Фома Аквинский (католический святой)

Источник

Глава 68. О том, что Бог знает движения воли

Теперь нам нужно доказать, что Богу ведомы помышления [человеческих] умов310 и воля сердец.

Бог, зная свою сущность, знает всё, что каким-либо образом существует; это было доказано выше (1, 49 сл.). Кое-что существует в душе; кое-что – в вещах вне души. Бог знает все отличительные признаки этих сущих, и все [частные случаи], отвечающие этим признакам. Сущее в душе существует либо в воле, либо в мышлении. Следовательно, Бог знает все, что есть в воле и в мышлении.

Далее. Зная свою сущность, Бог знает прочие вещи так, как знают следствия, узнав их причину. Значит, Бог, зная свою сущность, знает всё, на что распространяется его причинность. Но она распространяется на деятельность ума и воли: в самом деле, всякая вещь действует сообразно своей форме, от которой получает свое бытие; следовательно, первоначальный исток [совокупности] всего бытия, от которого [происходит] всякая форма, есть начало всякой деятельности [любой вещи]; потому что следствия вторичных причин восходят [на более высоком уровне] к первым причинам. Значит, Бог знает и помыслы и аффекты [человеческого] ума.

И еще. Как бытие Божье есть первое бытие, и потому причина всякого бытия, так мышление Божье есть первое мышление, и потому есть мыслящая причина всякой мыслительной деятельности. Значит, как Бог, зная свое бытие, знает бытие всякой вещи, так, зная свое мышление и хотение, он знает всякий помысел и всякую волю.

К тому же. Бог знает вещи не только как они существуют в самих себе, но и как они существуют в своих причинах; это ясно из вышесказанного (1, 66). Ибо он знает соотношение причины и её следствия. Но [такие следствия, как, например,] искусственно [созданные вещи] находятся [в своих причинах, т.е.] в мастерах в силу ума и воли этих мастеров, как природные вещи находятся в своих причинах в силу естественных свойств этих причин. Природные вещи уподобляют свои следствия себе с помощью своих активных (действительных) свойств; мастер, с помощью своего ума, придает изготовляемой вещи форму, которая сделает вещь подобной его искусству. То же самое можно сказать и обо всякой другой целенаправленной деятельности. Значит, Бог знает помыслы и [движения] воли.

И еще. Бог знает умопостигаемые субстанции не хуже, чем он сам или мы знаем субстанции чувственно воспринимаемые; [даже лучше], потому что умные субстанции более познаваемы, т.е. в большей степени существуют актуально. Что касается чувственно воспринимаемых субстанций, то и Бог, и мы познаем их склонности и формы, которые они могут принимать.311 Мысли души – это принимаемые ею формы; а аффекты – склонности её к чему-либо; так у природной вещи её склонность мы называем естественным стремлением. Таким образом, приходится признать, что Бог знает помыслы и аффекты [человеческих] сердец.

Это подтверждается и свидетельством Священного Писания. Ибо сказано в Псалме: «Ты испытуешь сердца и утробы, праведный Боже!» (7:10). И в Притчах Соломоновых: «Преисподняя и Аваддон открыты пред Господом, тем более сердца сынов человеческих» (15:11). И у Иоанна: «[Господь не имел нужды, чтобы кто засвидетельствовал о человеке;] ибо Сам знал, что в человеке» (2:25).

Воля – госпожа своих действий, в её власти хотеть или не хотеть; [суверенитет воли] исключает детерминацию её способности к [чему-то] одному,312 или насильственное воздействие на неё внешней действующей причины. Но не исключает влияния высшей причины, от которой воля [получила] бытие и деятельность. Таким образом, в первой причине, в Боге остается причинность в отношении движений воли, так что Бог, зная себя, может знать и все такого рода [движения].

* * *

310

Словом ум, или разум мы уже переводим латинское intellectus; поэтому латинское слово mens – тоже ум, мы будем передавать как человеческий ум. – Вообще же латинское слово intellectus, производное от латинского intelligereразбирать, понимать – перевод греческого нус – философского термина Платона, Аристотеля и платоников, которое означает высшую (теоретическую, т.е. созерцательную) часть, или способность человеческой души, или разума – ту, которая мыслит не дискурсивно, а посредством умного видения, или созерцания (лат. интеллектуальная интуиция); a mens – ум, душа, сознание со всеми его функциями, включая волю, эмоции, воображение, ощущение, вся ментальная сфера человека – это собственно латинское слово, встречающееся в любом, а не только в преимущественно философском контексте. – Следует иметь в виду, что значение этих двух слов определяется наличием в латыни близких им по значению ratioразум, рассудок (а также счет, расчет, отчет, слово, понятие, смысл, причина, цель, тип, образ и проч.), которым переводился греч. логос; anima – душа (дыхание, жизнь); animus – душа, (дыхание), дух, мужество, душевный подъем; spiritus – дух, дыхание (в стоической терминологии перевод греч. пневма – тонкая материальная субстанция, источник движения, тепла, жизни, ощущения, мысли, разума, носитель божества); ingenium – ум (не как особая способность вида homo sapiens, а как редкое врожденное свойство умного человека, сообразительность). Все эти слова могут противопоставляться телу – как вторая из двух частей, составляющих человека, что делает их в известной мере синонимами.

311

«Формы, которые они могут принимать» – informationes («информации»), букв, «образования», состояния или действия, возникающие в субстанциях под воздействием какой-либо формы (например, надушу воздействуют формы внешних ей вещей, и она принимает подобные им формы – это познание, «информация»; на тело хамелеона воздействует окраска окружающих вещей, и оно принимает похожий цвет – «информируется»).

312

Determinationem virtutis ad unum – «предопределение силы [т.е. способности воли хотеть или не хотеть чего-то] к одному» – т.е. лишение воли альтернативы, свободы выбора.


Источник: Сумма против язычников / Фома Аквинский; [пер. с лат. и примеч. Т. Ю. Бородай]. : В 2-х Кн. - М. : Ин-т философии, теологии и истории св. Фомы, 2004. / Кн. 1. - 440 с. ISBN 5-94242-008-4

Комментарии для сайта Cackle