Фома Аквинский (католический святой)

Источник

Вопрос 91. О качестве мира после страшного суда

Мы должны рассмотреть качество, которое приобретут мир и те, которые воскреснут после суда. Три стороны данного вопроса предлагается рассмотреть: 1) состояние и качество мира; 2) состояние праведников; 3) состояние грешников. Относительно этого исследуется пять положений: 1) будет ли обновление мира; 2) прекратится ли движение небесных тел; 3) будут ли небесные тела еще больше блестеть; 4) получат ли элементы дополнительную чистоту; 5) останутся ли животные и растения.

Раздел 1. Будет ли обновление мира?

Возражение 1. Представляется, что мир никогда не будет обновлен. Ничего нового не будет, как кроме того, что происходит сейчас относительно человеческого рода: «Что было, то и будет; и что делалось, то и будет делаться» (Екл. 1,9). Мир никогда не имел никакого другого расположения чем то, что сейчас в отношении существенных его частей, и вида, и рода. Следовательно, мир никогда не будет обновлен.

Возражение 2. Далее, обновление – это своего рода изменение. Невозможно для вселенной измениться; потому что то, что меняется, свидетельствует о том, кто изменяет, который однако не меняется и является причиной местного движения: и невозможно разместить такую вещь вне вселенной. Следовательно, представляется невозможным для мира обновиться.

Возражение 3. Далее, говорится, что «Бог … почил в день седьмый от всех дел Своих, которые делал» (Быт. 2,2), и святые отцы объясняют, что «Он почил от создания новых существ». Когда вещи были впервые установлены, уклад, возложенный на них, был тот же самый, что и сейчас в естественном порядке. Следовательно, у них не будет другого положения.

Возражение 4. Далее, положение, которое имеют сейчас вещи, естественно для них. Следовательно, если изменить это расположение для них, то оно будет неестественным для них. То, что не естественно и случайно, не может существовать вечно (De Coelo et Mundo I). Следовательно, это расположение, будучи обновленным, будет удалено от них; таким образом, будет цикл изменений в мире, как Эмпедокл и Ориген утверждали (Peri Archon. II, 3), и после этого мир будет другим, после снова другим.

Возражение 5. Далее, новизна славы дана рациональному существу в качестве награды. Там, где нет заслуг, нет и наград. Поскольку бесчувственные существа ничего не заслужили, представляется, что они не будут обновлены.

Этому противоречит: «Ибо вот, Я творю новое небо и новую землю, и прежние уже не будут воспоминаемы и не придут на сердце» (Ис. 65,17); и: «И увидел я новое небо и новую землю; ибо прежнее небо и прежняя земля миновали» (Откр. 21,1).

Далее, жилище должно подходить жильцу. Мир был создан в качестве жилья для человека. Следовательно, он должен подходить человеку. Человек будет обновлен. Следовательно, мир обновится подобным образом.

Далее, «Всякое животное любит подобное себе» (Сир. 13,19), очевидно, что сходство – это причина любви. Человек имеет сходство со вселенной, его еще называют «малым миром». Следовательно, человек любит мир естественно и желает ему добра соответственно. Следовательно, чтобы удовлетворить желание человека, мир тоже должен стать лучше.

Отвечаю: Мы верим, что все материальные вещи были созданы для человека, соответственно все вещи и подчиняются ему. Они служат человеку в двух направлениях. Во-первых, как поддержка его телесного существования. Во-вторых, для познания Бога, ввиду того, что человек видит невидимые вещи Бога с помощью сотворенных предметов (Рим. 1,20). Соответственно прославленный человек никак не нуждается в предметах, которые служат для поддержки его телесной жизни, поскольку его тело будет нетленным, Божественная сила будет воздействовать на душу, которую прославит мгновенно. Также человеку не нужны вещи для познания, поскольку он увидит Бога в Его сущности мгновенно. Плотской глаз, тем не менее, не сможет постичь видение Сущности; почему это может быть удобным в видении Бога, он увидит Божественную природу в Его материальном воздействии, в котором явные доказательства Божественного величия проявятся, особенно в плоти Христа, потом уже в телах праведников, и после во всех других телах. Следовательно, этим телам также понадобится еще больший приток милости, чем сейчас, не для того, чтобы изменить род, но чтобы добавить совершенство славе: и таким будет обновление мира. Одновременно мир будет обновлен, человек будет прославлен.

Ответ на возражение 1. Соломон говорит о естественном течении: это очевидно из его дополнения: «И нет ничего нового под солнцем». Поскольку движение солнца следует по кругу, те вещи, которые подчиняются солнцу, должны иметь своего рода круговое движение. Это заключается в том факте, что вещи, которые были раньше, возвращаются в тот же род, но разными в человеке (De Generat. i). Но вещи в состоянии возвеличивания не «под солнцем».

Ответ на возражение 2. Этот аргумент рассматривает изменение, которое происходит от естественного источника, который действует по природной необходимости. Данный источник не может производить разные положения, если только он сам не будет расположен по-иному. Вещи, созданные Богом, происходят из свободы воли, поэтому возможно, без изменений в Боге, Который повелевает ими, для вселенной иметь одно положение в одно время, и другое – в другое время. Таким образом, это обновление не будет сокращено до основания, которое движется, но до неподвижного принципа, а именно Бога.

Ответ на возражение 3. Утверждается, что Бог почил на седьмой день, творя новых созданий, поскольку ничего не было создано после этого, чего бы не было предварительно по подобию [*Cf. FP, Q [73], A [1]] или обыкновенно, или особенно, или по крайней мере по конструктивному признаку, или даже в послушной/родственной возможности/потенциальности [*Cf. FP, Q [115], A [2], ad 4; TP, Q [11], A [1]]. Я говорю, что будущее обновление мира предварялось в трудах шести дней с помощью отдаленного подобия, а именно в славе и благодати ангелов. Более того, оно предварялось в послушной/родственной возможности/потенциальности, которая была потом дарована созданию с целью получения этого самого обновления с помощью Божественного действия.

Ответ на возражение 4. Это расположение новизны не будет ни природным и, наоборот, для природы, но над природой (так как благодать и слава над природой души): она произойдет от вечного источника, который сохранит ее навечно.

Ответ на возражение 5. Хотя, правильнее сказать, бесчувственные тела не заслужат прославления, человек заслужвает, чтобы эта слава была подарена целой вселенной, поскольку это ведет к приумножению славы человека. Таким образом, человек заслуживает быть облаченным в более великолепные одежды, величие которых одежды никак не заслужили.

Раздел 2. Прекратится ли движение небесных тел?

Возражение 1. Представляется, что когда мир обновится, движение небесных тел не прекратится. Ибо написано: «впредь во все дни земли сеяние и жатва, холод и зной, лето и зима, день и ночь не прекратятся» (Быт. 8,22). Ночь и день, лето и зима вытекают из движения солнца. Следовательно, движение солнца никогда не прекратится.

Возражение 2. Далее, написано: «Так говорит Господь, Который дал солнце для освещения днем, уставы луне и звездам для освещения ночью, Который возмущает море, так что волны его ревут; Господь Саваоф – имя Ему. Если сии уставы перестанут действовать предо Мною, говорит Господь, то и племя Израилево перестанет быть народом предо Мною навсегда» (Иер. 31:35, 36). Племя Израилево никогда не прекратится, но останется навеки. Следовательно, законы дня и морских волн, которые исходят из движения небесных тел, останутся навечно. Следовательно, движение небесных тел не прекратится.

Возражение 3. Далее, материя небесных тел останется навечно. Бесполезно признавать существование вещи, пока ты не признаешь цель ее создания: и небесные тела были созданы «для отделения дня от ночи, и для знамений, и времен, и дней, и годов» (Быт. 1,14). Но они не могут делать это движения. Следовательно, их движение будет существовать вечно, и еще эти тела останутся без цели.

Возражение 4. Далее, в обновлении мира весь мир станет лучше. Следовательно, никакое тело не будет лишено того, что относится к его совершенству. Движение принадлежит к совершенству небесного тела, потому что как утверждается в De Coelo et Mundo II, «эти тела участвуют в Божественной благодати в своем движении». Соответственно, движение неба не прекратится.

Возражение 5. Далее, солнце успешно дает свет разным частям света по причине их кругового движения. Следовательно, если круговое движение небесных тел, следует, что в некоторых частях земли будет вечная темнота, которая не соответствует вышеописанному обновлению.

Возражение 6. Далее, если движение должно пркратиться, это может быть только потому что движение создает некое несовершенство, например изнашивание, которое невозможно, потому что это движение естественное, и небесные тела бесчувственные, поэтому они не могут износиться из-за движения (De Coelo et Mundo II). Следовательно, движение неба не прекратится.

Возражение 7. Далее, потенциальность бесполезна, если она не превращается в действие. В каком бы положении небесное тело не было сейчас помещено, оно в потенциальности на другое положение. Следовательно, если потенциальность не превращается в действие, она будет оставаться бесполезной, и она всегда будет несовершенной. Но она не может перейти в действие местным движением. Следовательно, оно всегда будет в движении.

Возражение 8. Далее, если вещь безразлична в отношении более чем одного изменения, или оба относятся к нему, или ничто. Солнцу безразлично быть на востоке или на западе, его движение не будет одинаковым везде, поскольку оно движется быстро к месту, которое более естественно для него. Следовательно, или никакое положение не относится к солнцу, или оба. Ни оба, ни никакое не могут оноситься к нему, если только не успешно движением; если оно стоит на месте, оно должно пребывать в определенном положении. Следовательно, солнечное тело всегда будет в движении, и подобным образом все остальные небесные тела.

Возражение 9. Далее, движение небес – это дело времени. Следовательно,если движение неба исчезнет, время должно тоже исчезнуть: если они должны исчезнуть, они исчезнут мгновенно. Мгновение определено как (Phys. VIII) «начало будущего и конец прошлого». Соответственно, будет время после последнего мгновения времени, что невозможно. Следовательно, движение небес никогда не прекратится.

Возражение 10. Далее, слава не двигает природу. Но движение небес – это естественно. Следовательно, оно не лишено славы.

Этому противоречит: Утверждается, что ангел, который появился, «и клялся живущим во веки веков… что времени уже не будет» (Откр. 10,6), а именно после седьмого ангела зазвучала труба, при звуках которой «мертвые воскреснут нетленными» (1Кор. 15,52). Если нет времени, нет и движения небес. Следовательно, движение небесных тел прекратится.

Далее: «Не зайдет уже солнце твое, и луна твоя не сокроется» (Ис. 60,20). Заход солнца и фазы луны вызваны движением небес. Следовательно, небесное движение прекратится наконец-то.

Далее, показано в De Gener. Ii, что «движение неба существует ради продолжения рода в этом низшем мире». Но род прекратится, когда количество избранных будет полным. Следовательно, движение неба прекратится.

Далее, все движения ради конца (Metaph. II). Все движения ради конца прекращаются, когда конец достигнут. Следовательно, или движение небес никогда не достигнет конца, и таким образом оно будет бесполезным, или оно прекратится наконец-то.

Далее, отдых более благороден, чем движение, потому что вещи подобны Богу, Который в высшей степени неподвижим, будучи сами неподвижными. Движение низших тел приводится в состояние покоя естественным образом. Следовательно, поскольку небесные тела более благороднее, их движение приводится в состояние покоя естественным образом.

Отвечаю: Существует три мнения относительно этого вопроса. Первое относится к философам, которые заявляют, что движение небес будет продолжаться вечно. Но это мнение не согласуется с нашей верой, которя считает, что избранные в числе тех, которых преопределил Бог, поэтому и рождение людей не будет вечным, и по этой же причине, никакие другие вещи, которые направлены на рождение людей, такие как движение небес и вариации элементов. Другие утверждают, что движение небесных тел прекратится естественным образом. Но и это мнение ошибочно, поскольку каждое тело, которое двигается естественным образом, имеет место, где оно пребывает в состоянии покоя естественным образом, куда оно движется естественно, и откуда оно не двигается, если только по принуждению. Никакое такое место не может быть назначено для небесного тела, поскольку это не более естественно для солнца двигаться к пункту назначения на востоке, чем двигаться от него, отчего или его движениене будет естественным, или его движение не перейдет в состояние покоя естественным образом. Следовательно, мы должны согласиться с теми, которые говорят, что движение небесных тел прекратится при обновлении мира, не по естественной причине, но в результате воли Бога. Тела, рассматриваемые в данном вопросе, как и другие, были созданы, чтобы служить человеку в двух направлениях, упомянутых выше (A [1]): и в состоянии славы человек не будет более нуждаться в этих услугах, именно относительно которых небесные тела служат человеку для поддержания его телесного существования. В этом смысле небесные тела служат человеку своим движением, поскольку небесным движением человеческий род приумножается, растения и животные нужны для человека в производстве, и температура атмосферы способствует здоровью. Следовательно, движение небесного тела остановится, как только человек будет прославлен.

Ответ на возражение 1. Эти слова относятся к земле в настоящем состоянии, когда она может быть источником рождения и гниения растений. Это очевидно из высказывания «Все дни земли, время сева и урожая» и.т.д. И это просто допустить, что пока земля пригодна для посева и урожая, движение неба не прекратится.

Отвечаю на возражение 2 подобным образом, что Господь говорит о продолжительности племени Израилева относительно настоящего состояния. Это очевидно из слов: «Племя Израилево перестанет быть народом предо Мною навсегда». После этого состояния не будет последовательности дней: посему и законы, о Которых Он упоминал, прекратятся после этого состояния.

Ответ на возражение 3. Конец, который назначен небесным телам, – это их приблизительный конец, потому что это свойственное им действие. Но это действие направлено далее к другому концу, а именно, служению человеку, которое можно найти в следующих словах: «И дабы ты, взглянув на небо и увидев солнце, луну и звезды [и] все воинство небесное, не прельстился и не поклонился им и не служил им, так как Господь, Бог твой, уделил их всем народам под всем небом» (Втор. 4,19). Следовательно, мы должны сформировать наше суждение о небесных телах, исходя более из их служения человеку, чем конца, назначенного им в Бытии. Более того, небесные тела, как было заявлено выше, будут служить прославленному человеку по-другому; соответственно, не следует, что они останутся без цели.

Ответ на возражение 4. Движение не принадлежит совершенству небесных тел, если только это не причина зарождения и гниения в этом низшем мире: и относительно этого это движение заставляет небесное тело участвовать в Божественной благости в качестве определенного сходства причинности. Но движение не имеет отношения к совершенству существования небес, чья материя останется. Поэтому не следует, что когда движение прекратится, материя неба утратит свое совершенство.

Ответ на возражение 5. Все элементарные тела будут иметь в себе определенную чистоту славы. Следовательно, хотя часть поверхности земли не будет освещена солнцем, не будет ни в коем случае никакой темноты.

Ответ на возражение 6. Толкование Амвросия на послание к римлянам (Рим. 8,22) «Вся тварь совокупно стенает» и.т.д. говорит ясно, что «все элементы трудятся, чтобы исполнить обязанности: таким образом, солнце и луна займут места, предназначенные для них, не без работы: это ради нас, почему они будут отдыхать, когда нас заберут на небеса». Эта работа, на мой взгляд, не означает, что какое-то напряжение или волнение происходит в этих телах от их движения, поскольку это движение естественное для них и без принуждения, как это доказано в De Coelo et Mundo I. Работа же здесь означает дефект в отношении срока, к которому вещь склоняется. Следовательно, поскольку движение предопределено Божественным промыслом для завершения количества избранных, следует, что пока последнее еще неполное, это движение не достигло еще того срока, который ему был предопределен: следовательно, сказано образно относительно труда, как человек, который не имеет того, что он намеревается иметь. Этот дефект не исчезнет в небесах, когда количество избранных будет полным. Или же это можно отнести к желанию будущего обновления, которое оно ожидает от Божественного промысла.

Ответ на возражение 7. В небесном теле нет потенциала, который бы заканчивался местом, или который был бы создан для этого конца, который будет в таком или таком месте. Потенциал относительно ситуации с местом относится к небесному телу, как потенциал ремесленника строить различные дома одного типа: если он строит один из этих домов, не говорят, что он имеет бесполезный потенциал, и подобным образом в любой ситуации, каким бы не оказалось небесное тело, его потенциал быть в месте не останется несовершенным или бесцельным.

Ответ на возражение 8. Хотя небесное тело, относительно его природы, одинаково склоняется к каждой ситуации, которую оно может занимать, тем не менее, в сравнении с вещами вне его, оно не склоняется к каждой ситуации: относительно одной ситуации оно имеет более благородное положение в сравнении с определенными вещами, чем в отношении другой ситуации; таким образом, в нашем вопросе солнце имее более величественное положение в дневное время, нежели в ночное время. Следовательно, вероятно, что полное обновление направлено на человека, небо будет иметь самое благородное положение в этом обновлении относительно нашего жилища там. Или, согласно некоторым, небо будет пребывать в состоянии покоя в ситуации, в которой он был создан, одно из его вращений останется незаконченным. Но этот аргумент кажется невероятным, вращение неба составляет не менее чем 36,000 лет, следует, что мир должен существовать этот промежуток времени, что кажется невероятным. Более того, согласно этому мнению, становится известным, когда мир придет к своему концу. Мы можем заключить с вероятностью астрономов, в каком положении небесные тела были созданы, учитывая количество лет, которое миновало с начала мира: и также станет возможным узнать точное количество лет, которое понадобится им, чтобы вернуться в такую же позицию: время конца мира неизвестно.

Ответ на возражение 9. Время наконец-то прекратится, когда небесное движение остановится. И последнее «сейчас» не будет началом будущего. Определение применяется к слову «сейчас» в качестве продолжения некоторых промежутков времени, а не прекращения всего времени.

Ответ на возражение 10. Движение неба считается естественным не потому, что оно часть природы в некоторм роде, когда мы говорим о природных принципах; но потому, что оно имеет основание в природе тела, не активный, но чувствительный принцип. Его активный принцип – это духовная субстанция, как толкователь говорит в De Coelo et Mundo; и, следовательно, неразумно для движения прекратить свое существование при обновлении славы, поскольку природа небесного тела не изменится из-за прекращения движения.

Допускаю другие возражения, которые приводят аргументы в противоположном смысле, а именно первые три, потому что они делают заключение должным образом. Поскольку оставшиеся два делают вывод, что движение небесных тел прекратится естественным образом, мы должны ответить на них. На первое отвечаю, что движение прекратится, когда его цель будет достигнута, при условии, что это последствие, и не сопровождает движение. Цель небесного движения согласно философам сопровождает это движение, а именно, имитируя Божественную благость в причинности этого движения относительно низшего мира. Отсюда не следует, что движение прекратится естественным образом.

На второе отвечаю, что, хотя неподвижность благороднее движения, движение в подчинении, которое может приобрести совершенное участие в Божественной благодати, благороднее, чем покой в подчинении, которое неспособно приобрести это совершенство в движении. По этой причине земля, которая низшая из элементов, находится без движения: хотя Бог, Который возвышен над всеми вещами находится без движения, Кем более благородные тела приводятся в движение. Следовательно, движение высших тел может поддерживаться телесно, поскольку их природная сила озабочена, и никогда не отдыхает, хотя движение низших тел пребывает в покое.

Раздел 3. Будут ли небесные тела еще больше блестеть?

Возражение 1. Представляется, что яркость небесных тел не увеличится при обновлении. Это обновление относительно низших тел будет вызвано очищающим огнем. Но очищающий огонь не достигнет небесных тел. Следовательно, небесные тела не будут обновлены за счет увеличения яркости.

Возражение 2. Далее, поскольку небесные тела – причина зарождения в низшем мире посредством движения, также и посредством света. Но, когда рождение прекратится, движение прекратится, как утверждалось выше (A [2]). Следовательно, подобным образом свет небесных тел скорее исчезнет, чем увеличится.

Возражение 3. Далее, если небесные тела обновятся, когда человек обновится, следует, что когда человек разрушится, они разрушатся подобным образом. Но это представляется маловероятным, поскольку эти тела неизменяемы в своей субстанции. Следовательно, они не будут обновлены, когда обновится человек.

Возражение 4. Далее, если они разрушатся, то следует, что их разрушение было наравне с улучшением, которое выпадет им при обновлении человека. Написано, что «свет луны будет подобен свету солнца» (Ис. 30,26). Следовательно, в первоначаьном состоянии до грехопадения луна светила как солнце. Следовательно, когда луна была над землей, светила она как солнце и был день: однако это неверно, что демонстрируют нам слова из книги Бытия, что луна была создана, чтобы «управлять ночью» (Быт. 1,16). Следовательно, когда человек согрешил, небесные тела не были лишены своего света; и их свет не был увеличен, представляется, что так будет, когда прославится человек.

Возражение 5. Далее, яркость небесных тел, как и других созданий, направлена служить человеку. После воскресения яркость солнца будет не нужна человеку, ибо написано: «Не будет уже солнце служить тебе светом дневным, и сияние луны светить тебе» (Ис. 60,19) и: «И город не имеет нужды ни в солнце, ни в луне для освещения своего» (Откр. 21,23). Следовательно, их яркость не увеличится.

Возражение 6. Далее, ремесленник не будет мудрым, если приготовит большие инструменты для маленькой работы. Человек – маленький по сравнению с небесными телами, чья огромная масса превосходит размер человека вне всякого сранения: фактически размер всей земли по сравнению с небесами – это точка, сравнимая с шаром, как говорят астрономы. Но Бог мудр, представляется, что человек – не конец создания небес. и недостойно, чтобы небеса рухнули, когда он согрешил, или, чтобы они стали лучше, когда он будет возвеличен.

Этому противоречит: «И свет луны будет, как свет солнца, а свет солнца будет светлее всемеро» (Ис. 30,26).

Далее, целый мир будет обновлен к лучшему. Небеса более благородная часть материального мира. Следовательно, они будут изменены к лучшему. Но это будет невозможно, пока они не станут светить еще больше. Следовательно, их яркость улучшится и увеличится.

Далее, «вся тварь совокупно стенает и мучится доныне, ожидая откровения славы детей Божиих» (*Сама тварь освобождена будет от рабства тлению в свободу славы детей Божиих. Мы знаем, что каждая тварь стенает и мучится, и.т.д.) (Рим. 8:21, 22). Так и небесные тела, как говорит толкование в этом же отрывке. Следовательно, они ожидают славы святых. Но они не ожидали бы этого, если бы ничего не получили. Следовательно, их яркость увеличится, поскольку это их основная красота.

Отвечаю: Обновление мира ведет к концу, после обновления Бог может стать видимым для человека такими явными признаками, что будет восприниматься чувствами. Сейчас создания приводятся к познанию Бога в основном миловидностью и красотой, которые провозглашают мудрость Создателя и Господина; написано же: «ибо от величия красоты созданий сравнительно познается Виновник бытия их» (Прем. 13,5). Красота небесных тел заключается в свете; посему написано: «красота неба, слава звезд, блестящее украшение, владыка на высотах!» (Сир. 43,10). Следовательно, небесные тела будут улучшены, особенно в отношении их яркости. Но в какой степени и каким образом произойдет это улучшение известно только Ему одному, Который все это осуществит.

Ответ на возражение 1. Очищаюший огонь не послужит причиной обновления, но только приведет к нему, очищая от мерзости греха и нечистоты в результате смешения тел, что невозможно найти в небесных телах. Следовательно, хотя небесные тела не должны быть очищены огнем, они, тем не менее, будут Божественным образом обновлены.

Ответ на возражение 2. Движение не означает совершенство в движущейся вещи, рассмотренной в себе, поскольку движение – это действие того, что несовершенно: хотя оно может принадлежать совершенству тела, так как последнее есть источник чего-то. Но свет принадлежит к совершенству светлого тела, даже рассмотренного в его субстанции: и, соответственно, после того, как небесное тело перестанет быть источником зарождения, его яркость останется, в то время как его движение прекратится.

Ответ на возражение 3. Толкование на книгу пророка Исаии «свет луны будет подобен свету солнца» (Ис. 30,26) говорит: «Все вещи, созданные ради человека, разрушились при его падении, солнце и луна уменьшились в свете». Это уменьшение понимается некоторыми как действительное уменьшение света. Не имеет значения, что небесные тела по природе неизменяемы, потому что это изменение было осуществлено Божественной силой. Другие, тем не менее, с большой вероятностью, воспринимают это уменьшение не как действительное уменьшение света, но как уменьшение относительно использования человеком; потому что после грехопадения человек не получал столько пользы от небесных тел как раньше. Об этом также читаем: «проклята земля за тебя …терния и волчцы произрастит она тебе» (Быт. 3:17, 18); хотя она произвела терния и волчцы до греха, но не в качестве наказания человеку. Не следует, что если свет небесных тел не был уменьшен существенно через грех человека, то они будут увеличены при прославлении человека, потому что грех человека не изменил состояние вселенной, поскольку как до, так и после грехопадения человек имел животноводство, которому нужно движение и рождение материального создания; прославление человека принесет изменения в состояние всех материальных созданий, как говорилось выше (Q [76], A [7]). Следовательно, нет сравнения.

Ответ на возражение 4. Это уменьшение, согласно более вероятному мнению, относится к субстанции, а не воздействию. Не следует, что луна, когда она была над землей, создавала дневной свет, но что человек получал пользу от лунного света как сейчас от солнечного света. После воскресения, тем не менее, когда лунный свет действительно увеличится, не будет нигде ночи на земле, только в центре земли, где будет ад, потому что луна будет светить так же ярко как солнце сейчас, хотя солнце в семь раз ярче будет светить, тела праведников в семь раз ярче буду сиять чем солнце, хотя нет полномочий или причины доказывать это.

Ответ на возражение 5. Вещь может быть полезна человеку в двух напрвлениях. Во-первых, по причине необходимости, и таким образом никакое существо не будет полезным для человека, потому что получит достаточность от Бога. Об этом говорится в Откровении, согласно которому, «город не имеет нужды ни в солнце, ни в луне» (Откр. 21,23). Во-вторых, в счет большего совершенства, и таким образом человек будет использовать создания, не как нужные ему, чтобы достичь своего конца, так, как он использует их сейчас.

Ответ на возражение 6. Этот аргумент приналежит равви Моисею, который пытается доказать (Dux errantium III), что мир был создан не для человека. Он придерживается того, что мы читаем в Ветхом Завете об обновлении мира, в цитате из книги пророка Исаии, об этом сказано образно: даже сказано, что солнце темнеет относительно человека, столкнувшегося с большой печалью, не зная, что делать (подобная манера высказываться свойственна Святому Писанию), с другой стороны, сказано, что солнце светит ярче для человека, и целый мир обновляется, когда он приводится из печального состояния в состояние огромной радости. Но это не согласуется с авторитетом и комментариями святых отцов. Соответственно, мы должны ответить на этот аргумент, что, хотя небесные тела намного превосходят человеческое тело, рациональная душа превосходит небесные тела намного больше, чем они превосходят человеческое тело. Следовательно, неразумно говорить, что небесные тела были созданы ради человека; и не как главный конец, поскольку главный конец всех вещей – это Бог.

Раздел 4. Будут ли элементы обновлены дополнительной яркостью?

Возражение 1: Представляется, что элементы не будут обновлены дополнительной яркостью. Так как свет – это свойство, присущее небесным телам, то такие свойства, как тепло или холод, влажность или сухость относятся к элементам. Следовательно, небеса обновятся за счет увеличения яркости, так и элементы должны обновиться за счет увеличения активных и пассивных качеств.

Возражение 2. Далее, разряженность плотность – свойства элементов, и элементы не лишатся их при обновлении. Разряженность и плотность элементов представляются тркдностью на пути получения яркости, поскольку яркому телу необходимо сгущать, по этой причине разряженность воздуха кажется несовместимой с яркостью, и подобным образом плотность земли является преградой для прозрачности. Следовательно, невозможно для элементов быть обновленными дополнительной яркостью.

Возражение 3. Далее, установлено, что проклятые будут в земле. Также они будут пребывать в темноте и не только во внутренней, но во внешней. Следовательно, земля не получит яркость при обновлении, по этой же причине и другие элементы будут лишены дополнительной яркости.

Возражение 4. Далее, увеличение яркости в элементах предполагает увеличение тепла. Если при обновлении яркость элементов будет больше чем сейчас, их тепло будет тоже увеличено; таким образом, представляется, что они поменяют свои природные свойства, которые являются фиксированной единицей измерения: и это абсурдно.

Возражение 5. Далее, благо вселенной, заключающееся в порядке и гармонии, намного прекраснее, чем благо любого отдельно взятого существа. Но если создание станет лучше, то благо земли исчезнет, потому что не будет более той гармонии. Следовательно, если элементарные тела, которые согласно их природной степени во вселенной должны быть лишены яркости, должны будут получить яркость, совершенство вселенной будет скорее уменьшено, чем увеличено.

Этому противоречит: «И увидел я новое небо и новую землю» (Откр. 21,1). Небеса будут обновлены дополнительной яркостью. Следовательно, земля и подобные элементы также обновятся.

Далее, низшие тела, как и высшие тела, предназначены для пользы человека. Материальное создание получит награду за служение человеку, как говорит толкование Амвросия на послание к римлянам «Вся тварь совокупно стенает» (Рим. 8,22) и толкование Иеронима на книгу пророка Исайи «И свет луны будет» (Ис. 30,26) и.т.д. Следовательно, элементы будут прославлены, также как и небесные тела.

Далее, человеческое тело состоит из элеметов. Следовательно, элементарные частицы в человеческом теле будут прославлены дополнительной яркостью, когда человек будет прославлен. Логично, что целое и часть должны иметь одинаковое расположение. Следовательно, логично, что сами элементы должны получить яркость.

Отвечаю: Поскольку существует определенный порядок между небесными душами и земными, или человеческими душами, так есть и порядок между небесными телами и земными. Поскольку материальное создание было сотворено для духовного и управляется им, следует, что материальные вещи также имеют дело с духовными вещами. В последнем завершении вещей низшие духи получат свойства высших, потому что люди будут, как ангелы на небе (Мф. 22,30): и это завершится присвоением высшей степени совершенства в том, в чем человеческая душа согласуется с ангельской. Подобным образом, поскольку низшие тела не согласуются с небесными телами, кроме как по природе света и прозрачности (De Anima II), следует, что низшие тела будут усовершенствованы главным образом в отношении яркости. Следовательно, все элементы будут облачены в некоторую яркость, не в равной степени, но согласно их образу: ибо сказано, что земля на внешней поверхности будет прозрачной как стекло, вода как кристалл, воздух как небеса, огонь как свет небес.

Ответ на возражение 1. Как утверждалось выше (A [1]), обновление мира направлено на то, чтобы человек, пусть даже с помощью чувств, мог бы увидеть Божественную природу с помощью явных признаков. Наиболее духовные и нежные чувста – это зрение. Соответственно, все низшие тела нуждаются в улучшении, особенно относительно видимых свойств, главным из которых является свет. С другой стороны, элементарные свойства относятся к прикосновению, которое является самым материальным из всех чувств, и чрезмерность их противоречия более неприятна, чем приятна; тогда как избыток света будет приятным, поскольку нет в этом расхождения, за исключением слабости органа, которого не будет тогда.

Ответ на возражение 2. Воздух будет ярким, но не метающим лучи, но как просвещенная прозрачность, в то время как земля, хотя она и непрозрачная из-за недостатка света, с помощью Божественной силы ее поверхность будет покрыта яркостью без ущерба для ее плотности.

Ответ на возражение 3. Земля не будет прославлена яркостью в адских местах; вместо этой славы, эта часть земли будет иметь рациональный дух людей и бесов, которые слабы по причине греха, но находятся выше, чем материальные по достоинству их природы, или мы можем сказать, что, хотя целая земля прославлена, грешники будут пребывать во внешней темноте, поскольку даже огонь ада, пока будет гореть для них в одном отношении, не сможет освещать их в другом.

Ответ на возражение 4. Эта яркость будет в этих телах как будто она пребывает в небесных телах, в которых она не вызывает тепло, потому что эти тела будут неизменными, как сейчас небесные тела.

Ответ на возражение 5. Порядок вселенной не исчезнет после улучшения элементов, потому что все другие части будут тоже улучшены, и та же самая гармония останется.

Раздел 5. Останутся ли растения и животные в этом обновлении?

Возражение 1. Представляется, что растения и животные останутся в обновлении. Элементы не должны быть лишены ничего того, что принадлежит к их украшению. Элементы должны украшаться животными и растениями (*Cf. Быт. 1,11,12,20,21,24,25). Следовательно, они не исчезнут в этом обновлении.

Возражение 2. Далее, элементы служат человеку, также служат ему животные, растения, минералы. Учитывая это служение, элементы будут прославлены. Следовательно, и животные, и растения, и минералы, будут прославлены подобным образом.

Возражение 3. Далее, вселенная останется несовершенной, если то, что способствует ее совершенству, будет удалено. Животные, растения, минералы принадлежат совершенству вселенной. Поскольку мы не можем сказать, что мир останется несовершенным, представляется, что мы можем утверждать, что растения и животные останутся.

Возражение 4. Далее, животные и растения имеют более благородную форму, чем элементы. Мир будет изменен к лучшему во время последнего обновления. Следовательно, скорее животные и растения должны остаться, чем элементы, потому что они благороднее.

Возражение 5. Далее, неуместно утверждать, что природная потребность будет нарушена. По своей естетственной потребности животные и растения желают существовать вечно, не в отношении особи, по крайней мере, в отношении вида: к этому концу направлен их непрерывный род (De Generat. II). Следовательно, неуместно говорить, что эти виды наконец-то прекратят свое существование.

Этому противоречит: Если животные и растения должны остаться, то или все, или некоторые из них. Если все из них, то бессловесные животные, которые умерли, воскреснут снова, как воскреснут люди. Но это нельзя утверждать, потому что их форма ни к чему не приводит, они не могут обрести вновь ту же самую идентичную форму. С другой стороны, если не все из них останутся, то нет причины одному оставаться навечно, а другому нет, представляется, что никто из них не останется. То, что останется после обновления мира, останется навечно, зарождение и тление исчезнут. Следовательно, растения и животные все вместе прекратят существование после обновления мира.

Далее, согласно философу (De Generat. II), виды животных, растений и подобных портящихся вещей не сохраняются за исключением продолжительности небесного движения. Это прекратится тогда. Следовательно, будет невозможно этим видам сохраниться.

Далее, если конец прекратится, то вещи, направленные к этому концу, прекратятся. Животные и растения были созданы для обслуживания человеческой жизни; написано: «как зелень травную даю вам все вашей плоти» (*Вул.: «дал их всех вам») (Быт. 9,3). Следовательно, когда прекратится животная жизнь человека, растения и животные прекратят тоже свое существование. После обновления животная жизнь в человеке прекратится. Следовательно, ни растения, ни животные не должны остаться.

Отвечаю: Поскольку обновление мира будет ради человека, то следует, что он должен соответствовать обновлению человека. Будучи обновленным, человек перейдет от состояние тления в состояние нетления и вечного покоя, посему написано: «Ибо тленному сему надлежит облечься в нетление, и смертному сему облечься в бессмертие» (1Кор. 15,53). Соответственно, мир будет обновлен таким образом, чтобы избавиться от всего тленного и остаться навеки в покое. Следовательно, будет невозможным для всего быть предметом обновления, пока оно предмет тления. Таковы небесные тела, элементы, человек. Небесные тела по своей природе нетленны как в целом, так и частично; элементы тленны относительно своих частей, но нетленны в целом: в то время как человек тленен как в целом, так и частично, это относительно их сущности, а не формы, рациональная душа, например, останется нетленной после тления человека, с другой стороны, бессловесные животные, растения, минералы и все смешанные тела нетленны в целом и частично, как в отношении их содержания, которое теряет свою форму, так в отношении их формы, которая не останется; и таким образом, они никак не являюся предметом тления. Следовательно, они не останутся в этом обновлении, но только те вещи, о которых мы упомянули выше.

Ответ на возражение 1. Тела призваны украшать элементы, поскольку общие активные и пассивные силы, которые есть в элементах, применимы для особых действий: следовательно, они украшают элементы в активном и пассивном состоянии. Но это состояние не останется в элементах: следовательно, нет необходимости оставаться животным и растениям.

Ответ на возражение 2. Ни животные, ни растения, ни какие другие тела не заслужили ничего за служение человеку, поскольку у них нет свободной воли. Тем не менее, некоторые тела будут вознаграждены. Потому что человек заслужил, чтобы эти вещи были обновлены, которые приспособлены к обновлению. Растения и животные не приспособлены к обновлению нетления, как утверждалось ранее. По этой самой причине человек не заслужил, чтобы они были обновлены, так как никто не может заслужить для другого или даже для себя то, что другой, или он лично, не способен получить. Следовательно, даже предположив, что бессловесные животные заслужили награду за службу человеку, это не означает, что они будут обновлены.

Ответ на возражение 3. Несколько видов совершенства приписываются человеку (есть совершенство созданной природы и совершенство прославленной природы), также существует и двойственное совершенство вселенной, одно относится к состоянию изменчивости, другое к состоянию будущего обновления. Растения и животные принадлежат к ее совершенству по настоящему состоянию, а не по состоянию обновления, поскольку они не способны на это.

Ответ на возражение 4. Хотя животные и растения в отношении других благороднее, чем элементы, элементы благороднее относительно тления, как объяснялось выше (*Cf. Q [74], A [1], ad 3).

Ответ на возражение 5. Естественное желание существовать вечно, которое есть у животных и растений, должно быть рассмотрено относительно движения небес, они могут существовать, пока продолжается движение небес: поскольку не может быть потребности в существовании длительнее, чем ее источник. Если при прекращении движения в первом движимом теле, растения и животные прекращают свое существование относительно их рода, это не означает, что природная потребность нарушена.


Источник: Сумма Теологии / Фома Аквинский; [Пер. с лат. С.И. Еремеева, А.А. Юдина]. - Киев : Эльга ; М. : Ника-Центр, 2002-. / Ч. II-I. Вопросы 49-89. 2008. – 536 с.; Ч. II-I. Вопросы 90-114. 2010. – 432 с.

Комментарии для сайта Cackle