О.В. Губарева

Глава 4. Киккская икона Божией матери («Милостивая»)

«Нова нам Младенца родила еси Ветхого деньми…»121

Существует несколько иконографий, которые по внешним приметам относят к «Умилению», но по богословскому содержанию они настолько различны, что их следует рассматривать отдельно. Речь идет об иконах, где Богомладенец изображен с вывернутыми ручками и ножками в странном круговом движении. При этом Богородица и Христос вместе держат свиток (которого нет в иконографии «Умиление»). За такими иконами издревле укрепилось название «Взыграние Младенца». «Играться» по-древнерусски означает радоваться, веселиться. Но лик Богомладенца Христа задумчив и спокоен. Вечность и отрешенность запечатлелись в чертах Его Пречистой Матери. В Евангелии есть слова: «Взыграл младенец радостно во чреве моем», – но они принадлежат не Деве Марии, а праведной Елисавете (Л. 1 44). Откуда же такое название и необычная поза Младенца? Обратимся к одной из наиболее древних и хорошо сохранившихся икон этого извода – к списку XIII века, исполненному с чудотворного Кикккского образа Пресвятой Богородицы кипрским иконописцем святым Феодором.

Икона, написанная, по преданию, апостолом Лукой, получила свое название от горы Киккос на о. Кипр, на которую она попала по повелению Самой Пресвятой Богородицы. Ради великого образа в начале XII века на крутой и высокой вершине был возведен монастырь. Труднодоступный и сейчас, он хранит святыню, которую нам не дано увидеть. Уже тридцать лет, как ее лик скрыт под платом.

Но обратимся к чудотворному списку XIII века122. От всех других списков с Киккской иконы его отличает в первую очередь форма свитка в виде веретена с навитой красной нитью. При этом он находится у Христа не в левой (как, например, в Одигитрии), а в правой руке. Только на иконе святого Феодора Богородица и Христос держат свиток вместе, причем рука Богородицы облегает ручку Богомладенца со свитком-веретеном, повторяя его форму.

Как мы знаем из предания, веретено с красной нитью было в руках Пресвятой Богородицы в момент Благовещения. Такое Ее изображение на праздничных иконах издревле осмысляется как символ Божественного воплощения и созидания Божественной Плоти. В Киккской иконе объединены образы веретена и свитка. Напомним, что в ряд значений свитка входит Образ Самого воплотившегося Христа, а также сотворенный по Его Образу мир. То есть Киккская икона показывает нам Бога, Который творит десницей мироздание и прядет нить Своей земной жизни.

Энергичное движение Богомладенца не только созидательно, в нем есть и момент отторжения. На голове и левом плече Богородицы поверх мафория лежит тяжелый клетчатый плат. Христос младенческой рукой слегка поднимает его и готовится выставленной вперед обнаженной пятой сбросить, словно желая освободить Богородицу от «ветхих риз». Это как бы изображение некоего мистического действия, в котором в недрах Ветхого Завета рождается все новое: се творю все новое, ибо прежнее прошло (Откр. 21, 4–5).

«Новое» Богомладенец созидает правой рукой с веретеном. Его локоть как бы очерчивает другое плечо Богородицы, которое уже освобождено от плата, являя графический образ новой жизни и Нового Храма мирозданья. Богородица – образ Церкви, и мы видим, как из Ветхой Церкви выстраивается Церковь, Которая есть «Тело Христово». Божественная плоть, «исткася от пречистых кровей Божией Матери», высвобождается из «чрева носившего Его», потому что никто же не вливает вина молодого в мехи ветхие: иначе молодое вино порвет мехи, и вино вытечет, и мехи пропадут; но вино молодое надобно вливать в мехи новые (Мк. 2, 22).

Ни на одной иконе нет такого сходства ликов, написанных рядом в одном ракурсе, как в этой, нигде одежды Христа и Богородицы так не сливаются в цвете. Это подчеркивает совершенное богоподобие Божией Матери и ясно говорит о том, что творение нового мира, его единения в Церкови – общий акт человечества и Бога. В иконе Пресвятая Богородица, а с Нею и все люди соединяются со Христом в образе веретена-свитка. Здесь тайна взаимодействия божественной и тварной природы.

Именно в Киккской иконе образ Благовещения раскрывается не в историческом, а онтологическом смысле. Это явление Святых Даров Боговоплощения – Плоти и Крови Христовых, Которые есть новая Церковь и Евхаристические Хлеб и Вино123.

Икона Божией Матери «Знамение». XVI в. Псков

* * *

121

Канон покаянный ко Господу нашему Иисусу Христу. Песнь 8.

122

См. цветную вкладку. – Примеч. ред.



Источник: Божия Матерь в ее иконах : опыт художественно-богословского анализа / О. В. Губарева. - Москва : Паломник, 2006. - 158, [1] с., [16] л. цв. ил. : ил.; 17 см.; ISBN 5-88060-042-4

Комментарии для сайта Cackle

Открыта запись на православный интернет-курс