Вселенная с плюралистической точки зрения
Содержание
Лекция I. Типы философского мышления. С. 1.
Наша эпоха вновь становится философской, 1. Изменение тона с 1860 г., 2. Определение эмпиризма и рационализма, 4. Как поступают философы: они выбирают какую-нибудь часть мира и по аналогии с ней интерпретируют целое, 4. Они стремятся к тому, чтобы он казался менее чуждым, 6. Их различие со стороны темперамента, 6. Их системы достигаются путем рассуждения, 7. Их тенденция к сверхтехничности, 8. Излишек ее в Германии, 9. Важное значение воззрения у философа, 11. Примитивная мысль, 12. Спиритуализм и материализм; два типа спиритуализма, 13. Теизм и пантеизм, 13. Теизм создает дуализм Бога и человека и оставляет человека вне Бога, 14. Пантеизм отожествляет человека с Богом, 16. Современная тенденция к пантеизму, 17. Законность нашего требования занимать существенное место во вселенной, 18. Плюрализм versus монизм: представление мира в „форме каждого единичного» и в „форме всего целого», 119, Цитата из проф. Джекса, 19. Характеристика абсолютного идеализма, 20. Особенности конечного сознания, которых не может иметь абсолют, 21. Конечное всегда остается вне абсолютной реальности, 22.
Лекция II. Монистический идеализм. С. 23.
Резюме, 23. Радикальный плюрализм – тема этих лекций, 24. Большинство философов относятся к нему пренебрежительно, 24. Отчужденность от нас абсолюта Брэдли, 25. Спиноза и „quatenus», 25. Затруднение для симпатических отношений с абсолютом, 26. Идеалистическая попытка интерпретировать его, 27. Цитата из проф. Джонса, 23. Опровержение плюрализма абсолютистами, 29. Критика доказательства Лотце в пользу монизма путем анализа того, что заключается между двумя действиями, 30. Определение порочного интеллектуализма, 33. Альтернатива Ройса: или полное разъединение, или абсолютное соединение вещей, 33. Диалектические затруднения Бредли в вопросе об отношениях, 38. Непригодность абсолюта, как рационализирующего средства, 40. Тенденция рационалистов к крайностям, 43. Вопрос о «вешних» отношениях, 44. Возвращение к Гегелю, 46.
Лекция III. Гегель и его метод. С. 47.
Влияние Гегеля, 47. Тип его воззрения имирессионистический, 48. „Диалектический» элемент в действительности, 49. Плюрализм заключает в себе возможные конфликты между вещами, 50. Гегель объясняет конфликты взаимным противоречием понятий, 50. Критика его попытки выйти за пределы обычной логики, 51. Примеры „диалектического» строения вещей, 53. Рационалистический идеал: положения, обеспечивающие себя с помощью двойного отрицания, 57. Возвышенность концепция, 58. Критика точки зрения Гегеля: она заключает в себе порочный интеллектуализм, 69. Гегель скорее ясновидец, чем человек рассуждающий, 60. „Абсолют» и „Бог разные понятия, 62. Полезность абсолюта для умственного спокойствия, 64. Но она перевешивается специфическими парадоксами, которые она вносит в философию, 65. Лейбниц и Лотце о „грехопадении», заключенном в создании конечного, 66. Иоахим о том, как истина включает в себя заблуждение, 68. Мир абсолюта не может быть совершенным, 69. Плюралистические выводы, 70.
Лекция IV. Фехнер. С. 74.
Сверхчеловеческое сознание не предполагает непременно абсолютного духа, 74. Тощий вид современного абсолютизма, 76. Тон фехнеровского эмпирического пантеизма противоположен соответствующему тону рационалистического типа, 80. Жизнь Фехнера, 81. Его воззрение, „дневное воззрение», 84. Его метод рассуждения путем аналогии, 84. Вся вселенная одушевлена, 85. Его монистическая формула не связана необходимо с его системой, 85. Душа земли, 87. Ея отличие от наших душ, 89. Земля, как ангел, 91. Душа растений, 92. Логика Фехнера, 94. Его теория бессмертия, 95. „Тучность» его воображения, 96. Бедность обыкновенного трансцендентального пантеизма по сравнению с его воззрением, 97.
Лекция V. Соединение элементов сознания. С. 99.
Допущение, что состояния ума могут соединяться сами собой, 99. Это допущение общо натуралистической психологии, трансцендентальному идеализму и Фехнеру, 101. Критика его автором в одном из прежних его сочинений, 103. Так называемые физические сочетания не могут быть приведены в качества аналогий, 106. Тем не менее сочетание должно быть постулируемо между частями вселенной, 108. Логические возражения против него, 109. Рационалистическое рассмотрение вопроса заводить нас в тупик, 114. Необходимо радикально порвать с интеллектуализмом, 117. Переход к философия Бергсона, 118. Злоупотребление понятиями, 121.
Лекция VI. Бергсон и его критика интеллектуализма. С. 123.
Личность проф. Бергсона, 123. Ахилл и черепаха, 125. Это – не софизм, 125. Мы делаем движение непонятным, рассматривая его при помощи статических понятий, 128. Тем не менее рассмотрение в понятиях имеет огромное практическое применение, 129. Традиционный рационализм дает в сущности неподвижную вселенную, 130. Невыносимость интеллектуалистической точки зрения, 132. Невозможно рационалистически объяснять действие, изменение, т.е. непосредственную жизнь, 134, Функции понятий скорее практические, чем теоретические, 135. Борисов призывает нас к интуиции или чувственному переживанию для того, чтобы понять, как совершается жизнь, 138. Что Борг сонь подразумевает под этим, 140. Множество в единстве должно быть допущено, 141. Действительно существуют не созданные вещи, а вещи в процесс созидания, 145. Оригинальность Бергсона, 146. Интеллектуалистическая логика не в состояния определить вселенную, где изменение непрерывно, 147. Жизненно вещи суть иным по отношению к себе, так что в известном смысле логика Гегеля верна, 149.
Лекция VII. Непрерывность непосредственного опыта. С. 152.
Гриновская критика сенсуализма, 152. Отношения чувствуются так же непосредственно, как ощущения, 154. Единство вещей дано в непосредственном потоке, а не в отвлеченном рассуждении, которое преодолевает первоначальную несогласованность потока, 155. Minima опыта передают непрерывность его, 156. Ошибка в возражениях против самосоединения, 156. Конкретные единицы опыта суть иные по отношению к себе, 157. Действительность является сплошной, 160. Интеллектуализм должен быть чистосердечно отвергнуть, 161. Абсолют есть только гипотеза, 162. Бог Фехнера не есть абсолют, 162, Абсолют не разрешает интеллектуалистического затруднения, 163. Вероятно ли существование сверхчеловеческого сознания, 165. Указатель. С. 233.
Лекция VIII. Итоги. С. 167.
Представление специфически религиозных переживаний, 167. Их природа, 168. Они подтверждают понятие более широкой жизни, часть которой мы составляем, 170. Эта жизнь должна быть конечна, если мы желаем избежать парадоксов монизма, 171. Бог, как конечное существо, 172. Эмпиризм лучший союзник религии, чем рационализм, 173. Эмпирические доказательства в пользу более обширного духа должны открыть дверь суевериям, 173. Но это возражение нельзя считать фатальным, 174. Наши убеждения образуют части действительности, 175. В плюралистическом эмпиризме наше отношение к Богу оказывается менее всего отчужденным, 175. Слово „рациональность» лучше заменить словом „интимность», 176. Различие и определение монизма и плюрализма, 177. Плюрализм заключает в себе индетерминизм, 179. Все в своих решениях пользуются „лестницей веры», 181. Заключение, 182.
Прибавления.
I. Вещь и ее отношения. С. 184.
II. Чувство активности. С. 203.
III. Действительность и изменение. С. 223.
Примечание к лекции VI. С. 228.
Указатель. С. 233.
***
Данный труд представлен только в виде сканированного документа. Вы можете ознакомиться с ним по ссылке:
Предлагаем помочь распознать текст этой книги и открыть его для тысяч читателей. Это можно сделать самостоятельно или привлечь профессионала. Предварительно просим уточнять, не взята ли эта книга на распознавание, написав по адресу otechnik@azbyka.ru