Фома Аквинский (католический святой)

Источник

Глава 85. О том, что Божья воля не отнимает у вещей случайности и не наделяет их абсолютной необходимостью

Из вышесказанного можно сделать вывод, что Божья воля не отменяет случайности, и не наделяет вещи абсолютной необходимостью.

Мы сказали, что Бог хочет всего, что требуется для вещи, которой он хочет (1, 83). Но природа некоторых вещей требует, чтобы они были случайны, а не необходимы. Следовательно, Бог хочет, чтобы некоторые вещи были случайны. А действенность Божьей воли такова, что не только всё, чего он хочет, существует, но существует именно таким образом, каким он хочет. Ведь даже в природе, когда действующая сила достаточно могуча, она уподобляет себе результат своего действия не только по виду, но и по акциденциям, а акциденции – это известные образы [существования] самой вещи. Следовательно, действенность Божьей воли не уничтожает случайности.

Далее. Бог прежде всего хочет блага всей совокупности своих творений, и лишь во вторую очередь – какого-либо частного блага: поскольку в первом подобие его собственной благости обнаруживается полнее. Но полнота вселенной требует, чтобы некоторые [вещи] были случайны: в противном случае во вселенной были бы представлены не все ступени бытия. Следовательно, Бог хочет, чтобы некоторые [вещи] были случайны.

К тому же. Благо вселенной выражается в некоем порядке, как объясняется в Метафизике,374 Но порядок вселенной требует* чтобы некоторые причины были изменчивы: ибо вселенная не была бы совершенна без тел, а тела могут двигать [т.е. служить причинами], только когда сами движутся [т.е. изменяются]. Но изменчивая причина производит случайные следствия: ибо следствие не может быть постояннее своей причины. Вот почему, хотя отдалённая [первая] причина необходима, следствия её могут быть случайны, если случайна [и изменчива] ближайшая причина; именно так обстоит дело с низшими телами и их акциденциями: они случайны, потому что случайны их ближайшие причины, хотя отдалённые причины, т.е. небесные движения, необходимы. Следовательно, Бог хочет, чтобы некоторые вещи происходили случайно.375

Кроме того. Если причина условно необходима, то её следствие не может быть абсолютно необходимым. Бог хочет чего-то применительно к твари не по абсолютной, а только по обусловленной необходимости, как показано выше (1, 81 слл.). Следовательно, из Божьей воли не может быть выведена абсолютная необходимость тварных вещей. Но только такая необходимость вовсе исключает случайность; ибо условно необходимыми могут быть и [вещи] случайные, т.е. способные [и быть и не быть]: например, если Сократ бежит, то он движется – это [условно] необходимо. Следовательно, Божья воля не исключает случайности в вещах, которых она пожелала.

Таким образом, из того, что Бог чего-то хочет, не следует, что оно необходимо произойдёт; необходим и истинен условный [силлогизм]: «Если Бог чего-то хочет, то оно будет». Но следствие [такого силлогизма – «будет» -] не обязательно должно быть необходимым.

* * *

374

Аристотель, Метафизика, 1075 all: «Надо рассмотреть, каким из двух способов содержит природа мирового целого благо и наилучшее – как нечто существующее отдельно и само по себе или как порядок. Или же и тем и другим способом, как у войска? Ведь здесь и в самом порядке – благо, и сам предводитель войска – благо, причем он – благо в первую очередь: ибо не он зависит от порядка, а порядок – от него. – [В мировом целом] всё упорядочено определенным образом, но не одинаково и рыбы, и птицы, и растения: и дело обстоит не так, что одно не имеет никакого отношения к другому; какое-то отношение есть. Ибо всё упорядочено для одной [цели], но так, как это бывает в доме, где свободным меньше всего полагается делать всё, что придётся; напротив, для них всё или большая часть дел определены; между тем как у рабов и у животных мало что имеет отношение к общему [благу], а большей частью им остается делать что приходится, ибо такова их природа. Всякому, по моему разумению, необходимо занять свое особое место, и в то же время есть единый [порядок], в котором участвуют все для [блага] целого».

375

Contingenter – т.е. могли бы произойти или не произойти.


Источник: Сумма против язычников / Фома Аквинский; [пер. с лат. и примеч. Т. Ю. Бородай]. : В 2-х Кн. - М. : Ин-т философии, теологии и истории св. Фомы, 2004. / Кн. 1. - 440 с. ISBN 5-94242-008-4

Комментарии для сайта Cackle