Андрей Рублев
Содержание
Введение 1. Страницы биографии. Истоки творчества О стиле древнерусской живописи. Метод работы художника. Методика обучения 2. Творчество Андрея Рублева. 1390–1407 Андрей Рублев – миниатюрист Работы в Звенигороде Звенигородский чин Иконы Андрея Рублева раннего периода Международные культурные связи Руси. Андрей Рублев и Даниил Черный в Болгарии «Троица» О происхождении «Троицы» Живопись «Троицы». Художественный образ Андрей Рублев в Андрониковом монастыре Иконостас Благовещенского собора 3. Творчество Андрея Рублева. 1408–1427 Работы во Владимире Иконостас владимирского Успенского собора Стенопись владимирского Успенского собора Роспись Успенского собора на Городке в Звенигороде Роспись собора Рождества Богородицы Саввино‑Сторожевского монастыря в Звенигороде Работы в Троице‑Сергиевом монастыре О стенописи Троицкого собора Троице‑Сергиева монастыря Иконостас Троицкого собора Иконы позднего периода. 1410–1420‑е 4. Письменные сведения об иконах Андрея Рублева 5. Школа Андрея Рублева 6. Письменные источники об Андрее Рублеве «Житие Сергия» «Житие Никона» Духовное завещание Иосифа Волоцкого Сказание о святых иконописцах Искусство Андрея Рублева как феномен истории культуры Приложения I. Выписки из летописей. Архивные материалы II. Выписки из литературных источников Список иллюстраций Список рисунков Список сокращенийОт автора
Эта книга посвящена творчеству выдающегося художника Древней Руси Андрея Рублева.
Имя Андрея Рублева в наше время получило мировую известность. Для нас оно особенно дорого – в творчестве великого древнерусского живописца нашли свое яркое отражение эстетические и духовные ценности эпохи, овеянной славой Куликовской битвы.
Искусство Андрея Рублева было высоко оценено при жизни. С веками краски бесценной живописи меркли, затягивались непроницаемой пленкой почерневшей от времени олифы и позднейших поновлений, а многие из созданных им произведений исчезали в пожарах, погибали от времени. Несколько столетий теплилась, не угасая, память о Рублеве, чтобы в новое время послужить стимулом для поисков и реставрационных открытий. За истекшее столетие собраны и изданы письменные упоминания о работах художника в летописях и других источниках, а в 1906 году была раскрыта из‑под записей прославленная «Троица». Это скромное по размерам произведение поразило красотой живописи, глубокой содержательностью образа.
Трудами энтузиастов искусствоведов и реставраторов под руководством академика И. Э. Грабаря среди памятников рублевского круга надежное место заняли такие произведения, как иконы так называемого Звенигородского чина (ныне находится в Государственной Третьяковский галерее), фрески Успенского собора на Городке Звенигорода, Успенского собора города Владимира, иконы иконостаса Благовещенского собора Московского Кремля и Троицкого собора Троице‑Сергиевой лавры. Раскрытие памятников рублевского круга показало их высокое художественное достоинство, удивительную человечность созданных живописцем образов, что как бы приближает это искусство к нашему времени.