Марк Мангано (протестант)

Источник

Книга пророка Иоиля. Гари Холл

Исторический и культурный фон

Вводная информация к пророческой книге чаще всего включает список правящих царей, во времена правления которых, проповедовал пророк. Иоиль – один из немногих пророков, который не сообщает нам этой информации. Таким образом, исторический контекст книги остается невыясненным, и может быть выведен только исходя из внутренних свидетельств.972 Но такой подход сразу же ставит под сомнения любые выводы, и заставляет нас подходить к определению контекста с долей вероятности. Нужно также внимательно следить за тем, какие выводы мы делаем и не добавлять информацию, которую книга не сообщает. Например, отсутствие упоминаний о царях приводит некоторых к неверному выводу, о том, что книга была написана в доцарскую эпоху.

За время изучения книги было предложено четыре возможных даты ее составления. Самая ранняя, из предложенных дат, помещает служение Иоиля во времена правления Иоаса, царя Иудеи (837‒800 гг. до н.э.).973 Эта точка зрения опирается на текст книги, где среди врагов упоминаются не ассирийцы и вавилоняне (пришедшие позже), а филистимляне, финикийцы, египтяне и едомляне, то есть народы, враждовавшие с Израилем в IX веке до н.э. (3:4,19, ср. 4Цар.8:20‒22).974 Вместо царя упоминаются священники и старейшины, ибо царю Иоасу был всего семь лет, когда священник Иехуда и его сторонники короновали его на царство, став опекунами царя (4Цар.11). Ссылки на храм и поклонение не вписываются в послепленную картину жизни. К тому же, местоположение книги в каноне, между пророками Осией и Амосом предполагает раннюю дату написания.

Было также предложено датировать книгу более поздним временем IV или даже III веком до н.э. Эта версия опирается на имеющиеся в книге апокалипсические идеи Дня Господа, о которых рассказывают 2 и 3 главы, идеи, которые могли появиться только после плена. О пленении предположительно говорится в третьей главе (3:2), там же говорится о греках (3:6). На позднюю дату также указывает большое число арамеизмов.975 Поздняя дата также объясняет причину, по которой не упоминается имя царя, и объясняет ссылки на священников и ежедневную жертву (1:9, 2:14) восстановлением храма. Очевидная зависимость Иоиля от прежних пророков также считается свидетельством в пользу поздней даты.976

Есть и срединная позиция, сторонники которой считают, что Иоиль служил где-то во времена Персидской Империи, возможно после времен Неемии (445 до н.э.) и до падения Персии под натиском греков, то есть примерно в 400 году до н.э.977 Другие предлагают ранний послепленный период, то есть с конца VI до середины V веков, до наступления времен Неемии и ближе к времени Агея и Захарии.978

Ален, вслед за Якобом Майерсом и Госта Алстромом, считает, что книга была написана чуть позднее 520 года до н.э. Упоминание о греках в 3:6 не обязательно указывает на поздний срок, поскольку к середине VI века греки уже вовсю торговали в Восточном Средиземноморье. Ссылка на савеев в 3:8 означает, что книга написана до конца VI века, когда савеи потеряли контроль над торговыми путями Востока. Ссылка в 3:4, возможно, указывает на вторую половину VI века, когда финикийцы и филистимляне контролировали порты Средиземноморья. Упоминание о стене в 2:7 не обязательно касается стены построенной Неемией, ибо в 588 году часть стены все же оставалась, а Неемия только достроил разрушенные части. Ссылка на храм и жертвы предполагает, что события книги произошли позднее 515 года, после восстановления храма. Цитата в 2:17 из Авдия 17 означает, что книга была написана после книги пророка Авдия, которая в свою очередь датируется пленным или ранним послепленным периодом.

С другой стороны, по мнению Стюарта, книга была написана сразу же после вторжения ассирийской армии, в 710 году до н.э., или же сразу после вторжения вавилонских войск, в 598 или 588 году до н.э.979

Такой разброс во времени указывает на неопределенность в датировке книги Иоиля, из-за недостатка в тексте явных свидетельств, а исторический контекст, каким бы важным он ни был пророков, остается неопределенным. Тем не менее, кажется, что довольно точно соответствует тексту пленный или послепленный период (550‒500 годы до н.э.). К счастью, сильная проповедь пророка Иоиля не связана с каким-то определенным периодом. Ссылки на других пророков иллюстрируют незатихающую силу пророческой проповеди.

Текст и автор

О пророке Иоиле известно только то, что его отцом был некто Вафуил. Популярное во времена Ветхого Завета имя «Иоиль» означает «Яхве Бог». Библия рассказывает, по крайней мере, о двенадцати других Иоилях, большинство из которых жили в послепленный период и встречаются на страницах книг Ездры, Неемии и Паралипоменон.980 Возможно, именно значение этого имени повлияло на его широкую распространенность. Самого Иоиля текст нигде не называет пророком, но то, что его слова оказались среди пророческих книг, говорит о том, что его считали таковым.

Структура

Книга состоит из двух разделов, каждый из которых включает по две части. Вес четыре части почти одинаковы в объеме.

Заголовок – 1:1

I. Надвигающееся бедствие, призыв к покаянию и День Господа ―1:2‒12:7

A. Надвигающееся бедствие и призыв к покаянию – 1:2‒20

B. День Господа 2:1‒17

II. Слово надежды, обещание Духа и Суд над народами – 2:18‒3:21

A. Блаженство возрождения и обещание Духа – 2:18‒32

B. Суд над народами и слава Иуды – 3:1‒21.

Жанр

Книга Иоиля представляет собой смешение различных стилей проповеди. Он начинает книгу призывом к плачу, из-за опустошения, принесенного наплывом саранчи (см. особенно 1:5,8,11:13). Эта часть построена по образцу псалмов-плачей. За этим следует призыв к бегству, который построен по типу предостережений, обращенных к армии захватчиков (2:1 и далее). Но там же встречается и проповедь о спасении со знакомыми словами: «Не бойтесь» (2:21:22) и обещанием будущего изобилия в еде и воде (3:17‒18). Иоиль известен и апокалипсическими строками, описывающими пришествие Дня Господа (2:1‒11), сошествия Духа (2:28‒32) и наступлением времени суда Божьего над народами в долине Иешафат (3:9‒16). Однако, это – не та зрелая апокалиптика, которую мы встречаем в книге Иезекииля 38‒39. Она основана на проклятиях завета, о которых говорит Второзаконие 28 и Песнь Моисея во Второзаконии 32.981

Некоторые видят в книге литургическую поэму, которой пользовались во время поклонения в храме.982 Такой подход представляет Иоиля пророком культа. Однако некоторые ссылки книги кажутся слишком точными, с точки зрения истории, а потому не вписываются в формат литургического текста.

Богословские темы

Глубокая богословская проповедь Иоиля раскрывает несколько важных тем. Главная из них – День Господа (1:15, 2:1,11,31, 3:13). Эта тема уже была разработана к тому времени. Ее первым проповедником был Амос (5:18‒20), за ним последовал Исайя (2:6‒22) и Софония (главы 1:2). Днем Господа называли время пришествия Господа, который, войдя в этот мир, установит Свое Царство. Каждый, грешащий против Бога, язычник или израильтянин, будет разоблачен и наказан. Но это явление Божьей святости и справедливости имеет и позитивную сторону, ибо также подразумевает выявление верных ему людей. У Иоиля, День Господа имеет два аспекта: настоящее время и грядущий день. В первой главе Иоиль обращается к негативной стороне темы. День Господа придет на Иуду, как нашествие саранчи, которая разрушает землю и приносит плач и вопль. Здесь автор применяет проклятия, описанные в книге Второзаконие. Во второй главе Иоиль продолжает раскрывать эту тему, применяя еще более явные эсхатологические образы: тьма, мрак, поглощающий огонь, захватнические армии, землетрясения, затмение солнца и луны. Никто не в силах устоять перед этими атаками.

Правильный ответ на суд над людьми и землей – это покаяние с плачем и постом (2:12‒17) в надежде на то, что Господь проявит милость и снисходительность к своему народу. Упор на пост и священные собрания (1:14, 2:12) указывают на интерес Иоиля к культу поклонения и на важность такого культа. Раньше пророки, такие как Осия, Амос и Иеремия, критиковали культ, но им не нравилось злоупотребление культом, когда сердце не отдавалось Богу, а поклонение было всего лишь внешним актом.

Иоиль, подобно Ионе, хорошо знал о сострадании Бога, о котором говорит Исход 34:6‒7. Но, в противоположность Ионе, для него эта концепция стала источником ободрения и надежды. Ибо, если Бог – сострадателен, то возможно, что Он смягчится, простит их и возродит их жизнь заново благословениями завета (2:12‒14).

Иоиль не был разочарован в этой надежде. Обещания завета, такие как обильные дожди и урожаи были восстановлены (2:18‒27). Земля в очередной раз получит дождь и принесет богатый урожай, и люди смогут радоваться в присутствии Господа. Это была сильная проповедь о важности и действенности покаяния в рамках отношений завета с Господом.

Тема верности Бога завету находит еще одно приложение по отношению к народам, которые участвовали в разрушении Иудеи и Иерусалима и в последующем пленении иудеев. Несмотря на то, что пленение было результатом наказания народа Божьего за нарушение завета с Богом, другие народы, которые стали инструментом, осуществлявшим Божью кару, сами были не безгрешны. Поэтому Иоиль также видит возрождение Иудеи в торжестве справедливости и в наказании других народов (3:1‒16). Как могут народы, которые увели Иудеев в плен и продали их в рабство, избежать ответственности перед Господом вселенной? Их собственное поведение обратится против них же, Бог утвердится на своем престоле и утвердит свой народ.

Книга Иоиля завершается рассказом о приходе славного дня Господа. Этот день придет как день изобилия и достатка в святом граде. На святом Сионе будет обитать Бог, а Иерусалим и Иуда станут вечными жителями этой земли (3:17‒21).

Одно из пророчеств Иоиля, которое стало знаменитым благодаря новозаветному применению, – сошествие Святого Духа на каждого человека (2:28‒32). Этот отрывок также имеет эсхатологический оттенок из-за упоминаний о радикальных переменах на небесах и о спасении на Сионе. Присутствие Божьего Духа проявляется везде на страницах Ветхого Завета, но Иоиль поднимает эту тему на следующую ступень. В то время как в других повествованиях речь шла о Духе, который давался избранным людям на ограниченный промежуток времени, Иоиль ожидает прихода дня, когда Дух будет дарован каждому, юноше и старику, мужчине и женщине, рабу и свободному. Это пророчество предвещает исполнение желания Моисея (Чис.11:29) и указывает на важные перемены в способе общения Бога с Его народом.

Связь с Новым Заветом

В день Пятидесятницы, в ответ на обвинения в пьянстве, Петр дословно цитирует пророчество Иоиля о даровании Святого Духа (Иоиль 2:28‒32; Деян.2:17‒21). Петр объявляет изумленному народу, что великий День Господа, обещанный в Ветхом Завете, наступил. Доказательством этому стало сошествие Святого Духа, благодаря которому апостолы получили способность говорить на иностранных языках. Это чудесное и славное время теперь настало. Затем Петр прочитал первую евангельскую проповедь, в которой показал центральное место смерти и воскресения Иисуса в Божьем плане спасения. Три тысячи человек в тот день поверили ему и были крещены. Так была основана и стала функционировать Церковь, новый Израиль. Будущее Царство Небесное вторглось в человеческую историю. Проявления Духа, о которых рассказывает книга Деяний, подтверждали слова Петра. Обещание о пришествии Духа, данное Иисусом в Евангелии от Иоанна (глава 14), также следует понимать в этом контексте.

Данное Иоилю видение нового времени, когда все барьеры между людьми будут разрушены, благодаря приходу Святого Духа, также находит подтверждение у Павла в Послании к Палатам (3:28), где говорится, что в церкви все свободны и все равны пред Богом. Павел еще раз раскрывает эту мысль в Послании к Римлянам (10:13), когда цитирует Иоиля 2:32: «всякий, кто бы ни призвал имя Господне, будет спасен» (пер. Касьяна).

«Призвание имени Господа» – одна из основных тем Нового Завета (Деян.4:9‒12, 9:14,21, 22:16, 1Кор.1:2; 2Тим.2:22). Петр утверждает, что Иоиль пророчествует именно об Иисусе, ибо под небом нет другого имени, данного человеком, через которое нам надлежит быть спасенными (Деян.4:11‒12).

* * *

972

Сравните для примера книги Осии 1:1, Амоса 1:1 и Михея 1:1 с книгами Иоиля, Ионы 1:1 и Авдия 1.

973

Е J. Young, An Introduction to the Old Testament, rev. ed. (Grand Rapids, Eerdmans, 1960), pp. 255–256.

974

Деление на главы в русском переводе отличается от древнееврейского оригинала. Отрывок 2:28–32 в нашем переводе соответствует главе 3 еврейской Библии, а глава 3 нашего перевода соответствует главе 4 еврейской Библии. В этой книге мы будет следовать делению на главы и стихи, соответствующему Синодальному Переводу.

975

Otto Eissfeldt, The Old Testament An Introduction, trans, by Peter R. Ackroyd, (New York: Harper and Row, 1965), p. 394.

976

Ученые, которые придерживаются поздней даты составления книги, обычно, недооценивают теолопгческую значимость книги. См. Brevard Childs, Introduction to the Old Testament as Scripture (Philadelphia: Fortress, 1979), p. 388.

977

R.K. Harrison, Introduction to the Old Testament (Grand Rapids: Eerdmans, 1969), p. 878–879; H.W. WolffJoelandAmos, Hermeneia, trans. By W. Janzen et al. (Philadelphia: Fortress, 1977), pp. 4–6.

978

L. Allen, The Book of Joel, Obadiah, Jonah and Micah (Grand Rapids: Eerdmans, 1976), pp. 22–24; Dillard and Longman, Introduction, p. 367.

979

Stuart, Hosea-Jonah, p. 226.

980

«Joel,» s.v. IDB. Имя «Илия» – интересный вариант, в котором те же самые терфорические элементы идут в обратном порядке, а в конце подчеркнуто добавлен суффикс первого лица: «Мой Бог – Яхве».

981

Stuart, Hosea-Jonah, p. 228.

982

Dillard and Longman, Introduction, p. 368.


Источник: Введение в Ветхий Завет. С заметками по истории толкования Ветхого Завета и истории библейской археологии / [Раднал Бэйли и др.] ; под ред. Марка Мангано ; [пер. с англ. и ред. К. Назаров]. - Москва : Духовная акад. Апостола Павла, 2007. - 520 с.

Ошибка? Выделение + кнопка!
Если заметили ошибку, выделите текст и нажмите кнопку 'Сообщить об ошибке' или Ctrl+Enter.
Комментарии для сайта Cackle