архим. Антоний

Источник

Прогнание лукавых духов. Чудо 10-е

Радуйся, мучителя бесчеловечного изметающая от начальства (Икос 5).

Один человек, по имени Дамиан, жительством из города Минска (сей город в то время принадлежал к Литовскому княжеству), был одержим бесом, который страшно его мучил. Услышав о чудотворной иконе Пресвятой Богородицы, что в монастыре Ильинском, пошел он туда, неся с собою свою беду – злого мучителя. На дороге, когда был вблизи церкви во имя Елецкой Божией Матери, стоявшей между Черниговом и монастырем Ильинским (Елецкая церковь тогда находилась в запустении, а посему при ней никого не жило), злой дух поверг его на землю и стал мучить. Тем местом случилось проходить инокам, которые, увидев страшные его мучения, пожалели и, взяв с собою, привели в Ильинский монастырь к образу Пресвятой Богородицы. Здесь, как только ввели они бесноватого в церковь, лукавый дух вышел из него по благодати Пресвятой Богородицы; больной совершенно выздоровел и прожил в монастыре довольно долгое время.

Беседа 10-я

Не весте, коего духа есте вы (Лк.9:55), сказано было некоторым из учеников Христовых. Но представим, что кто-либо сейчас захотел присмотреться к многоразличным душевным движениям многих людей – духу гордости, духу неправды, духу лукавства духу вражды, духу рвения, духу ярости, духу ненависти, – что бы тогда сказал? То же, думаю, самое – «Не весте, коего духа есте вы», ибо каждый живет своим духом, но не как прежде, когда все жили одною душею, в любви и единомыслии. Ныне все многодушны, ибо живут, друг друга раздражая и один другому завидуя. Иной о душе своей небрежет до того, что можно думать, что он имеет не одну душу, но многие, и как будто погубив одну, имеет в запасе другую, и десятую. Таких людей следует называть бездушными, ибо не хранят души своей для жизни вечной. Сердце их представляет вместо обитания множества духов злобы, о чем вполне истинно Давид говорит в следующих словах – сердце его собра беззаконие себе (Пс.40:7). – Кто же отгонит от нас сих беззаконных духов? Та, на которую Дух Святый найде и сила Вышнего осени (Лк. 1:35), только прибегнем к Ней с сокрушенным и смиренным духом (Пс. 50:19).

Некогда Дух Господень отступи от Саула, и давляше его дух лукавый (1Цар.16:14), что же тогда делают слуги его? Ищут Давида с гуслями и быть внегда быти духу лукаву на Сауле, и взимаше Давид гусли и играше рукою своею, и отдыхаше Сауле, и благо ему бяше, и отступаше от него дух лукавый (1Цар.16:23). Почему же гусли обладали такою силою, что одним движением струн могли прогнать от человека лукавого духа, которого едва можно устрашить прилежною молитвою, строгим постом и твердою верою? Потому что они прообразовали Деву Богородицу, Которой церковь читает так – радуйся, Богоотца Давида составная цевнице Духа Святого (Ак. Усп. Ик 5). Лукавого духа прогоняло еще и то, что в тех гуслях было предначертание Матери Господней. Ибо когда молитвы Ее, подобно струнам, возгласят ко Господу, все лукавые бесы, как прах, возметаемый ветром, убегают. Посему воззовем к Ней, моля отогнать от нас духов злых и умолить Бога, чтобы обновил Он дух прав во утробе нашей (Пс.50:12). – Молитвенница теплая, не переставай молиться о рабах Своих!

Нравоучение 10-е

Не только пред Саулом, но и пред Богом Давид играл на гуслях, ибо говорит: воспою Тебе в гуслех, Святый Израилев (Пс. 70:22); играл пред Саулом, чтобы отогнать от него злого духа; играл пред Богом, чтобы привлечь Благого Духа – уста моя, говорит он, отверзох и привлекох дух (Пс.118:131), наставляющий на землю праву (Пс.142:10). – В какие гусли пел Давид пред Богом? Думаю, что пел более на гуслях мысленных, чем вещественных, – т.е. пел в оправдания Божии, их сохраняя, оправдания Твоя сохраню, не остави мене до зела (Пс. 118:8). Совершенно правильно заповеди Божии могут называться гуслями. Ибо как в гуслях гармония звуков нарушается от одной расстроенной струны, так точно и в заповедях Божиих соблюдение всех ни во что вменяется при нарушении одной. Аще кто во едином согрешит, говорит Иаков, бысть всем повинен (Иак.2:10). И так, если и мы желаем отгнать от себя духов злых и привлечь Духа Благого, воспримем гусли – заповеди Божии и соблюдем все, ибо если не сохраним всех, не будет приятна Богу песнь наша. Давид говорит: благо есть исповедатися Господеви, и пети имени Твоему Вышний, в десятоструннем псалтири с песнию в гуслех (Пс.91:1–4). Если кто запоет на всех струнах, то есть исполнит все повеления, благо сего есть исповедание. – Упоминает Господь в Евангелии о женщине, потерявшей одну драхму, – как она прилежно ее ищет вжигает светильник, метет храмину, и ищет прилежно, дóндеже обрящет. И обретши созываешь другини и соседы глаголющи, радуйтеся со мною, яко обретох драхму погибшую (Лк.15:8–9) Почему эта женщина так радуется о приобретении десятой драхмы? Не без труда, думаю, приобрела она первую, и другую, и третью и остальные, но ни об одной так не радуется, когда же приобрела десятую, созывает другини и соседы сорадоватися ей!? Св. Григорий учит, что десятая драхма знаменует десятую заповедь Божию. Не радуясь о приобретении первой, второй и третьей драхм, но радуясь о десятой, жена тем самым показала, что человек не должен еще радоваться, если сохранить одну и другую заповеди, но тогда поистине пусть радуется, когда совершит и десятую, т е. когда делом исполнит все повеления Господни. Тогда, говорит, не постыжуся, внегда призрети ми на вся заповеди Твоя (Пс.118:6). За преступление даже малой заповеди Господь наказывает не только злого, но и доброго, если не в будущем, то в настоящем веке, ибо как без воздаяния не остается у Него даже малая добродетель, так не проходит без наказания и незначительное прегрешение. Праведный Судья воздает каждому по делам.

Приложение

Св. Афанасий рассказывает о некоем добродетельном отце-отшельнике, сиявшем знамениями и чудесами. Однажды, за какой-то надобностью, сей отец послал своего ученика в город. В городе том жил один злой богач, известный своим бессердечием и совершенным неверием. У городских ворот ученик видит похоронную процессию, – оказывается, что со свечами и фимиамами хоронят умершего богача. Гроб сопровождали пресвитеры, диаконы и множество народа с песнию «со святыми упокой, Христе, душу раба Твоего!». – Подивился ученик той великой чести, с какою погребают богатого, как бы некоего святого. Исполнив данное поручение, он возвратился в пустыню, где у своей кельи нашел своего наставника заеденным зверями. Тогда от печали ученик заплакал и, упав и биясь над костями его, воззвал: «Господи, отчего злой богач умер хорошею смертью и с честью погребен, а сей духовный старец, много лет проведший в постнических трудах, молитвах и слезах, растерзан зверем и так умер злою и бесчестною смертью? Напрасен наш отшельнический труд, напрасны лишения жизни, напрасно отречение, потому что живущие в довольстве и всякой утехе мирские люди сподобляются лучшей, чем мы, бедные, кончины». В это время явился пред ним ангел и сказал: «Что жалеешь старца и плачешь по своем учителе? Тот богач при всей злой своей жизни имел одно, хотя и незначительное, но доброе дело, в награду за которое удостоился честного погребения на земле, чтобы там навсегда быть осужденным в геенну. Твой же честный учитель и отец, быв украшен всяческими добродетелями, всем житием своим угодил Богу; как человек он совершил, однако, прегрешение, за что Бог и попустил умереть ему злою от зверя смертью, чтобы, наказав его здесь, он совершенно чистым из жизни сей предстал к престолу Господню вместе со святыми мучениками в великой чести и славе как сомученик и доблестный их сострадалец». Сказав сие, ангел стал невидим. Получив такую весть о старце, – что он предстоит престолу Господню, ученик утешился. Похоронил он честные мощи усопшего и прожил в том месте много лет во всякой добродетели до самой своей кончины – Праведен Господь и нет неправды в Нем; судьбы же Его – бездна многа!


Источник: "Сеятель благочестия" : О почитании святых икон, в честь и похвалу пресвятыя Богородицы с присовокуплением нравоуч. слов, собр. от святых отцов и учителей церкви / [Соч.] Троице-Сергиева Варниц. монастыря игум. Антония. - 4-е изд. - Москва : типо-лит. И. Ефимова, 1897. - 138, IV с. : ил.

Комментарии для сайта Cackle