Фома Аквинский (католический святой)

Источник

Вопрос 42. О равенстве и подобии между Божественными лицами

Теперь нам надлежит рассмотреть Лица в сравнении друг с другом: во-первых, что касается равенства и подобия; во-вторых, что касается [Их] миссии. В связи с первым будет исследовано шесть [положений]: 1) имеется ли равенство между божественными Лицами; 2) является ли Лицо, Которое происходит, равным тому, от Которого Оно происходит, в вечности; 3) имеется ли какой-либо порядок между божественными Лицами; 4) являются ли божественные Лица равными по величию; 5) пребывает ли одно божественное Лицо в другом; 6) являются ли Они равными по силе.

Раздел 1. Имеется ли равенство в Боге?

С первым [положением дело] обстоит следующим образом.

Возражение 1. Кажется, что [понятие] равенства неприложимо к божественным Лицам. Ведь равенство, как говорит Философ, имеет место там, где вещи одинаковы по количеству630. Но в божественных Лицах нет ничего количественного: ни непрерывного внутреннего количества, которое мы называем величиной, ни непрерывного внешнего количества, которое мы называем местом и временем. Не может здесь быть и равенства в смысле дискретного количества, так как два Лица больше, чем одно. Следовательно, [понятие] равенства неприложимо к божественным Лицам.

Возражение 2. Далее, божественные Лица единосущны, как уже было сказано (39,2). Но сущность обозначается посредством формы. Однако соответствие по форме делает вещи подобными, но не равными. Следовательно, мы можем говорить о подобии божественных Лиц, но не о равенстве.

Возражение 3. Далее, вещи, между которыми обнаруживается равенство, равны одна другой, поскольку равенство взаимно. Но о божественных Лицах нельзя сказать, что они равны одно другому. Ведь сказал же Августин: «Если образ совершенно соответствует тому, чего он есть образ, то о нем можно сказать, что он равен этому; однако о том, что он представляет, нельзя сказать, что оно равно образу»631. Но ведь Сын есть образ Отца, и, значит, Отец не равен Сыну. Следовательно, нельзя обнаружить равенство между божественными Лицами.

Возражение 4. Кроме того, равенство есть отношение. Но никакое отношение не может быть общим для трех Лиц, поскольку Лица различаются именно в силу отношений. Следовательно, [понятие] равенства неприложимо к божественным Лицам.

Этому противоречит Афанасий, говоря, что «три Лица совеч-ны и равны друг другу».

Отвечаю: мы должны по необходимости допустить равенство между божественными Лицами. Ибо, согласно Философу, равенство означает отрицание большего или меньшего632. Ведь мы не можем допустить ничего большего или меньшего в божественных Лицах, ибо, как говорит Боэций: «Те должны по необходимости допустить различие [в Божестве], кто говорит об увеличении или об уменьшении, как это делают ариане, кто разрывает Троицу, различая степени, словно [речь идет] о числах, и тем самым внося [представление о] множественности»633. Дело здесь в том, что неравные вещи не могут иметь равное количество. Но количество в Боге есть не что иное, как Его сущность. Из этого следует, что если бы между божественными Лицами существовало какое-либо неравенство, то они не имели бы единой сущности; и, значит, три Лица не были бы единым Богом, что невозможно. Следовательно, мы должны допустить равенство между божественными Лицами.

Ответ на возражение 1. Понятие количества двояко. Имеется количество «величины», или измеряемое количество, которое обнаруживается лишь в телесных вещах, и, следовательно, не имеет места в Боге. Также существует количество «достоинства», которое измеряется степенью совершенства некоторой природы или формы; именно этот вид количества мы имеем в виду, когда говорим о чем-либо как более или менее теплом, поскольку оно более или менее совершенно по теплоте. Этот вид количества измеряется, во-первых, по его источнику, то есть по совершенству его формы или природы: таково величие духовных предметов и так же мы говорим, что «очень тепло» по причине интенсивности и совершенства теплоты. Вот почему Августин говорит, что «в предметах больших, но не по величине, быть больше – значит быть лучше»634, ибо чем совершеннее предметы, тем они лучше.

Во-вторых, этот вид количества измеряется посредством формы. Так, первое следствие формы есть бытие, так как все обладает бытием в силу своей формы. Второе следствие есть действие, поскольку всякий действователь действует посредством своей формы. Следовательно, этот вид количества измеряется как в отношении бытия, так и в отношении действия: в отношении бытия, поскольку чем совершеннее природа, тем вещь долговечнее; и в отношении действия, поскольку чем совершеннее ее природа, тем сильнее ее воздействие. Поэтому Августин и говорит, что «мы говорим о равенстве Отца, Сына и Святого Духа, ибо ни один из Них не предшествует другим в вечности и не превосходит в величии и силе»635.

Ответ на возражение 2. Там, где имеется равенство в отношении [указанного вида] количества, понятие равенства включает в себя понятие подобия и чего-то сверх [подобия], так как оно исключает избыток. Ведь о любых вещах, которые имеют общую форму, можно сказать, что они подобны, даже если они не обладают этой формой в равной мере. Так, о воздухе можно сказать, что он подобен огню по теплоте, но при этом нельзя сказать, что они равны, так как один обладает формой с большим совершенством, чем другой. Теперь, поскольку и Отец, и Сын обладают не только единой природой, но и с равным совершенством, мы говорим не только, что Сын подобен Отцу (чтобы избежать заблуждения Эвномия), но также, что Он равен Отцу (что позволяет избежать заблуждения Ария).

Ответ на возражение 3. Равенство и подобие в Боге может быть определено двумя способами, а именно: с помощью существительных и с помощью глаголов. Когда равенство обозначается существительными, то оно взаимно между божественными Лицами, как и подобие. Ибо Сын равен и подобен Отцу, и наоборот, потому что божественная сущность принадлежит Отцу ничуть не в большей мере, чем Сыну. Поэтому, как Сын обладает величием Отца и, следовательно, равен Отцу, так и Отец обладает величием Сына и, следовательно, равен Сыну Однако относительно тварей Дионисий говорит: «Равенство и подобие не взаимны»636.

Ведь о следствии говорится, что оно подобно своей причине, поскольку оно имеет форму своей причины, но не наоборот, так как форма прежде всего существует в причине, а уже вторичным образом – в следствии.

Глаголами же обозначается равенство в движении. И хотя в Боге нет движения, однако имеется нечто, что воспринимает Следовательно, поскольку Сын воспринимает от Отца, а именно то, что Он равен Отцу, а не наоборот, по этой причине мы говорим, что Сын равен Отцу, но не наоборот.

Ответ на возражение 4. Все, что мы можем рассматривать в божественных Лицах, – это сущность, общая им всем, и отношения, посредством которых они различаются. Теперь, понятие равенства подразумевает и то и другое, а именно: различие между Лицами, поскольку нельзя сказать о чем-либо, что оно равно самому себе; и единство сущности, так как божественные Лица равны между собой, поскольку они тождественны по величию и сущности. Далее, ясно, что отношение вещи к самой себе не есть действительное отношение. То же можно сказать об отношении, соотнесенном с другим [отношением] через посредство третьего отношения: ведь когда мы говорим, что отцовство противоположно сыновству, то противоположность не является отношением, опосредующим отцовство и сыновство. Ибо в обоих этих случаях отношения множились бы бесконечно. Следовательно, «равенство» и «подобие» между божественными Лицами не есть действительное отношение, отличное от отношений между Лицами, но оно включает в свое содержание как различие между Лицами, так и единство сущности. Потому-то Мастер и говорит, что [в Лицах] «соотносительны только термины»637.

Раздел 2. Является ли лицо, которое происходит, совечным его началу, как Сын Отцу?

Со вторым [положением дело] обстоит следующим образом.

Возражение 1. Кажется, что Лицо, которое происходит, не является совечным Его началу как Сын – Отцу. Так, Арий указывает двенадцать способов порождения. Первый способ подобен выходу линии из точки, каковому [способу] недостает равенства простоты. Второй подобен испусканию лучей солнцем, в каковом случае отсутствует равенство природы. Третий подобен знаку или оттиску, сделанному печатью, каковому [способу] недостает единства субстанции и действующей силы. Четвертый [способ] – внушение доброй воли Богом, где также отсутствует единство субстанции. Пятый – эманация акциденции из ее субъекта. Шестой – абстрагирование вида от материи, поскольку чувство воспринимает вид отдельно от чувственного объекта, каковому [способу] недостает равенства духовной простоты. Седьмой – возбуждение воли знанием, причем возбуждение является лишь временным. Восьмой – трансформация, как [например] изготовление изображения из меди; такая трансформация является материальной. Девятый – [порождение] движения движущей силой; и здесь также мы имеем причину и следствие. Десятый – отвлечение вида от рода; но этот способ не имеет места в Боге, поскольку Отец не может быть предицирован Сыну как Его род. Одиннадцатый – воплощение идеи (ideatio), как если внешняя вещь возникает вследствие имеющейся в сознании. Двенадцатый – рождение, как если человек рождается от своего отца, что предполагает предшествование и наследование во времени. Таким образом, ясно, что равенство природы или времени отсутствует в каждом способе, посредством которого одна вещь возникает от другой. Поэтому, если Сын [происходит] от Отца, то мы должны признать, что Он – меньше, чем Отец, или позже, чем Отец, или то и другое вместе.

Возражение 2. Далее, все, что происходит от другого, имеет начало. Но ничто вечное не имеет начала. Следовательно, Сын не вечен, как и Святой Дух.

Возражение 3. Далее, все, что претерпевает разрушение, прекращает существование. А все рожденное приходит к существованию, поскольку результат порождения – существование. Но Сын порождается Отцом. Следовательно, Он приходит к существованию и не является совечным Отцу.

Возражение 4. Далее, если Сын рожден Отцом, то либо Он рождается всегда, либо Он рождается в определенный момент. Если Он рождается всегда, то, поскольку в процессе порождения вещь должна быть несовершенной, как обстоит дело с вещами, следующими за другими во времени, которые всегда находятся в процессе становления подобно времени и движению, – из этого следует, что Сын всегда должен быть несовершенным, что невозможно допустить. Таким образом, имеется момент, в который Сыну определено родиться, и до этого момента Сын не существует.

Этому противоречат слова Афанасия о том, что «все три Лица совечны друг другу».

Отвечаю: мы утверждаем, что Сын совечен Отцу. Чтобы доказать это, рассудим, что для вещи, которая происходит от некоего начала, наследование этому началу может пониматься двояко: со стороны действователя и со стороны действия. В первом случае это происходит различным образом в зависимости от того, является ли действователь свободным или природным. Для свободного действователя возможен выбор времени; ибо, как свободный действователь может выбирать форму которую он придает результату [своего действия], о чем было сказано выше (41, 2), также он может выбирать время, в которое он производит этот результат. Природный действователь, однако, не обладает совершенством природной силы с самого начала, но приобретает его через некоторое время; так, например, человек не способен к порождению с самого [своего] начала. Если же подходить со стороны действия, то возникающее благодаря некоторому началу не может существовать одновременно со своим началом, поскольку действие происходит во времени. Поэтому, если действователь, поскольку он сам существует, действует таким образом, то результат [действия] еще не существует в то же самое мгновение, но [приходит к существованию] лишь в момент окончания действия.

Далее, очевидно, что согласно сказанному выше (41, 2), Отец порождает Сына не по [Своей] воле, но по природе, а также то, что природа Отца обладает совершенством извечно и что действие, посредством которого Отец производит Сына, не происходит во времени, ведь тогда Сын бы рождался во времени, а такое порождение было бы материальным и сопровождалось бы движением, что невозможно. Поэтому мы должны заключить, что Сын существовал всегда, когда существовал Отец и, таким образом, Сын совечен Отцу, и точно так же Святой Дух совечен Им обоим.

Ответ на возражение 1. Как говорит Августин, никакой способ происхождения какой-либо твари не может совершенно представлять божественное порождение638. Поэтому нам следует собрать его подобие из множества этих способов, с тем чтобы недостающее в одном до некоторой степени возмещалось другим; потому-то на Эфесском Соборе и было провозглашено: «Да узришь ты благодаря Свету предвечному, что совечный Сын всегда существовал вместе с Отцом; да постигнешь ты благодаря Слову нечувственность Его рождения; да будет имя Сына знаком единства субстанции». Однако из всех [указанных способов] происхождение слова в уме является наиболее точным представлением [божественного порождения], поскольку слово, рождаемое умом, не следует за своим источником во временном смысле, кроме как в том случае, когда ум переходит от потенциальности к акту. Но последнее не может быть сказано о Боге.

Ответ на возражение 2. Вечность исключает длительность, но не происхождение.

Ответ на возражение 3. Всякое разрушение означает изменение; поэтому все, подверженное разрушению, прекращает существование. Божественное порождение, однако, не подвержено изменениям, как было сказано выше (27, 2). Следовательно, Сын всегда рождается, а Отец всегда рождает.

Ответ на возражение 4. Во времени мы находим нечто неделимое, а именно мгновение; с другой стороны, есть то, что длится, а именно [само] время. В вечности же неделимое и «теперь» всегда находятся в состоянии покоя, как было сказано выше (10, 2, 1 ; 4, 2). Но порождение Сына происходит не в «теперь» времени или во времени, а в вечности. Поэтому для того, чтобы выразить присутствие и постоянство вечности, мы можем говорить, что «Он рождается всегда», как сказал Ориген639. Однако, как утверждали Григорий и Августин, лучше говорить «всегда рождается» так, что «всегда» обозначает постоянство вечности, а «рождается» – совершенство Единородного. Таким образом, Сын не является несовершенным, и не существовало «времени, когда Его не было», как говаривал Арий.

Раздел 3. Имеется ли между Божественными лицами природный порядок?

С третьим [положением дело] обстоит следующим образом.

Возражение 1. Кажется, что между божественными Лицами нет природного порядка. Ибо все, что существует в Боге, есть сущность, Лицо или понятие. Однако порядок природы не обозначает ни сущность, ни лицо, ни понятие. Следовательно, в Боге нет природного порядка.

Возражение 2. Далее, там, где существует природный порядок, одно предшествует другому, по крайней мере, согласно природе и уму. Но среди божественных Лиц, как сказал Афанасий, нет ни предшествования, ни следования за другим. Следовательно, между божественными Лицами нет природного порядка.

Возражение 3. Далее, там, где существует природный порядок, также существует и различие. Но в божественной природе нет места различию. Следовательно, к ней неприложимо понятие порядка, и в ней не существует природный порядок.

Возражение 4. Далее, божественная природа есть божественная сущность. Но в Боге нет порядка сущности. Следовательно, также нет порядка природы.

Этому противоречит следующее: там, где множественность существует неупорядоченно, нет согласия. Но между божественными Лицами не может быть несогласия. Следовательно, в Боге существует порядок.

Отвечаю: порядок всегда подразумевает некий принцип. Следовательно, поскольку имеется множество принципов [упорядочивания], а именно: по местоположению, как [например] точка; по отношению к [действиям] ума, как [например] начало доказательства; и [так] по отношению к каждой индивидуальной причине – имеется множество видов порядка. Так, принцип происхождения в Боге [существует] без предшествования, как мы уже установили (33,1 ); таким образом, и порядок по происхождению должен быть без предшествования; это и будет называться «порядок природы». И, как сказал Августин: «Не одно прежде другого, но одно от другого»640.

Ответ на возражение 1. Порядок природы обозначает понятие происхождения вообще, а не какой-то частный вид происхождения.

Ответ на возражение 2. В сотворенных вещах, даже если то, что происходит, и его начало равны по длительности, начало все же предшествует в порядке природы и ума, если оно рассматривается как начало формально. Однако, если мы рассматриваем отношения между причиной и следствием или началом и тем, что от него происходит, становится ясно, что вещи, связанные таким образом, одновременны в порядке природы и ума, поскольку одно входит в определение другого. Но в Боге отношения как таковые суть Лица, самосущие в одной природе. Поэтому ни что касается природы, ни что касается отношений одно Лицо не может предшествовать другому, а равно и в порядке природы и ума.

Ответ на возражение 3. «Порядок природы» означает не упорядочивание самой природы, но существование порядка в божественных Лицах в соответствии с природным началом.

Ответ на возражение 4. Природа в определенном смысле, но не сущность, подразумевает идею начала; поэтому более верно говорить о порядке природы, а не о порядке сущности.

Раздел 4. Является ли Сын равным Отцу по величию?

С четвертым [положением дело] обстоит следующим образом.

Возражение 1. Кажется, что Сын не равен Отцу по величию. Ведь Он же Сам сказал: «Отец Мой более Меня» (Ин. 14, 28); также и апостол говорит: «Сам Сын покорится Покорившему все Ему» (1Кор. 15,28).

Возражение 2. Далее, отцовство входит как часть в достоинство Отца. Но ведь отцовство не свойственно Сыну. Следовательно, Сын не обладает достоинством Отца в полной мере, и, значит, не является равным Ему по величию.

Возражение 3. Далее, там, где имеются целое и часть, множество частей всегда больше, чем только одна или меньшее число частей. Так, три человека больше, чем два или один. Однако в Боге имеется всеобщее целое и часть; ведь в отношение или в понятие входят несколько понятий. Следовательно, коль скоро Отцу свойственны три понятия, тогда как Сыну – только два, очевидно, что Сын не равен Отцу.

Этому противоречит сказанное [в Писании]: «Он... не почитал хищением быть равным Богу» (Флп. 2, 6).

Отвечаю: Сын необходимо равен Отцу по величию. Ибо величие Бога есть не что иное, как совершенство Его природы. Так, к самой природе отцовства и сыновства принадлежит то, что Сын в силу порождения обладает совершенством природы Отца в такой же степени, как и Сам Отец. Но поскольку у людей порождение есть определенный вид превращения того, что происходит, из потенциального в актуальное, из этого следует, что человек поначалу не равен отцу, который его порождает, а достигает равенства посредством положенного ему развития, если только какой-либо недостаток порождающего начала не изменит его ход. Из вышесказанного (27, 2; 33, 2, 3) очевидно, что в Боге обнаруживается истинное отцовство и сыновство. Мы не можем сказать ни того, что порождающая сила Отца имела некий недостаток, ни того, что Сын Божий достигает совершенства в порядке наследования и претерпевая изменения. Следовательно, мы должны заключить, что Сын извечно был равен Отцу по величию. Потому-то Иларий и говорит: «Если [мысленно] отнять телесную слабость, боль и все человеческие несовершенства, то всякий сын по самой природе рождения будет равен отцу, ибо он подобен ему по природе»641.

Ответ на возражение 1. Эти слова следует отнести к человеческой природе Христа, вследствие которой Он меньше, чем Отец, и покорен Ему; но Своей божественной природой Он равен Отцу. Об этом сказано у Афанасия: «Равен Отцу по Своей Божественности; меньше, чем Отец, по человеческой природе»; а также у Илария: «В силу того, что Отец дает [бытие Сыну], Он – выше, но не ниже Тот, Кто получает то же бытие»642; и еще: «Сын покоряется в силу врожденного благочестия», – то есть в силу признания власти Отца, тогда как «твари покоряются в силу присущей им от рождения слабости»643.

Ответ на возражение 2. Равенство измеряется величием. В Боге величие означает совершенство природы, что было рассмотрено выше, и принадлежит к сущности. Поэтому равенство и подобие в Боге связаны с сущностью; но нет и не может быть неравенства и несходства, связанного с различием отношений. Поэтому Августин говорит: «Вопрос о происхождении заключается в том, кто [происходит] от кого; но вопрос о равенстве заключается втом, каков он, или насколько он велик»644. Поэтому отцовство есть достоинство Отца, а также сущность Отца, ибо достоинство есть нечто абсолютное и относится к сущности. Следовательно, как отцовство Отца и сыновство Сына есть одна и та же сущность, так же отцовство Отца и сыновство Сына есть одно и то же достоинство. Таким образом, правильно говорить, что Сын обладает в полной мере достоинством, которым обладает и Отец, но это не значит, что можно рассуждать так: Отцу свойственно отцовство, следовательно, и Сыну свойственно отцовство, – ибо имеется переход от субстанции к отношению. Отец и Сын имеют ту же сущность и то же достоинство, которые свойственны Отцу как дающему и Сыну как получающему.

Ответ на возражение 3. В Боге отношение не является всеобщим целым, хотя оно и предицируется всем отношениям, ибо все отношения едины по сущности и бытию, что нельзя согласовать с идеей всеобщего, так как его части различаются в бытии. Лица также не суть всеобщий термин в Боге, как мы уже видели (30, 4). Поэтому все отношения вместе не больше, чем только одно, так же как все Лица не суть нечто большее, чем только одно; ибо каждое из Лиц в полной мере обладает совершенством божественной природы.

Раздел 5. Пребывает ли Сын в Отце, и наоборот?

С пятым [положением дело] обстоит следующим образом.

Возражение 1. Кажется, что Сын и Отец не пребывают друг в друге. Так, Философ указывает восемь способов существования одной вещи в другой645, ни один из которых не подходит к пребыванию Сына в Отце, и наоборот, что ясно любому, кто рассмотрит каждый способ. Следовательно, Сын и Отец не пребывают друг в друге.

Возражение 2. Далее, все, что происходит от другого, не пребывает внутри [него]. Но происхождение Сына от Отца извечно: «... и Которого происхождение из начала, от дней вечных» (Мих. 5, 2). Следовательно, Сын не пребывает в Отце.

Возражение 3. Далее, одна из двух противоположностей не может пребывать в другой. Но между Сыном и Отцом – относительная противоположность. Следовательно, один не может пребывать в другом.

Этому противоречит сказанное [в Писании]: «Я в Отце, и Отец вомне"(Ин. 14, 10).

Отвечаю: имеется три аспекта рассмотрения Отца и Сына: сущность, отношение и происхождение, – и согласно каждому аспекту Отец и Сын пребывают друг в друге. Отец пребывает в Сыне Своей сущностью, поскольку Он и есть собственная сущность и передает Сыну Свою сущность без изменений со Своей стороны. Из этого следует, что коль скоро сущность Отца пребывает в Сыне, Отец Сам пребывает в Сыне; также, поскольку Сын есть собственная сущность, то Он Сам пребывает в Отце, в Котором пребывает Его сущность. Об этом говорит Иларий: «Неподверженный изменениям Бог, так сказать, следует Своей собственной природе, порождая неподверженного изменениям самосущего Бога. Поэтому мы понимаем природу Бога как самосущую в Нем, ибо Он есть Бог в Боге»646. Что касается отношений, то также очевидно, что каждая из двух относительных противоположностей входит в понятие другой. Относительно происхождения также ясно, что происхождение умопостигаемого слова совершается внутри ума, поскольку оно остается в том, кто произносит слово. То, что выражается словом, содержится в самом говорящем. То же самое относится и к Святому Духу.

Ответ на возражение 1. То, что содержится в тварях, несовершенно отражает то, что существует в Боге. Так, ни один из способов, перечисленных Философом, не приложим к тому, как Сын и Отец пребывают друг в друге. Более всего подходит способ, согласно которому нечто пребывает в своем порождающем начале, хотя единство сущности между началом и тем, что оно порождает, отсутствует в вещах сотворенных.

Ответ на возражение 2. Сын происходит от Отца внутренним образом, как слово происходит из души и остается пребывать в ней. Из этого следует, что такое происхождение в Боге возможно только как различение отношений, но никоим образом не как разделение сущностей.

Ответ на возражение 3. Между Отцом и Сыном – относительная противоположность, но не сущностная. Ведь, как было сказано выше, одна относительная противоположность содержится в другой.

Раздел 6. Является ли Сын равным Отцу по силе?

С шестым [положением дело] обстоит следующим образом.

Возражение 1. Кажется, что Сын не равен Отцу по силе. Ибо сказано: «Сын ничего не может творить Сам от Себя, если не увидит Отца творящего» (Ин. 5, 19). Но ведь Отец может действовать Сам. Следовательно, сила Отца превышает силу Сына.

Возражение 2. Далее, тот, кто повелевает и учит, обладает большей силой, чем тот, кто повинуется и слушает. Но Отец повелевает Сыну согласно сказанному: «Как Отец заповедал Мне, так и творю Я» (Ин. 14, 31). Отец также учит Сына: «Отец любит Сына и показывает Ему все, что творит Сам» (Ин. 5, 20). Сын же слушает: «Как слышу, так и сужу» (Ин. 5, 30). Следовательно, Отец обладает большей силой, чем Сын.

Возражение 3. Далее, быть способным породить Сына равного Себе – это принадлежит к всемогуществу Отца. Августин говорит: «Не будь Он способен породить Сына равного Себе, в чем бы тогда было всемогущество Бога Отца?»647. Но, как было показано выше (41, 6), Сын не может породить Сына. Следовательно, Сын не может совершать все, что принадлежит ко всемогуществу Отца, и значит, Он не равен Ему по силе.

Этому противоречат слова [Писания]: «Что творит Он [Отец], то и Сын творит также» (Ин. 5, 19).

Отвечаю: Сын необходимо равен Отцу по силе. Сила деяния есть следствие совершенства природы. Так, мы видим, что чем совершеннее природа у тварей, тем большей силой для действия они обладают. Далее, как было показано выше (4), само понятие божественного отцовства или сыновства требует, чтобы Сын был равен Отцу по величию, то есть по совершенству природы. Из этого следует, что Сын равен Отцу по силе; то же самое приложимо и к Святому Духу по отношению к обоим [Лицам].

Ответ на возражение 1. Слова «Сын ничего не может творить Сам от Себя» не отрицают за Сыном силу которой обладает Отец, поскольку за ними следует: «Что творит Он, то и Сын творит также». Смысл и заключается в том, что Сын получает свою силу от Отца, от Которого Он получает также Свою природу Поэтому Иларий говорит: «Единство божественной природы подразумеваете, что Сын действует Сам (per se) таким образом, что при этом Он не действует от Себя (a se)»648.

Ответ на возражение 2. То, что Отец «показывает», а Сын «слушает» следует понимать в том смысле, что Отец передает знание Сыну так же, как Он передает Свою сущность. Главенство Отца можно объяснить в том же смысле, что и передачу Сыну знания и воли к действию в вечности посредством Его порождения. Или, что вернее, это можно отнести к человеческой природе Христа.

Ответ на возражение 3. Так же, как одна и та же сущность есть в Отце отцовство, а в Сыне сыновство, так одной и той же силой Отец рождает, а Сын рождается. Поэтому ясно, что Сын может совершить все, что может совершить Отец, но из этого не следует, что Сын может рождать, поскольку такой переход предполагал бы переход от субстанции к отношению, так как порождение обозначает отношение в Боге. Итак, Сын обладает тем же всемогуществом, что и Отец, но в другом отношении; мы имеем в виду что Отец обладает силой как «дающий», когда говорим, что Он способен рождать; и мы имеем в виду, что Сын обладает силой как «получающий», когда говорим, что Он способен рождаться.

* * *

630

Metaph.V, 13.

631

DeTrin.VI, 10.

632

Metaph. X, 5.

633

DeTrin. I.

634

DeTrin.VI, 18.

635

Fulgentius, De Fide ad Petrum I.

636

De Div. Norn. IX.

637

Sent. I, D, XXXI.

638

De Verbis Domini, Serm. 38.

639

Horn, in Joan. I.

640

Contra Maxim. IV

641

De Synod. Can. 27.

642

DeTrin. IX.

643

De Synod.

644

Contra Maxim. Ill, 13.

645

Phys. IV, 210a 14–25.

646

DeThn.V

647

Contra Maxim. Ill, 7.

648

DeTrin. IX.


Источник: Фома Аквинский. Сумма теологии. Часть I. Вопросы 1-43: 5-94773-003-0, 966-521-161-7. Издательство: Киев: Эльга, Ника-Центр, Элькор-МК, Экслибрис. 2002. Перевод Еремеева, A.A. Юдина.

Комментарии для сайта Cackle