Фома Аквинский (католический святой)

Источник

Вопрос 98. О желании и интеллекте проклятых

Мы должны рассмотреть вопросы, которые имеют отношение к желанию и интеллекту проклятых. Относительно этого исследуется девять положений: 1) является ли каждое действие желания в проклятых злом; 2) будут ли они раскаиваться в том зле, которое они совершили; 3) будут ли они скорее желать не быть, чем быть; 4) будут ли они желать другим стать проклятыми; 5) будут ли они ненавидеть Бога; 6) смогут ли они освободиться от недостатков; ;7) смогут ли они использовать знания, приобретенные в этой жизни; 8) будут ли они думать о Боге; 9) увидят ли они славу святых.

Раздел 1. Является ли каждое действие желания в проклятых злом?

Возражение 1. Представляется, что не каждое действие желания в проклятых зло. Согласно Дионисию «бесы желают достойного и лучшего, а именно, быть, жить, понимать» (Div. Nom. IV). Поэтому люди, которые прокляты, не хуже бесов, представляется, что они имеют добрую волю.

Возражение 2. Далее, как говорит Дионисий, «зло принудительно» (Div. Nom. IV). Следовательно, если проклятые пожелают что-нибудь, они будут желать это как что-то хорошее или очевидно хорошее. Желание, которое прямо направлено к добру, само есть добро. Следовательно, проклятые могут иметь добрые желания.

Возражение 3. Далее, некоторые будут прокляты, кто в этом мире приобрел определенные добродетели, например, язычники, которые имели гражданские добродетели. Желание вызывает похвальные дейтвия по причине добродетельных привычек. Следовательно, могут быть достойные похвалы действия в желаниях некоторых проклятых.

Этому противоречит: самовольное желание будет склонять ни к чему иному, как к злу. Люди, которые прокляты, будут упрямы как бесы [*Cf. FP, Q [64], A [2]]. Далее, так же, как желание проклятых относятся к злу, так и желание святых связано с добром. Святые никогда не имели злых желаний. Следовательно, никто из проклятых не будет иметь добрых желаний.

Отвечаю: Двойственное желание может быть рассмотрено в проклятых, а именно намеренное/обдуманное желание и естественное желание. Их естественное желание не от них, но от Создателя природы, Который дал природе эту склонность, которую мы называем естественным желанием. Поэтому, поскольку природа остается в них, следует, что естественное желание в них может быть добрым. Их намеренное желание их собственное, поскольку это в их власти быть склоненными их привязанностями к тому или иному. Это желание в них всегда является злом: и это потому, что они совершенно удалены от последнего конца правильного желания, и желание не может быть добрым, если только оно не направлено к одному и тому же концу. Следовательно, хотя они желают хорошего, они не желают хорошо, так что кто-то сможет назвать их желание добрым, но оно, ввиду этого, зло.

Ответ на возражение 1. Слова Дионисия должны пониматься как о естественном желании, которое есть природная склонность к некоторым определенным добродетелям. И эта естественная склонность разлагается их греховностью, потому что то хорошее, что они желают естественно, желается ими в силу определенных злых обстоятельств [*Cf. FP, Q [64], A [2], ad 5].

Ответ на возражение 2. Зло как зло, не двигает желание, но считается, что оно добродетельное. Это происходит от их греховности, что они оценивают зло как будто это добро. Следовательно, их желание зло.

Ответ на возражение 3. Привычка к гражданской добродетели не остается в отделенной душе, потому что эти добродетели совершенствуют нас только в гражданской жизни, которая не остается после этой жизни. Даже если они останутся, они никогда не приведутся в действие, будучи связанными упрямостью ума.

Раздел 2. Будут ли раскаиваться проклятые в том, что они сделали?

Возражение 1. Представляется, что проклятые никогда не будут раскаиваться в том зле, которое совершили. Поскольку Бернард говорит на Песнь Песней, что «проклятые согласились со злом, которое они совершили» [*Cf. De Consideratione V, 12; De Gratia et Libero Arbitrio IX]. Следовательно, они никогда не раскаятся в грехах, которые совершили.

Возражение 2. Далее, желать, чтобы не грешить – это хорошее желание. Но у проклятых никогда не будет добрых желаний. Следовательно, проклятые никогда не будут желать, что они не грешили: и, таким образом, следует то же заключение, что и ранее.

Возражение 3. Далее, согласно Дамаскину «смерть для человека как падение для ангелов» (De Fide Orth. II). Желание ангела безвозвратно после его падения, он не может удалиться от выбора, которым он согрешил до этого [*Cf. FP, Q [64], A [2]]. Следовательно, проклятые также не смогут раскаяться в совершенных ими грехах.

Возражение 4. Далее, греховность проклятых в аду будет значительнее, чем у грешников в мире. В этом мире некоторые грешники не раскаиваются в грехах, которые совершили, или в силу слепоты ума, как еретики, или через упрямство, как те, «которые радуются, делая зло, восхищаются злым развратом» (Прит. 2,14). Следовательно, и.т.д.

Этому противоречит сказанное о проклятых: «Раскаиваясь... сами в себе» [Вульгата: «Говоря сами в себе, раскаиваясь»] (Прем. 5,3).

Далее, философ говорит, что «грешники полны раскаяния; поскольку после этого они сожалеют о том, в чем получали удовольствие» (Ethic. IX, 4). Следовательно, проклятые, будучи самыми грешными, раскаиваются тем более.

Отвечаю: Человек может раскаяться в грехах в двух случаях: в одном случае напрямую, другом – косвенно. Тот раскаивается в грехе напрямую, кто ненавидит грех как таковой: и раскаивается косвенно тот, кто ненавидит грех в счет чего-то, что с ним связано, например, наказание или что-то подобное. Соответственно грешники не будут раскаиваться в грехе напрямую, потому что согласны, чтобы злоба греха осталась в них; но они будут раскаиваться косвенно, потому что они будут страдать от наказания, возложенного на них за грех.

Ответ на возражение 1. Проклятые желают греха, но остерегаются наказания: итак, косвенно они раскаиваются в совершенных грехах.

Ответ на возражение 2. Желание не грешить по причине стыда – это хорошее желание: но в грешниках этого не будет.

Ответ на возражение 3. Будет возможным для проклятых раскаяться в своих грехах без отклонения желания от греха, потому что в своих грехах они будут остерегаться не того, что они желали раньше, но чего-то еще, а именно наказания.

Ответ на возражение 4. Тем не менее, упрямые люди могут быть в этом мире, они раскаиваются в грехах косвенно, если они будут наказаны за них. Таким образом, Августин говорит: «Мы видим, как самые свирепые животные отпугиваются от величайших удовольствий страхом боли» (QQ [83], qu. 3.).

Раздел 3. Будут ли проклятые по справедливости и по обдуманной причине желать не быть?

Возражение 1. Представляется, что невозможно для проклятых по справедливости и обдуманной причине желать не быть. Августин говорит: «Подумайте, как величественно быть добродетельным, поскольку и счастливые, и несчастные желают этого; быть и быть несчастным лучше, чем вообще не быть» (De Lib. Arb. III, 7).

Возражение 2. Далее, Августин аргументирует так: «Предпочтение предполагает выбор» (De Lib. Arb. III, 8). Но «не быть» не может быть избрано; поскольку оно не имеет признаков добра, так как это ничто. Следовательно, «не быть» не может быть более желаемым чем «быть».

Возражение 3. Далее, следует остерегаться большего зла. «Не быть» – это величайшее зло, потому что оно удаляет все хорошее, так что ничего не остается. Следовательно, «не быть» нужно больше остерегаться, чем быть нечсчастным: и, таким образом, следует то же заключение, что и ранее.

Этому противоречит: «В те дни люди будут искать смерти… но смерть убежит от них» (Откр. 9,6).

Далее, несчастье проклятых превосходит несчастье этого мира. Чтобы избежать несчастья этого мира, желательно для некоторых умереть, поэтому написано: «О, смерть! отраден твой приговор для человека, нуждающегося и изнемогающего в силах, для престарелого и обремененного заботами обо всем, для не имеющего надежды и потерявшего мудрость» [Вульгата: «терпение»] (Сир. 41:3, 4). Следовательно, «не быть» гораздо больше желанно для проклятых, согласно их обдуманной причине.

Отвечаю: «Не быть» может быть рассмотрено в двух направлениях. Во-первых, само по себе, и, таким образом, оно не может быть желанным, поскольку в нем нет аспекта добродетели, это чистое отсутствие добра. Во-вторых, оно может быть рассмотрено как облегчение болезненной жизни или несчастья: и, таким образом, «не быть» принимает аспект добродетели, поскольку «недостаток зла есть своего рода добро», как говорит философ (Ethic. V, 1). В этом случае лучше для проклятых «не быть», чем быть несчастными. Написано: «Лучше было бы этому человеку не родиться» (Мф. 26,24) и: «Проклят день, в который я родился» (Иер. 20,14), где толкование на пророка Иеремию говорит: «Лучше «не быть» чем быть злым». В этом смысле проклятые могут предпочесть «не быть» согласно их обдуманному решению [*Cf. FP, Q [5], A [2], ad 3].

Ответ на возражение 1. Высказывание Августина должно пониматься в значении, что «не быть» – это желаемо, не само по себе, но случайно, словно положить конец несчастью. Когда заявляется, что «быть» и «жить» желаются всеми естественно, мы не должны относить это к злу и тленной жизни и жизни несчастья, как говорит философ (Ethic. IX, 4), но абсолютно.

Ответ на возражение 2. Несуществование может быть желательным, не само по себе, но только случайно, как заявлялось уже.

Ответ на возражение 3. Хотя «не быть» – это само зло, потому что оно удаляет существование, это и добро, потому что он избавляет от несчастья, которое есть величайшее зло, и, таким образом, предпочитается «не быть».

Раздел 4. Будут ли проклятые в аду желать быть проклятым тем, кто не проклят?

Возражение 1. Представляется, что в аду проклятые не будут желать другим, которые не прокляты, быть проклятыми. Ибо сказано о богаче, который молился за своих братьев, чтобы они не пришли «в это место мучения» (Лк. 16,27, 28). Следовательно, подобным образом другие проклятые не будут желать, по крайней мере, своим друзьям по плоти, быть проклятыми в аду.

Возражение 2. Далее, проклятые не лишены чрезмерных привязанностей. Некоторые проклятые любили чрезмерно тех, кто не проклят. Следовательно, они не будут желать зла, т.е. чтобы они были прокляты.

Возражение 3. Далее, проклятые не желают увеличения своего наказания. Если будет больше проклятых, их наказание будет больше, так же, как радость святых умножается с увеличением их количества. Следовательно, проклятые не желают проклятия тем, которые спасены.

Этому противоречит, толкование: «поднял всех царей языческих с престолов их» (Ис. 14,9) говорит: «Грешники утешаются многими товарищами по несчастью в своем наказании».

Далее, зависть господствует в проклятых в наивысшей степени. Следовательно, они глубоко опечалены радостью святых и желают им проклятия.

Отвечаю. Как в святых на небе будет самое совершенное милосердие, так в проклятых будет самая совершенная ненависть. Поэтому, как святые будут радоваться о всех добродетелях, так проклятые будут горевать за всех праведников. Следовательно, вид счастья святых будет доставлять им невыносимую боль. Следовательно, написано: «Увидят и устыдятся ненавидящие народ Твой, огонь пожрет врагов Твоих» (Ис. 26,11). Следовательно, они будут желать всем праведным быть проклятыми.

Ответ на возражение 1. Так велика будет зависть проклятых, что они будут завидовать славе своих родственников, поскольку они сами в высочайшей степени несчастны, поскольку это случается в этой жизни, когда зависть увеличивается. Тем не менее, они будут завидовать своим родственникам меньше, чем другим, и их наказание было бы больше, если бы все их родственники были прокляты, чем, если бы их родственники были спасены. По этой причине богач молил, чтобы его братья могли бы избежать проклятия: он знал, что некоторые защищены от этого. Он предпочел бы, чтобы его братья были прокляты как все остальные.

Ответ на возражение 2. Любовь, которая основана не на добродетели, легко опустошается, особенно в злых людях, как говорит философ (Ethic. IX, 4). Следовательно, проклятые не сохранят дружбу тех, кого они чрезмерно любили. Их желание останется ошибочным, потому что они продолжат любить причину/мотив из чрезмерной любви.

Ответ на возражение 3. Хотя увеличение в количестве проклятых в результате увеличивает наказание каждого, увеличится и их ненависть и зависть, они предпочтут мучиться со многими другими, нежели в одиночестве.

Раздел 5. Будут ли проклятые ненавидеть Бога?

Возражение 1. Представлятся, что проклятые не ненавидят Бога. Потому что согласно Дионисию «красота и доброта являются основанием всех добродетелей и красота любимее всех» (Div. Nom. IV). И это Бог. Следовательно, Бог не может быть объектом ненависти кого-либо.

Возражение 2. Далее, никто не может ненавидеть саму добродетель, как и никто не может желать скверности/зла, поскольку «зло непроизвольно», как утверждает Дионисий (Div. Nom. IV). Бог есть сама добродетель. Следовательно, никто не может ненавидеть Его.

Этому противоречит: «Шум восстающих против Тебя непрестанно поднимается» (Пс. 73,23).

Отвечаю: Инстинктивная потребность вызывается добром или злом познанным. Бог понимается двумя способами, а именно Им Самим, как святыми, которые видят Его в Его сущности; и в Его действии, как нами и проклятыми. Поскольку Он есть добро по Своей сущности, Он не может в Себе быть неприятным для любого желания; поэтому все, кто видит Его в Его сущности не может ненавидеть Его. С другой стороны, некоторые Его действия отвратительны желанию, потому что они противоположны кому-либо: и соответственно, человек может ненавидеть Бога не Самого, но причину Его действий. Следовательно, проклятые, познавая Бога в Его наказании, которое есть действие Его справедливости, ненавидят Его, как они ненавидят наказание, наложенное для них [*Cf. Q [90], A [3], ad 2; SS, Q [34], A [1]].

Ответ на возражение 1. Высказывание Дионисия относится к естественной инстинктивной потребности. И она представляется ошибочной в проклятых, тем, что добавлено к ней их обдуманным желанием, как утверждалось ранее (A [1]) [*Cf. SS, Q [34], A [1], ad 1, где св. Фома дает другой ответ].

Ответ на возражение 2. Этот аргумент доказывал бы, если бы проклятые видели Самого Бога в Его сущности.

Раздел 6. Будут ли проклятые освобождены от недостатков?

Возражение 1. Представляется, что проклятые будут освобождены от недостатка. Поскольку проклятые имеют злое желание, как утверждается в последнем различии Сентенций (Sentent. IV). Они повреждены злым желанием, которое было у них здесь. Следовательно, если они не изменятся не здесь, их проклятие/вечные муки к их пользе.

Возражение 2. Далее, проклятые находятся на одной ступени с бесами. Бесы приобрели недостатки после своего падения, поэтому Бог возложил наказание на дьявола, который склонил человека к греху (Быт. 3:14, 15). Следовательно, проклятые тоже получат взыскание.

Возражение 3. Далее, чрезмерное действие, которое исходит из обдуманного желания, не освобождает от недостатка, хотя в необходимости которого человек сам есть причина: «пьяный человек заслуживает двойное наказание», если он совершил преступление в пьяном состоянии (Ethic. III). Проклятые сами были причиной своего собственного упрямства, благодаря чему они во власти необходимости греха. Следовательно, поскольку их действие исходит из их свободной воли, они не освобождены от недостатков.

Этому противоречит, наказание отличается/противопоставляется от вины/вине [*Cf. FP, Q [48], A [5]]. Упрямое желание проклятых исходит из их упрямства, которое есть их наказание. Следовательно, упрямое желание проклятых не является виной, которой они могут получить взыскание.

Далее, достигнув последнего срока, не будет больше движения или продвижения в добре или зле. Проклятые, особенно после дня Суда, достигнут последнего срока их проклятия, поскольку там «прекратят существование два города» согласно Августину (Enchiridion CXI). Следовательно, после Судного дня проклятые не будут освобождены от недостатков своим упрямым желанием, поскольку если они делали, их проклятие будет увеличено.

Отвечаю: Мы должны провести различие между проклятыми до суда и после суда. Все едины во мнении, что после Страшного суда не будет ни достоинств, ни недостатков. Причиной этому является то, что достоинство или недостаток направлены на достижение дальнейшего добра или зла: и после дня Суда добро или зло достигнут своего совершенного конца, не будет никаких дополнений к добру или злу. Следовательно, добро будет для святых не достоинством, а наградой, и злое желание в проклятых будет не недостатком, но только наказанием. Потому что труды добродетели принадлежат состоянию счастья и радости, и противоположное – состоянию несчастья (Ethic. I, 9,10).

С другой стороны, до Страшного суда, и праведные получат по заслугам, и проклятые получат взыскание. Это не может быть применимо к существенной или награде или главному наказанию, поскольку в этом отношении оба достигли предела. Однако это может применяться к случайной награде, или вторичному наказанию, которое является предметом увеличения до дня Суда. Особенно применимо это к бесам, или к добрым ангелам, действиями которых некоторые приводятся к спасению, чем радость блаженных ангелов увеличивается, и некоторые приводятся к вечным мукам, чем наказание бесов возрастает [*Cf. FP, Q [62], A [9], ad 3; SS, Q [13], A [4], ad 2; где св. Фома тактично отказывается от мнения, выраженного здесь относительно достоинств или недостатка].

Ответ на возражение 1. Это в высшей степени невыгодно достигнуть высшей ступени зла, результат таков, что проклятые неспособны измениться. Следовательно, ясно, что они не приобретают никаких преимуществ от своих грехов.

Ответ на возражение 2. Люди, которые прокляты, не задействованы в приведении других к мукам вечным, как бесы, по причине чего последние demerit относительно их вторичного наказания [*Cf. FP, Q [62], A [9], ad 3; SS, Q [13] , A [4], ad 2; где св. Фома тактично отказывается от мнения, выраженного здесь относительно достоинств или недостатка].

Ответ на возражение 3. Причина, по которой они не освобождаются от недостатка/изъяна, заключается не в том, что они под необходимостью греха, но потому что они достигли высочайшей степени зла.

Однако, необходимость греха, причиной которой являемся мы сами, потому что эта необходимость освобождает от греха, потому что каждый грех должен быть добровольным: он не освобождает, потому что он происходит от предыдущего действия желания. Следовательно, представляется, что все недостатки последующего греха принадлежат предыдущему греху.

Раздел 7. Смогут ли проклятые воспользоваться знаниями, которые у них были в этом мире? [*Cf. FP, Q [89]]

Возражение 1. Представляется, что проклятые не способны воспользоваться знаниями, которые они приобрели в этом мире. Поскольку есть огромное удовольствие в размышлении о знании. Мы не можем признать, что они испытывают удовольствие. Следовательно, они не могут использовать знания, которые были у них до этого, размышляя о них.

Возражение 2. Далее, проклятые страдают от боли, которая больше, чем любая боль в мире. В этом мире, когда один испытывает сильную боль, невозможно делать разумные заключения, будучи расстроенным болью, которой кто-то страдает. Следовательно, намного меньше может делать кто-то в аду.

Возражение 3. Далее, проклятые подчинены времени. Но «продолжительность времени есть причина забывчивости» (Phys. lib. IV, 13). Следовательно, проклятые забудут все, что они знали здесь.

Этому противоречит, сказано богачу, который был проклят: «Вспомни, что ты получил уже доброе твое жизни твоей» (Лк. 16,25) и.т.д. Следовательно, он будут размышлять о вещах, о которых знали здесь.

Далее, разумные виды остаются в отделенной душе, как утверждалось ранее (Q [70], A [2], ad 3; FP, Q [89], AA [5],6). Следовательно, если бы они не могли использовать их, они бы не остались в них без цели.

Отвечаю: Как в святых, ввиду совершенства их славы, не будет ничего, кроме радости, так и в проклятых не будет ничего другого, только то, что вызывает печаль; не будет недостатка в том, что сможет привести к печали, так что их несчастье совершенно. Воспоминание об определенных вещах приносит нам радость в некотором отношении, либо потому что они нам известны, и мы любим их, либо потому что они подходящие и совершенные. Они также могут быть причиной печали как со стороны, когда вещи нам знакомы и имеют печальную природу, и со стороны знания, если мы рассмотрим его несовершенство; например, человек может рассмативать свое неправильное/испорченное знание об определенной вещи, которую он желает узнать совершенно. Соответственно, в проклятых будет действительное размышление о вещах, о которых они знали в этой жизни, что вызовет у них печаль, а не удовольствие. Поскольку они будут думать о зле, которое совершили и были прокляты, и о радостных добрых делах, которые они потеряли, и в обоих случаях они будут мучительно страдать. Подобным образом он будут мучиться мыслью, что теоретическое знание, которое они имели, было несовершенное, и что они пропустили высочайшую степень совершенства, которую они могли бы приобрести.

Ответ на возражение 1. Хотя размышление о знании само по себе радостное, оно может случайно быть причиной печали, как объяснялось выше.

Ответ на возражение 2. В этом мире душа соединена с тленным телом, поэтому страдания тела мешают размышлению души. С другой стороны, в будущей жизни душа не будет так тяготиться телом, но, тем не менее, больше может страдать тело, душа будет иметь ясное представление о тех вещах, которые могуть стать причиной ее боли/мучений.

Ответ на возражение 3. Время является причиной забывчивости случайно, потому что движение, которым она измеряется, есть причина изменения. После дня Суда не будет уже движения небес; поэтому не будет возможным для забывчивости произойти из течения времени. Однако, до Страшного суда отделенная душа не меняется от своего расположения небесным движением.

Раздел 8. Будут ли проклятые думать о Боге?

Возражение 1. Представляется, что проклятые будут иногда думать о Боге. Поскольку никто не может ненавидеть вещь, если не думает о ней. Проклятые будут ненавидеть Бога, как утверждается в тексте Сентенций в последнем различии (Sentent. IV). Следовательно, они будут иногда думать о Боге.

Возражение 2. Далее, у проклятых будут угрызения совести. Совесть страдает угрызениями за поступк против Бога. Следовательно, они иногда будут думать о Боге.

Этому противоречит: Самые совершенные мысли человека те, которые о Боге, поэтому проклятые будут в состоянии величайшего несовершенства. Следовательно, они не будут думать о Боге.

Отвечаю: Можно думать о Боге двумя способами. Во-первых, в Нем Самом и соответственно, что свойственно Ему, а именно, что Он источник всех добродетелей, и, таким образом, невозможно думать о Нем без радости, проклятые не смогут никак думать о Нем подобным образом. Во-вторых, в соответствии с чем-то случайным, свойственное Ему в Его действии, например, Его наказания, и в этом отношении мысль о Боге может принести печаль, и именно таким образом проклятые будут думать о Боге.

Ответ на возражение 1. Проклятые не ненавидят Бога, за исключением, когда Он наказывает и прощает, что согласуется с их злой волей. Следовательно, они будут думать о Нем только как о наказывающем и прощающем. Этого достаточно, чтобы ответить на второе возражение, поскольку совесть не будет иметь угрызений за грех, если только он не будет прощен Божественной заповедью.

Раздел 9. Будут ли проклятые видеть славу святых?

Возражение 1. Представляется, что проклятые не увидят славы святых, поскольку они больше удалены от славы святых, чем от счастья этого мира. Они не видят что происходит с нами: следовательно, Григорий, комментируя «В чести ли дети его» (Иов. 14,21), говорит: «Как те, которые все еще живут, не знают в каком месте находятся души умерших, так мертвые, которые жили в теле не знают ничего о жизни тех, кто пребывает во плоти » (Moral. XII). Следовательно, в меньшей степени они смогут увидеть славу святых.

Возражение 2. Далее, то, что даруется как величайшая милость святым в этой жизни никогда не будет даровано проклятым. Апостолу Павлу была дарована величайшая милость увидеть жизнь, которой святые живут вечно с Богом (2Кор. 12). Следовательно, проклятые не увидят славу святых.

Этому противоречит написанное, что богач, будучи в муках «увидел... Авраама и Лазаря на лоне его» (Лк. 16,23).

Отвечаю: Проклятые до Страшного суда увидят святых во славе, не для того, чтобы знать какова эта слава, но чтобы увидеть их в состоянии славы, которое превосходит все мысли. Это будет беспокоить их, потому что они желают через зависть печалиться о счастье, и потому что они потеряли право на эту славу. Следовательно, написано относительно грешников: «Увидев» они «смутятся великим страхом» (Прем. 5,2). Однако после дня Суда они все будут удалены от видения святых: это не уменьшит их наказание, но наоборот, увеличит его, потому что они будут помнить славу святых, которую они видели до Суда или в день Суда, и это будет мучить их. Более того, они будут мучиться, обнаружив себя недостойными видеть славу, которую святые заслужили иметь.

Ответ на возражение 1. События этой жизни не мучают проклятых в аду так, как вид славы святых; поэтому вещи, которые случаются здесь, не показаны проклятым таким же образом как слава святых; хотя из тех вещей, которые происходят здесь, показаны только те, которые способны вызывать в них печаль.

Ответ на возражение 2. Апостол Павел смотрел на эту жизнь, в которой святые живут с Богом [*Cf. SS, Q [185], A [3], ad 2], действительным опытом и надеясь иметь ее более совершенной в грядущей жизни. Не так с проклятыми; поэтому сравнение неуместно.


Источник: Сумма Теологии / Фома Аквинский; [Пер. с лат. С.И. Еремеева, А.А. Юдина]. - Киев : Эльга ; М. : Ника-Центр, 2002-. / Ч. II-I. Вопросы 49-89. 2008. – 536 с.; Ч. II-I. Вопросы 90-114. 2010. – 432 с.

Комментарии для сайта Cackle