Фома Аквинский (католический святой)

Источник

Вопрос 97. О наказании проклятых

В соответствующей последовательности рассмотрим вопросы о судьбе проклятых после суда: 1) Наказание проклятых, и огонь, которым их тела будут мучиться; 2) вопросы, касающиеся их воли и интеллекта; 3) Справедливость и милость Бога относительно проклятых. Относительно этого рассматривается семь положений:1) мучаются ли в аду проклятые огнем; 2) является ли червь, который мучает их, реальным; 3) является ли их плач материальным; 4) является ли темнота материальной; 5) огонь, который мучает их, настоящий; 6) является ли этот огонь таким же, как сейчас на земле; 7) находится ли этот огонь под землей.

Раздел 1. Будут ли проклятые в аду мучиться только в огне?

Возражение 1. Представляется, что в аду проклятые будут мучиться в огне, потому что в Евангелии от Матфея, где заявляется об их осуждении, есть упоминание только об огне, в словах: «идите от Меня, проклятые, в огонь вечный» (Мф. 25,41).

Возражение 2. Далее, так же как чистилище подобает за простительный грех, так и наказание ада полагается за смертный грех. Нет другого наказания как кроме огня в чистилище, как следует из слов «и огонь испытает дело каждого, каково оно есть» (1Кор. 3,13). Следовательно, не будет в аду никакого другого наказания, кроме огня.

Возражение 3. Далее, разнообразие наказаний дает отсрочку, когда один переходит от жары в холод. Но мы не можем допустить никакую передышку для проклятых. Следовательно, не будет различных наказаний, только один огонь.

Этому противоречит, написано «горящие угли, огонь и сера, и палящий ветер – их доля из чаши» (Пс. 10,6).

Далее, написано «Засуха и жара поглощают снежную воду: так преисподняя – грешников» (Иов. 24,19).

Отвечаю: Согласно Василию (Homilia vi in Hexaemeron and Hom. i in Ps. 38), во время последнего очищения мира, будет разделение элементов, то, что чистое и благородное останется над славой святых, а то, что подлое и омерзительное, будет свергнуто для наказания проклятых: как каждое создание будет для святых предметом радости, так все элементы способствуют мучению проклятых, согласно «и мир ополчится с Ним против безумцев» (Прем. 5,20). Это также соответствует Божьему суду, несмотря на то, что они отправляются грехом из одного, и заканчивают в материальных вещах, которых много, и они разнообразны, они должны мучиться разными способами и из разных источников.

Ответ на возражение 2. Потому что огонь – самый болезненный, благодаря избытку его активной энергии, поэтому огонь приписывается любому страданию, если оно должно быть сильным.

Ответ на возражение 2. Наказание чистилища не предназначено для мучения, но для очищения, поэтому наказание должно наноситься одним огнем, который над всем, что имеет очистительную силу. Наказание проклятых не ведет к их очищению. Следовательно, сравнение неуместно.

Ответ на возражение 3. Проклятые будут переходить от знойной жары в интенсивный холод без какой-либо передышки, потому что они будут страдать от внешних средств, не преобразованием их тела из естественного первоначального положения, и противоположной страстью, которая дает передышку, восстанавливая одинаковую или среднюю температуру, как происходит сейчас, но духовным действием, точно так же, как чувствительные объекты действуют на чувства, будучи ощутимы за счет впечатления органа формами в соответствии с их духовным, а не материальным существованием.

Раздел 2. Является ли червь проклятых материальным?

Возражение 1. Представляется, что червь, который будет мучить проклятых, материален. Потому что духовный червь не может мучить плоть. Плоть проклятых будет мучиться червем: «пошлет огонь и червей на их тела» (Иудиф. 16,17), и «наказание нечестивому – огонь и червь» (Сир. 7,19). Следовательно, червь будет материальный.

Возражение 2. Далее, Августин говорит: «Оба, а именно, и огонь, и червь, будут наказанием тела» (De Civ. Dei XXI, 9). Следовательно, и.т.д.

Этому противоречит высказывание Августина: «Неугасимый огонь и неутомимый червь относительно наказания проклятых объясняется разными способами разными людьми. Некоторые относят обоих к телу, другие к душе, третьи относят огонь в буквальном смысле к телу, червя к душе образно: и это представляется более вероятным» (De Civ. Dei XX, 22).

Отвечаю: После Страшного суда ни одно животное или смешанное тело не останется в обновленном мире, кроме тела человека, потому что первые не направлены к нетлению [*Cf. Q [91], A [5]], не будет после этого ни зарождения, ни тления. Соответственно, червь, приписанный проклятым, должен пониматься не как материальный, но имеющий духовную природу: это угрызения совести, которые называются червем, потому что он возникает из развращенности греха и мучает душу, как материальный червь, рожденный в гниении, мучает сверлением.

Ответ на возражение 1. Сами души проклятых называются плотью, потому что они подчинялись своей плоти. Или мы можем ответить, что плоть будет мучиться духовным червем, так как несчастье души переходит в тело, как здесь, так и после.

Ответ на возражение 2. Августин говорит с помощью сравнений. Поскольку он не желает утверждать точно, что этот червь материальный, но лучше сказать, что оба должны пониматься материально, а не только в духовном смысле: поскольку проклятые не будут страдать от телесной боли. Очевидно каждому, что рассматривает контекст слов в этом отрывке.

Раздел 3. Будет ли плач проклятых материальным?

Возражение 1. Представляется, что плач проклятых будет материальным. Толкование на Евангелие от Луки (Лк. 13,28) «Там будет плач» говорит, что «плач, которым Господь грозит грешникам – это доказательство воскресения тела». Но это не тот случай, если плач будет только духовным. Следовательно, и.т.д.

Возражение 2. Далее, боль наказания соответствует наслаждению греха, согласно «Сколько славилась она и роскошествовала, столько воздайте ей мучений и горестей» (Откр. 18,7). Грешники имели внутренние и внешние удовольствия в своих грехах. Следовательно, у них также будет внешний плач.

Этому противоречит. Материальный плач происходит от слез. Не может быть непрерывного разложения от тела проклятых, поскольку ничего не восстанавливается в них пищей; поскольку все ограниченное потребляется, если что-то должно быть взято из него. Следовательно, плач проклятых не будет материальным.

Отвечаю: Две вещи должны быть рассмотрены в вопросе о материальном плаче. Первая – это растворение слез: относительно этого материальный плач не может быть в проклятых, поскольку после Суда движение первых движущих существ прекратится, не будет ни зарождения, ни тления, ни телесного изменения: и в растворении слез должно зародиться расположение духа, который проливается в виде слез. Поэтому в этом отношении невозможно для материального плача быть в проклятых. Другой момент, который должен быть рассмотрен в материальном плаче – это определенное волнение и беспокойство головы и глаз, и в этом отношении плач возможен для проклятых после воскресения, так как тела проклятых будут мучиться не только извне, но также внутренне. Соответственно, тело волнуется страстью души по отношению к добру или злу. В этом смысле плач – это доказательство воскресения тела и соответствует удовольствию греха, как души, так и тела.

Этого достаточно для Ответов на Возражения.

Раздел 4. Будут ли проклятые пребывать в материальной темноте?

Возражение 1. Представляется, что проклятые не в материальной темноте. Так, комментируя слова Иова (Иов. 10,22) «где темно, как самая тьма», Григорий говорит, что: «Хотя этот огонь не дает света для удобства, он может мучить, чем больше он дает свет с благими намерениями, поскольку светом его огня грешники увидят своих последователей, которых они вытащили туда из мира» (Moral. IX). Следовательно, темнота там нематериальная.

Возражение 2. Далее, проклятые видят свои собственные наказания, это увеличивает их наказание. Ничего нельзя увидеть без света. Следовательно, там нет материальной темноты.

Возражение 3. Далее, проклятые будут иметь зрение после воссоединения с телом. Но это будет бесполезным для них, пока они не увидят что-то. Следовательно, поскольку ничего не видно, пока оно не во свете, представляется, что они пребывают не в абсолютной темноте.

Этому противоречит: «Связав ему руки и ноги, возьмите его и бросьте во тьму кромешную» (Мф. 22,13). Комментируя эти слова, Григорий говорит: «Если этот огонь давал свет, он никак не мог быть описан как бросание во тьму кромешную» (Moral. IX).

Далее, Василий говорит (Hom. i Ps. 28,7, «Глас Господа высекает пламень огня»), что «Силой Бога яркость огня будет отделена от горения, так что его яркость приведет к радости святых, и жару пламени мучений проклятых». Следовательно, проклятые будут пребывать в материальной темноте.

Другие точки зрения относительно наказания проклятых, были рассмотрены выше (Q [86]).

Отвечаю: Расположение ада будет таковым, что он будет приспособлен для страданий проклятых. Поэтому и свет, и тьма там есть, поскольку они больше всего подходят для страдания грешников. Видение само по себе приятно, как утверждается в Метафизике «зрение ценится больше всего, потому что многие вещи узнаются с помощью него» ( Metaph. I).

Иногда случается, что видение болезненное, например, когда мы видим вещи, которые вредные для нас или неприятны нашей воле. Соответственно, в аду место должно быть расположено таким образом, относительно света и тьмы, чтобы ничего ясно не было видно, и эти едва видимые вещи могли приносить страдания сердцу. Поэтому, место темное. По Божественному расположению есть определенное количество света, которого достаточно для того, чтобы видеть вещи, которые способны мучить душу. Естественная ситуация места для этой цели достаточна, поскольку в центре земли, где находится ад, огонь не может быть иным, чем густым и облачным и дымящимся, как он был.

Некоторые придерживаются точки зрения, что темнота вызвана большим количеством тел проклятых, собранных вместе, которые так наполнят ад, что воздуха не останется, не будет там светящихся тел, которые могли быть источником света и темноты, кроме глаз проклятых, которые будут затемнены.

Этого достаточно для Ответов на Возражения.

Раздел 5. Будет ли огонь ада материальным?

Возражение 1. Представляется, что огонь ада, в котором тела проклятых будут мучиться, не будет материальным. Дамаскин говорит (De Fide Orth. IV): Дьявол и «бесы, и его люди» [*Cf. 2Фес. 2,3: «откроется человек греха, сын погибели»], а именно Антихрист, «вместе с неверующими и грешниками будут ввергнуты в вечный огонь, не в вещественный огонь, которым мы пользуемся сейчас, но такой, какой Бог знает». Все плотское материально. Следовательно, огонь ада не будет плотским.

Возражение 2. Далее, души проклятых, когда отделятся от тел, ввергаются в адский огонь. Но Августин говорит: «По моему мнению, место, куда душа переселяется после смерти, имеет духовную природу, а не вещественную» (Gen. ad lit. XII, 32). Следовательно, и.т.д.

Возражение 3. Далее, плотской огонь по форме своего действия не соответствует состоянию вины в человеке, который горит на столбе, он скорее соответствует состоянию влажности и сухости: поскольку в плотском огне мы видим страдания и праведников, и грешников. Но огонь ада в состоянии мучения или действия соответствует состоянию вины наказанного человека; поэтому Григорий говорит: «В аду один огонь, но он не мучает всех грешников одинаково. Поскольку каждый страдает в соответствии со своей виной» (Dial. IV, 63). Следовательно, этот огонь не будет материальным.

Этому противоречит: «Я не сомневаюсь, что огонь ада материальный, поскольку очевидно, что тела там мучаются» (Dial. IV, 29).

Далее, написано: «Мир ополчится против безумцев» (Прем. 5,20). Целый мир не будет бороться против немудрых, если они будут наказаны духовно, а не материально. Следовательно, они будут наказаны вещественным огнем.

Отвечаю: Было много мнений относительно огня ада. Некоторые философы, например как Авиценна, не верили в воскресение и считали, что только одна душа будет наказана после смерти. И они полагали, что невозможно для души быть нематериальной и быть наказанной вещественным огнем. Они отрицали, что огонь, которым грешники наказываются, плотской и говорили, что все утверждения, что душа в будущем после смерти будет наказана вещественными средствами, рассматриваются метафорически. Так же, как радость и счастье душ праведников не будет иметь отношение к материальному, но к духовному, а именно достижению своего конца, так и мучения грешников будут духовными, они будут горевать, что удалены от своего конца, желание о котором в них от природы. Поэтому, как все описания о наслаждении души после смерти, представляются, что обозначают телесное удовольствие, например, что они обновлены, что они улыбаются и так далее, рассматриваются образно, так же описываются все страдания души, обозначая телесные наказания, например, что они горят в огне или страдают от зловония и.т.д. Так как духовное удовольствие и боль незнакомы большинству, эти вещи должны рассматриваться через призму плотских удовольствий и, чтобы люди могли продвигаться к его желанию или страху. Однако, поскольку в наказании проклятых будет не только боль потери, соответствующая отвращению, которое было в их грехе, но также и боль чувств, соответствующая изменению, следует, что недостаточно придерживаться вышеописанного способа наказания. По этой причине сам Авиценна приводит другое объяснение, говоря, что души грешников наказываются после смерти не телами, но образами тел (Met. IX); как в мечтании представляется человеку, что он страдает от разных болей ввиду подобных образов в его воображении. Даже Августин придерживается мнения о таком способе наказания (Gen. ad lit. XII, 32), как ясно из текста. Представляется, что это утверждение неразумно. Потому что воображение – это сила, которая использует телесный орган: невозможно для таких видений воображения возникать в душе, отделенной от тела, так же, как в душе мечтателя. Поэтому Авиценна, избегая эту трудность, говорит, что душа, отделенная от тела использует в качестве органа некоторую часть небесного тела, к которому человеческое тело должно приспособиться/соответствовать, чтобы быть усовершенствованным рациональной душой, которая подобна движущей силе небесного тела, таким образом, следуя мнению определенных древних философов, которые поддерживали идею о том, что души возвращаются к звездам, которые являются их друзьями. Но это абсолютно абсурдно в соответствии с учением философа, поскольку душа использует определенный телесный орган, как искусство использует определенные инструменты, поэтому оно не может перейти из одного тела в другое, как утверждает Пифагор (De Anima I, text. 53). Относительно высказывания Августина мы скажем далее, как надо ответить на него (ad 2). Однако, что бы мы не говорили об огне, который мучает отделенные души, мы должны признать, что огонь, который будет мучить тела проклятых после воскресения, плотской, поскольку невозможно применить наказание для тела, если только это наказание само не будет телесным. Поэтому Григорий доказывает, что адский огонь вещественный, исходя из того, что грешники будут низвергнуты в ад после воскресения (Dial. IV). И снова Августин, (Sentent. IV, D, 44) четко утвеждает, что огонь, которым тела мучаются, вещественный (De Civ. Dei XXI, 10). И это вопрос, рассматриваемый сейчас. Мы уже упоминали о том, как души проклятых наказываются этим вещественным огнем(Q [70], A [3]).

Ответ на возражение 1. Дамаскин полностью не отрицает, что этот огонь материальный, но что он материальный как наш, поскольку он отличается от земного огня некоторыми свойствами. Мы можем также ответить, что поскольку этот огонь не меняет тела содержательно, но воздействует на них как наказание духовным действием, именно по этой причине утверждается, что он не материальный, не в отношении его содержания, но его карательного воздействия на тела и еще больше на души.

Ответ на возражение 2. Утверждение Августина может быть рассмотрено следующим образом. Место, куда души после смерти направляются, описывается как невещественное, поскольку душа там пребывает не материально, т.е. как тела на месте, но в другом духовном состоянии, как ангелы на месте. Или мы можем ответить, что Августин выражает свое мнение, не решая вопрос, как он часто делает это в этих книгах.

Ответ на возражение 3. Этот огонь будет инструментом Божественного суда для налагания наказания. Инструмент воздействует не только своей собственной силой и по-своему, но силой главного посредника, которым он направляется. Поэтому, хотя огонь не способен своей собственной силой мучить людей больше или меньше, согласно мере греха, он способен сделать так, тем не менее, потому что его действие регулируется порядком Божественного суда: так же, как огонь печи регулируется предусмотрительностью кузнеца, насколько требует его искусство.

Раздел 6. Является ли огонь ада тем же, что и сейчас на земле?

Возражение 1. Представляется, что этот огонь не такого же происхождения, что и вещественный огонь, который мы видим. Августин говорит: «По моему мнению ни один человек не знает, какой он этот вечный огонь, если только Дух святой не открыл это человеку» (De Civ. Dei XX, 16). Все или почти все знают природу земного огня. Следовательно, этот огонь и наш огонь – не одно и то же.

Возражение 2. Далее, Григорий, комментируя слова Иова «будет пожирать его огонь, никем не раздуваемый» (Иов 20,26), говорит: «Телесный огонь нуждается в телесном топливе, чтобы стать огнем; не может существовать без восламенения и обновления. С другой стороны, огонь ада, поскольку он телесный огонь и горит соответствующим образом, грешники низвергнуты в него, не зажигается человеческим старанием и не поддерживается топливом. Но однажды созданное горит неугасимо; в одно и то же время он требует воспламенения и не испытывает недостатка в жаре» (Moral. XV). Следовательно, он не той же самой природы, что и огонь, который мы видим.

Возражение 3. Далее, вечное и тленное отличаются существенно, потому что они не согласуются даже в происхождении/роде, согласно философу (Metaph. X). Наш земной огонь портящийся, в то время как другой вечный: «Идите от Меня, проклятые, в огонь вечный» (Мф. 25,41). Следовательно, они не одной природы.

Возражение 4. Далее, природе нашего огня свойственно давать свет. Но огонь ада не дает света, как следует, например: «Да, свет у беззаконного потухнет, и не останется искры от огня его?» (Иов. 18,5). Следовательно, как ранее.

Этому противоречит высказывание философа: «каждая вода того же рода, что и любая другая вода» (Topic. I, 6). Следовательно, подобным образом каждый огонь имеет ту же сущность/природу, что и другой огонь.

Далее, написано: «Человек милосердый благотворит душе своей, а жестокосердый разрушает плоть свою» (Притч. 11,17). Люди грешат чувственными вещами мира. Следовательно, справедливо, что они должны быть наказаны этими же вещами.

Отвечаю: Как утверждается в Meteor. IV, 1 огонь имеет другие тела для своего содержания, по причине, что из всех элементов, он имеет величайшую силу действия. Следовательно, огонь обнаруживается при двух условиях: в своей собственной сущности, как существующий в своей собственной сфере, и в чужой сущности, как горящий уголь, или воздух, как в пламени. При каких бы условиях огонь не обнаруживался, он всегда одного рода, поскольку природа огня беспокойна, но может быть разница родов в отношении тел, которые являются содержанием огня. Поэтому пламя и горящий уголь различаются особенно, подобно горящему дереву и красному железу; это не означает, относительно этого особого момента, будут ли они возжены силой, как например, в отношении железа, или естественным внутренним источником, как случается с серой. Соответственно, очевидно, что огонь ада того же вида, что и огонь, который есть у нас, поскольку природа огня беспокойная. Существует ли огонь в своем содержании или в чужом, и каково содержание может быть, мы не знаем. И в этом случае он может отличаться особенно от огня, которым мы пользуемся, если рассматривать его материально. Однако он имеет определенные свойства, которые отличают его от нашего огня, например то, что его не надо возжигать или поддерживать существование топливом. Но различия не рассматривают разницу видов относительно природы огня.

Ответ на возражение 1. Августин говорит об этом огне относительно его сущности/содержания, а не относительно его природы.

Ответ на возражение 2. Наш земной огонь поддерживается топливом и возжигается человеком, потому что он вводится в чужую материю исскуством и силой. Но этот другой огонь не требует топлива, чтобы поддерживаться, потому что, либо он существует в своем собственном содержании, либо в чужом содержании, не силой, но по природе внутреннего источника. Поэтому он возжигается не человеком, но Богом, Который сформировал его природу. Это значение имеют слова Исайи: «дуновение Господа, как поток серы, зажжет его» (Ис. 30,33).

Ответ на возражение 3. Как тела проклятых будут того же рода, что и сейчас, хотя сейчас они тленные, поскольку потом они станут нетленными, в силу Божественной справедливости и ввиду прекращения небесного движения, так будет и с огнем ада, где тела будут наказаны.

Ответ на возражение 4. Давать свет не принадлежит огню ни при каком существовании, потому что по своей сути он не дает свет; поэтому он не светит в своей собственной сфере, согласно философу, и подобным образом в определенных чужих сущностях он не светит, когда он в непрозрачной земной субстации, такой как сера. То же происходит, когда его яркость затемняется густым дымом. Поэтому то, что огонь ада не дает света, не является достаточным доказательством его существования как другого рода.

Раздел 7. Находится ли огонь ада под землей?

Возражение 1. Представляется, что этот огонь не под землей. Поскольку сказано о проклятых: «Изгонят его из света во тьму и сотрут его с лица земли» [Дуэ: «мир»] (Иов. 18,18). Следовательно, огонь, которым проклятые будут наказаны, не под землей, но за пределами земного шара.

Возражение 2. Далее, ничто жестокое или случайное не может быть вечным. А этот огонь будет в аду навечно. Следовательно, он будет там не силой, но естественно. Огонь не может быть под землей, сохраненный жестокостью. Следовательно, огонь ада не под землей.

Возражение 3. Далее, после дня Суда тела всех проклятых будут мучиться в аду. Эти тела заполнят место. Соответственно, поскольку множество проклятых будет сильно увеличиваться, потому что «развращенное не может исправитися» («Кривое не может сделаться прямым») (Еккл. 1,15), пространство, содержащее это огонь, должно также значительно увеличиться. Но представляется неразумным сказать, что в земле такая огромная впадина, потому что все части земли естественным образом стремятся к центру. Следовательно, этот огонь не будет под землей.

Возражение 4. Далее, «Чем грешит человек, тем будет наказан» (Прем. 11,17). Грешники грешили на земле. Следовательно, огонь, который их мучает, не должен быть под землей.

Этому противоречит написанное: «Ад преисподний пришел в движение ради тебя, чтобы встретить тебя при входе твоем» (Ис. 14,9). Следовательно, огонь ада под нами.

Далее, Григорий говорит: «Я не вижу того, что мешает нам верить, что ад под землей» (Dial. IV).

Далее, толкование «Ты вверг меня в глубину, в сердце моря» (Ион. 2,4), говорит, «т.е. в ад», и в Евангелии (Мф. 12,40) слова: «в сердце земли» имеют то же значение. Как сердце в середине животного, так предполагается, что ад находится в центре земли.

Отвечаю: Как говорит Августин, «Я склоняюсь к мнению, что никто не знает, где находится ад, пока Дух Святой не раскроет это кому-нибудь» (De Civ. Dei XV, 16). Поэтому Григорий, когда ему был задан вопрос по этому пункту, ответил: «Что касается этого вопроса, я не осмелюсь дать необдуманное решение. Некоторые считают, что ад находится в некоторой части поверхности земли; другие полагают, что он под землей» (Dial. IV). Он показывает, что последнее мнение является наиболее вероятным по двум причинам. Во-первых, из самого значения слова. Вот его слова: «Если мы назовем его преисподней (геенна [*«ад» на латыни]), по причине, что он под нами [ад], как земля относительно неба, так и ад должен соотноситься с землей». Во-вторых, из слов Апокалипсиса: «И нкто не мог, ни на небе, ни на земле, ни под землею, открыть сию книгу» (Откр. 5:3): где слова «на небе» относятся к ангелам, «на земле» относятся к людям, живушим в теле, и «под землей» – к душам в аду. Августин тоже придерживается двух причин относительно нахождения ада под землей (Gen. ad lit. XII, 34). Первая состоит в том, что «поскольку души умерших грешили любовью к своей плоти, с ними должны обращаться, как обычно обращаются с мертвой плотью, погребая ее под землю». Другая причина состоит в том, что тяжесть для тела, что печаль для духа, и радость (духа) как легкость (тела). Поэтому «так же как и в отношении тела, все более тяжелые вещи под другими, если они помещаются в порядке гравитации, так и в отношении духа, низшее место занимается тем, что более печальнее», и, таким образом, как эмпиреи – подходящее место для радости избранных, так низшая часть земли соответствует для печали проклятых. Это не означает то, что Августин говорит, что «утверждается или считается, что ад под землей», потому он удаляется от этого (Retract. II, 29), где он говорит: «Мне представляется, я скорее должен сказать, что ад находится под землей, чем давать причины, почему утверждается или считается, что ад под землей». Однако, некоторые философы поддерживают мнение, что ад располагается под земным шаром, но над поверхностью земли, на противоположной к нам стороне. Это мнение, кажется, высказывает Исидор, когда он утверждает, что «солнце и луна остановятся в том месте, где они были созданы, чтобы грешники не наслаждались этим светом в своих мучениях». Но это не аргумент, если мы предположим, что ад под землей. Мы уже упоминали, как можно объяснить эти слова(Q [91] , A [2]).

Пифагор считал, что место наказания в огненной сфере, расположенной в центре целого мира: и он называет его домом – тюрьмой Юпитера, как Аристотель (De Coelo et Mundo II). Однако более соответствует Библии говорить, что ад под землей.

Ответ на возражение 1. Слова Иова «Бог сотрет с лица земли» относятся к поверхности земли [*«De orbe terrarium», можно перевети как «от земли живых»], т.е. из этого мира. Григорий так это объясняет: «Он удаляется из земного шара, когда придет Небесный Судья, он убирается из этого мира, в котором он сейчас гордится своей греховностью» (Moral. XIV). Земной шар не обозначает здесь всю вселенную, как будто место наказания за пределами целой вселенной.

Ответ на возражение 2. Огонь продолжается в этом месте целую вечность с помощью Божественной справедливости, хотя в соответствии с его природой элемент не может длиться вечно за пределами собственного места, особенно если вещи должны остаться в состоянии зарождения и тления. Огонь там будет иметь величайший жар, потому что этот жар будет собран со всех частей и будет окружен со всех сторон холодом земли.

Ответ на возражение 3. Ад никогда не будет иметь недостатка в пространстве, чтобы вместить тела проклятых: поскольку ад считается одной из трех вещей, которая «никогда не удовлетворена» (Прит. 30:15, 16). Это неразумно, что сила Божия должна поддерживать в недрах земли впадину, достаточно большую, чтобы содержать все тела проклятых.

Ответ на возражение 4. Не следует, что «чем грешит человек, тем он и мучается», если только это не имеет отношение к основному инструменту греха: человек, согрешив душой и телом, будет наказан и тем, и другим. Однако, не следует, что человек будет наказан в том самом месте, где он грешил, потому что место для проклятых отличается от того, что подобает странникам/путникам. Мы можем также ответить, что эти слова относятся к наказанию, которое налагается на человека в пути: каждый грех имеет соответствующее наказание, поскольку «чрезмерная любовь есть его собствнное наказание», как заявляет Августин (Confession. I, 12).


Источник: Сумма Теологии / Фома Аквинский; [Пер. с лат. С.И. Еремеева, А.А. Юдина]. - Киев : Эльга ; М. : Ника-Центр, 2002-. / Ч. II-I. Вопросы 49-89. 2008. – 536 с.; Ч. II-I. Вопросы 90-114. 2010. – 432 с.

Комментарии для сайта Cackle