Фома Аквинский (католический святой)

Источник

Вопрос 38. Об имени Святого Духа – Дар

Теперь надлежит рассмотреть [имя] Дар, в связи с чем будет исследовано два [пункта]: 1) может ли имя Дар быть именем [божественного] Лица; 2) является ли оно собственным именем Святого Духа.

Раздел 1. Является ли имя Дар именем (Божественного) лица?

С первым [положением дело] обстоит следующим образом.

Возражение 1. Кажется, что [имя] Дар не может быть именем [божественного] Лица. Ведь имя Лица выражает различие в Боге. Но имя Дар не выражает различия. Так, Августин говорит: «Святой Дух нисходит как Дар Бога таким образом, что Он Сам ниспосылает Себя как Бог»552. Следовательно, имя Дар не является именем Лица.

Возражение 2. Далее, имя Лица не относится к божественной сущности. Но ведь божественная сущность есть Дар, который Отец передает Сыну, как [о том] говорит Иларий553. Следовательно, [имя] Дар не является именем Лица.

Возражение 3. Далее, согласно Дамаскину между божественными Лицами нет никакой соподчиненности554. Но дар предполагает отношения подчиненности между тем, кому даруется, и тем, кто дарует Следовательно, [имя] Дар не является именем Лица.

Возражение 4. Далее, [имя] Дар выражает отношение к твари, и, таким образом, оно, похоже, сказывается о Боге во времени. Но имена Лиц, например Отец и Сын, сказываются о Боге в вечности. Следовательно, [имя] Дар не является именем Лица.

Этому противоречат следующие слова Августина: «Также, как тело плоти есть не что иное как плоть, так и дар Святого Духа есть не что иное как Святой Дух»555. Но Святой Дух – имя Лица, поэтому Дар – также имя Лица.

Отвечаю: слово «дар» выражает возможность быть данным. И то, что дается, обладает этой возможностью как по отношению к дарителю, так и по отношению к тому, кому дается. Ибо нельзя дарить, кроме как свое; а дарованное становится [собственностью] того [кому дарят]. Далее, о божественном Лице можно говорить, что оно принадлежит другому, либо в смысле происхождения – так, Сын принадлежит Отцу, – либо в смысле обладания. Применительно же к себе мы говорим об обладании тогда, когда можем пользоваться чем-то по своему усмотрению и для своего удовольствия; в этом смысле нельзя обладать божественным Лицом, если только речь не идет о разумном существе, которое едино с Богом. Остальные твари могут быть движимыми божественным Лицом, однако не так, чтобы распоряжаться Им и пользоваться следствиями этого. Разумные существа иногда приходят к обладанию [божественным Лицом], как в том случае, когда они становятся причастными божественному Слову и Любви исходящей с тем, чтобы свободно познать и истинно возлюбить Бога. Поэтому только разумные существа могут обладать божественным Лицом. Тем не менее, они не могут обладать им своей силой, ибо это должно быть дано им свыше, поскольку о том, что мы получаем из другого источника, говорится, что оно нам дается. Таким образом, божественное Лицо может «быть дано» и может быть «даром».

Ответ на возражение 1. Имя Дар выражает различие между Лицами, коль скоро «дар» обозначает нечто, принадлежащее другому в силу своего происхождения. Однако Святой Дух дает Себя Сам, поскольку Он принадлежит Себе Самому и может пользоваться, или, вернее, располагать Самим Собой, подобно тому как свободный человек принадлежит самому себе. И как говорит Августин: «Что может быть твоим в большей степени, чем ты сам?»556. Или мы можем сказать, и, пожалуй, это будет более точно, что дар должен в определенном смысле принадлежать и дающему. Но выражение «быть чьим-то» можно понимать в нескольких смыслах. Во-первых, оно означает тождество, о чем говорит Августин557, и в этом смысле «дар» тождествен «дающему», но не тому, кому дается. Именно в этом смысле о Святом Духе говорится, что Он дает Самого Себя. Во-вторых, вещь может принадлежать другому как то, чем он владеет, или как раб, и в этом смысле дар существенно отличается отдающего. В таком понимании дар Бога – сотворенная вещь. В-третьих, «быть чьим-то» можно лишь в смысле происхождения, и в этом смысле Сын принадлежит Отцу, а Святой Дух – обоим. Следовательно, коль скоро дар в таком понимании обозначает то, чем владеет дающий, он в личностном смысле отличается от дающего и является именем Лица.

Ответ на возражение 2. Божественная сущность есть дар Отца в первом смысле, то есть принадлежность Отцу [здесь] обозначает тождество.

Ответ на возражение 3. Дар как имя лица в Боге не подразумевает подчиненности [дающему], а только происхождение [от него]. Однако в отношении того, кому дается, оно подразумевает возможность свободно пользоваться или располагать им по своему усмотрению, как указано выше.

Ответ на возражение 4. [Имя] Дар обозначает не действительный [акт] дарения, а возможность быть данным. Поэтому божественное Лицо называется Даром в вечности, хотя Он дается во времени. Не верно также думать, что это имя сущности, поскольку оно выражает отношение к твари. Однако оно включает в свое значение нечто от сущности, коль скоро сущность входит в идею лица, как было установлено выше (34, 3).

Раздел 2. Является ли (имя) Дар собственным именем Святого Духа?

Со вторым [положением дело] обстоит следующим образом.

Возражение 1. Кажется, что [имя] Дар не является собственным именем Святого Духа. Ведь имя Дар происходит от дарения. Но сказано: «Сын дан нам» (Ис. 9, 6). Следовательно, быть Даром может не только Святой Дух, но и Сын.

Возражение 2. Далее, всякое собственное имя лица обозначает свойство. Однако слово «Дар» вовсе не обозначает свойство Святого Духа. Следовательно, [имя] Дар не является собственным именем Святого Духа.

Возражение 3. Далее, Святой Дух может быть назван духом человека, тогда как Он не может называться даром какого-либо человека, но лишь «Даром Бога». Следовательно, [имя] Дар не является собственным именем Святого Духа.

Этому противоречит сказанное Августином: «Как для Сына «быть рожденным» означает происходить от Отца, так для Святого Духа «быть даром Бога» означает исходить от Отца и Сына»558. Но ведь Святой Дух получает Свое имя вследствие того факта, что Он исходит от Отца и Сына. Следовательно, [имя] Дар является собственным именем Святого Духа.

Отвечаю: [имя] Дар как обозначение лица в Боге является собственным именем Святого Духа.

Для доказательства этого следует указать, что дар в собственном смысле есть «давание вещи, не подлежащей возврату», как говорит Аристотель559, то есть вещь, которую отдают без намерения получить ее обратно, и, таким образом, дар подразумевает идею безвозмездного пожертвования. Но причиной безвозмездного приношения может быть лишь любовь, ибо мы отдаем кому-либо вещь безвозмездно, поскольку мы желаем ему добра. Таким образом, прежде всего, желая ему добра, мы приносим ему нашу любовь. Отсюда ясно, что любовь по своей природе есть первый дар, в силу которого приносится всякий свободный дар. Итак, коль скоро Святой Дух исходит как Любовь, как было показано выше (27, 4; 37, 1), Он исходит [также] как первый дар. Вот почему Августин говорит: «Благодаря дару, каковым является Святой Дух, многие разные дары получают братья во Христе»560.

Ответ на возражение 1. Поскольку Сын называется Образом в собственном смысле, коль скоро Он рождается как слово, в природе которого быть подобным своему началу (правда, Святой Дух также подобен Отцу), поэтому Святой Дух также в собственном смысле называется Даром, коль скоро он исходит от Отца как любовь, хотя Сын тоже есть дар. Ибо Сын приносится как дар в силу любви Отца, согласно сказанному: «Ибо так возлюбил Бог мир, что отдал Сына Своего Единородного» (Ин. 3, 16).

Ответ на возражение 2. Имя Дар подразумевает принадлежность дающему в силу происхождения, и, таким образом, выражает особенность происхождения Святого Духа, а именно Его исхождение.

Ответ на возражение 3. До того, как дар приносится, он принадлежит только дающему Но когда он принесен, он принадлежит тому кому дан. Поэтому, коль скоро [имя] Дар не выражает действительного дарения, оно указывает не на дар человека, а на Дар Бога дающего. Когда же приносится [действительный] дар, то это называется духом человека, или даром, ниспосланным человеку.

* * *

552

De Irin. XV, 19.

553

DeTrin. IX.

554

De Fide Orth. IV. 19.

555

DeTrin. XV. 19.

556

In Joan. Tract. XXIX.

557

Ibid.

558

DeTrin. IV, 20.

559

Topic. IV. 4, 125a 18.

560

DeTrin. XV, 24.


Источник: Фома Аквинский. Сумма теологии. Часть I. Вопросы 1-43: 5-94773-003-0, 966-521-161-7. Издательство: Киев: Эльга, Ника-Центр, Элькор-МК, Экслибрис. 2002. Перевод Еремеева, A.A. Юдина.

Комментарии для сайта Cackle