24 апреля
Память преподобной Елисаветы Чудотворицы
Св. Елисавета родилась в V в. в семье благочестивых христиан знатного рода из Ираклии Фракийской (древний Перинф590). Она была дарована Богом своим родителям вследствие чудесной помощи св. мученицы Гликерии [13 мая]. Еще в раннем детстве Елисавета наизусть выучила многие жития святых, так что в любых обстоятельствах могла следовать им как образцам евангельской жизни. Оставшись сиротой в двенадцать лет, она раздала свое имущество нуждающимся, отпустила на свободу рабов и удалилась в монастырь Святого Георгия, называемый Ксиролофским, рядом с цистерной св. Мокия в Константинополе. Игуменьей этой обители была ее тетка по отцу.
Ревностно предавшись всем трудам подвижнической жизни, она вскоре сделалась избранным сосудом благодати. Внутренний взор ее был прикован к божественной красоте, и поэтому она целых три года держала глаза опущенными к земле, не позволяя взгляду рассеиваться по сторонам. Подвижница носила один только хитон и ходила босиком даже зимой, но любовь к Богу, воспламенявшая ее сердце, была ей вместо платья и покровов. Слезы, проливаемые ею во время псалмопения, были для нее слаще, чем бани и благовония, а вместо всякой пищи она чаще всего довольствовалась причастием Хлеба Небесного.
Игуменья, будучи на пороге смерти, назначила своей преемницей Елисавету, и патриарх св. Геннадий (458–471) [17 нояб.] подтвердил ее избрание. После этого Господь еще умножил дары Своей благодати, и святая совершила множество чудес: она исцеляла неизлечимо больных, изгоняла бесов и предсказывала будущее. Так, она предупредила императора Льва I об ужасном пожаре, опустошившем столицу в 465 г.591 Этот пожар был предсказан также св. Даниилом Столпником [11 дек.], и только благодаря заступничеству этих двух святых город был избавлен от полного разрушения. В знак благодарности император подарил монастырю, где подвизалась Елисавета, поместье Святого Вавилы в пригородном квартале Евдомон.
В его окрестностях обитал свирепый змей, наводивший ужас на жителей. Святая отправилась туда с честным крестом в руках, умертвила чудовище и попрала его ногами. Ее слава чудотворицы распространилась по всему стольному граду. Она, подобно святым бессребреникам, исцеляла всех больных, которые обращались к ней за помощью. Однажды во время Божественной литургии она пришла в духовное восхищение и видела, как Святой Дух сошел подобно белой сияющей плащанице, облекшей святой престол.
Приближаясь к концу жизни, св. Елисавета возвратилась на родину, в Ираклию, чтобы поклониться местным святыням. Там ей явилась св. Гликерия и открыла Елисавете, что с самого детства оказывала ей покровительство. Она позвала Елисавету переселиться Небесное отечество на другой день после праздника св. Георгия. По возвращении в свой монастырь Елисавета преподала последние наставления монахиням. Когда же настал предсказанный день, она, причастившись Святых Таин, с лицом, просиявшим словно солнце, радостно воздела руки к небу и предала душу Богу со словами праведного Симеона: Ныне отпускаешь раба Твоего, Владыко, по слову Твоему, с миром, ибо видели очи мои спасение Твое (Лк. 2:29–30). Мощи св. Елисаветы остались нетленными и на долгие века сделались источником исцелений.
* * *
Ныне Мармара Эрегли в Европейской Турции.
Об этом несчастье в «Синаксаре» св. Никодима рассказывается под 1 сентября.