отв. ред. Д. С. Лихачев

Источник

Житие Феодора Едесского

Житие Феодора Едесского. Ж. Феодора, епископа Едесского, относится к IX в., его авторство приписывается Василию Амасийскому (Емесскому), племяннику Феодора. Введение в научный оборот греческого текста Ж. по спискам XI в., привезенным в Москву в XVII в. Арсением Сухановым, принадлежит русским византинистам В. Г. Васильевскому и И. С. Помяловскому (см.: Васильевский В. Г. Повесть Епифания о Иерусалиме и сущих в нем мест. – ППС, СПб., 1886, т. 4, вып. 2, с. 264–265; Житие иже во святых отца нашего Феодора архиепископа Едесского / По двум рукописям Московской Синодальной библиотеки издал И. С. Помяловский. СПб., 1892 (рец. А. Васильева– ЖМНП, 1893, март, с. 201–210); Владимир, архим. Систематическое описание рукописей Московской Синодальной (патриаршей) библиотеки. М., 1894, ч. 1. Рукописи греческие, с. 123 и 574, № 126 и 381; BHC, t. 2, р. 274–275).

Старшие списки древнерусского перевода Ж. относятся к XIV–XV вв. А. И. Соболевский отмечал среди пяти известных ему списков XIV–XV вв. два перевода. Древнерусский текст Ж. после его публикации в конце XIX в. никем специально не изучался. Наиболее существенным композиционным отличием древнерусского перевода от греческого оригинала является перемещение бесед Феодора, записанных писцом и составляющих сто «Глав (добро)-детельных» (κεφάλαια πρακτικά), из середины в конец Ж. Кроме того, самостоятельное распространение получил отрывок Ж. – «Повесть св. Феодора, епископа едесского о столпнике, иже в Едесе», включенный в Пролог и в ВМЧ под 7 июля. Описание жизни праведника, жителя византийской провинции Сирии, достаточно канонично и традиционно. Рождению Феодора предшествует молитва матери о чадородии и явление ей во сне мученика Феодора. Обучение отрока, его посвящение в чтецы показаны как подготовка к подвижнической жизни. Оставшийся сиротой юноша Феодор раздает имущество и удаляется в Иерусалим; в монастыре Саввы Освященного он постригается в монахи и после 12 лет общежития проводит 24 года в затворе. В Ж. описывается завоевание Финикии и Палестины арабами, смещенное по времени против действительного и толкуемое как наказание за грехи. Несколько глав Ж. посвящены легенде о мученичестве инока Михаила, пострадавшего от персидского царя Адрамелеха и его жены Сеиды. В Ж. немалую роль играют беседы Феодора, в том числе со столпником Феодосием в Едессе и с вавилонским царем Моавией, которого Феодору удалось обратить в христианство путем его крещения в водах Тигра. Избрание Феодора епископом города Едессы представлено в Ж. как результат признания его авторитета в борьбе против ересей. Мотив прения о вере и подвижничестве христианина составляют важную часть идейного содержания Ж. С культом Феодора Едесского на Востоке встретился еще в XII в. Даниил игумен, видевший его мощи в монастыре Саввы Освященного, как сообщается в его Хождении. Черты близости Ж. Феодора Едесского и Жития Сергия Радонежского (в частности, главы «О откровении грамоты отроку») отмечал В. Яблонский. Нельзя не сопоставить также рассказ о царьградских реликвиях, в Ж. Феодора врученных Феодору византийским императором, а в Житии Сергия – присланных от константинопольского патриарха. Таков же и мотив испытания христианина ядом, известный, например, в Хождении Василия Познякова, памятнике XVI в.

Известное в списках XIV–XV вв., Ж. привлекает к себе внимание при составлении ВМЧ в XVI в., при царях Иване IV и Феодоре Иоанновиче. В это время создаются лицевые списки Ж. (один, кон. XVI в., сохранился в собрании рукописей Петра I в РО БАН; другой, также кон. XVI в. (ГПБ собр. Вяземского), воспроизведен в факсимильном издании ОЛДП), изготовленные с участием мастеров, прошедших выучку при создании миниатюр Лицевого летописного свода. Воспроизведение миниатюры из лицевого списка ГИМ, Музейское собр., № 3446, XVII в. «Встреча Феодора Едесского в Едессе» см. в кн.: Выставка «История русской культуры XI–XVII веков в памятниках письменности». Каталог. М., 1959, с. 60, № 135, ил. 18. Лицевые списки Ж. Феодора византийского происхождения неизвестны. Упоминание о Феодоре, крестившем язычника-царя, находим в Воскресенской летописи (см. ПСРЛ, СПб., 1856, т. 7, с. 250). Списками Ж. владели, в XVII в. патриарх Гермоген, Афанасий Холмогорский и крупные монастырские библиотеки Московского государства.

Из Ж. вычленялись «Слово о столпнике, иже в Едесе» (см. издания его: Пролог. М., 1642, 9 января; ВМЧ, январь, дни 6–11, тетрадь 2. М., 1914, стб. 391–194) и «Главы детельные» (см. Главы детельныя преп. отца нашего Феодора Едеского. – Добротолюбие. М., 1832, изд. 3-е, ч. IV, с. 116–125; Добротолюбие в русском переводе. М., 1889, ч. 3, с. 345–346).

Изд.: Житие св. Феодора Едесского / Воспроизв. по лицевой рукописи, принадлеж. кн. П. П. Вяземскому, № 89. Изд. ОЛДП, 1878, вып. 48; 1879, вып. 61, вып. 72; 1881, вып.72.

Лит.: Сергий, архим. Полный месяцеслов Востока. М., 1876, т. 2, с. 181; 2-я пагинация – с. 198; Филарет. Историческое учение об отцах, церкви. СПб., 1882, т. 3, с. 231–234; Соболевский. Переводная литература, с. 19; Яблонский В. Пахомий Серб и его агиографические писания. СПб., 1908, с. 277–279; Лопарев X. М. Греческие жития святых VIII и IX вв. Пг., 1914, ч. 1, с. 410–434; Рудаков А. П. Очерки византийской культуры по данным греческой агиографии. М., 1917, с. 25–26, 27, 48, 49, 99, 118; Зубов В. П. Епифаний Премудрый и Пахомий Серб: (К вопросу о редакциях «Жития Сергия Радонежского»). – ТОДРЛ, 1953, т. 9, с. 154; Будовниц. Монастыри на Руси и борьба с ними крестьян в XIV–XVI вв. М., 1966, с. 78–79.

О. А. Белоброва


Источник: Словарь книжников и книжности Древней Руси / АН СССР. Ин-т рус. лит. (Пушк. дом); Отв. ред. Д. С. Лихачев. - Ленинград : Наука, ленингр. отд-ние, 1987-. / Вып. 1. (XI - первая половина XIV в.) - 1987. - 492, [2] с.

Комментарии для сайта Cackle