отв. ред. Д. С. Лихачев

Источник

Позняков Василий

Позняков Василий (2-я пол. XVI в.) – путешественник по странам Ближнего Востока, автор Хождения. По поручению Ивана IV Грозного П. выехал из Москвы в составе посольства с денежными средствами и грамотой для православных духовных властей Синайской горы (в ответ на обращение александрийского патриарха Иоакима в Москву в 1556 г.). Хождение П., посланного с архидиаконом Новгородского Софийского собора Геннадием (умер в пути), длилось с 1558 по 1561 г.; паломник посетил Царьград, Александрию, Каир, монастыри Синайской горы, Иерусалим и его окрестности. Сведения о П. немногочисленны; они содержатся в тексте Хождения. П. был родом из Смоленска и вел торговые дела в Москве. По дороге на Восток у П. были отняты крупные денежные суммы и ценные товары, но он продолжал путешествие. Хождение П. открывается посланием московского царя патриарху александрийскому, в котором сохраняется полная царская титулатура и указывается объем «поминков», или «милостыни», направляемой из Москвы. Встреча посольства с патриархом (названным «папой») описывается в духе статейных списков, с воспроизведением вопросов и ответов, в том числе о здравии царя, царицы, митрополита московского, о православной вере на Руси, о храмах и о богослужении, о еретиках и иноверцах. П. проявил наблюдательность: он заметил, что в палате у патриарха александрийского не было сидений, описал опустевший и заброшенный Каир («Египет»), обычай снимать обувь при входе в один из наиболее почитаемых синайских храмов, своеобразие церковной утвари и убранства и т. д. Хождение П. насыщено легендарно-апокрифическими элементами; особая глава посвящена легенде о споре христианина с иноверцем – рассказу о чуде патриарха Иоакима (этот рассказ получил самостоятельное распространение в древнерусской письменности XVII и XVIII вв.), другая толкует чудо «о огне небесном»; искусно вплетено в речь патриарха Иоакима предсказание о падении Ромейской державы с помощью «русого рода» (Московской державы). При упоминании города Раифы излагается легенда о кораблях, построенных «без железнаго гвоздья» чтобы избегнуть воздействия магнита в водах Красного (Чермного) моря. В основе Хождения П. лежит переводный путеводитель «Поклоненье святого града Иерусалима» наряду с легендами и некоторыми впечатлениями паломника. Текст Хождения, известный ныне в 9 списках, уже в кон. XVI в. подвергся литературной переработке и получил широкое распространение (до 400 списков) под именем Трифона Коробейникова.

Изд.: Послание царя Ивана Васильевича к александрийскому патриарху Иоакиму с купцом Васильем Позняковым и Хождение купца Познякова в Иерусалим и по иным Святым местам 1558 года / Предисл. И. Е. Забелина // ЧОИДР. 1884. Кн. 1; Хождение купца Василия Познякова по Святым местам Востока / Под ред. X. М. Лопарева // ППС. СПб., 1887. Т. 6, вып. 3 (Веселовский А. Н. [Рецензия] // ЖМНП. 1888. № 2. С. 504–509).

Лит.: Голубцова М. А. К вопросу об источниках древнерусских хождений в св. землю // ЧОИДР. 1911. Кн. 4. С. 1–78; Адрианова-Перетц В. П. Путешествия XVI в. // История русской литературы. М.; Л., 1945. Т. 2, ч. 1. С. 512–514; Sееmann К. D. Die altrussische Wallfahrtsliteratur. München, 1976.S. 281–288, 436, 451.

О. А. Белоброва


Источник: Словарь книжников и книжности Древней Руси / АН СССР. Ин-т рус. лит. (Пушк. дом); Отв. ред. Д. С. Лихачев. - Ленинград : Наука, ленингр. отд-ние, 1987-. / Вып. 1. (XI - первая половина XIV в.) - 1987. - 492, [2] с.

Комментарии для сайта Cackle