 1987-. / Вып. 1. (XI - первая половина XIV в.) - 1987. - 492, [2] с.

Комментарии для сайта Cackle