Фома Аквинский (католический святой)

Вопрос 95. О награде праведников

Мы должны рассмотреть вопрос о награде блаженных. Относительно этого исследуется пять положений: 1) должны ли быть дары для блаженных;2) дар отличается ли от блаженства; 3) подобает ли Иисусу Христу иметь дары; 4) подобают ли дары ангелам; 5) распределены ли три дара души справедливо.

Раздел 1. Должны ли быть дары в качестве выкупа для блаженных?

Возражение 1. Представляется, что никакие дары в качестве выкупа не предназначены для блаженных. Выкуп дается жениху за несение бремени брака (Cod. v, 12, De jure dot. 20: Dig. XXIII, 3, De jure dot.). Но святые имеют сходство не с женихом, но с невестой, как члены Церкви. Следовательно, они не получат выкуп.

Возражение 2. Далее, выкуп дается не отцом жениха, но отцом невесты (Cod. v, 11, De dot. promiss., 1: Dig. XXIII, 2, De rit. nup.). Все благие дары даются блаженным отцом жениха, т.е. Иисусом Христом: «Всякое даяние доброе и всякий дар совершенный нисходит свыше от Отца света». Следовательно, дары, которые даруются блаженным, не следует называть выкупом.

Возражение 3. Далее, в плотском браке выкуп дается, чтобы тяжести брака могли быть легче перенесены. Но в духовном браке нет бремени, особенно в положении Церкви торжествующей. Следовательно, никакой выкуп не полагается в этом состоянии.

Возражение 4. Далее, выкуп не дается за исключением брака. Но духовный брак скреплен договором с Христом по вероисповеданию в состоянии Церкви воинствующей. Следовательно, если выкуп подобает блаженным, по этой же причине он будет подходить святым, которые путники. Но последним это не соответствует: и, следовательно, не предназначен для блаженных.

Возражение 5. Далее, выкуп относится к внешним благам, которые являются благами состояния, в то время как награда блаженных состоит из внутренних добродетелей. Следовательно, не следует называть их выкупом.

Этому противоречит: «Тайна сия велика; я говорю по отношению ко Христу и к Церкви» (Еф. 5,32). Отсюда следует, что духовный брак предвещается плотским браком. Но в миском браке выкупленная невеста приводится в дом жениха. Следовательно, поскольку святые приводятся в дом Господа, когда они причислены к лику блаженных, представляется, что они выкуплены определенными дарами.

Далее, выкуп назначается в мирском браке, чтобы облегчить брак. Но духовный брак более блаженный, чем земной брак. Следовательно, выкуп должен быть назначен им.

Далее, украшение невесты – это часть выкупа. Святые украшены, когда они одеты в славу, согласно пророку Исайи «Он облек меня в ризы спасения, одеждою правды одел меня, как на жениха возложил венец и, как невесту, украсил убранством» (Ис. 61,10). Следовательно, святые на небе имеют выкуп.

Отвечаю: Несомненно, что блаженные, когда они приводятся к славе, выкуплены Богом определенными дарами за их украшение, и это украшение называется святыми отцами их выкупом. Следовательно, выкуп, о которым мы сейчас говорим, можно определить таким образом: «Выкуп – это вечное украшение души и тела, соответствующее жизни, продолжающееся вечно в вечном блаженстве». Это описание взято по образу материального выкупа, которым украшается невеста и муж обеспечивается соответствующей поддержкой для жены и детей, и еще выкуп остается неотъемлемой частью невесты, так что если брачный союз трудный, он возвращается к ней. Что касается причины названия, то существует несколько мнений. Некоторые говорят, что название «выкуп» взято не по аналогии с мирским браком, но в соответствии с манерой говорить, с помощью которой любое совершенство или украшение любого человека, называется талантом. Таким образом, о человеке, который знает, говорят, что он награжден талантом знания, и в этом смысле Овидий использует слово «талант» (De Arte Amandi I, 538): «Какими бы ни были пожертвования, старайтесь угодить». Но это кажется не совсем подходящим, поскольку, когда термин используется, чтобы обозначит определенную вещь, он обычно не переносится на другой, кроме как по причине некоторого сходства. Поскольку по первоначальному значению выкуп относится к мирскому браку, следует, что в каждом другом употреблении термина мы должны замечать некоторое сходство с его исходным значением. Соответственно, другие говорят, что сходство состоит в том, что в земном браке выкуп – это по сути дар, дарованный женихом невесте за ее украшение, когда она приводится в дом жениха, и это мы может найти в словах Сихема Иакову и его сыновьям: «Назначьте самое большое вено и дары» (Быт. 34,12), и из слов: «Если обольстит кто девицу необрученную и переспит с нею, пусть даст ей вено [и возьмет ее] себе в жену» (Исх. 22,16). Следовательно, украшение, дарованное Христом святым, когда они приводятся в дом славы, называется выкупом. Но это противоположно тому, что говорят юристы, которым приходится иметь дело/вести переговоры по таким вопросам. Поскольку они говорят, что выкуп, по сути говоря, это пожертвование со стороны жены, сделанное тем, кто на стороне мужа, ввиду бремени брака, которое муж должен нести; в то время как то, что дает жених сказано, что «Фараон, царь Египетский, пришел и взял Газер, ...и отдал его в приданое дочери своей, жене Соломоновой» (3Цар. 9,16). Приведенные высказывания из священных книг не доказывают ничего противоположного. И хотя это обычное дело родителям невесты давать выкуп, иногда так случается, что жених или его отец дают выкуп вместо отца невесты; и это может происходить в двух случаях: либо по причине его большой любви к невесте как в случае с отцом Сихема, Геморе, который по причине большой любви его сына к девушке пожелал дать выкуп, который он имел право получить; или в качестве наказания жениху, который должен из своего имущества дать выкуп девственнице, соблазненной им, в то время как он должен был получить его от отца девушки. В этом смысле Моисей говорит в отрывке выше. По мнению других мы должны придерживаться того, что в плотском браке выкуп, по сути говоря, это то, что дается со стороны жены тем, кто на стороне мужа из-за несения тяжести брака, как утверждалось выше. Остается трудность, тем не менее, как адаптировать это значение к рассматриваемому вопросу, поскольку небесные украшения даются духовной жене Отцом Жениха. Это должно проясниться в ответах на возражения.

Ответ на возражение 1. Хотя в плотском браке выкуп дается жениху в его использование, владение и контроль принадлежат невесте: это очевидно из того, что если брак распадется, выкуп возвращается невесте согласно закону (Cap. 1,2,3, De donat. inter virum et uxorem). Таким образом, также и в духовном браке, сами украшения, подаренные духовной невесте, а именно, Церкви в ее членах, принадлежат на самом деле Жениху, поскольку они приводят к Его славе и чести, а также к невесте как украшенной ими.

Ответ на возражение 2. Отец Жениха, то есть Иисуса Христа, есть Личность только Отца: в то время как Отец невесты – это Троица, поскольку то, что происходит в созданиях, принадлежит единосущной Троице. Следовательно, в духовном браке эти таланты/дары, честно говоря, даруются скорее Отцом невесты, нежели Отцом Жениха. Тем не менее, хотя этот дар сделан всеми Лицами Троицы, он может быть сделан таким образом, присущим каждому Лицу. Личности Отца, как дарующему, поскольку Он обладает властью; и отцовство в отношении созданий также присуще Ему, Он является Отцом как Жениха, так и невесты. Это присуще и Сыну, поскольку все сделано ради Него и через Него. И Святому Духу, ввиду того, что это сделано в Нем и согласно Ему, поскольку любовь – это причина всего дающего [*Cf. FP, Q [38], A [2]].

Ответ на возражение 3. То, что делает выкуп, принадлежит выкупу по природе, и это облегчение брака: в то время как то, от чего выкуп избавляет, а именно, бремя брака, которое он облегчает, принадлежит ему случайно: таким образом, он принадлежит благосклонности по природе, чтобы сделать человека благочестивым, но случайно, чтобы сделать нечестивого человека благочестивым. Соответственно, хотя в духовном браке нет трудностей, в нем есть высочайшая радость; эта радость может быть еще совершеннее, невеста выкупается дарами, так что она с их помощью может счастливо соединиться с женихом.

Ответ на возражение 4. Выкуп обычно назначается невесте не тогда, когда она выходит замуж, но когда она приводится в дом жениха, так чтобы быть в присутствии жениха, поскольку «водворяясь в теле, мы устранены от Господа» (2Кор. 5,6). Следовательно, дары, данные святым в этой жизни, не называются выкупом, а только те, которые дарованы им, когда они получают славу, в которой Жених радует их Своим присутствием.

Ответ на возражение 5. В духовном браке требуется внутренняя миловидность, поэтому написано: «Вся слава дщери Царя внутри» (Пс. 44,14) и.т.д. А в мирском браке необходима внешняя привлекательность. Следовательно, нет необходимости в таком роде выкупе в духовном браке как в плотском браке.

Раздел 2. Является ли выкуп тем же самым, что и блаженство*? [*Cf. FP, Q [12], A [7], ad 1; FS, Q [4], A [3]]

Возражение 1. Представляется, что выкуп – это то же самое, что и блаженство. Как следует из определения слова «выкуп» (A [1]), выкуп – это «вечное украшениe тела и души в вечном блаженстве». Блаженство души – это ее украшение. Следовательно, выкуп – это блаженство.

Возражение 2. Далее, выкуп обозначает то, что делает союз жениха и невесты восхитительным. Таково блаженство и в духовном браке. Следовательно, блаженство – это выкуп.

Возражение 3. Далее, согласно Августину созерцание это «вся сущность блаженства». Созерцание рассматривается как один из выкупов. Следовательно, блаженство – это выкуп.

Возражение 4. Далее, пользование благами дает радость. Пользование благами – это выкуп. Следовательно, выкуп дает радость и, таким образом, блажненство – это выкуп.

Возражение 5. Далее, согласно Боэцию, «блаженство – это состояние, ставшее совершенным за счет совокупности всех благих вещей» (De Consol. III). Состояние блаженных совершенно за счет выкупов. Следовательно, выкупы – это часть блаженства.

Этому противоречит, выкупы даются без заслуг, в то время как блаженство не дается, а даруется в ответ за добродетели. Следовательно, блаженство – это не выкуп.

Далее, блаженство только одно, в то время как выкупов несколько. Следовательно, блаженство – это не выкуп.

Далее, блаженство пребывает в человеке в соответствии с тем, что в нем главное (Ethic. X, 7), в то время как выкуп предназначен также для тела. Следовательно, выкуп и блаженство – это не одно и то же.

Отвечаю: Существует два мнения по этому вопросу. Некоторые говорят, что блаженство и выкуп – это одно и то же в реальности, но различаются в аспекте: потому что выкуп относится к духовному браку между Иисусом и душой, в то время как блаженство нет. Но очевидно, что это не так, поскольку блаженство состоит в действии, в то время как выкуп – это не действие, а качество или склонность. Что касается других, то следует утверждать, что блаженство и выкуп различаются даже в действительности, блаженство само по себе является совершенным действием, с помощью которого душа соединяется с Богом, в то время как выкуп – это привычки или склонности или любые другие качества, направленные на то же самое совершенное действие, они направлены на блаженство вместо того, чтобы быть его частью.

Ответ на возражение 1. Блаженство, правильней сказать, не является украшением души, но тем, что вытекает из украшения души; поскольку это действие, в то время как украшение – это определенная привлекательность самих блаженных.

Ответ на возражение 2. Блаженство не направлено на союз, но представляет союз души и Иисуса Христа. Этот союз осуществляется действием, в то время как выкупы – это дары, приводящие к этому самому союзу.

Ответ на возражение 3. Зрение может рассматриваться в двух направлениях. Во-первых, фактически, т.е. как действие зрения; и, таким образом, зрение – это не выкуп, но само блаженство. Во-вторых, оно может рассматриваться привычно, т.е. как привычка, которой это действие выявляется, а именно, ясность славы, которой душа просвещается, чтобы увидеть Бога: и, таким образом, это выкуп и основа блаженства, но не само блаженство. Тот же ответ применим к возражению 4.

Ответ на возражение 5. Блаженство – это сумма всех добродетелей не в качестве основных частей блаженства, но в некотором отношении направлены на блаженство, как утвержалось ранее.

Раздел 3. Надлежит ли Иисусу получить выкуп?

Возражение 1. Представляется, что Иисус должен получить выкуп. Поскольку святые будут соответствовать Богу через славу, согласно «Который уничиженное наше тело преобразит так, что будет сообразно славному телу Его» (Фил. 3,21). Следовательно, Христос также получит выкуп.

Возражение 2. Далее, в духовном браке выкуп дается подобно как в плотском браке. Духовный брак во Христе Иисусе, который принадлежит Ему, потому что две природы в одной Личности, в отношении чего человеческая природа в Нем поддерживается Словом, как говорит толкование [*St. Augustine, De Consensu Evang. I, 40] на псалмы «Он поставил в них жилище солнцу» (Пс. 18,5) и.т.д., и Откровение «се, скиния Бога с человеками» (Откр. 21,3). Следовательно, Иисусу подобает получить выкуп.

Возражение 3. Далее, Августин говорит (De Doctr. Christ. III), что Иисус, согласно Книге Правил [*Liber regularum] Тихония, ввиду союза мистического тела, которое существует между головой и ее членами, называет Себя также Невестой, а не только Женихом, как можно прочитать в книге пророка Исайи: «как на жениха возложил венец и, как невесту, украсил убранством» (Ис. 61,10). Поскольку выкуп полагается невесте, представляется, что Иисус должен получить выкуп.

Возражение 4. Далее, выкуп полагается всем членам Церкви, поскольку Церковь – это жена. Иисус является членом Церкви, ибо написано «И вы – тело Христово, а порознь – члены», т.е. Христа (1Кор. 12,27), согласно толкованию. Следовательно, Иисусу полагается выкуп.

Возражение 5. Далее, Иисус имеет совершенное зрение, пользование благами и радость. Это все дары. Следовательно, и.т.д.

Этому противоречит, различие лиц необходимо между женихом и невестой. В Иисусе Христе нет ничего отличного от Сына Божия, Который есть Жених, как утверждается в Евангелии от Иоанна «Имеющий невесту есть жених» (Ин. 3,29). Следовательно, поскольку выкуп предназначается невесте или для невесты, представляется неподобающим, чтобы Иисус получал выкуп.

Далее, один и тот же человек не может одновременно, и давать, и получать выкуп. Имеено Иисус Христос дает духовные дары. Следовательно, не подобает Иисусу получать выкуп.

Отвечаю: Существует два мнения по этому вопросу. Некоторые говорят, что в Иисусе Христе тройственный союз. Первый союз – это союз гармонии, которым Он соединен с Богом узами любви; второй союз – это союз снисходительности, которым его человеческая природа соединяется с Божественной природой; третим союзом Господь соединяется с Церковью. Они говорят, что оносительно первых двух союзов, Иисусу подобает получить выкуп как таковой, но в отношении третьего союза, Ему подобает иметь дары в наивысшей степени, рассматриваемые в отношении того, из чего они состоят, а не рассматриваемые как дары; потому что в этом союзе Он Жених, а Церковь невеста, и выкуп дается невесте для владения и контроля, хотя он дается жениху для пользования. Но это представляется нам неправильным. Поскольку в союзе Иисуса с Отцом в гармонии любви, даже если мы будем рассматривать Его в качестве Бога, не сказано, что будет брак, поскольку он не подразумевает подчиненности, такой, какая требуется невесте по отношению к жениху. И также в союзе человеческой природы с Божественной, если мы рассматриваем Личный союз или то, что относится к следованию воли, не может быть выкупа по трем причинам. Во-первых, потому что в браке, где дается выкуп, должно быть сходство природы между женихом и невестой, а этого не хватает в союзе человеческой и Божественной природы. Во-вторых, потому что требуется различие лиц, и сама человеческая природа не отличается от Слова; в-третьих, потому что выкуп дается, когда невеста впервые приводится в дом жениха и, таким образом, представляется, что он принадлежит и невесте, которая не была соединена, но вступила в союз. В то время как человеческая природа, которая была принята в союз Личности Словом, никогда не была ничем иным, как идеально объединенной. Так, по мнению других мы должны думать, что понятие о выкупе либо не соответствует Христу, либо не так прекрасно в отношении святых; то, что мы называем дарами, подобает Ему в наивысшей степени.

Ответ на возражение 1. Это соответствие должно пониматься относительно вещей, которые являются выкупом, а не понятием выкупа во Христе: поскольку нет необходимости, чтобы вещь, в которой мы соответствуем Христу, должна быть одинаковой как в Иисусе, так и в нас.

Ответ на возражение 2. Неправильно сказано, что человеческая природа является невестой в ее союзе со Словом, поскольку различие лиц, которое необходимо между женихом и невестой, в ней не наблюдается. Человеческую природу иногда описывают как невесту, относительно ее союза со Словом, потому что у нее есть определенные действия, характерные для невесты, в которых она объединяется с Женихом нераздельно, и в этом союзе он подчиняется Слову и управляется Словом, как невеста женихом.

Ответ на возражение 3. Если иногда говорят, что Иисус Христос есть Невеста, это не потому что Он невеста действительно, но потому что Он олицетворяет Свою невесту, а именно Церковь, которая соединена с Ним духовно. Следовательно, ничего не мешает Ему в этом контексте, получить выкуп, это не означает, что Он получит выкуп, но Его Церковь.

Ответ на возражение 4. Термин «Церковь» может рассматриваться в двух значениях. Иногда она обозначает только тело, которое соединено со Христом как ее Главой. В этом значении только одна Церковь носит характер невесты: и в этом смысле Христос не является членом Церкви, но Главой, от которой все члены получают. В другом значении Церковь символизирует Главу и членов, объединенных вместе. И, таким образом, сказано, что Иисус является членом Церкви, ввиду того, что выполняет обязанности отличные от всех других, вливая жизнь в других членов, хотя Он не совсем правильно назван членом, поскольку член подразумевает определенное ограничение, в то время как во Христе духовное благо не ограничено, но абсолютно целостное [*Cf. TP, Q [8], A [1]], поэтому Он является совершенным благом Церкви, вместе с другими членами Он не величественнее, чем Он есть Сам по Себе. Говоря о Церкви в этом значении, Церковь означает не только невесту, но жениха и невесту, поскольку одна вещь вытекает из духовного союза. Соответственно, хотя Иисуса называют членом Церкви в некотором смысле, Он никак не может быть назван членом невесты; и, следовательно, понятие о выкупе не соотносится с Ним.

Ответ на возражение 5. Относительно слова «случайность» – ошибка, поскольку эти вещи не соответствуют Христу, если мы рассматриваем их в отношении выкупа.

Раздел 4. Получат ли ангелы дары?

Возражение 1. Представляется, что ангелы получат дары. Поскольку толкование на Песнь Песней (6,8) «она, голубица моя» говорит: «Едина Церковь среди людей и ангелов». Церковь – это невеста, следовательно, это соответствует тому, чтобы члены Церкви получили выкуп. Следовательно, ангелы получат дары.

Возражение 2. Далее, толкование на Евангелие от Луки: «И вы будьте подобны людям, ожидающим возвращения господина своего с брака» (Лк. 12,36) говорит: «Наш Господин пошел на брак, когда после Его воскресения новый Человек обручил с Ним ангельское войско». Следовательно, ангельские войска являются невестой Христа и, соответственно, им подобает получить дары.

Возражение 3. Далее, духовный брак заключается в духовном союзе. Духовный союз между ангелами и Богом не меньше, чем между блаженными людьми и Богом. Поскольку дары, о которых мы сейчас рассуждаем, назначаются по причине духовного брака, представляется, что ангелам надлежит их получить.

Возражение 4. Далее, духовный брак предполагет духовного жениха и духовную невесту. Сейчас ангелы, в отличии от человека, более соответствуют Христу по природе как верховная духовная сила. Следовательно, духовный брак более возможен между ангелами и Иисусом, чем между людьми и Богом.

Возражение 5. Далее, большее соответствие требуется между главой и членами, чем между женихом и невестой. Сейчас соответствие между Христом и ангелами достаточное, чтобы называться Главой ангелов. Следовательно, по этой же причине этого достаточно, чтобы называться их женихом.

Этому противоречит то, что Ориген в начале пролога на его комментарии к Песни Песней различает четыре лица, а именно, «жених с невестой, молодые девицы и друзья жениха». И он говорит, что «ангелы – это друзья жениха». Поскольку выкуп полагается только невесте, представляется, что дары не подобают ангелам.

Далее, Иисус сделал Церковь Своей невестой воплощением и страстями: что предзнаменовано в словах «ты жених крови у меня» (Исх. 4,25). Своим воплощением и страстями Господь не был соединен с ангелами, как раньше. Следовательно, ангелы не принадлежат Церкви, Если мы рассматриваем Церковь как невесту. Следовательно, дары не подобают ангелам.

Отвечаю: Без всякого сомнения, все, что имеет отношение к дарам души, подходит и ангелам, как и людям. Но, рассматривая их в отношении выкупа, они не являются подобающими ангелам как людям, потому что характер невесты не совсем подходит ангелам, чем людям. Поскольку требуется соответствие природы между женихом и невестой, например, они должны быть одного рода. Люди соответствуют Хритсту в этом отношении, потому что Он принял человеческую природу, и за счет этого стал похож на всех людей в особой природе человека. С другой стороны, Он не похож на ангелов в отношении рода, ни по Своей Божественной природе, ни по Своей человеческой природе. Соответственно, понятие о выкупе не совсем подходит ангелам, так как людям. Поскольку, тем не менее, в метафорах нет необходимости иметь сходство при каждом почтительном отношении, мы не должны спорить, что одна вещь не говорит о другой образно по причине недостатка в сходстве, и, соответственно, аргумент, который мы привели, не доказывает, что дары просто не подобают ангелам, но только то, что они не совсем подходят ангелам, как людям по причине вышеупомянутого недостатка в сходстве.

Ответ на возражение 1. Хотя ангелы включены в состав Церкви, они не являются членами Церкви по схожести природы, если мы рассматриваем Церковь как невесту: и, таким образом, не совсем правильно, что им подобает получить дары.

Ответ на возражение 2. Обручение/брак рассматривается здесь в широком смысле, как союз без соответствия особой природе. И в этом смысле ничего не мешает нам сказать, что ангелы имеют дары в широком понимании этого слова.

Ответ на возражение 3. В духовном браке, хотя нет ничего другого, чем духовный союз, те, чей союз отвечает понятию о совершенном браке, должны совпадать по особой природе. Следовательно, обручение не совсем соответствует ангелам.

Ответ на возражение 4. Соответствие между ангелами и Иисусом как Богом не настолько достаточно для идеального брака, поскольку до настоящего времени они далеки от сходства в роде, существует еще непреодолимое расстояние между ними.

Ответ на возражение 5. Даже Христос не совсем правильно назван Главой ангелов, если мы рассмотрим голову как требующую сходства природы с членами. Однако мы должны заметить, что хотя голова и другие члены являются частями одного человека одного рода, если мы рассмотрим каждого в отдельности, то каждый будет принадлежать не к одному уже роду по отношению к другим членам, так, рука – это другая особая часть, отличная от головы. Следовательно, говоря о членах в себе, единственное сходство, которое требуется, это пропорция, один получает от другого, и один служит другому. Соответственно, сходство между Богом и ангелами является более достаточным для понятия главы, чем для понятия жениха.

Раздел 5. Назначаются ли три дара души подобающим образом?

Возражение 1. Представляется неподобающим назначить душе три дара, а именно, «зрение», «любовь» и «плодоношение». Поскольку душа соединена с Богом в соответствии с разумом, в котором присутствует образ Троицы в отношении памяти, понимания и воли. Любовь имеет отношение к воле, и зрение к пониманию. Следовательно, должно быть что-то соответствующее памяти, поскольку плодоношение касается не памяти, но воли.

Возражение 2. Далее, блаженные дары соответствуют добродетелям, которые объединяют нас с Богом: и это вера, надежда и милосердие, в которых Сам Бог есть основа. Любовь соответствует милосердию, и зрение вере. Следовательно, должно быть что-то соответствующее надежде, поскольку плодоношение соответствует больше милосердию.

Возражение 3. Далее, мы наслаждаемся Богом только любовью и зрением, поскольку «мы наслаждаемся теми вещами, которые мы любим ради них», как говорит Августин (De Doctr. Christ. I, 4). Следовательно, плодоношение не должно рассматриваться как отличный от любви дар.

Возражение 4. Далее, понимание требуется для совершенства блаженства: «Так бегите, чтобы получить» (1Кор. 9,24). Следовательно, мы должны рассмотреть далее выкуп.

Возражение 5. Далее, Ансельм говорит о том, что относится к блаженству души – «мудрость, дружба, гармония, власть, честь, надежность, радость» (De Simil. XLVIII). И, соответственно, вышеупомянутые дары рассматриваются неподобающе.

Возражение 6. Далее, Августин говорит что «в этом блаженстве Бог будет виден бесконечно, любим без устали, восхвалим неутомимо» (De Civ. Dei XXII). Следовательно, похвала должна быть добавлена к вышеупомянутым дарам.

Возражение 7. Далее, Боэций рассматривает пять вещей, относящихся к блаженству (De Consol. III). И это: достаточность, которая обогащает чины, радость, которая доставляет удовольствие, торжество, которое прославляет чины, надежность, которая оберегает чины, благоговение, которое облагораживает чины. Соответственно, представляется, что их следует рассмотреть скорее как дары, чем как вышеупомянутое.

Отвечаю: Все едины в рассмотрении трех даров души, но однако по-разному. Некоторые говорят, что три дара души – зрение, любовь, плодоношение. Другие считают, что это зрение, постижение/разумение и плодоношение. Третьи полагают, что эти три дара есть зрение, наслаждение и понимание. Однако все эти рассуждения приходят к одному выводу, и их количество определяется таким же образом. Поскольку было сказано (A [2]), что выкуп – это что-то свойственное душе, направляющее ее к действию, в котором состоит блаженство. Две вещи необходимы в этом действии: ее сущность, которая есть зрение, и ее совершенство, которое есть наслаждение, поскольку блаженству нужно совершенное действие. Зрение восхитительно в двух случаях: во-первых, со стороны предмета, по причине видения вещи восхитительной; во-вторых, со стороны зрения, по причине видения себя восхитительным, даже если мы восхищаемся, зная о зле, хотя плохие вещи сами по себе нас не восхищают. И поскольку это действие, в котором состоит наивысшее блаженство, должно быть самым совершенным, это зрение должно быть восхитительным в обоих случаях. Для того, чтобы это зрение было восхитительным со стороны зрения, оно должно быть родственным/присущим видящему посредством привычки, в то время как для того, чтобы оно было восхитительным со стороны видимого предмета, необходимы две вещи, а именно, чтобы видимый предмет был подходящим, и чтобы он был соединен с видящим. Соответственно, чтобы зрение было восхитительным со своей собственной стороны нужна привычка вызывать зрение, и, таким образом, у нас есть один дар, который мы называем зрением. Со стороны видимого предмета требуются две вещи. Во-первых, пригодность, которая касается эмоций, и в этом отношении некоторые рассматривают любовь как дар, другие плодоношения (поскольку наслаждение касается эмоциональной части), поскольку то, что мы любим больше всего, мы считаем самым подходящим. Во-вторых, союз требуется со стороны видимого предмета, и, таким образом, некоторые понимают осмысление, которая не что иное, чем иметь Бога и держать Его в себе [*Cf. FS, Q [4], A [3]]; в то время как другие считают плодоношение не надежды, которая наша пока мы в пути, но обладания [*Дословно «действительности: non spei. .. sed rei»], которое на небе.

Таким образом, три дара соответствуют трем теологическим добродетелям, а именно, зрение – вере, понимание (или плодоношение в одном значении) – надежде, и пользование благами (или удовольствие согласно другому рассмотрению милосердия). Поскольку совершенное пользование благами, как оно будет на небе, включает наслаждение и понимание, по этой причине одни примут это за одно, другие за другое.

Однако другие эти три дара трем силам души, а именно, зрение – разумному, наслаждение – чувственному, пользование благами – гневливому, видя, что это плодоношение приобретается победой. Но это не совсем верно, потому что гневливые и сладострастные силы не в интеллектуальной, но в чувствительной части, в то время как дары души предназначаются разуму.

Ответ на возражение 1. Память и понимание имеют одно действие: либо, потому что само понимание есть действие памяти, либо, если понимание обозначает силу, потому что память не продолжает действовать безопасно посредством понимания, поскольку оно принадлежит памяти, чтобы вмещать знания. Соответственно, есть только одна привычка, а именно знание, соответствующее памяти и пониманию. Поэтому только один дар, а именно зрение, соответствует обоим.

Ответ на возражение 2. Плодоношение соответствует надежде, потому что оно включает осмысление, которое займет место надежды: поскольку мы надеемся на то, чего не имеем еще, поэтому надежда раздражается ввиду удаленности от любимого. По этой причине она не останется на небесах [Cf. SS, Q [18], A [2]], но сменится осмыслением/пониманием.

Ответ на возражение 3. Плодоношение в составе понимания отличается от зрения и любви, но иначе, чем любовь от зрения. Поскольку любовь и зрение обозначают разные привычки, одно принадлежит интеллекту, другое эмоциональному дару. Но понимание, или плодоношение, обозначающее понимание, не означает привычку, отличную от этих двух, но удаление трудностей, которые сделали невозможным для разума соединиться с Богом реальным зрением. Это осуществляется славой, освобождая душу от всех недостатков; например, делая ее способной к знаниям без иллюзий, к полному контролю над телом, и так далее, таким образом, устраняя трудности, которые делают нас странниками от Господа.

Ответ на возражение 4 очевиден из того, что уже было сказано.

Ответ на возражение 5. Честно говоря, дары – это непосредственные принципы действия, в котором состоит совершенное блаженство, и душа объединяется с Богом. Вещи, упомянутые Ансельмом, не отвечают этому описанию, но они в любом случае сопровождают или следуют за блаженством, не только в отношении Жениха, Которому только лишь одна «мудрость» имеет отношение, но также в отношении других. Они могут быть либо чей-то ровней, для кого «дружба» относится к привязанностям, и «гармония» имеет отношение к согласию в действиях, либо быть чьими-то подчиненными, к которым «власть» относится, поскольку низшие управляются высшими, и «честь» относится к тому, что низшие предлагают высшим. Или снова (они могут сопровождать или следовать блаженству) в отношении самих себя – в этом смысле «надежность» относится к устранению зла, и «радость» относится к приобретению блага.

Ответ на возражение 6. Похвала, о которой упоминает Августин, как о третьей вещи, которая будет существовать на небесах, не является предрасположенностью к блаженству, но скорее следствием блаженства, потому что из союза души с Богом, в котором состоит блаженство, следует, что душа восклицает похвалу. Следовательно, похвала не имеет необходимых условий выкупа.

Ответ на возражение 7. Пять вышеупомянутых Боэцием вещей – это определенные условия блаженства, но не расположения к блаженству или его действиям, потому что блаженство по причине своего совершенства имеет в себе нераздельно все то, что ищут люди в разных вещах, как утверждает философ (Ethic. I, 7; X, 7,8). Соответственно, Боэций показывает, что эти пять вещей приобретаются в совершенном блаженстве, потому что они есть то, что ищут люди во временном счастье. «Безопасность» относится к иммуненту от зла, или приобретению подходящего блага, «радость» – к совершенному благу, «достаточность» – к проявлению блага, «торжество», потому что благость одного становится известной другим, или как «благоговение», показывающее это благо или его знание, поскольку благоговение показывает уважение, которое свидетельствует о добродетели. Следовательно, очевидно, что эти пять качеств не должны называться дарами, но условиями к получению вечного блаженства.


Комментарии для сайта Cackle