Книга плача Иеремии. Гари Холл
Исторический и культурный фон
587 год до н.э. Иерусалим разрушен вавилонской армией (2 Царств 25; Иеремии 39). Два последних десятилетия, начиная с 609 года, на маленькое государство Иудею и ее столицу Иерусалим обрушился целый ряд страшных потрясений. Праведный царь Иосия, который за короткий срок пребывания на троне, привел государство к независимости и процветанию, был убит в сражении с египтянами у Мсгиддо в 609 году до н.э. (4Цар.23:28‒30). В мгновение Иудея потеряла независимость, наметился общий спад. Египтяне сместили с трона наследника и сына Иосии, Иоахаза, наложили на страну дань, и посадили на престол марионеточного царя, другого сына Иосии, Елиакима, которому дали имя Иоаким (609‒598 гг. до н.э.). За время правления Иоакима Вавилон распространил господство на всю территорию Месопотамии. В 605 году Навуходоносор разбил египетскую армию при Каркемише и распространил свое влияние на территорию Палестины. В 601 году, в очередном сражении египетская армия одержала верх над вавилонским войском, и Иоаким обратился к Египту за помощью и восстал против вавилонского господства (4Цар.24:1). В 598 году вавилонский царь Навуходоносор вернулся в Иудею. Иоаким умер за три месяца до падения Иерусалима (возможно, по дороге в плен? 2Пар.36:6), а на трон был возведен его сын, восемнадцатилетний Иехония. К несчастью Иехония был взят в плен и пробыл в вавилонской тюрьме 37 лет (4Цар.24:10‒12, 25:27). Навуходоносор забрал с собой в Вавилон трофеи и тысячи ведущих граждан страны, включая Иезекииля (4Цар.24:13‒14:16), а на трон посадил своего марионеточного царя, дядю Иехонии, Маттафию, которому дал новое имя Седекия. Седекия был слабым монархом, его легко могла склонить на свою сторону любая политическая партия Иерусалима. Его быстро убедили восстать против Вавилона, и, несмотря на предупреждения Иеремии, он согласился. На этот раз в 588‒87 годах Навуходоносор пришел, чтобы отомстить и разрушить Иерусалим и храм. Он вновь пленил большое число местных жителей, и на этот раз оставил в земле только беднейших из народа. Некогда любимый город и избранный Богом народ были теперь оставлены и разорены. По словам Иеремии и других пророков, так Бог осудил Иудею за отступничество и неповиновение. В этой атмосфере кризиса, разрухи и потери Божьего расположения и был написан Плач Иеремии. Иудея потеряла свой храм, царя и землю.
Текст и автор
Подобно многим другим книгам Библии, автор этой книги доподлинно неизвестен. Иудейская традиция приписывает авторство книги Иеремии (Баба Батра 15а), а Септуагинта и латинская Вульгата просто следуют ей. Во 2 книге Паралипоменон 35:25 сказано, что Иеремия составил по умершему царю Иосии плач, который был помещен в книгу с одноименным названием. Известно также, что Иеремия время от времени оплакивал судьбу своих соплеменников (9:1) и жил до самого разрушения Иерусалима. И в том, что некоторые приписывают авторство книги именно ему, нет ничего удивительного. Тем не менее, текст нигде не называет Иеремию автором этой книги.
Судя по стилю книги, она была написана человеком, который пережил разрушение Иерусалима и воочию видел разрушенный город. Автор любил Иерусалим и глубоко страдал из-за разорения и падения города.
Структура
Иудейский и христианский каноны помещают книгу Плач Иеремии в разные сборники. В иудейском каноне она стоит либо в третьем разделе, который называется Кетубим (Писания) после книге Кохелет (Экклезиаст) и перед книгой Эсфирь, либо в четвертом так называемом сборнике пяти Меггилот или Ролей.815 Эти пять книг традиционно читались в синагогах по праздникам. Плач читался девятого числа месяца Ав (Июль/Август) в память о разрушении иерусалимского храма в 587 году до н.э.816 Септуагинта (ок. 250‒200 гг. до н.э.) приписывает авторство книги пророку Иеремии и помещает се сразу же за книгой пророка. Христианский канон унаследовал эту последовательность. Название книги на еврейском языке – ивр. (эйхах «как» или «каким образом») – первое слово в стихах 1:1, 2:1 и 4:1. Позднее иудейские толкователи назвали ее Кинотп, что значит «Плачи» и Септуагинта, следуя этой традиции назвала книгу Треной (т.е. «Плачи»).
Плач – короткая книга, состоящая всего из пяти глав. Она организована по принципу поэтического акростиха, в котором каждая строка или группа строк начинается с последующей буквы алфавита. Поскольку в еврейском алфавите двадцать две буквы, каждая глава Плача содержит двадцать две строфы или стансы (которые и являются началом стихов в главах 1,2, 4 и 5) или шестьдесят шесть строф (в главе 3). Однако главы имеют различную длину из-за различного применения структуры акростиха. Каждая строфа в главах 1 и 2 состоит из трех строк, в которых каждая первая строка начинается с очередной буквы алфавита.817 В третьей главе каждая строфа также состоит из трех строк, но теперь не только первая строка, а каждая из трех строк начинается с соответствующей буквы алфавита.818 Глава 4 следует структуре глав 1 и 2, за исключением того, что каждая строфа состоит из двух строк. В главе 5 нет акростиха, но, тем не менее, она состоит из двадцати двух строк (стихов), то есть также подчеркивает число двадцать два.
Причина популярности акростиха неясна. Возможно, этот метод помогал заучиванию произведения наизусть, а, возможно, автор хотел подчеркнуть, что рассматриваемая тема разобрана полностью, от «А до Я». Возможно также, что акростих точнее и ярче передавал печаль автора, при этом ограничивая объем произведения и придавая ему определенную форму.819 Кажущаяся негибкой структура не помешала поэту ярко выразить свои мысли, а акростих только подчеркнул его идею.
Каждая поэма (глава) книги отличается своей неповторимостью и тематикой. Первая глава персонифицирует Иерусалим, горюющий о своем разрушении, сначала от третьего лица (стихи 1‒11), а затем от первого (стихи 12‒22). Вторая поэма продолжает тему, но уже с точки зрения автора, который описывает наказание Божье, постигшее Иерусалим. Она завершается призывом: вознести мольбу к Богу и просить Его сжалиться над их судьбой (стихи 18‒22). Третья поэма персонифицирует народ, который говорит от первого лица. В нее включен отрывок, рассказывающий о милости и сострадании Бога. Четвертая поэма рисует жизнь людей в осажденном Иерусалиме до падения города и осуждает их за то, что они верили пророкам и священникам. Последняя поэма рассказывает о беспомощности пленников и взывает к Богу с просьбой о восстановлении. В пятой главе значительно чаще, чем в предыдущих главах, применяется синонимический параллелизм. Анализ всех пяти поэм показывает, что центр книги третья глава, подчеркивающая тему надежды.820
Жанр
Книга написана в виде плача, отдельного жанра, который называется кинах. Для этого жанра характерен особый ритм, в котором вторая часть параллельной строки короче первой (3 ударных слога в первой строке и 2 – во второй, или 3+2). Это придаст строке особенный ритм, иногда называемый «хромающим» ритмом. Иногда эту форму можно встретить и в других поэтических жанрах.821
Самый обычный стиль Плача – это погребальная песня, которая обычно пелась во время проведения похорон. Самые ранние примеры таких песней: плачи Давида о смерти Саула и Ионафана (2 Царств 1:17‒27) и о смерти Авнера (2 Царств 3:33‒34). В книге Плача эта же форма используется для оплакивания судьбы города, а не отдельного человека.822 В пророческих книгах можно встретить несколько погребальных песен, включенных в отрывки, объявляющие о наступлении времени суда. Обычно в этих местах погребальная песня звучит с иронией или насмешкой (Амос 5), ибо для автора народ оказывается не лучше покойника.823
Хотя книга изображает индивидуальный плач, она, по природе своей, является коллективной и выражает плач целого народа. Такой жанр часто встречается в Псалмах (см. Пс.43, 59, 73, 78:79) где особенно отражено поражение в битве. Псалом 136 явно создавался во время или после пленения. Но книга Плача не ограничивается очерченным кругом вопросов, включая и другие темы, такие как выражение доверия (3:20‒24), смысл страданий (3:25) и молитва (5:1, 20‒22).
Богословские темы
Главная тема Плача коренится в богословии завета. Завет требует покорности, которая приносит Божьи благословения, о чем часто повторяет книга Второзаконие. Непослушание приносит проклятия и последующее уничтожение (Втр.28:15‒68). Плач – это ответ на последствия непослушания Иуды. Книга поразила жителей Иерусалима в самое сердце, ведь раньше они были абсолютно уверены в непогрешимости богословия Сиона, которое, похоже, противоречило тексту Второзакония. Это богословие, основанное на книге пророка Исайи, утверждало, что все, доверяющие Сиону спасутся (Ис.14:32, 31:4‒5, 33:20‒22, 37:35). Проповедь Иеремии, в которой он предвещал разрушение Иерусалима, встретила немалое сопротивление, из-за того, что головы людей были затуманены этим богословием Сиона (Иер.26). Когда же истина оказалась на стороне богословия завета, некоторым показалось, что Бог не сдержал своих обещаний. А потому люди посчитали плач наилучшим ответом Богу. Бог теперь сражался против Иудеи (Плач.2:4‒5). Книга Плача раскрывает проблему народного горя, в противоположность книге Иова, где речь идет о горе личном.
К людям, наконец, приходит осознание того, что падения Иерусалима можно было избежать. У Иудеи перед глазами был пример Северного Царства, а предупреждения Иеремии были вполне ясными. Слово Божье получило подтверждение и оставшимся в живых пришлось признать Божью праведность (1:18). Но даже теперь было сложно смириться с этой реальностью. Тем не менее, признание правоты Бога привело к исповеданию греха, и пониманию справедливости страданий (1:5,6,14,18‒19:22).
Книга Плача придала форму и выражение скорби Иудеев (Зах.7). Благодаря книге народное горе, боль и разочарование нашли эмоциональный выход. Книга помогла людям отвергнуть чувство гордыни и самоправдивости и дала ясно понять, что их постигла кара Божья. Да, именно Божья рука наказывала их теперь, но вместе с этим, лишь Ему одному были не безразличны их страдания.
Поэтому в Плаче, то здесь, то там, появляются искры надежды. Подобно плачам Псалмов, стенания, обращенные к Богу, в конце концов, приводят к осознанию величия и благости Божьей и незаметно рождающейся надежде. Так 3:22‒33 выражает уверенность в том, что Бог не отвергнет тех, кто обращается к Нему за помощью. Его милости обновляются с каждым днем. Израиль согрешил, но Бог простит и восстановит его (см. также 3:57,58, 4:22, 5:21:22).
Благодаря книге Плача народное горе, боль и разочарование нашли эмоциональный выход.
Связь с Новым Заветом
В Новом Завете не найти цитат или явных ссылок на Плач Иеремии, хотя, возможно, 1 Коринфянам 4:13 намекает на Плач 3:45. Но Новый Завет рисует нам портрет Иисуса, плачущего и страдающего. Он плачет о Иерусалиме (Луки 19:41‒44) и молится в муках о том, чтобы чаша Божьего гнева была пронесена мимо Него (Луки 22:39‒46). На кресте Он молится словами Псалма-плача (Псалом 22:1). Кроме этого Новый Завет редко ссылается на книгу Плача. Поскольку Иисус взял на Себя гнев Божий и понес на Себе грехи человечества, страдать за грех более не требуется. Бог еще раз показал всем, что Ему не безразличны люди. Новый Завет говорит о страданиях, но о страданиях последователей Иисуса, которые они переносят за свою веру.
* * *
В тексте популярной еврейской Библии (ВЯ5) порядок таков: Руфь, Песнь Песней, Экклезиаст, Плач Иеремии и Эсфирь. Другая иудейская традиция ставит ее на третье место в этом списке.
Захария 7:1–7 подтверждает, что эта традиция началась вскоре после падения города.
Исключение составляют главы 2, 3 и 4, где буквы V (айн) и D (пэ) стоят в обратном порядке.
Мы говорим о 66 стихах, потому что по некоторым причинам каждая строка была пронумерована как отдельный стих. Эта глава могла бы быть поделена только на 22 стиха, подобно 1 и 2 главам. Кажется, именно таким было намерение автора. Стихи Псалма 118 содержат по восемь строк для каждой буквы алфавита, и каждая из восьми строк начинается с соответствующей буквы алфавита. В Библии есть и другие псалмы, составленные в виде акростиха, но ни один из них не может сравниться по тщательности с Псалмом 118 и Плачем Иеремии.
Norman Gottwald, The Hebrew Bible: A Socio-Literary Introduction (Philadelphia: Fortress, 1985), p. 541. Готвальд предпочитает комбинацию двух последних доводов. См. также Delbert Hillers, Lamentations, АВ (New York: Doubleday, 1972), p. xxvi.
Gottwald, The Hebrew Bible, p. 542; Dillard and Longman, Introduction, pp. 308309.
Ученые спорят о том, существует ли вообще понятие ритма в еврейской поэзии. Одни считают число слогов, другие – число ударений. На этот счет нет единого мнения.
Жанр плача не ограничен древнееврейской литературой. См. W.C Gwaltney, «The Biblical Book of Lamentations in the Context of Near Eastern Lament Literature,» in Scripture in Context II, ed. by W.W. Hallo, J.C. Moyer, and L.G. Perdue (Winona Lake, IN: Eisenbrauns: 1983), p. 191–211.
Хиллсрс сомневается в том, что погребальная песнь соответствует жанру Плача. См. Hillers, Lamentations, p. xxvii.