священник Т.С.Тихомиров

Источник

Церковное и епархиальное управление

Организация высшего управления в русской Церкви до конца XIX века

Русская Церковь в продолжение истории своего существования последовательно прошла через все виды устройства поместной Церкви. В первые пять веков (988–1589) она представляла собою митрополию, затем (в период времени 1589–1721) имела устройство патриаршее, наконец, со времени учреждения Св. Синода в 1721 г. – устройство синодальное.

Со времени введения христианства в России Русская Церковь составляла митрополию Константинопольского Патриарха, которому принадлежали по отношению к ней следующие права:

1) Право поставления и посвящения митрополитов для Русской Церкви.

2) Право высшего надзора над Русской Церковью.

3) Право получения дани.

Во внутренние дела Русской Церкви Патриарх вообще не вмешивался, предоставив ей в этом отношении большую самостоятельность. Полною же независимостью, если не de jure, то de facto, Русская Церковь стала пользоваться с половины XV в., когда Константинопольский Патриарх и с ним другие восточные Патриархи предоставили собору русских епископов право поставлять митрополитов Русской Церкви (первым таким митрополитом был Иона, поставленный в 1448 г.).

Митрополиту, стоявшему во главе управления Русскою Церковью, принадлежали следующие права:

1) Право созывать соборы, председательствовать на них и приводить в исполнение постановления соборов.

2) Надзор и руководство при избрании и рукоположении нового епископа.

3) Руководство и высший надзор за управлением во всех епархиях Русской Церкви. Он имел право вызывать к себе епископов и требовать от них отчета по управлению епархиею, иногда же и сам предпринимал путешествия для личного обозрения епархий.

Кроме того, митрополит Русской Церкви имел громадное государственное значение, он был выразителем сознания церковного общества перед государством, посредником между князьями и, располагая правом непосредственных сношений с ними, обращался к ним и к народу с воззваниями и пастырскими поучениями.

При кафедре русского митрополита постоянного собора не было, но в важнейших случаях он созывал временные соборы епископов и прочего именитого духовенства.

В 1589 г. учреждено было на Руси патриаршество. С этого времени Русская Церковь не только de facto, но и de jure стала независимою от Константинопольской. Избрание Патриарха происходило на соборах, в которых принимали участие все епархиальные архиереи и настоятели первоклассных монастырей, а утверждение принадлежало царю. Соборы в патриарший период Русской Церкви были двух видов: одни из них назывались великими, другой же вид составляли соборы «из прилучившихся» в Москве епископов. На великие соборы приглашались все епархиальные архиереи, настоятели монастырей и представители от всей Русской Церкви (как, например, это было при избрании нового Патриарха), а на соборах «из прилунившихся» епископов присутствовали только епископы, временно пребывавшие в Москве или приглашенные Патриархом по особой надобности.

Участие пресвитеров на русских собраниях есть стойкая русская традиция, которую только подтвердил петровский регламент. В «уложенной грамоте» об учреждении патриаршества сказано, что Патриархи Иеремия и Иов советовали и соборно уложили (о числе и титулах епископских кафедр) «со архимандриты и игумены и со всем священным собором». На соборе 1651 г. вместе с Патриархом и архиереями были архимандриты и игумены (по делу о единогласном пении). На соборе 1654 г. на вопрос Патриарха Никона относительно исправления церковных книг «великий Государь-царь и великий князь Алексей Михайлович и преосвященные митрополиты и архиепископы и епископ (поименованы пять митрополитов, четыре архиепископа и один епископ) и священные архимандриты и игумены (поименованы восемь архимандритов и два игумена), большого собора Пречистыя Богородицы протопоп Иоанн (поименованы затем еще двенадцать протопопов) и весь священный собор, вси едино отвещали: «Достойно и праведно исправити противо харатейных и греческих». Никакой разницы между голосом лиц архиерейской и иерейской степени соборные деяния не отметили. На соборе 1655 г. (по делу церковных исправлений) присутствовали московский, антиохийский и сербский Патриархи, митрополиты, архиепископы, архимандриты и игумены. На соборе 1655 г. (о двуперстии) присутствовали патриарх, три митрополита, четыре архиепископа, один епископ, двадцать два архимандрита, семь игуменов. Деяние собора 1556 г. по делу Неронова подписано, кроме иерархов, архимандритами, игуменами и протопопами. И опять не делается никакой разницы в значении их голоса. Собор 1660 г. (об избрании Патриарха вместо Никона) царь открывает обращением: «Отцы святии преосвященные митрополиты, архиепископы, епископы, игумены и протопопы». И деяния эти подписаны, кроме епископов, сорока двумя архимандритами и игуменами, одним иеромонахом и пятью протопопами. На соборе 1666 г. только на первых двух предварительных заседаниях и на третьем, судившем епископа Александра Вятского, присутствовали одни епископы. На остальных восьми, посвященных суду над расколовождями и составлению «наставления благочиния церковнаго» присутствовали архимандриты и игумены. Под деяниями Большого Московского собора 1667 г., «обнявшего своими определениями почти все стороны церковного благоустройства», находятся подписи пятнадцати архимандритов и игуменов. На соборе 1677 г. (по вопросу о канонизации Анны Кашинской), кроме святителей, присутствуют семь архимандритов и три игумена. На соборе 1690 г. (дело Сильвестра Медведева), кроме епископов, были «преподобные архимандриты, честные игумены и священнопротопресвитеры».

Св. Правительствующий Синод: его происхождение и устройство

В царствование Петра Великого единоличное патриаршее управление Русской Церкви было заменено коллегиальным синодальным. В Духовном регламенте Петра Великого весьма обстоятельно и откровенно представлены причины такой замены. Преимущества соборного управления перед единоличным состоят по Духовному регламенту в следующем:

1) Собор может вернее найти истину во всех делах, чем одно лицо.

2) Определения и решения власти соборной авторитетнее, чем решения власти единоличной.

3) При единоличном правлении часто случается проволочка и остановка в делах вследствие многочисленности занятий или по личным обстоятельствам правителя, а в случае его смерти течение дел вовсе прекращается.

4) Решения нескольких лиц гораздо беспристрастнее, чем одного лица.

5) Сильным мира труднее влиять на несколько лиц, чем на одно лицо.

6) От соборного правительства государство не будет опасаться мятежей и смут, которые происходят от одного духовного правителя.

7) Синод может судить своих собственных членов (в том числе и первенствующего члена); для суда же над единоличным правителем необходимо было призывать восточных Патриархов, что сопряжено с большими затруднениями и издержками8.

8) Синодское управление составляет как бы школу духовную: лица, заседающие в Синоде, могут постепенно научиться здесь духовной политике и «приобретать повседневную опытность к лучшему управлению Домом Божиим».

Синод был открыт первоначально (в 1721 г.) без разрешения Патриархов, но члены его, хотя и вступили в отправление обязанностей, прямо говорили, что сомневаются в его действительности. Поэтому Петр Великий вступил в сношения с Константинопольским Патриархом Иеремией III и просил его, посовещавшись с другими Патриархами, признать наш Синод за высшее церковное правительство в России. Патриарх долго медлил своим ответом и только в 1723 году составил грамоту, в которой называет Св. Синод своим «возлюбленным о Господе братом» и подтверждает, что он имеет право творить и совершать все, что могут творить и совершать в своих Церквах четыре апостольские Патриарха.

По штату 9 июля 1819 г., личный состав присутствия Св. Синода состоит из семи лиц, исключительно архиереев, из которых один называется «первенствующим членом», прочие – «членами» и «присутствующими» (в настоящее время число членов Св. Синода увеличено). Члены назначаются пожизненно именными Высочайшими указами, даваемыми Св. Синоду, обыкновенно из митрополитов и из старейших архиереев. Присутствующие называются Высочайшими повелениями из числа епархиальных архиереев для временного присутствования в Св. Синоде впредь до объявления Высочайшей воли об обратном их возвращении в свои епархии.

Указом от 11 мая 1722 г. Петр Великий предписал Сенату «в Синод выбрать из офицеров доброго человека, кто бы имел смелость и мог управление синодского дела знать и быть ему обер-прокурором». В инструкции обер-прокурору он назван «оком государевым» и «стряпчим о делах государственных». Он должен был сидеть в Синоде и «смотреть накрепко, дабы Синод свою должность хранил и во всех делах, которые к синодскому рассмотрению и решению подлежат, истинно и ревностно и порядочно, без потеряния времени, по регламентам и указам отправлял...» Неправильные решения дел обер-прокурор обязан останавливать и доносить о том государю.

Обер-прокурор есть представитель государственной власти в Св. Синоде и посредствующее лицо между Синодом, с одной стороны, и верховною властью, а также центральными государственными установлениями, с другой. В ведении обер-прокурора, кроме некоторых учреждений при Св. Синоде (канцелярии Св. Синода, хозяйственного управления, контроля Св. Синода, синодальных контор, учебного комитета и синодальных типографий), состоят прокуроры синодальных контор и секретари духовных консисторий, чрез которых он следит за исполнением законных постановлений по духовному ведомству. Обер-прокурор назначается и увольняется Высочайшим именным указом, по делам своей службы отвечает только перед государем. В ряду государственных высших сановников он сравнен с министрами.

Высшее управление русской православной церкви в период 1917–2000 г.

Принципы церковного управления в синодальный период не имели под собой канонических оснований. «Упразднение первосвятительского сана, замена его «безглавым» Синодом, равно как и исчезновение более чем на 200 лет Поместных соборов из жизни Русской Церкви, явилось грубым нарушением 34-го Апостольского правила, согласно которому «епископам всякаго народа подобает знати перваго в них, и признавати его яко главу, и ничего превышающего их власть не творити без его разсуждения... Но и первый ничего да не творит без разсуждения всех» (Цыпин В. А. Указ. соч. С. 236–237). Другим уклонением от канонических начал было подчинение церковного правительства светской верховной власти. В Духовном регламенте прямо провозглашалось: «Коллегиум правительственное под державным монархом есть и от монарха установлено» (Цит. по: Флоровский Г., протоиерей. Пути русского богословия. Киев, 1991. С. 86). Члены Синода давали следующую, оскорбительную для архиерейской совести, присягу: «Исповедую же с клятвою крайнего судию Духовной сей Коллегии быти самого Всероссийского монарха государя нашего всемилостивейшаго» (Цит. по: Карташев А.В. Очерки по истории Русской Церкви. М., 1997. Т. 2. С. 353).

Отрицательные духовные последствия синодального строя подчеркивал славянофил И. С. Аксаков: «... убыла душа; подменен идеал, т.е. на месте идеала Церкви очутился идеал государственный, и правда внутренняя замещена правдой формальной, внешней». «Церковь со стороны своего управления представляется теперь у нас какой-то колоссальной канцелярией, прилагающей с неизбежной, увы, канцелярской ложью порядки немецкого канцеляризма к спасению стада Христова» (Цит. по: Карташов А. В. Указ. соч. С. 376).

Каноническая ущербность синодальной системы, порожденные ей острые вопросы епархиальной церковной жизни, лишение Православной Церкви государственной защиты в результате Манифестов о свободе совести 1905–1917 гг. и связанная с этим необходимость преобразований приводят к осознанию почти всеми в Церкви безотлагательного созыва Поместного Собора.

Поместный Собор Российской Православной Церкви состоялся в 1917–1918 гг. «В Деяние Собора участвовали 564 церковных деятеля: 80 архиереев, 129 пресвитеров, 10 диаконов и 26 псаломщиков из белого духовенства, 20 монахов (архимандритов, игуменов, иеромонахов) и 299 мирян. Столь широкое представительство пресвитеров и мирян связано с тем, что Собор явился исполнением двух вековых чаяний православного народа, его стремлений к возрождению соборности» (Цыпин В. А. Указ соч. С. 244).

Главным деянием Поместного Собора стало восстановление Патриаршества. Не все и не сразу признали необходимость первого епископа для управления Русской Церковью. Сторонникам сохранения синодальной системы казалось, что учреждение Патриаршества ущемит соборное начало в жизни Церкви. Однако после всестороннего соборного обсуждения этого вопроса, после многих вдохновенных выступлений «восстановление Патриаршества предстало перед членами Собора как повелительное требование канонов, как необходимость исполнения религиозных чаяний православного народа, как веление времени» (Цыпин В. А. Указ соч. С. 247).

4 ноября 1917 г. Поместный Собор большинством голосов вынес постановление: «1. В Православной Российской Церкви высшая власть – законодательная, административная, судебная и контролирующая – принадлежит Поместному Собору, периодически, в определенные сроки созываемому, в составе епископов, клириков и мирян. 2. Восстанавливается Патриаршество, и управление церковное возглавляется Патриархом. 3. Патриарх является первым между равными ему епископами. 4. Патриарх вместе с органами церковного управления подотчетен Собору».

5 ноября 1918 г. жребием из трех кандидатов Патриархом Московским и всея России был избран митрополит Московский святой Тихон.

Образованные Священный Синод и Высший Церковный Совет представляли собой органы коллегиального управления Церковью в период между соборами. Однако эти учреждения просуществовали недолго. В 1924 г. личным указом Патриарха Тихона они были распущены. В 1927 г. заместитель местоблюстителя митрополит Сергий учредил Временный Патриарший Синод, явившийся только лишь совещательным учреждением при первоиерархе, которому тогда принадлежала вся полнота высшей церковной власти.

После смерти святителя Тихона в 1925 г. кормило высшей церковной власти в соответствии с положением «О Местоблюстителе Патриаршего Престола» перешло митрополиту Крутицкому Петру (Полянскому). После ареста митрополита Петра на стражу канонического преемства первосвятительской власти последовательно вставали еще несколько иерархов-местоблюстителей.

8 сентября 1943 г. в Москве открылся Архиерейский Собор, на котором был избран Патриарх Московский и всея Руси. Им стал митрополит Московский и Коломенский Сергий (Страгородский).

На последующих Поместных Соборах каких-либо существенных изменений в структуре и принципах высшего управления Русской Церковью не происходило.

Соборные начала признаются основанием полнокровной церковной жизни. Высшими органами церковной власти являются Поместный Собор, Архиерейский Собор и Священный Синод во главе с Патриархом. Поместному Собору принадлежит высшая власть в области вероучения, церковного управления и церковного суда. Собор созывается Патриархом по мере необходимости. Участниками Собора являются архиереи, клирики, монашествующие и миряне. Архиерейский Собор обладает полнотой высшей церковной власти в период между Поместными Соборами. Святейший Патриарх и Священный Синод подотчетны Поместному и Архиерейскому Соборам. Патриарх имеет первенство чести среди епископов. Святейший Патриарх управляет Русской Церковью совместно со Священным Синодом. Отношения Патриарха и Синода определяются 34-м Правилом Святых Апостолов и 9-м правилом Антиохийского Собора.

* «В каждой области епископам должно ведати епископа, в митрополии начальствующего, и имеющаго попечение о всей области, так как в митрополию отвсюду стекаются все, имеющие дела. Посему разсуждено, чтобы он и честию преимуществовал, и чтобы прочие епископы ничего особенно важного не делали без него, по древле принятому от отец наших правилу, кроме того токмо, что относится до епархии, принадлежащий каждому из них... Ибо каждый епископ имеет власть в своей епархии и да управляет ею... Далее же да не покушается что либо творити без епископа митрополии, а также и сей без согласия прочих епископов» (Правила св. апостолов, Вселенских и Поместных соборов, св. отцов с толкованиями. М., 2000. Т. 2. С. 165)

Высшее управление русской церкви по «уставу русской православной церкви 2000 г.»

Согласно гл. I п. 6 Устава, «высшими органами церковной власти и управления являются Поместный Собор, Архиерейский Собор, Священный Синод во главе с Патриархом Московским и всея Руси».

Деятельность высших органов церковного управления регламентируется в гл. II-V Устава. Приводим их полностью.

II. Поместный собор

1. В Русской Православной Церкви высшая власть в области вероучения и канонического устроения принадлежит Поместному Собору.

2. Сроки созыва Поместного Собора определяются Архиерейским Собором. В исключительных случаях Поместный Собор может быть созван Патриархом Московским и всея Руси (Местоблюстителем) и Священным Синодом.

Поместный Собор состоит из архиереев, представителей клира, монашествующих и мирян, в количестве и порядке, определяемых Архиерейским Собором.

Ответственность за подготовку Поместного Собора несет Архиерейский Собор, который разрабатывает, предварительно одобряет и вносит на утверждение Поместного Собора программу, повестку дня, регламент заседаний и структуру этого Собора, а также принимает иные решения, относящиеся к проведению Поместного Собора.

В случае, если Поместный Собор созывается Патриархом Московским и всея Руси (Местоблюстителем) и Священным Синодом, предложения о программе, повестке дня, регламенте заседаний и структуре Поместного Собора утверждаются Архиерейским Собором, заседание которого в обязательном порядке должно предшествовать Поместному Собору.

3. Членами Собора являются епархиальные и викарные архиереи Русской Православной Церкви по своему положению.

4. Процедура избрания на Собор делегатов от клира, монашествующих и мирян и их квота устанавливаются Архиерейским Собором.

В исключительных случаях процедура избрания на Собор делегатов от клира, монашествующих и мирян и их квота устанавливаются Священным Синодом с последующим утверждением Архиерейским Собором.

5. Поместный Собор:

а) истолковывает учение Православной Церкви на основе Священного Писания и Священного Предания, сохраняя вероучительное и каноническое единство с Поместными Православными Церквами;

б) решает канонические, богослужебные, пастырские вопросы, обеспечивая единство Русской Православной Церкви, сохранение чистоты православной веры, христианской нравственности и благочестия;

в) утверждает, изменяет, отменяет и разъясняет свои постановления, касающиеся церковной жизни, в соответствии с п. 5 пп. «а», «б» настоящего раздела;

г) утверждает постановления Архиерейского Собора, относящиеся к вероучению и каноническому устройству;

д) канонизирует святых;

е) избирает Патриарха Московского и всея Руси и устанавливает процедуру такого избрания;

ж) определяет и корректирует принципы отношений между Церковью и государством;

з) выражает в необходимых случаях озабоченность проблемами современности.

6. Председателем Собора является Патриарх Московский и всея Руси, в отсутствие Патриарха – Местоблюститель Патриаршего Престола.

7. Кворум Собора составляет 2/3 архиереев от общего числа иерархов – членов Собора.

8. Собор утверждает повестку дня, программу, регламент проведения заседаний и свою структуру, а также избирает простым большинством присутствующих членов Собора Президиум, Секретариат и формирует необходимые рабочие органы.

9. Президиум Собора состоит из Председателя (Патриарха Московского и всея Руси или Местоблюстителя) и двенадцати членов в архиерейском сане. Президиум руководит заседаниями Собора.

10. Секретариат Собора состоит из Секретаря в архиерейском сане и двух помощников – клирика и мирянина. Секретариат несет ответственность за обеспечение членов Собора необходимыми рабочими материалами и за ведение протоколов заседаний. Протоколы подписываются Председателем, членами Президиума и Секретарем.

11. Собор избирает председателей (в архиерейском сане), членов и секретарей учрежденных им рабочих органов простым большинством голосов

12. Президиум, Секретарь и председатели рабочих органов составляют Соборный Совет.

Соборный Совет является руководящим органом Собора. В его компетенцию входит;

а) рассмотрение возникающих вопросов по повестке дня и внесение предложений о порядке их изучения Собором;

б) координация всей деятельности Собора;

в) рассмотрение процедурных и протокольных вопросов;

г) административно-техническое обеспечение нормальной деятельности Собора.

13. Все архиереи – члены Собора составляют Архиерейское Совещание. Совещание созывается Председателем Собора по его инициативе, по решению Совета Собора или по предложению не менее 1/3 архиереев. В задачу Совещания входит обсуждение тех постановлений Собора, которые имеют особую важность и которые вызывают сомнения с точки зрения соответствия Священному Писанию, Священному Преданию, догматам и канонам, а также поддержания церковного мира и единства.

Если какое-либо решение Собора или его часть отвергаются большинством присутствующих архиереев, то оно выносится на повторное соборное рассмотрение. Если же и после этого большинство присутствующих на Соборе иерархов его отвергнут, то оно теряет силу соборного определения.

14. Открытие Собора и его ежедневные заседания предваряются совершением Божественной литургии или другого соответствующего уставного богослужения.

15. Заседания Собора возглавляет председатель или, по его предложению, один из членов Президиума Собора.

16. В открытых заседаниях Собора помимо его членов могут принимать участие приглашенные богословы, специалисты, наблюдатели и гости. Степень их участия определяется регламентом, но в любом случае они не имеют права участвовать в голосовании. Предложение о проведении закрытого заседания вправе вносить члены Собора.

Примечание: избрание Патриарха Московского и всея Руси проводится в закрытом заседании.

17. Решения на Соборе принимаются большинством голосов, за исключением особых случаев, оговоренных принятым Собором регламентом. Когда имеет место равенство голосов при открытом голосовании, то перевес дает голос Председателя. При равенстве голосов в случае тайного голосования проводится повторное голосование.

18. Все официальные документы Собора подписывают Патриарх Московский и всея Руси (Местоблюститель), члены Президиума и Секретарь.

19– Постановления Собора входят в силу сразу после их принятия.

III. Архиерейский собор

1. Архиерейский Собор является высшим органом иерархического управления Русской Православной Церкви и состоит из епархиальных архиереев, а также викарных архиереев, возглавляющих Синодальные учреждения и Духовные академии или имеющих каноническую юрисдикцию над подведомственными им приходами.

Иные викарные епископы могут участвовать в заседаниях Архиерейского Собора без права решающего голоса.

2. Архиерейский Собор созывается Патриархом Московским и всея Руси (Местоблюстителем) и Священным Синодом не реже одного раза в четыре года и в преддверии Поместного Собора, а также в исключительных случаях, предусмотренных, в частности, п. 20 раздела V настоящего Устава.

По предложению Патриарха Московского и всея Руси и Священного Синода или 1/3 членов Собора – епархиальных архиереев может быть созван внеочередной Архиерейский Собор, который в таком случае собирается не позднее, чем через шесть месяцев после соответствующего синодального решения или обращения группы архиереев к Патриарху Московскому и всея Руси и Священному Синоду.

3. Священный Синод несет ответственность за подготовку Архиерейского Собора.

4. В обязанности Архиерейского Собора входит:

а) хранение чистоты и неповрежденности православного вероучения и норм христианской нравственности;

б) принятие Устава Русской Православной Церкви и внесение в него изменений и дополнений;

в) хранение догматического и канонического единства Русской Православной Церкви;

г) решение принципиальных богословских, канонических, богослужебных и пастырских вопросов, касающихся как внутренней, так и внешней деятельности Церкви;

д) канонизация святых и утверждение богослужебных чинопоследований;

е) компетентное истолкование святых канонов и иных церковных законоположений;

ж) выражение пастырской озабоченности проблемами современности;

з) определение характера отношений с государственными органами; и) поддержание отношений с Поместными Православными Церквами;

к) создание, реорганизация и ликвидация Самоуправляемых Церквей, Экзархатов и епархий, а также определение их границ и наименований;

л) создание, реорганизация и ликвидация Синодальных учреждений;

м) утверждение порядка владения, пользования и распоряжения имуществом Русской Православной Церкви;

н) в преддверии Поместного Собора внесение предложений по повестке дня, программе, регламенту заседаний и структуре Собора, а также по процедуре избрания Патриарха Московского и всея Руси, если таковое избрание предполагается;

о) наблюдение за претворением в жизнь решений Поместного Собора;

п) суждение о деятельности Священного Синода и Синодальных учреждений;

р) утверждение, отмена и внесение изменений в законодательные деяния Священного Синода;

с) создание и упразднение органов церковного управления;

т) установление процедуры для всех церковных судов;

у) рассмотрение финансовых отчетов, представляемых Священным Синодом, и одобрение принципов планирования предстоящих общецерковных доходов и расходов;

ф) утверждение новых общецерковных наград.

5. Архиерейский Собор является церковным судом высшей инстанции. Как таковой он правомочен рассматривать и принимать решения:

– в первой и последней инстанции по догматическим и каноническим отступлениям в деятельности Патриарха Московского и всея Руси;

– в последней инстанции:

а) по разногласиям между двумя и более архиереями;

б) по каноническим проступкам и вероучительным отступлениям архиереев;

в) по всем делам, переданным ему общецерковным судом для окончательного решения.

6. Председателем Архиерейского Собора является Патриарх Московский и всея Руси или Местоблюститель Патриаршего Престола.

7. Президиумом Архиерейского Собора является Священный Синод. Президиум несет ответственность за проведение Собора, а также за руководство им. Президиум предлагает повестку дня, программу и регламент заседаний Архиерейского Собора, вносит предложения о порядке изучения Собором возникающих проблем, рассматривает процедурные и протокольные вопросы.

8. Секретарь Архиерейского Собора избирается из членов Священного Синода. Секретарь несет ответственность за обеспечение Собора необходимыми рабочими материалами и за ведение протоколов. Протоколы подписываются Председателем Собора и членами Священного Синода.

9. Открытие Собора и его ежедневные заседания предваряются совершением Божественной литургии или другого соответствующего уставного богослужения.

10. Заседания Собора возглавляет Председатель или, по его предложению, один из членов Священного Синода.

11. На отдельные заседания Собора могут приглашаться без права решающего голоса богословы, специалисты, наблюдатели и гости. Степень их участия в работе Собора определяется регламентом.

12. Решения на Соборе принимаются простым большинством голосов открытым или тайным голосованием, за исключением случаев, специально оговоренных принятым Собором регламентом. Когда при открытом голосовании голоса разделяются поровну, то решающим является голос Председателя. В случае равенства голосов при тайном голосовании проводится повторное голосование.

13. Никто из архиереев – членов Архиерейского Собора не может отказаться от участия в его заседаниях, кроме случаев болезни или иной важной причины, которая признается Собором уважительной.

14. Кворум Архиерейского Собора составляют 2/3 иерархов – его членов.

15. Постановления Архиерейского Собора входят в силу сразу после их принятия.

IV. Патриарх Московский и всея Руси

1. Предстоятель Русской Православной Церкви носит титул: «Святейший Патриарх Московский и всея Руси».

2. Патриарх Московский и всея Руси имеет первенство чести среди епископата Русской Православной Церкви и подотчетен Поместному и Архиерейскому Соборам.

3. Имя Патриарха Московского и всея Руси возносится за богослужениями во всех храмах Русской Православной Церкви по следующей формуле: «О Великом Господине и Отце нашем (имя), Святейшем Патриархе Московском и всея Руси».

4. Патриарх Московский и всея Руси имеет попечение о внутреннем и внешнем благосостоянии Русской Православной Церкви и управляет ею совместно со Священным Синодом, являясь его Председателем.

5. Отношения между Патриархом Московским и всея Руси и Священным Синодом, в соответствии с общеправославной традицией, определяются 34-м правилом свв. Апостолов и 9-м правилом Антиохийского Собора.

6. Патриарх Московский и всея Руси вместе со Священным Синодом созывает Архиерейские Соборы, в исключительных случаях – Поместные Соборы, и председательствует на них. Патриарх Московский и всея Руси созывает также заседания Священного Синода.

7. Осуществляя свою каноническую власть, Патриарх Московский и всея Руси:

а) несет ответственность за исполнение постановлений Соборов и Священного Синода;

б) представляет Соборам отчеты о состоянии Русской Православной Церкви за межсоборный период;

в) поддерживает единство иерархии Русской Православной Церкви;

г) осуществляет начальственное наблюдение за всеми Синодальными учреждениями;

д) обращается с пастырскими посланиями ко всей полноте Русской Православной Церкви;

е) подписывает общецерковные документы после соответствующего одобрения Священным Синодом;

ж) осуществляет исполнительно-распорядительные полномочия по управлению Московской Патриархией;

з) сносится с Предстоятелями Православных Церквей во исполнение постановлений Соборов или Священного Синода, а равно и от своего имени;

и) представляет Русскую Православную Церковь в отношениях с высшими органами государственной власти и управления;

к) имеет долг ходатайства и «печалования» перед органами государственной власти как на канонической территории, так и за ее пределами;

л) утверждает уставы Самоуправляемых Церквей, Экзархатов и епархий;

м) принимает апелляции от епархиальных архиереев Самоуправляемых Церквей;

н) издает указы об избрании и назначении епархиальных архиереев, руководителей Синодальных учреждений, викарных архиереев, ректоров Духовных школ и иных должностных лиц, назначаемых Священным Синодом;

о) имеет попечение о своевременном замещении архиерейских кафедр;

п) поручает архиереям временное управление епархиями в случае длительной болезни, кончины или нахождения под церковным судом епархиальных архиереев;

р) наблюдает за выполнением архиереями их архипастырского долга по окормлению епархий;

с) имеет право посещения в необходимых случаях всех епархий Русской Православной Церкви (пр. 34 свв. Апостолов, пр. 9 Ант. Собора, Карф. 52 (63));

т) преподает архиереям братские советы как относительно их личной жизни, так и относительно исполнения ими архипастырского долга; в случае невнимания к его советам предлагает Священному Синоду вынести надлежащее постановление;

у) принимает к рассмотрению дела, связанные с недоразумениями между архиереями, добровольно обращающимися к его посредничеству без формального судопроизводства; решения Патриарха в таких случаях для обеих сторон обязательны;

ф) принимает жалобы на архиереев и дает им надлежащий ход;

х) разрешает архиереям отпуск на срок более 14 дней;

ц) награждает архиереев установленными титулами и высшими церковными отличиями;

ч) награждает клириков и мирян церковными наградами;

ш) утверждает присуждение ученых степеней и званий;

щ) имеет попечение о своевременном изготовлении и освящении святого мира для общецерковных потребностей.

8. Внешними отличительными знаками патриаршего достоинства являются белый куколь, зеленая мантия, две панагии, великий параман и предносной крест.

9. Патриарх Московский и всея Руси является епархиальным архиереем Московской епархии, состоящей из города Москвы и Московской области.

Патриарху Московскому и всея Руси в управлении Московской епархией помогает Патриарший Наместник на правах епархиального архиерея, с титулом митрополита Крутицкого и Коломенского.

Территориальные границы управления, осуществляемого Патриаршим Наместником на правах епархиального архиерея, определяются Патриархом Московским и всея Руси.

10. Патриарх Московский и всея Руси является Священноархимандритом Свято-Троицкой Сергиевой Лавры, ряда других монастырей, имеющих особое историческое значение, и управляет всеми церковными ставропигиями.

Образование ставропигиальных монастырей и подворий в Московской епархии осуществляется по Указам Патриарха Московского и всея Руси.

Образование ставропигий в пределах иных епархий осуществляется с согласия епархиального архиерея по решению Патриарха Московского и всея Руси и Священного Синода.

11. Сан Патриарха является пожизненным.

12. Право суда над Патриархом Московским и всея Руси, равно как и решение вопроса о его уходе на покой, принадлежит Архиерейскому Собору.

13. В случае кончины Патриарха Московского и всея Руси, его ухода на покой, нахождения под церковным судом или иной причины, делающей невозможным исполнение им патриаршей должности, Священный Синод под председательством старейшего по хиротонии постоянного члена Священного Синода немедленно избирает из числа своих постоянных членов Местоблюстителя Патриаршего Престола.

Процедуру избрания Местоблюстителя устанавливает Священный Синод.

14. Церковное имущество, которым обладает Патриарх Московский и всея Руси в силу своего положения и должности, является собственностью Русской Православной Церкви. Личное имущество Патриарха Московского и всея Руси наследуется в соответствии с законом.

15. В период междупатриаршества:

а) Русской Православной Церковью управляет Священный Синод под председательством Местоблюстителя;

б) имя Местоблюстителя возносится за богослужениями во всех храмах Русской Православной Церкви;

в) Местоблюститель исполняет обязанности Патриарха Московского и всея Руси так, как они изложены в п. 7 раздела IV настоящего Устава, кроме пп. «ц»;

г) митрополит Крутицкий и Коломенский вступает в самостоятельное управление Московской епархией.

16. Не позднее шести месяцев по освобождении Патриаршего Престола Местоблюститель и Священный Синод в порядке, определенном п. 2 раздела II настоящего Устава, созывают Поместный Собор для избрания нового Патриарха Московского и всея Руси.

17. Кандидат в Патриархи должен отвечать следующим требованиям:

а) быть архиереем Русской Православной Церкви;

б) обладать высшим богословским образованием, достаточным опытом епархиального управления, отличаться приверженностью к каноническому правопорядку;

в) пользоваться доброй репутацией и доверием иерархов, клира и народа;

г) «иметь доброе свидетельство от внешних» (1Тим.3:7);

д) Иметь возраст не менее 40 лет.

V. Священный Синод

1. Священный Синод, возглавляемый Патриархом Московским и всея Руси (Местоблюстителем), является органом управления Русской Православной Церкви в период между Архиерейскими Соборами.

2. Священный Синод ответственен перед Архиерейским Собором и через Патриарха Московского и всея Руси представляет ему отчет о своей деятельности за межсоборный период.

3. Священный Синод состоит из Председателя – Патриарха Московского и всея Руси (Местоблюстителя), семи постоянных и пяти временных членов – епархиальных архиереев.

4. Постоянными членами являются: по кафедре – митрополиты Киевский и всея Украины; Санкт-Петербургский и Ладожский; Крутицкий и Коломенский; Минский и Слуцкий, Патриарший Экзарх всея Белоруссии; Кишиневский и всея Молдовы; по должности – председатель Отдела внешних церковных связей и управляющий делами Московской патриархии.

5. Временные члены вызываются для присутствия на одной сессии, по старшинству архиерейской хиротонии, по одному из каждой группы, на которые разделяются епархии. Вызов епископа в Священный Синод не может последовать до истечения двухлетнего срока его управления данной епархией.

6. Синодальный год распределяется на две сессии: летнюю (март-август) и зимнюю (сентябрь-февраль).

7. Епархиальные архиереи, руководители Синодальных учреждений и ректоры Духовных академий могут присутствовать в Священном Синоде с правом совещательного голоса при рассмотрении дел, касающихся управляемых ими епархий, учреждений, школ или несения ими общецерковного послушания.

8. Участие постоянных и временных членов Священного Синода в его заседаниях является их канонической обязанностью. Отсутствующие без уважительных причин члены Синода подлежат братскому вразумлению.

9. В исключительных случаях кворум Синода составляют 2/3 его членов.

10. Заседания Священного Синода созываются Патриархом Московским и всея Руси (Местоблюстителем).

11. Как правило, заседания Синода являются закрытыми. Члены Синода рассаживаются по протоколу, принятому в Русской Православной Церкви.

12. Синод работает на основании повестки дня, представляемой Председателем и одобряемой Синодом в начале первого заседания. Вопросы, требующие предварительного изучения, Председатель заблаговременно направляет членам Синода. Члены Синода могут вносить предложения по повестке дня и поднимать вопросы с предварительным уведомлением о том Председателя.

13. Председатель руководит заседаниями в соответствии с принятым регламентом.

14. В случае, если Патриарх Московский и всея Руси по какой-либо причине временно не может осуществлять председательские обязанности в Синоде, обязанности Председателя исполняет старейший по архиерейской хиротонии постоянный член Синода. Временный Председатель Синода не является каноническим Местоблюстителем.

15. Секретарем Священного Синода является управляющий делами Московской патриархии. Секретарь ответственен за подготовку необходимых для Синода материалов и составление журналов заседаний.

16. Дела в Священном Синоде решаются общим согласием всех участвующих в заседании членов или большинством голосов. При равенстве голосов голос Председателя является решающим.

17. Никто из присутствующих в Священном Синоде не может воздерживаться от участия в голосовании.

18. Каждый из членов Синода в случае несогласия с принятым решением может подать отдельное мнение, которое должен заявить на том же заседании с изложением своих оснований и представить в письменной форме не позднее трех дней со дня заседания. Отдельные мнения прилагаются к делу, не останавливая его решение.

19. Предложенные в повестке дня дела Председатель не вправе своею властью снимать с обсуждения, препятствовать их решению или приостанавливать претворение таковых решений в жизнь.

20. В тех случаях, когда Патриарх Московский и всея Руси признает, что принятое решение не принесет пользы и блага Церкви, он заявляет протест. Протест должен быть сделан на том же заседании и затем изложен в письменном виде в семидневный срок. По истечении этого срока дело вновь рассматривается Священным Синодом. Если Патриарх Московский и всея Руси не найдет возможным согласиться и с новым решением дела, то оно приостанавливается и передается на рассмотрение Архиерейского Собора. Если отложить дело невозможно и решение должно быть принято незамедлительно, Патриарх Московский и всея Руси действует по своему усмотрению. Принятое таким образом решение выносится на рассмотрение чрезвычайного Архиерейского Собора, от которого и зависит окончательное разрешение вопроса.

21. Когда в Священном Синоде рассматривается дело по жалобе на членов Синода, заинтересованное лицо может присутствовать на заседании и давать объяснения, но при решении дела обвиняемый член Синода обязан оставить зал заседаний. При рассмотрении жалобы на Председателя он передает председательствование старейшему по архиерейской хиротонии иерарху из числа постоянных членов Синода.

22. Все журналы и определения Священного Синода подписываются сначала Председателем, затем всеми присутствующими на заседании членами, хотя бы некоторые из них были и не согласны с принятым решением и подали о том отдельное мнение.

23. Определения Священного Синода входят в силу после их подписания и не подлежат пересмотру, исключая случаи, когда представляются новые данные, меняющие существо дела.

24. Председатель Священного Синода осуществляет высшее наблюдение за точным исполнением принятых постановлений.

25. В обязанности Священного Синода входит:

а) попечение о неповрежденном хранении и истолковании православной веры, норм христианской нравственности и благочестия;

б) служение внутреннему единству Русской Православной Церкви;

в) поддержание единства с другими Православными Церквами;

г) организация внутренней и внешней деятельности Церкви и решение возникающих в связи с этим вопросов общецерковного значения;

д) толкование канонических постановлений и разрешение затруднений, связанных с их применением;

е) регулирование богослужебных вопросов;

ж) издание дисциплинарных постановлений, касающихся клира, монашествующих и церковных работников;

з) оценка важнейших событий в области межцерковных, межконфессиональных и межрелигиозных отношений;

и) поддержание межконфессиональных и межрелигиозных связей как на канонической территории Московского Патриархата, так и за его пределами;

к) координация действий всей полноты Русской Православной Церкви в ее усилиях по достижению мира и справедливости;

л) выражение пастырской озабоченности общественными проблемами;

м) обращение со специальными посланиями ко всем чадам Русской Православной Церкви;

н) поддержание должных отношений между Церковью и государством в соответствии с настоящим Уставом и действующим законодательством;

о) одобрение Уставов Самоуправляемых Церквей и Экзархатов;

п) принятие гражданских Уставов Русской Православной Церкви и ее канонических подразделений, а также внесение в них изменений и дополнений;

р) утверждение журналов Синодов Экзархатов;

с) решение вопросов, связанных с учреждением или упразднением подотчетных Священному Синоду канонических подразделений Русской Православной Церкви с последующим утверждением на Архиерейском Соборе;

т) установление порядка владения, пользования и распоряжения зданиями и имуществом Русской Православной Церкви.

у) утверждение постановлений общецерковного суда.

26. Священный Синод

а) избирает, назначает, в исключительных случаях перемещает архиереев и увольняет их на покой;

б) вызывает архиереев для присутствия в Синоде;

в) рассматривает отчеты архиереев о состоянии епархий и выносит по ним постановления;

г) инспектирует через своих членов деятельность архиереев всякий раз, когда сочтет это нужным;

д) определяет содержание архиереев.

27. Священный Синод назначает:

а) руководителей Синодальных учреждений и, по их представлению, их заместителей;

б) ректоров Духовных академий и семинарий, настоятелей (настоятельниц) и наместников монастырей;

в) архиереев, клириков и мирян для прохождения ответственного послушания за границей.

28. Священный Синод может создавать комиссии или иные рабочие органы для попечения:

а) о решении важных богословских проблем, относящихся к внутренней и внешней деятельности Церкви;

б) о хранении текста Священного Писания, о его переводах и издании;

в) о хранении текста богослужебных книг, о его исправлении, редактировании и публикации;

г) о канонизации святых;

д) о публикации сборников святых канонов, учебников и учебных пособий для Духовных учебных заведений, богословской литературы, официальной периодики и иной потребной литературы;

е) о повышении богословской, духовной и нравственной подготовки клира и о деятельности Духовных учебных заведений;

ж) о миссии, катехизации и религиозном образовании;

з) о состоянии духовного просвещения;

и) о делах монастырей и монашествующих;

к) о делах милосердия и благотворительности;

л) о должном состоянии церковного зодчества, иконописи, пения и прикладных искусств;

м) о церковных памятниках и древностях, находящихся в ведении Русской Православной Церкви;

н) об изготовлении церковной утвари, свечей, облачений и всего необходимого для поддержания богослужебной традиции, благолепия и благочиния в храмах;

о) о пенсионном обеспечении духовенства и церковных работников; п) о решении экономических проблем.

29. Осуществляя руководство Синодальными учреждениями, Священный Синод:

а) утверждает положения о их деятельности;

б) утверждает годовые планы работы Синодальных учреждений и принимает их отчеты;

в) выносит постановления по наиболее важным аспектам текущей работы Синодальных учреждений;

г) в случае необходимости осуществляет ревизию таковых учреждений.

30. Священный Синод одобряет общецерковный план расходов, рассматривает сметы Синодальных учреждений, Духовных учебных заведений, а также соответствующие финансовые отчеты.

31. В заботе о епархиях, монастырях и Духовных учебных заведениях Священный Синод

а) образует и упраздняет епархии, изменяет их границы и наименования с последующим утверждением Архиерейским Собором;

б) принимает типовые положения о епархиальных учреждениях;

в) одобряет уставы монастырей и осуществляет общее наблюдение за монашеской ЖИЗНЬЮ;

г) учреждает ставропигии;

д) по представлению Учебного комитета утверждает уставы и учебные планы Духовных учебных заведений, программы Духовных семинарий и учреждает новые кафедры в Духовных академиях;

е) следит, чтобы действия всех органов церковной власти в епархиях, благочиниях и приходах соответствовали законным постановлениям;

ж) в случае необходимости проводит ревизии.

Священный Синод выносит заключения по спорным вопросам, возникающим в связи с толкованием настоящего Устава.

Епархия. Епархиальный епископ. Избрание и постановление епископа

Епархиею называется определенная церковными законами, состоящая из совокупности церковных обществ, или приходов, составляющая часть поместной Церкви. В истории Церкви можно проследить постоянное стремление церковной власти к разделению Церкви по епархиям, сообразно административному разделению государства.

Главою епархии является ее епископ. По древнецерковным правилам порядок избрания в епископы был следующий: в тот город, куда нужно было поставить епископа, собирались по приглашению митрополита все подчиненные ему епископы. Избрание происходило в присутствии всего местного клира и народа, который мог выставить своего кандидата и, во всяком случае, должен был свидетельствовать о достоинстве избираемого. Собор подвергал кандидата испытанию (сущность которого состояла в удостоверении в том, удовлетворяет ли избранный кандидат условиям, требуемым церковными правилами) и, хотя мог не утвердить народного выбора, но никоим образом не мог рукоположить лицо, местной Церкви не угодное (nullus invitisdetur episcopus). Впоследствии участие мирян в избрании епископа было ограничено (Лаод., прав. 13). При императоре Юстиниане учреждены были избирательные коллегии из местных клириков и лучших граждан, которые должны были избирать трех кандидатов с тем, чтобы выбор одного из них и самое рукоположение было предоставлено собору. В IX в. миряне окончательно устранены от епископских выборов. С этого времени епископы избираются собором под председательством митрополита, которому принадлежало право окончательного избрания одного из трех, указанных собором кандидатов.

У нас в России форма избрания в епископы в различные эпохи нашей истории значительно видоизменилась. По Духовному регламенту Петра Великого, Св. Синоду предоставлено право выбирать трех кандидатов и представлять утверждение одного из них на усмотрение императора. Относительно акта рукоположения в епископы соблюдается то основное каноническое правило, чтобы совершалось собором епископов, по крайней мере, тремя и ни в каком случае не менее, как двумя епископами (апост. прав. 1).

В пределах своей епархии епископ является:

1) Главным религиозным учителем и выразителем религиозного сознания церковной общины. Ему принадлежит во всей полноте право проповедования в своей епархии, и от него исходит право проповеди, принадлежащее священникам, так что помимо епископа и без его ведома никто не может проповедовать в церквах его епархии.

Кроме проповеди, епископ наблюдает за религиозным просвещением своей паствы, в качестве блюстителя чистоты веры и нравственности епархиальный епископ охраняет свою паству от суеверий и отпадения от православной веры.

2) Как главный первосвященник епископ имеет право совершать в пределах своей епархии все священнодействия; некоторые же из священнодействий (рукоположение на все церковно-иерархические степени, освящение новосозданных церквей или, по крайней мере, антиминса для них) могут быть совершаемы исключительно епископом.

3) Епископ есть главный администратор, блюститель церковного порядка и судья в своей епархии. Так как власть каждого епископа ограничена пределами его епархии, то всякому епископу запрещается самовластно действовать в чужой епархии, именно проповедовать и совершать богослужебные акты, в особенности же рукополагать клириков и присваивать чужие приходы. Кроме того, каждый епископ обязан подчиняться высшей церковной власти.

В Синодальный период архиерей управлял епархией при помощи викарных епископов и Духовной Консистории. Викарии имели право поставлять церковнослужителей, а по поручению епархиального архиерея – и священнослужителей. Ведению викариев подлежали отдельные отрасли епархиального управления. Духовные Консистории являлись присутственным местом, через которое архиерей управлял епархией и вершил в ней духовный суд. Членами Консистории были представители черного и белого духовенства. Для производства дел при Консистории существовала канцелярия, которую возглавлял светский чиновник секретарь. По всем епархиальным делам Консистория составляла предварительные решения и представляла их на утверждение епархиальному архиерею.

Епархиальное управление русской церкви в период 1917 – 2000 гг.

Преобразование системы епархиального управления на Поместном Соборе 1917–1918 гг. было «попыткой возвратить Церковь к идеалу епископально-общинного управления, к тому порядку, который для Церкви является идеалом на все времена» (Деяния Священного Собора Православной Российской Церкви. Кн. V). Собор руководствовался стремлением привлечь клир и мирян к широкому участию в церковном управлении, но при полной неприкосновенности канонической власти епархиального архиерея.

Согласно принятому на Соборе «Определению о епархиальном управлении», епархиальный архиерей управлял епархией при соборном содействии клира и мирян. В таком же порядке архиереи избирали нового епископа. Высшим органом, при содействии которого архиерей управлял епархией, являлось Епархиальное собрание, избираемое из клириков и мирян. Решения собрания не могли быть проведены в жизнь без согласия епархиального архиерея.

К ведению викарных епископов теперь относилось и управление отдельными частями епархии. Данное решение было продиктовано насущной потребностью в увеличении числа епархий. Уже в 1920-е гг. в Русской Церкви насчитывалось не менее 200 архиереев.

«Не все перемены, предусмотренные Поместным Собором 1917–1918 гг., удалось провести в жизнь. Но все положения Определения Собора были канонически безупречны» (Цыпин В. А. Указ соч. С. 290).

На Поместном Соборе 1945 г. «Определение о епархиальном управлении» было пересмотрено с учетом изменившейся ситуации в церковной жизни. Новое положение устанавливало соответствия границ епархий границам областным, краевым, республиканским (II Всел. соб., прав. 17; IV Всел. соб., прав. 38; Ант., прав. 9). Епархиальный архиерей назначался указом Святейшего Патриарха и избирался Синодом. Вся полнота власти в епархии сосредотачивалась в руках архиерея, он являлся единственным представителем епархии перед гражданской властью.

Предусматривался только один коллегиальный орган – Епархиальный совет. Этот орган был вспомогательным и не ограничивал власти епархиального архиерея. Существование совета зависело от местных условий церковной жизни и воли архиерея. Миряне не допускались к членству в Епархиальном совете.

Статьи положения об управлении отдельными частями епархии воспроизводили по существу практику, бывшую до 1918 г. Отсутствовали указания о благочиннических собраниях, благочиннических советах, введенных Собором 1917– 1918 гг. Была отменена выборность благочинных, которые теперь назначались епархиальным архиереем и являлись его надзорным и исполнительным органом.

Система епархиального управления изменилась с принятием «Устава об управлении Русской Православной Церкви» 1988 г. «Епархиальный архиерей, – говорилось в ст. 5 гл. VIII «Устава», – по преемству власти от святых апостолов есть предстоятель местной церкви – епархии, канонически управляющий ею при соборном содействии клира и мирян». Епархиальный архиерей избирается и назначается Синодом. В епархии епископу принадлежит полнота власти в делах вероучения, христианской нравственности, священнодействия и пастырства. Архиерей управляет епархией при содействии Епархиального собрания, состоящего из равного числа клириков и мирян, и Епархиального совета, состоящего из лиц в пресвитерском сане. В осуществлении исполнительной власти архиерею помогают Епархиальное управление и другие епархиальные учреждения.

На Архиерейском Соборе 1989 г. «Устав» был дополнен главой «Экзархаты». В основе объединения епархий в Экзархаты лежит национально-религиозный принцип (Белорусский Экзархат). Решение о создании и именовании Экзархатов и об их роспуске принимает Архиерейский Собор с последующим утверждением на Поместном Соборе.

Во главе Экзархата стоят Экзархи.

Епархиальное управление по «уставу русской православной церкви 2000 г.»

IX. Экзархаты

1. Епархии Русской Православной Церкви могут быть объединены в Экзархаты, в основу такого объединения полагается национально-региональный принцип.

2. Решения о создании или роспуске Экзархатов, а также об их наименовании и территориальных границах принимаются Архиерейским Собором.

3. Решения Поместного и Архиерейского Соборов и Священного Синода являются обязательными для Экзархатов.

4. Общецерковный суд и суд Архиерейского Собора являются для Экзархата церковными судами высшей инстанции.

5. Высшая церковная власть в Экзархате принадлежит Синоду Экзархата под председательством Экзарха.

6. Синод Экзархата принимает Устав, регламентирующий управление Экзархатом.

Устав подлежит одобрению Священного Синода и утверждению Патриархом Московским и всея Руси.

7. Синод Экзархата действует на основании канонов, настоящего Устава и Устава, регламентирующего управление Экзархатом.

8. Журналы Синода Экзархата представляются Священному Синоду и утверждаются Патриархом Московским и всея Руси.

9. Экзарх избирается Священным Синодом и назначается Патриаршим Указом.

10. Экзарх является епархиальным архиереем своей епархии и возглавляет управление Экзархатом на основании канонов, настоящего Устава и Устава, регламентирующего управление Экзархатом.

11. Имя Экзарха возносится во всех храмах Экзархата после имени Патриарха Московского и всея Руси.

12. Епархиальные и викарные архиереи Экзархата избираются и назначаются Священным Синодом по представлению Синода Экзархата.

13. Решения об образовании или упразднении епархий, входящих в Экзархат, и об определении их территориальных границ принимаются Патриархом Московским и всея Руси и Священным Синодом по представлению Синода Экзархата.

14. Святое миро Экзархат получает от Патриарха Московского и всея Руси. 15. В Русской Православной Церкви в настоящее время имеется Белорусский

Экзархат, находящийся на территории Республики Беларусь. «Белорусская Православная Церковь» – другое официальное наименование Белорусского Экзархата.

X. Епархии

1. Русская Православная Церковь разделяется на епархии – местные церкви, возглавляемые архиереем и объединяющие епархиальные учреждения, благочиния, приходы, монастыри, подворья, Духовные образовательные учреждения, братства, сестричества, миссии.

2. Епархия учреждается по решению Священного Синода, с последующим утверждением Архиерейским Собором.

3. Границы епархий определяются Священным Синодом.

4. В каждой епархии существуют органы епархиального управления, действующие в пределах, определяемых канонами и настоящим Уставом.

5. Для удовлетворения церковных нужд в епархиях могут быть созданы необходимые учреждения, деятельность которых регламентируется Положениями (Уставами), утвержденными Синодом.

1. Епархиальный архиерей:

6. Епархиальный архиерей, по преемству власти от святых апостолов, есть предстоятель местной церкви – епархии, канонически управляющий ею при соборном содействии клира и мирян.

7. Епархиальный архиерей избирается Священным Синодом, получая о том Указ Патриарха Московского и всея Руси.

8. По мере надобности в помощь епархиальному архиерею Священным Синодом назначаются викарные епископы с кругом обязанностей по усмотрению епархиального архиерея.

9. Архиереи носят титул, включающий наименование кафедрального города. Архиерейские титулы определяются Священным Синодом.

10. Кандидаты в архиереи избираются в возрасте не моложе 30 лет из монашествующих или не состоящих в браке лиц белого духовенства с обязательным пострижением в монашество. Избираемый кандидат должен соответствовать высокому званию епископа по нравственным качествам и иметь богословское образование.

11. Архиереи пользуются всею полнотою иерархической власти в делах вероучения, священнодействия и пастырства.

12. Епархиальный архиерей рукополагает и назначает клириков на место их служения, назначает всех сотрудников епархиальных учреждений и благословляет монашеские постриги.

13. Епархиальный архиерей имеет право принимать в клир своей епархии духовенство из других епархий при наличии отпускных грамот, а также отпускать священнослужителей в иные епархии, предоставляя по запросу архиереев их личные дела и отпускные грамоты.

14. Без согласия епархиального архиерея ни одно решение органов епархиального управления не может быть проведено в жизнь.

15. Епархиальный архиерей может обращаться с архипастырскими посланиями к клиру и мирянам в пределах своей епархии.

16. В обязанность епархиального архиерея входит представление Патриарху Московскому и всея Руси ежегодного отчета по установленной форме о религиозном, административном и финансово-хозяйственном состоянии епархии и о своей деятельности.

17. Епархиальный архиерей является полномочным представителем Русской Православной Церкви перед соответствующими органами государственной власти и управления по вопросам, относящимся к его епархии.

18. Осуществляя управление епархией, архиерей:

а) заботится о хранении веры, христианской нравственности и благочестия;

б) наблюдает за правильным отправлением богослужения и соблюдением церковного благолепия;

в) несет ответственность за осуществление положений настоящего Устава, постановлений Соборов и Священного Синода;

г) созывает Епархиальное собрание и Епархиальный совет и председательствует на них;

д) применяет право «вето» на решения Епархиального собрания с последующей передачей соответствующего вопроса на рассмотрение Священного Синода;

е) утверждает гражданские уставы приходов, монастырей, подворий и иных канонических подразделений, входящих в епархию;

ж) согласно канонам, посещает приходы своей епархии и осуществляет контроль за их деятельностью непосредственно или через своих полномочных представителей;

з) имеет высшее начальственное наблюдение за епархиальными учреждениями и входящими в его епархию монастырями;

и) наблюдает за деятельностью епархиального клира;

к) назначает настоятелей, приходских священников и иных клириков;

л) представляет на утверждение Священного Синода ректоров Духовных учебных заведений, настоятелей (настоятельниц) и наместников монастырей епархиального подчинения;

м) утверждает состав Приходских собраний;

н) частично или полностью изменяет состав Приходского собрания при отступлении членов Приходского собрания от канонических правил и установлений Русской Православной Церкви;

о) принимает решение о созыве Приходского собрания;

п) утверждает кандидатуры председателей Приходских советов и Ревизионных комиссий;

р) выводит из состава Приходских советов членов Приходских советов, нарушающих канонические нормы и уставы приходов;

с) утверждает финансовые и прочие отчеты Приходских советов и доклады Ревизионных комиссий приходов;

т) утверждает избранных Приходскими собраниями председателей Приходских советов и отстраняет их от должности в случае нарушения ими канонических норм и устава прихода;

у) утверждает протоколы Приходских собраний;

ф) предоставляет отпуска духовенству;

х) заботится о совершенствовании духовного и нравственного состояния духовенства и о повышении его образовательного уровня;

ц) имеет попечение о подготовке священно– и церковнослужителей, в связи с чем направляет достойных кандидатов для поступления в Духовные учебные заведения;

ч) наблюдает за состоянием церковной проповеди;

ш) ходатайствует перед Патриархом Московским и всея Руси о награждении достойных клириков и мирян соответствующими наградами и в установленном порядке сам награждает таковых;

щ) дает благословение на учреждение новых приходов;

э) дает благословение на постройку и ремонт храмов, молитвенных домов и часовен и заботится, чтобы их внешний вид и внутреннее убранство соответствовали православной церковной традиции;

ю) освящает храмы;

я) имеет попечение о состоянии церковного пения, иконописи и прикладных церковных искусств;

я1) ходатайствует перед органами государственной власти и управления о возврате епархии храмов и других зданий и сооружений, предназначенных для церковных целей;

я2) решает вопросы, связанные с владением, пользованием и распоряжением имуществом епархии;

яЗ) распоряжается финансовыми средствами епархии, заключает от ее имени договоры, выдает доверенности, открывает счета в банковских учреждениях;

я4) осуществляет контроль за религиозной, административной и финансовой деятельностью приходов, монастырей, учебных заведений и других подразделений епархии;

я5) издает собственные исполнительно-распорядительные акты по всем вопросам жизни и деятельности епархии;

я6) подтверждает принадлежность к возглавляемой епархии всех находящихся на территории епархии приходов, монастырей и прочих канонических подразделений епархии;

я7) заботится непосредственно или через соответствующие епархиальные учреждения:

– о делах милосердия и благотворительности;

– об обеспечении приходов всем необходимым для совершения богослужения;

– об удовлетворении прочих церковных нужд.

19. Осуществляя наблюдение за каноническим порядком и церковной дисциплиной, епархиальный архиерей:

а) имеет право отеческого воздействия и взыскания по отношению к клирикам, включая наказания выговором, отстранением от занимаемой должности и временным запрещением в священнослужении;

б) увещевает мирян, в случае необходимости в соответствии с канонами налагает на них прещения или временно отлучает от церковного общения. Тяжкие проступки передает на рассмотрение церковного суда;

в) утверждает взыскания церковного суда и имеет право смягчать их;

г) в соответствии с канонами решает вопросы, возникающие при заключении церковных браков и разводов.

20. Вдовствующей епархией временно управляет архиерей, назначаемый Патриархом Московским и всея Руси. В период вдовства архиерейской кафедры не предпринимаются никакие дела, касающиеся реорганизации епархиальной жизни, и не осуществляются перемены в работах, начатых в период управления предыдущего архиерея.

21. В случае вдовства епархии, перевода правящего архиерея или ухода его на покой, Епархиальным советом создается комиссия, которая приступает к ревизии епархиального имущества и составляет соответствующий акт для передачи епархии вновь назначенному архиерею.

22. Церковное имущество, которым обладал архиерей в силу своего положения и должности и которое находится в официальной архиерейской резиденции, после его смерти вносится в инвентарную книгу епархии и переходит к ней. Личное имущество скончавшегося архиерея наследуется в соответствии с действующими законами.

23. Епархия не может вдовствовать более сорока дней., за исключением особых случаев, когда имеются достаточные основания для продления вдовства.

24. Епархиальным архиереям предоставляется право отлучаться из своих епархий по уважительным причинам на срок не более 14 дней, не испрашивая предварительно разрешения высшей церковной власти, на более же продолжительный срок архиереи испрашивают таковое разрешение в установленном порядке.

25. Содержание епархиальных архиереев определяется Священным Синодом. При оставлении службы им назначается архиерейская пенсия, размеры которой определяются Священным Синодом.

26. По достижении 75-летнего возраста архиерей подает на имя Патриарха Московского и всея Руси прошение об уходе на покой. Вопрос о времени удовлетворения такого прошения решается Священным Синодом.

2. Епархиальное собрание

27. Епархиальное собрание, возглавляемое епархиальным архиереем, является органом управления епархией и состоит из клира, монашествующих и мирян, проживающих на территории епархии и представляющих канонические подразделения, входящие в состав епархии.

28. Епархиальное собрание созывается епархиальным архиереем по его усмотрению, но не реже одного раза в год, а также по решению Епархиального совета или по требованию не менее 1/3 членов предыдущего Епархиального собрания.

Процедура созыва членов Епархиального собрания устанавливается Епархиальным советом.

29. Епархиальное собрание:

а) избирает делегатов на Поместный Собор;

б) избирает членов Епархиального совета и Епархиального суда;

в) создает необходимые епархиальные учреждения и заботится об их финансовом обеспечении;

г) вырабатывает общеепархиальные правила и предписания в соответствии с соборными постановлениями и решениями Священного Синода;

д) наблюдает за течением епархиальной жизни;

е) заслушивает сообщения о состоянии епархии, о работе епархиальных учреждений, входящих в состав епархии, и принимает по ним решения.

30. Председателем Епархиального собрания является епархиальный архиерей. Епархиальное собрание избирает заместителя председателя и секретаря. Заместитель председателя может руководить собранием по указанию председателя. Секретарь ответственен за подготовку журналов заседаний Епархиального собрания.

31. Кворум собрания составляет большинство (более половины) членов. Решения принимаются большинством голосов.

В случае равенства преобладает голос председателя.

32. Епархиальное собрание работает в соответствии с принятым регламентом.

33. Журналы заседаний Епархиального собрания подписывают председатель, его заместитель, секретарь и избранные для этого два члена собрания.

3. Епархиальный совет

34. Епархиальный совет, возглавляемый епархиальным архиереем, является органом управления епархией.

Епархиальный совет образуется по благословению епархиального архиерея и состоит не менее чем из четырех лиц в пресвитерском сане, половина из которых назначается архиереем, а остальные избираются Епархиальным собранием на три года.

35. В случае нарушений членами Епархиального совета вероучительных, канонических или нравственных норм Православной Церкви, а также в случае их нахождения под церковным судом или следствием они отстраняются от своей должности решением епархиального архиерея.

36. Председателем Епархиального совета является епархиальный архиерей.

37. Епархиальный совет заседает регулярно, но не реже одного раза в полгода.

38. Кворум Епархиального совета составляет большинство его членов.

39. Епархиальный совет работает на основании повестки дня, представляемой председателем.

40. Председатель руководит заседанием в соответствии с принятым регламентом.

41. Архиерей назначает секретаря Епархиального совета из числа его членов. Секретарь ответственен за подготовку необходимых для совета материалов и составление журналов заседаний.

42. Если при разборе дела возникают разногласия, то дело решается большинством голосов; при равенстве голосов перевес имеет голос председателя.

43. Журналы заседаний Епархиального совета подписываются всеми его членами.

44. Епархиальный совет в соответствии с указаниями епархиального архиерея

а) выполняет решения Епархиального собрания, относящиеся к ведению совета, отчитывается перед ним о проделанной работе;

б) устанавливает процедуру избрания членов Епархиального собрания;

в) подготавливает заседания Епархиального собрания, включая предложения по повестке дня;

г) представляет Епархиальному собранию свои годовые отчеты;

д) рассматривает вопросы, связанные с открытием приходов, благочиний, монастырей, объектов производственно-хозяйственной деятельности, органов управления и иных подразделений епархии;

е) заботится об изыскании средств на удовлетворение материальных нужд епархии, а при необходимости и приходов;

ж) определяет границы благочиний и приходов;

з) рассматривает отчеты благочинных и принимает по ним соответствующие решения;

и) наблюдает за деятельностью Приходских советов;

к) рассматривает планы на строительство, капитальный ремонт и реставрацию храмов;

л) ведет учет и принимает меры для сохранности имущества Русской Православной Церкви: храмов, молитвенных домов, часовен, монастырей, Духовных учебных заведений и других подразделений епархии, а также имущества епархии;

м) в пределах своей компетенции решает вопросы, связанные с владением, пользованием и распоряжением имуществом приходов, монастырей и иных канонических подразделений епархии; недвижимое имущество канонических подразделений, входящих в епархию, а именно здания, сооружения, земельные участки могут отчуждаться только на основании решения Епархиального совета;

н) осуществляет ревизию епархиальных учреждений;

о) заботится об обеспечении заштатного духовенства и церковных работников;

п) обсуждает приготовительные мероприятия к юбилеям, общеепархиальным празднованиям и иным важным событиям;

р) решает любые другие дела, которые епархиальный архиерей направляет в Епархиальный совет для их решения или для изучения с целью представления ему необходимых рекомендаций;

с) рассматривает вопросы богослужебной практики и церковной дисциплины.

4. Епархиальные управления и иные епархиальные учреждения

45. Епархиальное управление является исполнительно-распорядительным органом епархии, находящимся под непосредственным руководством епархиального архиерея, и вместе с иными епархиальными учреждениями призванным помогать архиерею в осуществлении его исполнительной власти.

46. Архиерей осуществляет высшее начальственное наблюдение за работой Епархиального управления и всех епархиальных учреждений и назначает их сотрудников, согласно штатному расписанию.

47. Деятельность Епархиальных управлений, как и иных епархиальных учреждений, регламентируется Положениями (Уставами), утвержденными Синодом, и архиерейскими распоряжениями.

48. Каждое Епархиальное управление должно иметь канцелярию, бухгалтерию, архив и потребное количество иных отделов, обеспечивающих миссионерскую, издательскую, социально-благотворительную, воспитательно-образовательную, реставрационно-строительную, хозяйственную и прочие виды епархиальной деятельности.

49. Секретарь Епархиального управления несет ответственность за делопроизводство епархии и в пределах, определяемых епархиальным архиереем, помогает ему в управлении епархией и в руководстве епархиальным управлением.

5. Благочиния

50. Епархия разделяется на благочиннические округа во главе с благочинными, назначаемыми епархиальным архиереем.

51. Границы благочиний и их наименования определяются Епархиальным советом.

52. В обязанности благочинного входит:

а) забота о чистоте православной веры и достойном церковно-нравственном воспитании верующих,

б) наблюдение за правильным и регулярным отправлением богослужений, за благолепием и благочинием в храмах, за состоянием церковной проповеди,

в) забота об исполнении постановлений и указаний епархиальной власти,

г) попечение о своевременном поступлении в епархию приходских взносов,

д) преподание советов священнослужителям как относительно выполнения ими своих обязанностей, так и относительно их личной жизни,

е) устранение недоразумений между духовенством, а также между духовенством и мирянами без формального судопроизводства и с докладом о наиболее значительных инцидентах правящему архиерею,

ж) предварительное расследование церковных правонарушений по указанию епархиального архиерея,

з) ходатайство перед архиереем о награждении заслуживающих поощрения клириков и мирян,

и) внесение предложений правящему архиерею по заполнению вакантных должностей священников, диаконов, псаломщиков и регентов,

к) забота об удовлетворении религиозных потребностей верующих в приходах, временно не имеющих священнослужителей,

л) наблюдение за строительством и ремонтом церковных зданий в пределах благочиния,

м) забота о наличии при храмах всего необходимого для правильного совершения богослужений и нормального приходского делопроизводства,

н) исполнение иных возлагаемых на него архиереем обязанностей.

53. Осуществляя свои обязанности, благочинный по крайней мере один раз в год посещает все приходы своего округа, проверяя богослужебную жизнь, внутреннее и внешнее состояние храмов и иных церковных построек, а также правильность ведения приходских дел и церковного архива, знакомясь с религиозно-нравственным состоянием верующих.

54. По указанию епархиального архиерея, по просьбе настоятеля, Приходского совета или Приходского собрания благочинный может проводить заседания Приходского собрания.

55. С благословения епархиального архиерея благочинный может созывать священников на братские совещания для рассмотрения общих для благочиния церковных нужд.

56. Ежегодно благочинный представляет епархиальному архиерею отчет о состоянии благочиния и о своей работе по установленной форме.

57. При благочинном может существовать канцелярия, служащие которой назначаются благочинным с ведома епархиального архиерея.

58. Деятельность благочинного финансируется из средств возглавляемого им прихода, а при необходимости – из общеепархиальных средств.

* * *

8

Петр Великий имеет здесь в виду суд над Патриархом Никоном.


Источник: На приходе : [Практ. рук. для священника] / Священник Т.С. Тихомиров. - Москва : Православ. Свято-Тихон. Богосл. ин-т, 2002. - 614, [8] c. ISBN 5-7429-0122-4 (Изд. перераб. и доп. "На приходе : Священническая энциклопедия... / Тихомиров Т.С. - тип. Сытина, 1916. Т. 2. - 584, 3 с.)

Комментарии для сайта Cackle