Фома Аквинский (католический святой)

Источник

Вопрос 77-й. О времени и образе воскресения (в четырех пунктах).

Теперь мы должны рассмотреть время и образ воскресения, имея перед собой следующие четыре пункта для выяснения:

1) Должно ли время воскресения быть отложенным до конца мира?

2) Скрыто ли от людей это время?

3) Произойдет ли воскресение в ночное время?

4) Произойдет ли воскресение внезапно?

Раздел 1. Должно ли время воскресения быть отложенным до конца мира?

То, что время воскресения не должно быть отложено до конца мира, так чтобы все могли восстать вместе, представляется из следующего:

Возражение 1. Между головой и членами тела больше единства и согласованности, чем между одним членом и другим, также как больше этого единства и согласованности между причиной и действием, чем между одним действием и другим. Христос, Который есть наша Глава, не отлагал Своего воскресения до конца мира, с тем, чтобы воскреснуть вместе со всеми людьми. Поэтому нет необходимости в том, чтобы воскресение ранних святых было отлагаемо до конца мира, так чтобы они могли воскреснуть вместе с другим.

Возражение 2. Воскресение Главы есть причина воскресения членов Его тела. Но воскресение некоторых членов, которые желают величия в силу их тесной связи с Главой, не было отлагаемо до конца мира, но воспоследовало непосредственно после воскресения Христа, как об этом существует благочестивая вера в отношении Девы Марии и Евангелиста Иоанна (Ср. Иероним «Письма» ПЛ 30,127). Поэтому воскресение других святых будет настолько ближе к воскресению Христа, насколько они более сообразны Ему по благодати и заслугам.

Возражение 3. Состояние Нового Завета более совершенно и несет в себе более близкое сходство со Христом, чем состояние Ветхого Завета. Некоторые из ветхозаветных святых, когда воскрес Христос, согласно слов Евангелия: «многие тела усопших святых воскресли» (Мф. 27:52). Поэтому, очевидно, воскресение ветхозаветных святых не должно быть отлагаемо до конца мира, так чтобы все могли восстать вместе.

Возражение 4. После окончания мира не будет исчисления лет. Однако после воскресения мертвых (Мф. 27:52) летоисчисление еще продолжается до воскресения «прочих из умерших», как это явствует из следующего места Апокалипсиса: «И увидел я... души обезглавленных за свидетельство Иисуса и за слово Божие, которые... ожили и царствовали со Христом тысячу лет. Прочие же из умерших не ожили, доколе не окончится тысяча лет» (Откр. 20:4–5). Поэтому воскресение не всех людей отлагается до конца мира, так чтобы все могли восстать вместе.

Этому противоречит сказанное: «человек ляжет и не встанет, до скончания неба он не пробудится и не воспрянет от сна своего» (Иов. 14:12), причем, конечно, здесь говорится о сне смертном.

Отвечаю: Поэтому воскресение мертвых будет отложено до конца этого мира, когда совершится «скончание неба», т.е. его разрушение. И далее мы знаем написанное: «все сии, свидетельствованные в вере, не получили обетования (т.е. как сказано в церковном толковании, «полного блаженства души и тела»), потому что Бог предусмотрел о нас нечто лучшее, дабы они не без нас достигли совершенства» (Евр. 11:39–40), (т.е., как сказано в церковном толковании «дабы через общее торжество каждый мог бы торжествовать больше». ПЛ 192,500). Воскресение не будет предшествовать прославлению тел, так как Христос «уничиженное тело наше преобразит так, что оно будет сообразно славному телу Его» (Фил. 3:21), а достигшие воскресения будут «как ангелы Божии на небесах» (Мф. 22:30). Следовательно, воскресение будет отложено до конца мира, когда все восстанут вместе.

Как говорит Августин, Божественный промысл установил, что «более грубые и низшие тела управляются в определенном порядке более тонкими и более сильными телами» («О Тр.» ПЛ 42,873). Поэтому вся материя низших тел подчинена изменению в соответствии с движением небесных тел, и тем самым, было бы чем-то противоречащим этому порядку вещей, установленному Божественным промыслом, если бы материя низших тел была бы приведена в состояние нетления и неизменяемости пока еще сохраняется движение высших (небесных) тел. А так как, согласно учению веры, воскресение приведет людей к бессмертной жизни, сообразной Христу, Который «воскресши из мертвых, уже не умирает» (Рим. 6:9), то воскресение человеческих тел и будет отложено до конца мира, когда прекратится небесное движение.

Поэтому-то те языческие философы, которые считали, что небесное движение никогда не прекратится, утверждали, что человеческие души возвратятся в смертные тела, т.е. в такие тела, которые мы имеем теперь, имели ли они ввиду, как Эмпедокл, что душа возвратится в то же самое тело в конце «великого года» или же что она возвратится в другое тело. Так, Пифагор утверждал, что «любая душа войдет в любое тело (включая тело животного)», как об этом сказано в книге Аристотеля о «Душе» (см. ниже В. 97, п. 5).

Ответ на возражение 1. Хотя голова более сообразна или соответственна членам тела сообразностью соотношения и соразмерности (что необходимо для того, чтобы она могла воздействовать и влиять на члены), чем один член тела сообразен другому, тем не менее, голова имеет определенную причинность в отношении членов, которой они не имеют, и в этом члены тела отличаются от головы и не отличаются друг от друга. Поэтому воскресение Христа есть прототип нашего, и через нашу веру в это Его воскресение в нас возникает надежда на наше собственное воскресение. Но воскресение одного из членов Христова тела не является причиной воскресения других членов и, следовательно, воскресение Христа должно предшествовать воскресению других, которые все должны воскреснуть в конце мира.

Ответ на возражение 2. Хотя среди членов тела Христова некоторые находятся выше, чем другие и являются более соответственными своей Главе, – они не достигают до состояния главенства, так чтобы быть уже причиной в отношении других. Следовательно, более значительная соответственность Христу не дает им права воскреснуть до других, как если бы они были образцом или прототипом, а эти другие – только их подражателями, о чем мы уже сказали выше (отв. 1) в отношении воскресения Христа. Если в отношении некоторых было допущено или принято, что их воскресение не должно быть отлагаемо до всеобщего воскресения, то это было по особой привилегии благодати, а не как нечто должное из-за их сообразности Христу.

Ответ на возражение 3. Иероним в своей проповеди на Успение (ПЛ 30,127), по-видимому, сомневается в отношении этого воскресения святых с Христом, а именно: то ли они засвидетельствовав воскресение, снова умерли, так что их воскресение было скорее оживлением на время, как это было с Лазарем, который снова умер, чем таким воскресением, которое будет в конце мира, то ли они действительно воскресли к бессмертной жизни, чтобы жить вечно в воскресшем теле и вознестись телесно на небо со Христом, как об этом сказано в церковном толковании на Мф. 27:52 (ПЛ 107,1144). Последнее представляется более вероятным, потому что, как говорит Иероним (там же), для того, чтобы они могли принести истинное свидетельство об истинном воскресении Христа, им надлежало быть действительно воскресшими. Причем их воскресение было ускорено не ради них самих, но именно ради принесения свидетельства о воскресении Христа, с тем, чтобы принесением этого свидетельства они могли положить основание веры Нового Завета. Поэтому было более надлежащим, чтобы такое свидетельство было принесено святыми Ветхого Завета, чем теми, которые умерли после основания Нового. К этому должно быть добавлено, что, хотя Евангелие упоминает об их воскресении до извещения о воскресении Христа, мы должны принимать это упоминание как сделанное заранее или вперед, что часто имеет место в изложении исторических фактов. Ибо никто не воскресал истинным воскресением до Христа, так как Он есть «первенец из умерших» (1Кор. 15:20), хотя некоторые и были оживляемы до Его воскресения, как например Лазарь.

Ответ на возражение 4. На основании этих слов Апокалипсиса некоторые еретики, как рассказывает Августин («О гр. Бож.» ПЛ 41,667), утверждали, что будет первое воскресение мертвых (святых), чтобы они могли царствовать со Христом на земле в течение тысячи лет. Эти еретики назывались хилиастами. Августин говорит (там же), что эти слова должны быть понимаемы иначе, а именно о духовном воскресении, которым люди воскресают от их грехов к жизни благодати, в то время как второе воскресение есть воскресение тел. Царство Христа означает Церковь, в которой царствуют не только мученики, но и другие избранные, а особое указание на мучеников сделано «потому, что те святые особенно царствуют после смерти, которые подвизались за истину даже до смерти» (там же и ПЛ 41,674).

Число «тысяча» лет означает не точное и зафиксированное число, но совокупность того земного времени, в течение которого святые теперь царствуют со Христом, ибо число 1000 более обозначает всеобщность, чем число 100, так как 100 есть квадрат 10, в то время как 1000 есть куб, получающийся от умножения десяти на его квадрат, ибо десять умноженное на десять есть сто, а сто умноженное на десять есть тысяча. И в псалме сказано: «Господь Бог... вечно помнить завет Свой, слово (которое) заповедал в тысячу родов» (Пс. 104:8), т.е. всем.

Раздел 2. Скрыто ли время нашего воскресения?

То, что время нашего воскресения не скрыто, представляется из следующего:

Возражение 1. Когда мы точно знаем начало вещи, мы можем знать точно и ее конец, так как, по слову Аристотеля, «все вещи измеряются некоторым периодом» («Зарожд. и разруш.»). Начало мира известно точно, а поэтому и конец его может быть точно известен. Это будет время воскресения и суда. Следовательно, это время не скрыто.

Возражение 2. Сказано, что «жена (которая представляет Церковь) убежала в пустыню, где приготовлено было для нее место от Бога, чтобы питали ее там тысячу двести шестьдесят дней» (Апок. 12:6). Затем в пророчестве Даниила упоминается некоторое определенное число дней (Дан. 12:11), которое, очевидно, означает года, согласно слов Господа, записанных Иезекилем: «день за год, день за год Я определил тебе» (Иез. 4:6). Таким образом, время конца мира и всеобщего воскресения может быть точно установлено из Священного Писания.

Возражение 3. Состояние Нового Завета было предзнаменовано в Ветхом Завете. Мы точно знаем время, в котором длилось состояние Ветхого Завета, а поэтому мы можем точно узнать то время, в котором будет длиться состояние Нового Завета. Оно будет длиться до конца мира, почему Христос и сказал: «се, Я с вами во все дни до скончания века» (Мф. 28:20). Следовательно, время конца мира и воскресения может быть узнано точно.

Этому противоречит то, что неизвестное ангелам, будет тем более неизвестно людям, так как те вещи, до которых люди достигают своим природным разумом, еще более ясно и определенно познаваемы ангелами их природным познанием. Кроме того, как говорит Дионисий («О неб. Иер.» ПГ 3,180,181), откровения о неизвестном делаются свыше людям только посредством ангелов. Ангелы же не имеют точного знания этого времени, что явствует из слов: «о дне же том и часе никто не знает, ни ангелы небесные» (Мф. 24:36).

Поэтому время воскресения является скрытым от людей.

Далее можно еще сказать, что апостолы были людьми более сведущими в тайнах Божиих, чем те, которые следовали за ними, так как они имели «начаток Духа» (Рим. 8:23) – «прежде других в вопросе о времени и более обильно», как замечает церковное толкование (ПЛ 191,1444). И тем не менее, когда они спросили Христа о времени конца этого мира, Он ответил им так: «не ваше дело знать времена или сроки, которые Отец положил в Своей власти» (Деян. 1:7). Поэтому тем более эти времена и сроки скрыты от прочих людей.

Отвечаю: Как говорит Августин, «что касается последнего периода или века человеческого рода, который начался с первого пришествия Христа и длится до конца мира, то нам неизвестно количество поколений или родов, из которых он будет состоять», также как возраст старости, который есть последний возраст человека, не имеет для нас определенного времени в соответствии с мерой других возрастов, потому что он «длится иногда один столь долгое время, как все другие возрасты (вместе взятые)» («83 вопр.» ПЛ 40,43). Причина этого в том, что точная продолжительность какого-либо будущего времени может быть известна только или откровению, или природному разуму. Время до всеобщего воскресения не может быть вычислено природным разумом, так как воскресение и конец небесного движения будут одновременны, как мы уже сказали выше (п. 1). А все то, что является предвиденным через природный разум, как имеющее совершиться в определенное время, исчисляется по движению, а от движения небес невозможно исчислить конец этого движения, ибо, поскольку оно есть движение круговое, оно по этой причине способно по своей природе длиться беспрестанно, и, следовательно, время между ним и воскресением не может быть исчислено природным разумом. Затем, это время воскресения не может быть известно и по откровению, так, чтобы все могли бы быть тогда на страже и готовыми встретить Христа. По этой причине, когда апостолы спросили Его об этом, Он отвечал: «не ваше дело знать времена или сроки, которые Отец положил в Своей власти» (Деян. 1:7). Тем самым Он, как говорит Августин, «отверг вычисления всех вычислителей и велел им быть спокойными» («О гр. Бож.» ПЛ 41,617), ибо то, что Он отказался сообщить апостолам, Он не откроет другим людям. Поэтому все те, которые по своему заблуждению пытались вычислить время конца мира, оказывались до сих пор лживыми. Некоторые из них, как сообщает Августин (там же), утверждали, что от вознесения Христа до Его второго пришествия пройдет 400 лет, другие назначали 500 лет, иные 1000 лет. Ошибочность этих вычислителей очевидна, так же, как и тех, которые и в наше время не прекращают вычислять.

Ответ на возражение 1. Когда мы знаем начало вещи и ее конец, то отсюда следует, что ее измерение нам известно. Поэтому, если мы знаем начало такой вещи, продолжительность которой измеряется небесным движением, то мы способны узнать и ее конец, так как небесное движение нам известно. Но измерение продолжительности самого небесного движения есть установление одного Бога, нам неизвестное, а поэтому как бы много мы не знали его начало, мы не в состоянии узнать его конец.

Ответ на возражение 2. Тысячи двести шестьдесят дней, упомянутые в Апокалипсисе, означают все то время, в которое на земле будет находиться Церковь, а не какое-либо определенное число лет. Основание для этого вывода в том, что проповедь Христа на земле, на которой создана Церковь, длилась три с половиной года, каковой отрезок времени содержит почти такое же число дней, что и вышеуказанное число 1260. Затем, число дней, определенных Даниилом, относится не к числу лет, имеющих истечь до конца мира, или до проповеди антихриста, но это (Даниилово число дней) относится к самому времени проповеди антихриста и к продолжительности его преследования (против Церкви).

Ответ на возражение 3. Хотя состояние Нового Завета вообще предзнаменовано состоянием Ветхого Завета, но отсюда не следует, что все особенности одного соответствуют особенностям другого, особенно, поскольку все образы Ветхого Завета были исполнены во Христе. Поэтому Августин так отвечает тем лицам, которые хотели связать число гонений, которые претерпела Церковь в первые века, с числом казней египетских при Моисее: «Я не думаю, что происшедшее в Египте было по своему значению пророческим об этих гонениях, хотя те, которые думают так, показали некоторую изобретательность в приближении их, находящихся в отдельности, один к другому (ветхозаветные люди по отношению к людям новозаветным). Это сделано, конечно, не духом пророчества, но догадливостью человеческого разума, который иногда достигает истины, а иногда нет» («О гр. Бож.» ПЛ 41,65).

То же замечание было бы применимо и к заявлениям аббата Иоахима (Флорского), который посредством таких предположений относительно будущего предсказал некоторые вещи, которые оказались верными, а в остальных был обманут (Ср. ДТС Art. Ioahim de Flure; см. Грундман stud, стр. 40).

Раздел 3. В ночное ли время произойдет всеобщее воскресение?

То, что всеобщее воскресение произойдет не в ночное время, представляется из следующего:

Возражение 1. Воскресения не будет до скончания неба (Иов. 14:12), т.е. до прекращения небесного движения. Но когда прекратится это движение, уже не будет времени, ни ночного, ни дневного. Поэтому воскресение не произойдет в ночное время.

Возражение 2. Окончание какой-либо вещи должно быть наиболее совершенным. Тогда будет окончание времени, почему и сказано, что «времени больше не будет» (Апок. 10:6). Следовательно, время тогда должно быть в самом совершенном своем состоянии, т.е. это должно быть дневное время.

Возражение 3. Время должно быть таким, чтобы оно было приспособлено к тому, что в течение его делается. Поэтому-то именно ночью вышел Иуда из содружества света на предательство. Все вещи, которые в настоящее время скрыты, сделаются тогда, при конце мира, наиболее явными, потому что, когда придет Господь Он «осветит скрытое во мраке и обнаружит сердечные намерения» (1Кор. 4:5). Поэтому воскресение должно совершиться днем.

Этому противоречит то, что мы знаем, что воскресение Христа есть прототип нашего воскресения. Воскресение Христа совершилось ночью, как говорит Григорий в пасхальной проповеди (ПЛ 76,1173). Следовательно, и наше воскресение совершится ночью.

Отвечаю: Еще надо сказать, что второе пришествие Христа уподобляется в Евангелии входу (проникновению) в дом вора (Лк. 12:39–40). Вор входит в дом ночью, а поэтому и Христос придет ночью. Когда же Он придет, совершится воскресение людей, по сказанному выше (В.7, 76, п. 2). Поэтому воскресенье произойдет ночью.

Точное время и час, в которые произойдет воскресение, не может быть известно с достоверностью. Тем не менее, некоторые с достаточной вероятностью утверждают, что оно произойдет ближе к рассвету (!), когда луна будет на востоке, солнце на западе, потому что полагают, что солнце и луна были созданы в этом их положении, и таким образом их круговые вращения будут полностью завершены их возвращением к той же точке. Поэтому считается, что и Христос воскрес в такой час.

Ответ на возражение 1. Когда совершится воскресение, это будет не время, но конец времени, потому что в тот самый момент, когда небеса прекратят свое движение, – воскреснут мертвые. Однако звезды будут находиться в том же самом положении, которое они занимают и в настоящее время в какой-либо определенный час, а поэтому и говорится, что воскресение произойдет в тот или этот час.

Ответ на возражение 2. Наиболее совершенное состояние времени считается в полдень, из-за света, даваемого солнцем. Но при всеобщем воскресении град Божий не будет иметь нужду ни в солнце, ни в луне, потому что слава Божия будет освещать его (Апок. 22:5). Поэтому в данном отношении не имеет значения – будет ли воскресение днем или ночью.

Ответ на возражение 3. Время должно быть приспособлено к обнаружению тех вещей, которые будут тогда совершаться, и к тайне в отношении самого определения или фиксации времени. Поэтому любое время может быть достодолжным, т.е. воскресение может быть и днем, и ночью.

Раздел 4. Сразу ли, т.е. внезапно ли совершится воскресение или по каким-то степеням?

То, что воскресение совершится не сразу или внезапно, но постепенно, представляется из следующего:

Возражение 1. Воскресение мертвых предсказано в Писании, а именно у пророка Иезекииля, в книге которого мы читаем: «и вот движение, и стали сближаться кости, кость с костью своею. И видел я: и вот жилы были на них, и плоть выросла, и кожа покрыла их сверху, а духа не было в них» (Иез. 37:7–8). Таким образом, восстановление тел будет предшествовать по времени их соединению с душой и, тем самым, воскресение не будет внезапным.

Возражение 2. Что-либо не случается внезапно, если оно требует нескольких действий, следующих одно за другим. Воскресение требует именно несколько действий, следующих одно за другим: собирание праха, вторичное формирование тела, вложение (возвращение) души. Поэтому воскресение не будет внезапным.

Возражение 3. Всякий звук измеряется временем. Как было сказано выше (В. 76, п. 2) причиной воскресения будет звук трубы. Поэтому на воскресение пойдет какое-то время, и оно не будет внезапным.

Возражение 4. Как сказано у Аристотеля в его трактате «О чувстве и сенсибельном» (ср. «Физ.»), никакое локальное движение не может быть внезапным. Воскресение тел требует локального движения в собирании праха. Поэтому оно не совершится внезапно.

Этому противоречит написанное, что мы воскреснем «вдруг, во мгновение ока, при последней трубе» (1Кор. 15:52), т.е., иначе говоря, воскресение будет внезапным.

Отвечаю: И, далее, мы знаем, что беспредельная сила действует внезапно, а Дамаскин пишет, что «воскресение совершится силою Бога» («О пр. вере» ПГ 94,1225), т.е. силой беспредельной. Поэтому воскресение будет внезапным.

Как было сказано выше (В. 76, п.3), в воскресении нечто будет сделано служением ангельским, а нечто – непосредственно силою Бога.

То, что будет сделано служением ангельским, не будет мгновенно, если под мгновением мы понимаем неделимую точку времени, но оно будет мгновенно, если под мгновением мы понимаем незаметное, незначительное время. А то, что будет сделано непосредственно силой Бога, произойдет внезапно, а именно при конце того времени, в котором будет сделано дело, порученное ангелам, ибо более высокая сила приводит низшее к совершенству.

Ответ на возражение 1. Иезекииль говорил, как Моисей к грубому народу, а поэтому как Моисей разделял дела творения на дни для того, чтобы непросвещенные люди могли понимать, хотя на самом деле все было сотворено вместе, согласно Августину («Gen. ad. lit.» ПЛ 34,319), так и Иезекииль изображает различные, как бы порознь происходящие при воскресении вещи, в то время как на самом деле они все совершатся вместе, в мгновение.

Ответ на возражение 2. Хотя в природе эти действия следуют одно за другим, во времени они все вместе, потому что – или они вместе в одно и то же мгновение, или одно совершается в то мгновение, которое является пределом и завершением другого.

Ответ на возражение 3. По-видимому, к этому звуку трубы применимо то же самое, что и к формам таинств, а именно, что звук произведет свое действие в свое последнее мгновение.

Ответ на возражение 4. Собирание праха, каковое собирание не может быть без локального движения, будет совершено служением ангелов. Поэтому оно будет во времени, хотя и незаметном или неощутимом из-за легкости этого дела для ангелов.


Источник: Сумма Теологии / Фома Аквинский; [Пер. с лат. С.И. Еремеева, А.А. Юдина]. - Киев : Эльга ; М. : Ника-Центр, 2002-. / Ч. II-I. Вопросы 49-89. 2008. – 536 с.; Ч. II-I. Вопросы 90-114. 2010. – 432 с.

Комментарии для сайта Cackle