Фома Аквинский
Сумма теологии. Том XII

Часть 1

Том IТом IIТом IIIТом IVТом VТом VIТом VIIТом VIIIТом IXТом XТом XI • Том XII

 

 

Содержание

Вопрос 60. Трактат о таинствах. В первую очередь в том, что есть таинство в целом Раздел 1. Является ли таинство своего рода знаком? Раздел 2. Всякий ли знак чего-то священного является таинством? Раздел 3. Является ли таинство знаком только чего-то одного? Раздел 4. Всегда ли таинство является чем-то чувственным? Раздел 5. Нуждается ли таинство в конкретных вещах? Раздел 6. Нужны ли слова для обозначения таинств? Раздел 7. Нужно ли использовать в таинствах конкретные слова? Раздел 8. Допустимо ли прибавлять что-либо к словам, составляющим священную форму? Вопрос 61. О необходимости таинств Раздел 1. Необходимы ли таинства для спасения человека? Раздел 2. Были ли нужны человеку таинства до его грехопадения? Раздел 3. Была ли необходимость в таинствах после грехопадения и до [пришествия] Христа? Раздел 4. Были ли нужны какие-либо таинства после пришествия Христа? Вопрос 62. О главном следствии таинств, а именно благодати Раздел 1. Являются ли таинства причиной благодати? Раздел 2. Сообщает ли благодать таинств что-либо, дополняющее благодать добродетелей и даров? Раздел 3. Содержат ли таинства нового закона благодать? Раздел 4. Обладают ли таинства какой-либо силой, обусловливающей благодать? Раздел 5. Получают ли таинства нового закона свою силу от страстей Христовых? Раздел 6. Причиняли ли благодать таинства старого закона? Вопрос 63. О другом следствии таинств. Каковым является печать Раздел 1. Полагает ли таинство в душе печать? Раздел 2. Является ли печать духовной силой? Раздел 3. Является ли печать таинства Печатью Христа? Раздел 4. Hаходится ли печать как в своем субъекте в способностях души? Раздел 5. Может ли печать быть изглажена из души? Раздел 6. Всякое ли таинство нового закона полагает печать? Вопрос 64. О причинах таинств Раздел 1. Кто внутренне производит следствие таинств, один ли только Бог или же вместе со священником? Раздел 2. Установлены ли таинства одним только Богом? Раздел 3. Обладал ли Христос как человек силой произведения внутреннего следствия таинств? Раздел 4. Может ли Христос сообщать служителям ту силу, которой он обладает в таинствах? Раздел 5. Могут ли таинства сообщаться злыми служителями? Раздел 6. Согрешают ли нечестивые, когда исполняют таинства? Раздел 7. Могут ли ангелы отправлять таинства? Раздел 8. Зависит ли действительность таинства от намерения служителя? Раздел 9. Насколько необходимо, чтобы служитель таинства был верующим? Раздел 10. Необходимо ли для действительности таинства доброе намерение служителя? Вопрос 65. О количестве таинств Раздел 1. Должно ли быть семь таинств? Раздел 2. Насколько подобающим является вышеприведенный порядок таинств? Раздел 3. Является ли Евхаристия величайшим из таинств? Раздел 4. Все ли таинства необходимы для спасения? Вопрос 66. О Таинстве Крещения Раздел 1. Является ли Крещение простым омовением? Раздел 2. Было ли Крещение установлено после страстей Христовых? Раздел 3. Является ли вода надлежащей материей Крещения? Раздел 4. Требуется ли для Крещения простая вода? Раздел 5. Является ли подобающей словесная форма Крещения: «я крещу тебя во имя Отца, и Сына, и Святого Духа»? Раздел 6. Можно ли сообщать Крещение во имя Христа? Раздел 7. Необходимо ли для Крещения погружение в воду? Раздел 8. Присуще ли Крещению троекратное погружение? Раздел 9. Может ли Крещение быть повторено? Раздел 10. Правильно ли соблюдается церковью обряд Крещения? Раздел 11. Правильно ли представлены три вида Крещения, а именно крещение водой, кровью и духом? Раздел 12. Является ли Крещение кровью наиболее превосходным? Вопрос 67. О служителях, которые сообщают таинство Крещения Раздел 1. Входит ли Крещение в обязанности дьякона? Раздел 2. Является ли Крещение частью священнического служения или же только епископского? Раздел 3. Может ли крестить мирянин? Раздел 4. Может ли крестить женщина? Раздел 5. Может ли некрещеный сообщать Таинство Крещения? Раздел 5. Могут ли несколько [человек] одновременно крестить [одного]? Раздел 7 необходимо ли для крещения, чтобы кто-нибудь принял крестимого из священной купели? Раздел 8. Обязан ли принимающий из священной купели наставлять того, кого он принял? Вопрос 68. О получателях Крещения Раздел 1. Все ли обязаны получить Крещение? Раздел 2. Может ли человек спастись без Крещения? Раздел 3. Можно ли откладывать Крещение? Раздел 4. Должны ли креститься грешники? Раздел 5. Должно ли налагать епитимию на крестившихся грешников? Раздел 5. Необходимо ли намеревающимся креститься грешникам исповедаться в своих грехах? Раздел 7. Необходимо ли намерение крестимого получить таинство крещения? Раздел 8. Необходимо ли, чтобы крестимый веровал? Раздел 9. Надлежит ли крестить детей? Раздел 10. Можно ли крестить детей евреев и других неверных против воли их родителей? Раздел 11. Можно ли крестить ребенка еще в утробе его матери? Раздел 12. Можно ли крестить сумасшедших и слабоумных? Вопрос 69. О следствиях Крещения Раздел 1. Устраняет ли Крещение все грехи? Раздел 2. Освобождает ли Крещение человека от приличествующего греху наказания? Раздел 3. Устраняет ли Крещение наказания нынешней жизни за грех? Раздел 4. Даруются ли человеку посредством Крещения благодать и добродетели? Раздел 5. Правильно ли считать следствиями Крещения некоторые акты добродетелей, а именно соединение с Христом, просвещение и плодотворность? Раздел 6. Получают ли дети при Крещении благодать и добродетели? Раздел 7. Является ли следствием Крещения открытие Врат Царствия Небесного? Раздел 8. Производит ли Крещение одинаковое следствие во всех? Раздел 9. Препятствует ли следствию Крещения Лукавство? Раздел 10. Производит ли Крещение следствие при прекращении Лукавства? Вопрос 70. Об обрезании Раздел 1. Было ли обрезание приуготовлением и образом крещения? Раздел 2. Надлежащим ли образом было установлено обрезание? Раздел 3. Был ли надлежащим сам обряд обрезания? Раздел 4. Даровало ли обрезание освящающую благодать? Вопрос 71. О сопутствующих Крещению приготовлениях Раздел 1. Должна ли предшествовать Крещению катехизация? Раздел 2. Должен ли предшествовать Крещению экзорцизм? Раздел 3. Производит ли то, что делается при экзорцизме, какое-либо следствие, или же оно является просто знаком? Раздел 4. Только ли священнику подобает проводить катехизацию и обряд экзорцизма над тем, кто приступает к Крещению? Вопрос 72. О таинстве конфирмации Раздел 1. Является ли конфирмация таинством? Раздел 2. Является ли миро надлежащей материей этого таинства? Раздел 3. Сущностно ли необходимо для этого таинства, чтобы являющееся его Материей миро было предварительно освящено епископом? Раздел 4. Правильной ли является [словесная] форма этого таинства: «знаменую тебя крестным знамением...» и так далее? Раздел 5. Полагает ли таинство конфирмации печать? Раздел 6. Предполагает ли печать конфирмации наличие печати крещения? Раздел 7 даруется ли в этом таинстве освящающая благодать? Раздел 8. Всем ли надлежит сообщать это таинство? Раздел 9. Правильно ли производить это таинство на челе человека? Раздел 10. Необходимо ли, чтобы кто-либо представлял миропомазываемого? Раздел 11. Только ли епископ вправе сообщать это таинство? Раздел 12. Является ли надлежащим обряд этого таинства? Вопрос 73. О таинстве Евхаристии Раздел 1. Является ли Евхаристия таинством? Раздел 2. Является ли Евхаристия одним таинством или несколькими? Раздел 3. Необходима ли Евхаристия для спасения? Раздел 4. Насколько уместно именование этого таинства различными именами? Раздел 5. Надлежащим ли образом было установлено это таинство? Раздел 6. Был ли главным образом этого таинства пасхальный агнец? Вопрос 74. Материи этого таинства Раздел 1. Являются ли материей этого таинства хлеб и вино? Раздел 2. Необходимо ли для материи этого таинства конкретное количество хлеба и вина? Раздел 3. Необходимо ли, чтобы материей этого таинства был пшеничный хлеб? Раздел 4. Должно ли делать это таинство из опресноков? Раздел 5. Является ли надлежащей материей этого таинства виноградное вино? Раздел 6. Нужно ли разбавлять вино водой? Раздел 7. Присуще ли этому таинству добавление воды? Раздел 8. Нужно ли добавлять много воды? Вопрос 75. Об изменении хлеба и вина в Тело и Кровь Христа Раздел 1. Присутствует ли в этом таинстве Тело Христа поистине или же только как образ либо знак? Раздел 2. Сохраняются ли в этом таинстве после освящения субстанции хлеба и вина? Раздел 3. Уничтожаются ли после освящения в этом таинстве субстанции хлеба и вина или же они разлагаются в свою изначальную материю? Раздел 4. Может ли хлеб преложиться в Тело Христа? Раздел 5. Сохраняются ли в этом таинстве акциденции хлеба и вина после изменения? Раздел 6. Сохраняется ли в этом таинстве после освящения субстанциальная форма хлеба? Раздел 7. Производится ли это изменение мгновенно? Раздел 8. Ложно ли суждение: «Тело Христа делается из хлеба»? Вопрос 76. О способе нахождения Христа в этом таинстве Раздел 1. Содержится ли в этом таинстве весь Христос? Раздел 2. В каждом ли виде этого таинства содержится весь Христос? Раздел 3. Находится ли весь Христос в каждой части вида хлеба или вина? Раздел 4. Находится ли в этом таинстве все измеряемое количество Тела Христа? Раздел 5. Находится ли Тело Христа в этом таинстве как в месте? Раздел 6. Движимо ли в этом таинстве Тело Христа? Раздел 7. Можно ли видеть Тело Христа находящимся в этом таинстве всяким зрением или, по крайней мере, прославленным? Раздел 8. Является ли истинным Тело Христа в чудесно представляемом в этом таинстве Образе Младенца или плоти? Вопрос 77. О сохраняющихся в этом таинстве акциденциях Раздел 1. Остаются ли акциденции в этом таинстве без субъекта? Раздел 2. Является ли измеряемое количество хлеба и вина в этом таинстве субъектом других акциденций? Раздел 3. Могут ли остающиеся в этом таинстве виды изменять внешние объекты? Раздел 4. Подвержены ли виды таинства тлению? Раздел 5. Можно ли производить что-либо из видов таинств? Раздел 6. Можно ли питаться видами таинства? Раздел 7. Преломляются ли в этом таинстве священные виды? Раздел 8. Можно ли смешивать с освященным вином какую-либо жидкость? Вопрос 78. О форме этого таинства Раздел 1. Является ли формой этого таинства «сие есть Тело Мое» и «сие есть Чаша Крови Моей»? Раздел 2. Являются ли [слова]: «сие есть Тело Мое» надлежащей формой освящения хлеба? Раздел 3. Являются ли [слова]: «сие есть Чаша Крови Моей и так далее надлежащей формой освящения вина? Раздел 4. Присутствует ли в вышеприведенных словах форм какая-либо сотворенная сила, которая могла бы обусловливать освящение? Раздел 5. Являются ли вышеприведенные выражения истинными? Раздел 6. Достигает ли своего следствия форма освящения хлеба до совершения формы освящения вина? Вопрос 79. О следствиях этого таинства Раздел 1. Даруется ли посредством этого таинства благодать? Раздел 2. Является ли следствием этого таинства достижение славы? Раздел 3. Являются ли следствием этого таинства отпущение смертного греха? Раздел 4. Отпускаются ли этим таинством простительные грехи? Раздел 5. Отпускается ли этим таинством всякое наказание за грех? Раздел 6. Оберегает ли это таинство человека от будущих грехов? Раздел 7. Полезно ли это таинство кому-либо помимо его получателей? Раздел 8. Препятствует ли следствию этого таинства простительный грех? Вопрос 80. Об использовании или получении этого таинства в целом Раздел 1. Правильно ли различать два способа вкушения Тела Христа? Раздел 2. Только ли человек может вкушать это таинство духовно? Раздел 3. Только ли праведный человек может священно вкушать Христа? Раздел 4. Согрешает ли грешник при священном получении Тела Христа? Раздел 5. Является ли приближение к этому таинству с осознанием греха тягчайшим из грехов? Раздел 6. Надлежит ли священнику отказывать в этом таинстве просящему его грешнику? Раздел 7. Препятствует ли ночное осквернение кому-либо получить это таинство? Раздел 8. Препятствует ли получению этого таинства то, что съедено и выпито накануне? Раздел 9. Может ли получить это таинство тот, кто не способен пользоваться разумом? Раздел 10. Правильно ли получать это таинство ежедневно? Раздел 11. Допустимо ли полностью воздерживаться от Причастия? Раздел 12. Допустимо ли получать Тело Христа без Крови? Вопрос 81. Об использовании Христом этого таинства при его учреждении Раздел 1. Принял ли Христос Свои собственные Тело и Кровь? Раздел 2. Дал ли Христос Свое Тело Иуде? Раздел 3. Правда ли, что Христос принял и дал ученикам Свое бесстрастное Тело? Раздел 4. Если бы Тело Христа сберегалось в дарохранительнице или освящалось одним из апостолов во время смерти Христа, то значит ли это, что в этом таинстве умер бы и Сам Христос? Вопрос 82. О служителе этого таинства Раздел 1. Только ли священнику приличествует освящать это таинство? Раздел 2. Могут ли несколько священников освящать одну и ту же гостию? Раздел 3. Только ли священнику приличествует распределять это таинство? Раздел 4. Обязан ли получать это таинство освящающий [его] священник? Раздел 5. Может ли освящать евхаристию порочный священник? Раздел 6. Является ли отслуженная нечестивым священником литургия менее значимой, чем Литургия, отслуженная священником праведным? Раздел 7. Могут ли освящать еретики, схизматики и отлученные? Раздел 8. Может ли освящать это таинство священник, лишенный духовного сана? Раздел 9. Допустимо ли принимать причастие от еретических, отлученных или греховных священников и слушать произносимую ими мессу? Раздел 10. Вправе ли священник всецело воздерживаться от освящения Евхаристии? Вопрос 83. Об обряде этого таинства Раздел 1. Приносится ли в этом таинстве в жертву Христос? Раздел 2. Было ли правильно определено время отправления этой тайны? Раздел 3. Нужно ли отправлять это таинство в доме и со священными сосудами? Раздел 4. Надлежащим ли образом составлены произносимые в этом таинстве слова? Раздел 5. Являются ли надлежащими производимые при отправлении этого таинства действия? Раздел 6. Могут ли отступления, подчас имеющие место при отправлении этого таинства, не быть нарушением церковных уставов? Вопрос 84. О таинстве покаяния Раздел 1. Является ли покаяние таинством? Раздел 2. Являются ли грехи надлежащей материей этого таинства? Раздел 3. Является ли формой этого таинства [слова]: «я отпускаю тебе грехи»? Раздел 4. Необходимо ли для этого таинства возложение рук священника? Раздел 5. Является ли это таинство необходимым для спасения? Раздел 6. Является ли покаяние второй доской после кораблекрушения? Раздел 7. Было ли установление этого таинства в новом законе надлежащим? Раздел 8. Должно ли покаяние продолжаться до конца жизни? Раздел 9. Может ли покаяние быть непрерывным? Раздел 10. Может ли таинство покаяния быть повторено? Вопрос 85. О покаянии как добродетели Раздел 1. Является ли покаяние добродетелью? Раздел 2. Является ли покаяние особой добродетелью? Раздел 3. Является ли добродетель покаяния видом правосудности? Раздел 4. Является ли воля надлежащим субъектом покаяния? Раздел 5. Рождается ли покаяние из страха? Раздел 6. Является ли покаяние первой добродетелью? Вопрос 86. О следствии покаяния в связи с прощением смертного греха Раздел 1. Устраняет ли покаяние все грехи? Раздел 2. Возможно ли прощение греха без покаяния? Раздел 3. Может ли посредством покаяния один грех быть прощен без [прощения] другого? Раздел 4. Остается ли долг наказания после прощения вины посредством покаяния? Раздел 5. Устраняются ли при прощении смертного греха остатки греха? Раздел 6. Является ли следствием покаяния прощение вины? Вопрос 8.7. О отпущении простительного греха Раздел 1. Может ли быть прощен простительный грех без покаяния? Раздел 2. Необходимо ли для отпущения простительных грехов всевание благодати? Раздел 3. Устраняются ли простительные грехи посредством окропления святой водой и тому подобного? Раздел 4. Может ли быть устранен простительный грех без [устранения] смертного греха? Вопрос 88. О возвращении устраненных покаянием грехов Раздел 1. Возвращаются ли прощеные прежде грехи вместе с последующим грехом? Раздел 2. Возвращаются ли прощеные грехи из-за неблагодарности, которая особым образом представлена четырьмя видами греха? Раздел 3. Является ли долг наказания, который возникает из-за неблагодарности в связи с последующим грехом, таким же, каким он был за уже прощеные грехи? Раздел 4. Является ли неблагодарность, из-за которой последующий грех обусловливает возвращение предшествующих грехов, особым грехом? Вопрос 89. О восстановлении добродетели посредством покаяния Раздел 1. Восстанавливает ли покаяние добродетели? Раздел 2. Восстает ли человек после покаяния с равной добродетелью? Раздел 3. Восстанавливает ли покаяние кающегося в его прежнем достоинстве? Раздел 4. Могут ли быть умерщвлены дела добродетели, исполненные в любви? Раздел 5. Оживляет ли покаяние умерщвленные грехом дела? Раздел 6. Является ли результатом последующего покаяния оживление даже мертвых дел? Вопрос 90. О частях покаяния в целом Раздел 1. Должно ли усваивать покаянию какие-то части? Раздел 2. Правильно ли считать частями покаяния раскаяние, исповедание и воздаяние? Раздел 3. Являются ли эти три неотделимыми частями покаяния? Раздел 4. Правильно ли разделять покаяние на покаяние перед крещением, покаяние за смертные грехи и покаяние за грехи простительные? Послесловие переводчика

Часть 1


Источник: Сумма теологии. Часть III-III. Вопросы 60-90. / Фома Аквинский. - К.: Ника-Центр, 2015. - 504 с. С.И.Еремеев: перевод, редакция и примечания. ISBN: 978-966-521-662-9 978-966-521-475-5