архим. Антоний

Источник

Милосердие. Чудо 22-е в 1676 году

Бодрою си молитвою и не тщетною простынею ущедри нас и подаждь душам нашим милосердие свое во веки источающи (Пов. велик.)

Около ворот Ильинского монастыря лежал нищий, по имени Стефан. Ноги его до того болели, до того покрыты были ранами и гнойными струнами, что он совершенно не мог сдвинуться с места. Лежа у ворот целое лето и питаясь подаяниями богомольцев, Стефан дошел, наконец, до такого состояния, что просил Бога прекратить столь горестную жизнь. В то же время не переставал он усердно молить Пресвятую Богородицу о подании исцеления, обещаясь в таком случае остаться и трудиться во всю жизнь в той обители. Лежа в ранах, он, подобно Лазарю, желал воспользоваться хотя бы крупицей благодати от богатой милостью и щедротами Царицы неба и земли, Пресвятой Богородицы. И молитва его не была тщетна; чрез некоторое время он получил просимое исцеление – полное здравие, после чего всю жизнь с усердием работал в Ильинской обители, непрестанно прославляя свою милостивую Целительницу.

Беседа 22-я

Ни на земле, ни на небе не встретишь такого обширного милосердия, каково милосердие Пресвятой Богородицы. Милосерды на небе, например, Ангелы, ибо предстательствуют и повсюду нас охраняют, однако Давид видел их беспощадно избивающими людей (2Цар.24:15–17). Встречаются и на земле, между людьми, милостивые, но не настолько, как Пресвятая Богородица. Ее милосердие можно сравнить с одним только милосердием Божиим, ибо то и другое одинаково именуются бездною. О милосердии Божием св. Дамаскин говорит так: В бездне греховной валялся, неисследную милосердия Твоего призываю бездну (Гл. 2, песн. 6-я). Так же воспевает и милосердие Владычицы. Милосердия твоего бездну, призывающу, подаждь ми, яже Благосердого рождшая (Посл, мол., песн. 4 я). И кто может измерить сию бездну? О, глубина милости к роду человеческому! Подобно больнице, мир сей преисполнен разного рода калеками и больными, могущими занять более, чем пять, при овчей купели, притворов. Кто же врачует такое множество немощных? Ты, премилостивая Царица! Возмущение воды при овчей купели было один раз в год, один из больных получал и исцеление, а воды Твоего, Пресвятая Богородица, милосердия, кипят непрестанно и врачуют не одного, но целые сонмы немощных. Кто может перечесть все случаи исцелений, по милосердию Твоему, бывших не только здесь, в монастыре Ильинском, от чудотворной Твоей иконы, но и в Печерской лавре, в других монастырях, различных странах, городах, особенно же в Богоспасаемом царственном городе Москве и во всей вообще обширной Руси, столь славной и другими чудотворными бесчисленными иконами, каковы Казанская, Владимирская, Смоленская, Иверская и пр.? Кто знает о всех исцеленных, кто исчислит все случаи утешений Тобою в печалях, и кто совокупит всех получивших для душевных ран спасительный Твой пластырь? Скорее пересчитаешь весною все цветы, летом колосья, осенью плоды, зимою снега, волосы на голове, скорее узнаем количество капель в море и приведем в известность число небесных звезд, чем перечислим все чудеса Пресв. Девы Марии. – В минуты хорошего расположения духа Веспасиан говаривал египтянам: «Вы египтяне, почерпаете от меня, как от реки Нила». Смысл его слов такой «как река Нил питает вас, предлагая неоскудеваемые воды, так неиссякаема и моя благость, источниками которой вы пользуетесь». Но напрасно и ложно свое, могущее вместиться в малой горсти, милосердие Веспасиан сравнивал с такой обильной водами рекой. Такое сравнение в высшей степени приличествует Божественной реке – Пресвятой Девы Марии, преисполненной многими потоками благодати, ибо Она удовлетворяет жажду не одних египтян, но всей вселенной. Она неисчерпаемыми источниками Своего милосердия насыщает восток и запад, север и юг. И, в самом деле, спроси всякого верующего, не пользовался ли он Её милостями? И каждый, без исключения, ответит: «Ни на небе, ни на земле, после всемогущего Бога, нет для меня ничего священнее и выше Пресвятой Богородицы: не имамы иные помощи, не имамы иные надежды разве Тебе, Владычице (Тропарь). Думаю, что умолчит о милосердии Ее разве только тот, кто ушел от Нее непомилованным. Но спрошу. «Кто же Ею не услышан, кто не помилован и кто не одарен щедротами?» Никто, как тот, кто вовсе не обращался к Ней с мольбою о помощи; но Она премилосерда и к таким людям, ибо подает помощь и не ищущим Ее. – Буди же и для меня, о Преблагая, милостивою.

Нравоучение 22-е

Удостоенный милосердия Божия и Богородичного исцелившийся при монастырских воротах Стефан, в воздаяние за оказанную милость, провел остаток дней своих в трудах в той же обители. А мы, грешные, пользуясь на каждом шагу и во всякое время милосердием Вышнего, работать Ему не хотим, но служим миру, его суетам, телу и его страстям, и всем вообще прелестям бесовским. Горе нам, ибо выбираем худшее из лучшего! Вместо Бога поклоняемся своим страстям, ибо какая похоть увлекает человека и какой предмета овладевает его сердцем, то самое для него есть Господь и Бог. Бл. Иероним о сем говорит так: «Для одного богом служит чрево, для другого что-либо иное, новое, одним словом, сколько разных грехов, столько и имеем богов новых, разгневался, – бог есть гнев, взглянул с нечистою мыслью на женщину, бог – вожделение. Итак, отвергши всех суетных и ложных богов, поклонимся одному Всевышнему Господу: никто же может двема господинома работами, любо единого возлюбить, а другого возненавидит или единого держится, о друзем же нерадети начнет, не может Богу работати и мамоне (Мф. 6:24). Святой Григорий говорит: «Нельзя одной и той же вещью служить всемогущему Богу и в то же время угождать Его врагам: ибо не хочет быть рабом Бога тот, кто угождает Его врагу». Некогда филистимляне желали поставить один жертвенник Богу и своему идолу, но Всемогущий до того не допустил, хотя они и трудились всеми силами. Не соизволяет Господь греху иметь место там, где явно Его Божественное присутствие, и не терпит таких чтителей, которые поклоняются Ему и миру.

Приложение

Чтобы не работать миру, святой Иоасаф, Царевич Индийский, оставил свое земное царство; чтобы не работать телу, отвергнул любовь девицы, с которою был обручен, чтобы не работать бесовским прелестям попрал идолов и, наконец, чтобы приобрести Христа, отвергнул все и, работая Богу в правде и преподобии, до самой блаженной своей кончины прожил в пустыне.


Источник: "Сеятель благочестия" : О почитании святых икон, в честь и похвалу пресвятыя Богородицы с присовокуплением нравоуч. слов, собр. от святых отцов и учителей церкви / [Соч.] Троице-Сергиева Варниц. монастыря игум. Антония. - 4-е изд. - Москва : типо-лит. И. Ефимова, 1897. - 138, IV с. : ил.

Комментарии для сайта Cackle