6 декабря
Память святителя Николая, архиепископа Мир Ликийских, чудотворца433
Равный апостолам в усердном подражании Господу Иисусу Христу, живой столп Церкви в ревностной защите православной веры, образец святого пастырского служения, свт. Николай явился неистощимым сосудом Божественной благодати. Он совершил и поныне совершает неисчислимое множество чудес по молитвам терпящих скорби и притеснения, гонимых и обездоленных – всех тех, кто прибегает к его отеческому заступлению.
Св. Николай появился на свет в гор. Патары в Ликии, на юге Анатолийского полуострова, примерно в конце III в. Его родители-христиане долгое время не имели потомства и усердно молили Бога даровать им дитя. С самого младенчества ребенок обнаружил любовь к добродетели и соблюдению церковных установлений, отказываясь каждую среду и пятницу от молока кормилицы вплоть до наступления вечера. Он был воспитан в воздержании, благочестии и изучении божественных писаний. Бдение, пост и молитва – вот добродетели, в которых юноша возрастал долгое время.
После смерти родителей Николай, с щедростью раздавший их имение нуждающимся, обнаружил в себе особенную склонность к делам милосердия. Милостыня стала его славой и самой большой заслугой пред Господом. Святитель всегда считал самого себя всего лишь распорядителем имущества, предназначенного бедным и нуждающимся, и всегда старался сохранить свои благодеяния в тайне, дабы мирская слава не лишила его будущей Небесной награды (ср.: Мф 6, 3). Так он спас от позора трех девушек, честью которых собирался пожертвовать их разорившийся отец. Святитель, оставаясь незамеченным, положил каждой из них по очереди достаточное количество денег, чтобы они могли выйти замуж. Когда глава семейства все же обнаружил тайного благодетеля, тот взял с него клятву под страхом вечного наказания никому не рассказывать об увиденном.
Покинув родные Патары, Николай был при всеобщем ликовании народа избран епископом соседнего гор. Миры. Это случилось по откровению Божию, явленному через Ангела епископам, собравшимся на синод.
Во время последнего Диоклетианова гонения на христиан в 305 г., святитель, брошенный в темницу, не переставал ободрять и укреплять в вере духовную паству. Когда же с воцарением императора Константина Великого Церковь наконец обрела мир, св. Николай ревностно принялся разрушать капища идолопоклонников и изгонять из них бесов. В те дни, когда Святая Церковь разделилась, смущаемая арианской ересью, святитель Мирликийский был в числе отцов Первого Вселенского Собора в Никее, среди главнейших поборников Православия.
Св. Николай спас гор. Миры от голода, явившись капитану корабля, груженого пшеницей. Затем он избавил от смерти трех знатных горожан, невинно осужденных на смерть, которых из зависти оклеветали перед наместником Ликии. Несмотря на свои преклонные лета, святитель, узнав о грядущей казни, бросился на спасение горожан и успел остановить палача, уже занесшего меч. После этого святой епископ, представ во сне самому императору Константину и префекту Авлавию, спас трех римских военачальников, незаслуженно обвиненных в заговоре. Множество раз, как при жизни, так и после смерти, свт. Николай своим чудесным заступничеством спасал от смерти терпящих бедствие мореплавателей, за что доныне почитается как их Небесный покровитель. Однажды он появился на борту гибнущего во время страшной бури корабля и, встав у кормила, сам отвел судно в безопасную гавань. В другой раз святитель пришел на помощь человеку, оказавшемуся за бортом. Едва только тонущий с надеждой в сердце воззвал: «Святой Николай, помоги мне!» – как тотчас оказался в своем доме, окруженный изумленными домочадцами.
В продолжение многих лет святитель являлся для паствы живым образом Самого Христа, человеколюбивого и доброго Пастыря. Не было ни одного бедствия, во время которого свт. Николай не выказал бы сострадания и участия, ни одной несправедливости, которую он не постарался бы исправить, ни одной распри, которую не пытался бы всеми силами умирить.
Когда архиепископ переселился от земной жизни в Небесные обители (в сер. IV в.), люди горько оплакивали потерю пастыря и заступника, святые же и Ангелы с ликованием встречали сладчайшего Николая у врат Царства Небесного. Его честные мощи были положены в Мирах Ликийских в специально возведенной для этого церкви, куда ежегодно стекалось на поклонение множество паломников. Почитание св. Николая распространилось вскоре по всей Византии.
Враг рода человеческого был не в силах терпеть столь великой славы святого. Вскоре после его кончины он принял облик женщины, которая, сказав, что сама не может отправиться в дальний путь, передала паломникам, отплывавшим в Миры, сосуд с елеем для лампад, которые день и ночь теплились у раки святого. Когда корабль был уже в пути, св. Николай явился капитану и велел бросить заколдованное масло в воды. Как только приказание святого было исполнено, по поверхности моря пронесся страшный огненный вихрь, при виде которого все бывшие на корабле возблагодарили Господа и Его угодника за то, что великое бедствие было чудесным образом отведено от святыни.
После того как в 1087 г. Миры Ликийские попали под владычество мусульман, мощи свт. Николая были перевезены итало-норманнскими участниками Первого крестового похода в гор. Бари, в Южной Италии [9 м.], где и пребывают по сей день. Причем на всем пути их следования продолжали во множестве совершаться чудеса.
Свт. Николай, великий угодник Божий и чудотворец, доныне остается, наряду со св. Георгием, одним из наиболее почитаемых святых всего христианского мира. Во имя св. Николая освящено великое множество храмов, в его честь в разных странах нарекаются многие принимающие святое крещение, его имя носят многочисленные города и селения. Особо почитаемый русским народом как защитник урожая, на Западе свт. Николай считается покровителем детей, поскольку, по преданию, он воскресил трех убитых мальчиков.
* * *
Еще в X в. «Житие святителя Николая Мирликийского» вобрало в себя ряд событий, связанных с именем другого святого – Николая Сионского († 564), основавшего недалеко от Мир Ликийских монастырь, а впоследствии ставшего епископом Пинарским в Западной Ликии. Фигура последнего со временем оказалась забытой составителями агиографических сборников.