архим. Антоний

Источник

Благоутробие. Чудо 21-е в 1676 году

Росу Твоего благоутробия подаждь ми, Чистая, греховным зноем тающему, и печаль Сама устужающи ми, и радость Божественную подающи (Кан. На пов., четв., Гл. 4-й и 3-я).

Некая Марина, одна из жительниц селений, находившихся в ведении Ильинского монастыря, на Фоминой неделе в тысяча шестьсот семьдесят шестом году, впала в тот самый недуг, которым была одержима одна из упоминаемых в Евангелии больных женщин: и бе сляка, и не могущи восклонитися отнюдь (Лк.13:11). Мать скорченной Марины – Анна, упав к чудотворному образу, со слезами просила Пресвятую Богородицу, об исцелении тяжко больной дочери. Если и не тотчас, так в тот же год, после Воздвижения Креста Господня, Марина отпущена бысть от недуга своего.

Беседа 21-я

Нет конца благоутробию Той, Которая родила нам благого Бога! Движимый чувством благоутробия Апостол говорил своим ученикам не тесно вмещается в нас (2Кор.6:12). Но чье, кроме Мариина, благоутробие так обширно, что вмещает всех? Вмещается здесь целомудренный, не тесно и грешнику, находит здесь место кающийся и, как для чистых и нечистых животных в Ноевом ковчеге, невозбранно здесь прибежище отчаявшемуся и нераскаянному; в Её утробе, как в некоей врачебнице, исцеляются болящие душой и телом; слепые здесь прозирают, глухие слышат, хромые ходят, прокаженные очищаются, недуги отгоняются и мертвые восстают. И кто бы чего ни пожелал, все находит в Ее благостыне, изображаемой в писании под видом стога пшеницы: чрево Твое яко стог пшеницы. (Песн. 7:3). Пшеница есть лучший и для употребления приятнейший хлеб, и благость Девы Марии – наивысша и благоутробна для всех; как неисчислимы зерна пшеницы в стоге, так неизмеримо и богатство Её благости; как пшеница насыщает желудок и поддерживает временную жизнь человека, так и наша мысленная пшеница – Пречистая Дева, насыщая хлебом животным, сохраняет жизнь нашу, и только содержимые Ею мы можем жить. – Не откажи и мне в благоутробии Своем, Пречистая!

Нравоучение 21-е

Желая испросить исцеление скорченной своей дочери, мать с плачем в молитве обратилась к Богу и Богородице, – и слезами отверзла рай благоутробия Божия. Насколько без сих ключей слез трудно достичь чьего-либо вообще благоутробия, настолько, напротив, легко ими отверзается рай. Св. Богослов пишет, что в раю едина каяждо врата беша от единого бисера (Откр. 21:21). Бисер или перлы, у Пиерия, означают слезы. Согласно с ним говорит и Свид, что виденный во сне бисер предвещает слезы. И святой Златоуст говорит: «Очи Давидовы, как маргаритами, украшены были слезами». Если перлы служат образом слез и плача, удивлялся я, почему из них состоят ворота там, где слезам нет места, где не слышно плача, но все исполнено неописуемой радости? Размыслив, познал я, что желающий достичь рая, должен стараться войти в него не иными вратами, как только слезами. Врата райские из бисера, который означает слезы; из сего научайся, человек, что следует тебе входить в рай слезами, и нет другого, кроме сего из бисеров-слез, входа. Но какой еще рай лучше Божьего и Богородичного благоутробия, которым держится и самое небо? Не по достоинству все наследуют небо, но по благоутробию Божию и молитвам Божией Матери недостойни страсти нынешнего времени к хотящей славе явитися в нас (Рим.8:18). Однако и к сему раю разумею, благоутробию Божию; нет других врат, кроме слезных; приди и поклонись, припади и восплачи пред Господом, сотворившим Тебя, – и тотчас найдешь себя среди благоутробия Его. Уверься в сем из слов бл. Иеронима, который, восхваляя слезный перл, говорит «О слеза смиренная! в тебе сила, в тебе царство, ты не трепещешь на суде, ибо молчанием смыкаешь уста на тебя клевещущих, и никто не возбранить тебе вход к Богу; войдешь ты сама, и не возвращаешься от Него, ни с чем ты побеждаешь Непобедимого, связуешь Всемогущего, склоняешь к благоутробию Сына Девы, отверзаешь небо и прогоняешь диавола»! Вот сколь сильна слеза в отверзении благоутробия Божия! Посему, как вратами бисерными в рай, ею входи в благоутробие Божие!

Пример

По совершении многих беззаконий один монах пришел в сознание. Представляя день судный, он постоянно и безутешно оплакивал свое недостоинство, и в таком сокрушении сердца проводил уже несколько лет. Господь, восхотев утешить плачущего и показать, как Он любит и принимает слезы кающаегося, однажды в видении явился ему в иерейском облачении, держа в руках полную слез чашу. Упав к стопам Господа, монах с ненасытною любовью лобызал их и спрашивал о содержимом в чаше. – Господь сказал ему. «Здесь находятся слезы жены грешницы, плакавшей у ног Моих в доме Симона прокаженного (Лк.7:38). А поскольку они Мне приятны, Я сохранил их до ныне». – Видение исчезло, и плакавший пришел в себя Благоговея пред благоутробием Господа, исполнившего сокрушенное сердце неизреченной радости, он в теплоте духа прожил до смерти. – Смотри, как слезы вселяют человека Божия.


Источник: "Сеятель благочестия" : О почитании святых икон, в честь и похвалу пресвятыя Богородицы с присовокуплением нравоуч. слов, собр. от святых отцов и учителей церкви / [Соч.] Троице-Сергиева Варниц. монастыря игум. Антония. - 4-е изд. - Москва : типо-лит. И. Ефимова, 1897. - 138, IV с. : ил.

Комментарии для сайта Cackle