Фома Аквинский (католический святой)

Источник

Трактат о последних вещах. Вопрос 87-й. О знании, которое люди будут иметь после воскресения на Суде, о достоинствах и недостатках (В трех пунктах).

Теперь, идя по порядку, мы должны говорить о том, что будет после воскресения. Первое, что следует обсудить, это то знание, которое люди будут иметь после воскресения, на Суде, относительно достоинств и недостатков, т.е. относительно положительных и отрицательных качеств. Во-вторых, необходимо рассмотреть вопрос о самом всеобщем Суде, как относительно его времени, так и относительно места, где он будет (В. 87). В-третьих, мы обсудим вопрос о том, кто будет судить, и кто будет судим (В. 89). В-четвертых, мы будем говорить о форме, в которой Судья придет для совершения Суда (В. 90). В-пятых, мы рассмотрим вопрос о том, что будет после Суда, состояние мира и тех, которые воскреснут (В. 91).

В первом вопросе мы имеем следующие три пункта для выяснения: 1) Будет ли на Суде каждый человек знать свои грехи? 2) Будет ли на Суде каждый человек способен читать то, что находится в чужой совести? 3) Будет ли способен каждый видеть одним взглядом все достоинства и недостатки, как свои, так и чужие?

Раздел 1. Будет ли после воскресения каждый знать все те грехи, которые он совершил?

То, что после воскресения каждый не будет способен знать все те грехи, которые он совершил, представляется из следующего:

Возражение 1. Все то, что мы узнаем, мы или получаем вновь через свои чувства, или же вынимаем это из кладовой своей памяти. Но после воскресения люди будут неспособны воспринимать свои грехи посредством чувства, потому что эти грехи будут делами прошлого, в то время как чувство воспринимает только настоящее. Кроме того, многие грехи избегнут сохранения в памяти грешника, и он будет неспособен вызвать их из кладовой своей памяти. Поэтому, после воскресения человек не будет иметь знания всех тех грехов, которые он совершил.

Возражение 2. Петр Ломбардский говорит, что «существуют книги совести, в которых вписаны заслуги каждого». Никто не может читать что-либо в книге, если оно не обозначено в ней, а грех составляет свою отметку на совести, согласно церковному толкованию на слова Рим. 2:15 «свидетельствует совесть их» (ПЛ 191, 1346; Ориген «На Рим.» ПГ 14, 894), каковая отметка, по-видимому, есть не что иное, как вина или пятно позора. Но так как во многих людях это пятно позора многих грехов изглажено благодатью, то представляется, что человек не может читать в своей совести все те грехи, которые он совершил, т.е., иначе говоря, мы пришли к тому же выводу, что и прежде.

Возражение 3. Чем более значительна причина, тем более значительно ее действие. Та причина, которая заставляет нас печалиться о грехах, которые мы вызываем в своей памяти, есть христианская любовь. Так как эта любовь будет совершенной в святых после воскресения, они будут чрезвычайно печалиться о своих грехах, если они будут вспоминать их. Однако такая печаль в них невозможна, имея ввиду то, что сказал апостол: «печаль и воздыхание удалится» (Апок. 21:4; эти слова взяты из Ис. 35:10. Текст Апокалипсиса таков: «ни плача, ни вопля, ни болезни уже не будет»). Поэтому они не будут приводить на память свои грехи.

Возражение 4. В воскресении осужденные грешники будут в отношении того добра, которое они когда-то совершили, в таком же положении, в каком блаженные праведники будут в отношении тех грехов, которые они когда-то совершили. Представляется, что грешники после воскресения не будут иметь знания добра, которое они когда-то совершили, так как такое знание весьма бы облегчило их страдание. Поэтому и праведники не будут иметь знания тех грехов, которые они совершили.

Этому противоречит то, что Августин говорит, что «к нам на помощь придет некая Божественная сила, так что мы вспомним все наши грехи» («О гр. Бож.» ПЛ 41, 680). Далее мы знаем, что как человеческий суд имеет дело с внешним свидетельствованием, так Божественный суд имеет дело со свидетельством совести, согласно Писанию: «человек смотрит на лицо, а Господь смотрит на сердце» (1Цар. 16:7). Человек не может пройти совершенный суд по какому-либо делу, если не будет взято показание по всем пунктам, имеющим получить оценку и суд. Так как Божественный суд есть самый совершенный, необходимо, чтобы совесть дала свое свидетельство и показание на все, что должно быть судимо. Но мы знаем, что все дела, и добрые и злые, должны будут быть судимы: «всем нам должно явиться пред судилище Христово, чтобы каждому получить, соответственному тому, что он делал, живя в теле, доброе или худое» (2Кор. 5:10). Поэтому совесть каждого должна удержать в себе все дела, которые он совершил, и добрые и злые.

Отвечаю: Согласно словам апостола, «в день, когда... Бог будет судить» (Рим. 2:16), совесть каждого человека будет свидетельствовать ему, и его мысли будут обвинять и защищать его. А так как при всяком судебном слушании свидетель, обвинитель и обвиняемый имеют нужду в том, чтобы знать то дело, по которому должен быть объявлен суд, и так как на Страшном суде все дела людей будут подвергнуты суду, то тем самым тогда каждый человек должен будет знать все свои дела. Поэтому совесть каждого человека будет тогда как книга, содержащая его дела, по которым должен быть вынесен суд, также как и на человеческом суде, мы пользуемся записями. Об этих книгах так написано в Апокалипсисе: «и книги раскрыты были, и иная книга раскрыта, которая есть книга жизни; и судимы были мертвые по написанному в книгах, сообразно с делами своими» (Откр. 20:12) По толкованию Августина («О гр. Бож.» ПЛ 41, 680), открытые книги означают святых Нового и Ветхого Завета, в которых осуществились или подтвердились заповеди Божии. Поэтому Ришар из св. Виктора (ПЛ 196, 1182) говорит, что «их сердца будут подобны кодексу законов». А «книга жизни», о которой сказано в тексте Апокалипсиса после вышеуказанных книг, означает совесть каждого человека, и об этой книге сказано как об одной или единственной, потому что одна Божественная сила сделает то, что все вспомнят свои дела, и эта сила, поскольку она напомнит человеку его дела, называется «книгой жизни» (ср. Часть Первая, В. 24, п. 1, отв. 1; см. Августин «О гр. Бож.» ПЛ 41, 680).

Или же мы можем отнести первые книги к совести людей, а вторую книгу можем понимать как приговор Судьи, выраженный в Его промысле.

Ответ на возражение 1. Хотя многие наши достоинства и недостатки, хорошее и плохое, исчезает из нашей памяти, и тогда не будет ничего из этого, но тогда сохранится нечто в смысле действия или следствия от всего совершенного нами, потому что то хорошее, что не лишается жизненной силы, сохранится в награде за него, а то плохое, что не имело жизненной силы, сохранится в вине неблагодарности, которая увеличивается при наличии того факта, что человек согрешал после получения благодати. Подобно этому те грехи, которые не изглажены покаянием, сохранятся в неизбежности наказания, долженствующего им, в то время как те грехи, которые изглажены покаянием, сохранятся в памяти о покаянии, которое люди вспомнят тогда вместе с их другими заслугами этой жизни. Поэтому в каждом человеке тогда будет нечто, посредством чего он будет способен вспомнить свои дела. Тем не менее, Августин говорит, что Божественная энергия будет особенно способствовать этому (там же).

Ответ на возражение 2. Совесть каждого человека будет нести на себе определенные отметки деяний, совершенных им при жизни, и, как уже было объяснено, это будут отметки не только вины.

Ответ на возражение 3. Хотя в настоящее время любовь христианская есть причина печали о грехе, однако святые на небе будут так полны радости, что они не будут иметь места для печали и скорби, и поэтому они уже не будут скорбеть о своих грехах, но скорее они будут ликовать о Божественном милосердии, которое простило им их грехи. И ангелы радуются в настоящее время Божественной справедливости, посредством которой те, которых они охраняют, впали опрометчиво в грех, будучи оставлены благодатью, и спасение которых они, тем не менее, ревностно охраняют.

Ответ на возражение 4. Нечестивые грешники будут знать все хорошее, что они сделали в жизни, но это не уменьшит их наказания, а, вернее сказать, это увеличит его, потому что величайшая скорбь заключается в чувстве потери великих благ, по каковой причине Боэций говорит, что «величайшее несчастье – иметь счастье только в прошлом» («Об утеш.», ПЛ 63, 677).

Раздел 2. Будет ли каждый человек способен читать то, что находится на совести другого?

То, что для каждого человека будет невозможно читать то, что находится на совести другого, представляется из следующего:

Возражение 1. Знание тех, которые воскреснут, не будет более ясным, чем знание ангелов, равенство с которыми обещано нам после воскресения (Мф. 22:30). Ангелы не могут читать мысли друг друга в вопросах, зависящих от свободного выбора, и поэтому они нуждаются в каком-то разговоре, чтобы передавать друг другу такие вещи. Поэтому после воскресения мы будем не способны читать то, что находится на совести другого человека.

Возражение 2. Все то, что узнается, узнается или в нем самом, или в его причине, или в его следствии. Мы знаем, что доброе и злое, находящееся на совести человека, не может быть узнано другим человеком в нем самом, т.е. в этом добром или злом, потому что один Бог входит в сердце и читает его тайны. Невозможно для этого доброго или злого быть узнанным в его причине, так как все не увидят Бога, Который один может действовать на волю, от которой исходит все доброе и злое, достоинства и недостатки. Невозможно будет узнать это доброе и злое и от его следствия или результата, так как будет много грехов, которые благодаря полному изглаживанию их через покаяние, не оставят после себя никакого следствия. Поэтому для каждого будет невозможно узнать все, что находится на совести другого человека.

Возражение 3. Златоуст говорит: «Если ты будешь помнить твои грехи, пока живешь и будешь часто исповедовать их перед Богом и просить за них прощения, ты очень скоро изгладишь их. Но если ты забудешь их, ты вспомнишь их недобровольно тогда, когда они сделаются явными и будут объявлены перед всеми твоими друзьями и врагами, и в присутствии святых ангелов» («Проп. на посл. к Евреям» ПГ 63,217). Из этих слов следует, что это объявление или обнародование грехов будет наказанием человека за его небрежение к делу их исповедования. Следовательно, те грехи, которые человек исповедал при жизни, не будут известны для других.

Возражение 4. Это является облегчением знать, что имеешь многих сообщников в грехе, потому что человек менее стыдится их. Поэтому, если бы после воскресения каждый мог бы знать грехи другого, стыд каждого грешника был бы сильно уменьшен, что является чем-то несоответствующим. Поэтому каждый не будет знать грехи всех.

Этому противоречит сказанное в церковном толковании, на слова апостола: «Господь... осветит скрытое во мраке» (1Кор. 4:5) мы читаем: «Дела и помышления, и добрые и худые, будут тогда открыты и сделаются известными всем» (ПЛ 191, 1566). Прошлые грехи всех праведных будут одинаково изглажены. Но мы знаем грехи некоторых святых, например Магдалины, Петра и Давида. Поэтому и грехи других избранных Божиих будут известны, а тем более грехи осужденных грешников.

Отвечаю: На последнем и всеобщем Суде Божественная справедливость, которая в настоящее время во многих случаях скрыта, должна явиться явной для всех. Приговор того, кто приговаривает или награждает, не может быть справедливым, если он выносится не в соответствии с заслугами и недостатками, т.е. с добрым и злым, что совершил человек. Поэтому также, как судья, и суд должен знать все относящееся к делу, для того, чтобы вынести справедливый приговор, так необходимо для того, чтобы приговор явился и для всех справедливым, чтобы все, кому будет известен приговор, были бы осведомлены с его обоснованием, т.е. с тем хорошим и плохим, что совершил человек. Поэтому, поскольку каждый будет знать о своей награде или о своем осуждении, так и каждый другой будет знать об этом, и поэтому как каждый будет вспоминать все свое хорошее и плохое, все достоинства и недостатки, так будет он знать это и в отношении других людей.

Это является наиболее верным и наиболее общим мнением, хотя Ломбардский, наоборот, утверждает, что грехи человека, изглаженные раскаянием, не будут известны другим на Суде. Но если бы это было так, то надо было бы сделать вывод, что и раскаяние этого человека в своих грехах не было бы совершенно известно, что значительно умалило бы славу святых и хвалу, подобающую Богу за то, что Он так милосердно освободил их от грехов.

Ответ на возражение 1. Все предыдущие достоинства и недостатки, все злое и доброе каждого человека, придет к какому-то итогу или результату в славе или в несчастье каждого воскресающего. Следовательно, благодаря зрению этих вечных вещей, все будет зримо и в совестях людей, особенно, поскольку и Божественная сила будет способствовать этому с тем, чтобы приговор Судьи мог быть очевиден для всех именно как справедливый.

Ответ на возражение 2. Как было сказано выше (отв. 1), тогда будет возможно для доброго и злого, чем владеет человек, быть известным другим людям по итоговым результатам этого его добра или зла. Или же это будет возможно силой Бога, хотя сила тварного разума является для этого недостаточной.

Ответ на возражение 3. Обнаружение грехов к смущению грешника есть результат его небрежения в деле их исповедания. Но то, что будут открыты грехи святых, не может послужить к их смущению или смятению или постыжению, также как и Марии Магдалине не приносит смущение то, что ее грехи открыто вспоминаются в Церкви, потому что, как сказал Дамаскин, стыд есть «страх бесчестия» («О пр. вере» ПГ 94, 932; ср. Аристотель «Этика»), а это будет чем-то невозможным для святых и блаженных. Но это обнаружение грехов принесет им великую славу из-за того покаяния, которое они совершили, также как исповедующий священник приветствует человека, который мужественно исповедует свои великие преступления. О грехах говорится как об изглаженных потому, что Бог не рассматривает их в целях их наказания.

Ответ на возражение 4. Смущение и смятение грешников не будут уменьшены, а, наоборот, будут увеличены благодаря их зрению грехов других людей, ибо видя, что другие достойны стыда и порицания, грешник тем более признает себя таковым же. Ибо то, что смущение уменьшается иногда в этой жизни по данной причине обязано тому, что стыд сейчас имеет дело с оценкой людей, судящих более легко то, что является обычным. Но тогда смущение будет иметь дело с оценкой Бога, которая взвешивает каждый грех в соответствии с истиной, будет ли этот грех одного человека, или многих.

Раздел 3. Будет ли способен каждый видеть с одного взгляда все достоинства и недостатки как свои, так и чужие?

То, что каждый будет способен с одного взгляда видеть не все достоинства и недостатки как свои, так и чужие, представляется из следующего:

Возражение 1. Вещи, рассматриваемые отдельно, поодиночке не могут быть видимы все с одного взгляда. Осужденные грешники будут рассматривать свои грехи поодиночке, и будут оплакивать их, говоря, например, так: «Какую пользу принесло нам высокомерие?» (Прем. 5:8). Поэтому они не будут видеть их все с одного взгляда.

Возражение 2. Аристотель говорит, что «мы не приходим к постижению нескольких вещей в одно и то же время, т.е. одновременно» («Топика»). Достоинства и недостатки, и свои и чужие, будут видимы не иначе как интеллектом. Поэтому будет невозможно для них всех быть видимыми в одно и то же время.

Возражение 3. Разум грешников после воскресения не будет более светлым, чем разум праведников и ангелов в настоящее время, в отношении естественного познания, которым они познают вещи природно-присущими им образами. Этим познанием ангелы не могут видеть несколько различных вещей в одно и то же время. Поэтому и грешники не будут способны тогда видеть все свои дела в то же самое время или с одного взгляда.

Этому противоречит сказанное в церковном толковании на слова «ненавидящие Тебя облекутся в стыд» (Иов. 8:22) сказано: «как только они увидят Судию, все их злые дела встанут перед их глазами» (Св. Григорий «Поуч.» ПЛ 75, 857). Все они увидят Судию внезапно. Поэтому увидят они подобным образом и то зло, которое они сделали и, по этой же причине, зло других людей.

Отвечаю: Далее мы знаем, что Августин считает несообразным, чтобы на Суде читалась какая-то материальная книга, содержащая вписанные в нее дела каждой личности, и это по той причине, что было бы невозможно измерить размер этой книги или времени, потребного для ее чтения («О гр. Бож.» ПЛ 41, 680). Но подобным же образом было бы невозможно определить и то время, которое потребовалось бы для каждого, чтобы рассмотреть все его достоинства и недостатки, все доброе и злое, а также это же самое во всех других людях, – если бы он рассматривал все эти различные вещи постепенно одну за другой. Следовательно, мы должны допустить, что каждый будет видеть все эти вещи в одно время.

По этому вопросу существует два мнения. Некоторые говорят, что человек увидит тогда все достоинства и недостатки, все доброе и злое – и свое собственное и других людей, в одно и то же время, т.е. в мгновение. Это вполне вероятно, если иметь в виду блаженных праведников, так как они будут тогда видеть все вещи в Слове и, следовательно, не неразумно считать, что они увидят различные вещи в одно и то же время. Но в отношении осужденных грешников трудность думать так очевидна, поскольку их разум не возвысится с тем, чтобы быть в состоянии видеть Бога и все остальное в Нем.

Поэтому другие говорят, что грешники увидят все свои грехи и грехи других людей в одно и то же время, не в каком-то общем, генеративном или родовом смысле, и этого будет достаточно и для обвинения и для оправдания на Суде, но что они не увидят их всех в одно и то же время вплоть до каждого отдельного греха. Однако это, по-видимому, несогласно со словами Августина (там же), который говорит, что они будут пересчитывать все грехи в одном взгляде своего разума, а то, что познается в родовом общем смысле, то не пересчитывается.

Поэтому мы должны избрать для решения этой проблемы средний путь, считая, что они будут рассматривать каждый грех не одновременно (с другими), но в какое-то очень короткое время, с помощью Божественной силы, которая придет к ним. Это согласуется со словами Августина, который говорит, что «они будут отличаться удивительной быстротой» (там же). Это не невозможно, так как в отрезке времени, как бы он ни был мал, потенциально существует бесконечное число мгновений. Всего этого достаточно для ответов на возражения с любой стороны вопроса.


Источник: Сумма Теологии / Фома Аквинский; [Пер. с лат. С.И. Еремеева, А.А. Юдина]. - Киев : Эльга ; М. : Ника-Центр, 2002-. / Ч. II-I. Вопросы 49-89. 2008. – 536 с.; Ч. II-I. Вопросы 90-114. 2010. – 432 с.

Комментарии для сайта Cackle