архим. Антоний

Источник

Сказание о чудотворной иконе Пресвятой Богородицы, именуемой Троеручица, находящейся в монастыре Хиландарском 2.

История иконы – Троеручицы соединена с судьбою жизни св. Иоанна Дамаскина, известного песнописца нашей Церкви. Св. Иоанн, сильно поражавший, и письменно и устно, иконоборную ересь, за свою ревность в этом отношении, был оклеветан Греческим императором Львом Исаврянином (в VIII веке) пред Дамасским князем, при котором св. Иоанн занимал важную государственную должность. Князь, не разобравши дела и не подозревая тайных козней царственной особы противу св. Иоанна, приказал отсечь у него руку, будто бы писавшую ко Льву письма, полные враждебного духа противу Дамаска и политической измены его князю. Рука была отсечена и, в страх всему городу, вывешена на публичном месте. Под вечер, когда утих гнев князя Дамасского, св. Иоанн ходатайствовал пред ним, чрез друзей своих, чтоб позволено было взять ему вывешенную на позор кисть его усеченной руки. Князь склонился на ходатайство своих придворных, друзей Иоанновых, и кисть руки была возвращена страдальцу. Когда наступила ночь, св. Иоанн затворился в своей молитвенной, и приложивши мертвую кисть руки к суставу ее, пал пред иконою Богоматери, горько зарыдал и всею силою сердечной веры и любви просил у Нее исцеления руки своей, в защиту православия и на поражение усиливающейся иконоборной ереси. По долгой молитве, св. Иоанн задремал, и в тонком сне увидел Богоматерь, светлыми и милостивыми очами взиравшую на него. – «Вот твоя рука теперь здорова, – сказала Богоматерь Иоанну, – не скорби более, и исполни то, что ты обещал Мне в молитве твоей!». Иоанн проснулся, ощупывает свою руку и едва верит собственному своему чувству; рука, как и прежде, цела; ни следа болезни; и только в действительность или как бы во свидетельство события, там, где была она отсечена, наподобие розовой нити остался признак кровавого усечения. Тронутый чувством невыразимой признательности к Богоматери за милость, в память дивного события, св. Иоанн вычеканил из серебра кисть руки и приложил ее к иконе 3, отчего она впоследствии и получила название Троеручицы. Чудо исцеления Иоанновой руки поразило всех в Дамаске, даже самого князя, который, питая чувство особенной дружбы к св. Иоанну до получения письма от императора Льва, оклеветавшего в измене, более прежнего полюбил его, и только после долгих с своей стороны сопротивлений, наконец дал ему свободу сложить с себя светское звание и удалиться в Лавру св. Саввы Освященного.

Оставляя Дамаск, св. Иоанн взял с собою и чудотворную икону, пред которою получил исцеление; и эта икона с его времени от половины VIII даже до XIII века, оставалась неподвижною в Лавре св. Саввы Освященного, то есть, до прибытия туда знаменитого Саввы, архиепископа Сербского, которому она была дарована от Лавры в благословение, по особенному на то соизволению Божией Матери. Отправляясь из Палестины, св. Савва икону Троеручицы взял с собою в Сербию, где она и находилась, долго ли, коротко ли, – нет положительных сведений, известно только, особенно по живописным и Хиландарским памятникам что, при возникших смутах в Сербии, икона Троеручицы была возложена на осла, а осел пущен на волю странствующей на нем, Своею божественною иконою, Царицы Небесной. Осел без всякого водительства со стороны людей, под непосредственным их наблюдением издали, прошел до святой горы Афонской, и пред Хиландарским монастырем стал как вкопанный 4. Братия торжественно приняли к себе икону Богоматери и поставили ее в алтаре соборного храма 5.

Неизвестно, сколько времени стояла икона Троеручицы в алтаре; одно обстоятельство вызвало ее оттуда. – Раз в Хиландаре умер настоятель; избрание нового стоило многих и сильных волнений – в братстве одни хотели того, а другие иного, так что монастырь разделился на две партии; возникли неудовольствия и распри. Смуты братства потревожили и Богоматерь, имени Которой посвящен монастырь. Она сама вступилась в спорное дело братии; по обыкновению, собравшись к утрени, увидели, что икона Троеручицы не на своем месте в алтаре, а на игуменском. Отнеся это к тайнодействиям экклисиархов, братия отнесли икону в алтарь, но на следующий день, она опять появилась над игуменским местом; ее поставили снова в алтаре; а между тем были приняты все меры предосторожности, двери церкви освидетельствованы, наложены на них печати; но на третий день икона опять была над игуменским местом. Пока еще братия дивилась этой странности, является известный всем затворник, единственный между ними по святости жизни, и рассказывает видение, в котором Богоматерь благоволила сказать чтобы братия не трогали иконы Ее с игуменского места, потому что в устранение несогласий и в настоящее и на будущее время, при избрании игумена, Она сама хочет занять это место Своею божественною иконою и непосредственно управлять монастырем. С той поры не выбирают, и нет там действительного игумена из братии, а есть только проигумен, то есть, наместник, заведывающий монастырем, и место игуменское, над которым стоит икона Троеручицы, всегда остается праздно в церкви.

Так как здесь нет игумена, то экклисиархи берут благословение на что бы то ни было, – на звон ли к службе, или к начатию ее, – у иконы Троеручицы и по существующему здесь на Афоне положению, одевшись в мантию, подходят к иконе, делают пред ликом Богоматери два земных поклона, с крестным знамением целуют ее руку, а потом, как пред Настоятельницею, падают в землю уже без крестного знамения. Экклисиархи признаются, что подступая к иконе, для принятия от Богоматери благословения, они невольно ощущают страх, похожий на страх подчиненного пред владыкою, а с тем вместе – и чувство детской любви, как пред Матерью вечной любви и утешения.

Вид этой иконы чрезвычайно выразителен и даже строг; замечательно, что и на задней стороне ее есть еще другое изображение – святителя Христова Николая Чудотворца.

* * *

2

Извлечено из книги «Вышний покров над Афоном», издание 1892 года.

3

Не отсюда ли у христиан обыкновение делать к чудотворным иконам привески в память полученных от них исцелений? Впрочем, об обыкновении христиан делать разные привески к мощам святых в память исцеления их от каких-нибудь болезней, говорит еще Феодорит, епископ Кипрский (См. замечания об этом в Историч. учения об отцах Церкви. Филар. Арх. Черн. и Неж. Том III стр. 129 1859 г Спб.)

4

Странствие осляти с божественной иконой и появление его перед монастырем живописно изображено при пути от монастыря к морю на памятнике воздвигнутом на том месте, где это животное было найдено Хиландарскими отцами с бесценной на нем ношей. Это вблизи монастыря. И к месту явления Троеручицы ежегодно совершается крестный ход ради явления иконы.

5

А почтенный архимандрит Хиландарский Онуфрий утверждает что чудесное перенесение иконы Троеручицы из Сербии на Афон случилось при сыне и преемнике Стефана Душана сильного. – Уроше V. Он говорит, что будто бы государь этот имел обыкновение всякий раз, когда он выходил на брань, брать с собою святую сию икону, которая быв поставлена на мула, была возима пред его полками; что в один из таковых походов она вместе и с мулом, по неисповедимым судьбам Божиим, была чудесно перенесена из Сербии на Афон. Урош V взошел на престол Сербии в 1356 году (см. Справочный Энциклопедический Словарь т. IX под словом Сербия) При нем много было внутренних в Сербии смятений, которые раздирали ее и делали жертвой внешних врагов.


Источник: "Сеятель благочестия" : О почитании святых икон, в честь и похвалу пресвятыя Богородицы с присовокуплением нравоуч. слов, собр. от святых отцов и учителей церкви / [Соч.] Троице-Сергиева Варниц. монастыря игум. Антония. - 4-е изд. - Москва : типо-лит. И. Ефимова, 1897. - 138, IV с. : ил.

Комментарии для сайта Cackle