архимандрит Амвросий (Юрасов)

Источник

О почитании Божией Матери

Православная Церковь возвеличивает Божию Матерь, почитает Ее как Царицу неба и земли, поклоняется Ей, превысшей всех сил небесных, «честнейшей Херувим и славнейшей без сравнения Серафим».

Почему Православная Церковь так почитает Приснодеву Марию? Потому что Ей, единственной из всего рода человеческого, Бог предназначил быть Матерью Господа нашего Иисуса Христа: через Нее Слово стало Плотью, Сын Божий, Слово Отчее, воплотился в образе человека.

Приснодева Мария явилась лестницей, соединившей небо и землю, той лестницей, которую видел праотец Иаков: «вот, лестница стоит на земле, а верх ее касается неба, а вот Ангелы Божии восходят и нисходят по ней. И вот Господь стоит на ней...» (Быт.28:12–13). Прообразом Пресвятой Богородицы были и неопалимая купина, явившаяся пророку Моисею, и священный ковчег, в котором пребывал Господь.

Через Еву, матерь рода человеческого, которая ослушалась Бога, поддавшись диавольскому внушению, в мир вошли грех и смерть, через Приснодеву Марию, смиренно исполнившую волю Божию: «да будет Мне по слову Твоему» (Лк.1:38), принявшую в Себя Духа Святого и родившую Спасителя мира человечеству, было возвещено избавление от власти диавола и воскресение.

Богоизбранность Пресвятой Девы была предсказана ветхозаветными пророками. Святой пророк Исайя за много веков предрек, что Спаситель мира родится не от жены, а от непорочной Девы. На это пророчество указывает и евангелист Матфей: «Се, Дева во чреве приимет и родит Сына, и нарекут имя Ему: Эммануил, что значит: с нами Бог» (Мф. 1:23; Ис.7:14). Пророк Иезекииль предвидел, что Матерь Божия и после рождения Христа навсегда останется Девой: «И сказал мне Господь: ворота cuu будут затворены, не отворятся, и никакой человек не войдет ими, ибо Господь, Бог Израилев, вошел ими, и они будет затворены» (Иез.44:2). Величие Христа и Его Матери пророчески воспевается пророком Давидом: «Дочери царей между почетными у Тебя; стала Царица одесную Тебя в Офирском золоте... Сделаю имя Твое памятным в род и род; посему народы будут славить Тебя во веки и веки» (Пс.44:10–18).

Архангел Гавриил, войдя к деве Марии, возвестил: «Радуйся, Благодатная, Господь с Тобою; благословенна Ты между женами» (Лк.1:28). И праведная Елизавета, когда пришла к ней Дева Мария, исполнилась Духа Святого и прорекла: «благословенна Ты между женами, и благословен плод чрева Твоего! И откуда это мне, что пришла Матерь Господа моего ко мне?» (Лк.1:41–43). Сама Божия Матерь, повторяя пророчество царя Давида, сказала о прославлении Своем от Бога и людей: «Величит душа Моя Господа, и возрадовался дух Мой о Боге, Спасителе Моем, что призрел Он на смирение Рабы Своей; ибо отныне будут ублажать Меня все роды: что сотворил Мне величие Сильный, и свято имя Его»... (Лк.1:46–49).

Несмотря на ясное свидетельство Священного Писания, протестанты отрицают величие Божией Матери, приравнивая Ее к обыкновенным людям.

Матерь Господа нашего Иисуса Христа наречена благословенной между женами, то есть стоящей неизмеримо выше всех женщин рода человеческого. От самого создания человека не случилось, чтобы Дева зачала от Духа Святого, родила без мужа, будучи непорочной до рождеста, в рождестве и после рождества. Матерь Божия –единственная из человеков, избранная Богом для великого дела нашего спасения, считать ее обыкновенной женщиной, это значит отрицать Священное Писание, в котором о великом предназначении Божией Матери сказано Самим Богом через пророков, через Ангела и праведную Елизавету. Это значит умалять достоинство родившегося от Нее Господа Иисуса Христа, оскорбить Духа Святаго, Чьим благословенным жилищем Она является.

Протестанты, ссылаясь на слова Христа: «кто Матерь Моя, и кто братья Мои?; ибо кто будет исполнять волю Отца Моего Небесного, тот Мне брат и сестра и матерь» (Мф.12:48–50), делают ошибочный вывод, что Господь не оказывал Своей Матери особой чести. Говоря эти слова, Господь ничуть не умаляет достоинство Своей Матери и, конечно, не отвергает Ее. Он здесь притивопоставляет плотскому родству духовно-нравственное, как наивысшее, как родство в Боге. Такое родство основано на соблюдении Божиих заповедей, на исполнение Его преблагой воли; таким было родство Христа с Его учениками.

Пресвятая Дева Мария тоже была ученицей Христа, следовала за Ним, слушала Его проповеди, не отделялась от апостолов (Деян.1:14), и в то же время Она была Его Матерью. И Господь по человечеству очень чтил Ее: когда жил в Назарете, то был у Нее в повиновении (Лк.2:51), исполнял Ее желания – по Ее просьбе претворил воду в вино на браке в Кане Галилейской и, без сомнения, любил Свою Матерь; будучи распят на кресте, Он проявил заботу о Ней, вручив Ее Своему любимому ученику.

Но именно этот последний факт протестанты толкуют ложно, считая, что Она, как и все одинокие матери, нуждалась в защите и попечении. Обращаясь с креста к Матери: «Жено, се, сын Твой», а затем к любимому ученику: «се, матерь Твоя» (Ин.19:26–27), Господь, конечно, проявлял заботу о Своей Матери, остающейся одинокой, но не это здесь главное. Вручая Иоанну в последние минуты земной жизни Свою Мать, Спаситель вручает Ей все человечество, усыновляя его Ей в лице.любимого Своего ученика. «Се, Матерь твоя»! Она стала Матерью всем, кто живет во Христе как друзья Его, братья; для всех нас Пресвятая Богородица является Матерью, а мы – Ее детьми.

Пресвятая Дева Мария, как мать заботится и печется о всех людях, о каждом, кто призывает Ее имя. Данная нам в заступление и помощь Самим Богом, Божия Матерь является Ходатаицей и Покровительницей нашей, горячей молитвенницей о спасении нас, грешных. Когда мы поем: «Не имамы иныя помощи, разве Тебе», мы обращаемся к Богородице как к Царице, стоящей одесную Сына Своего, вознесенной Богом выше всех Ангелов и Святых; другой такой помощи у нас быть не может. Когда мы просим Ее: «Пресвятая Богородица, спаси нас!», мы надеемся, что Она услышит нас и будет ходатайствовать за нас перед Богом, защитит от всякого зла, сохранит от врагов видимых и невидимых, покроет благим Своим покровом.

Повсюду, где есть христиане, славится имя Божией Матери, и только протестанты не хотят признавать Ее, не поклоняются Ей, не молятся Той, Чьим заступничеством спасается человечество. Они считают себя исповедниками Христа; но можно ли, исповедуя Сына, отвергать Его Пречистую Матерь? Могут ли такие люди называться христианами?


Источник: Православие и протестантизм / архимандрит Амвросий (Юрасов). Иваново, Свято-Введенский женский монастырь, 1994 г.

Комментарии для сайта Cackle