Книга пророка Софонии. Гари Холл
Исторический и культурный фон
Пророк Софония служил во времена правления царя Иосии (1:1), который взошел на престол в 640 году до н.э. в возрасте восьми лет (4Цар.22:1). Иосия царствовал до 609 года и был убит египетским фараоном Нехао в сражении у Мегиддона (4Цар.23:29). Если Софония пророчествовал в ранние годы правления Иосии (см. ниже), то он должен был родиться в темные дни страны, когда у власти стоял Манассия, нечестивый сын Езекии, много лет правящий Иудеей.
Вторая половина VII века до н.э. была временем больших передряг в политике древнего Ближнего Востока.1068 Могущественная Ассирия, которая в течение почти века контролировала землю Месопотамии, Палестины и даже Египта, стала ослабевать. Долгое правление царя Аснафара (668‒627) завершалось. Он распространил ассирийское господство дальше всех предыдущих монархов страны, после того, как отвоевал Фивы у Египта в 663 году до н.э. Но в 650 году Египет вернул себе независимость, а на юго-востоке страны восстал Вавилон. Аснафар восстановил контроль над Вавилоном, но вскоре после его смерти вавилоняне изгнали ассирийские войска со своей территории (в 625 году). Падение Ассирии произошло неожиданно быстро. Ассур был захвачен вавилонянами и мидянами в 614 году, а в 612 году пала Ниневия. Остатки ассирийского войска бежали в Харан, который пал в 609 году. Фараон Нехао поспешил на помощь Ассирии, но пришел слишком поздно. В 605 году вавилоняне одержали победу над египтянами в сражении при Кархемисе, после чего на Ближнем Востоке началась эра господства Вавилона.
События, происходившие в Иудее, оказали большое влияние на падение и восстание месонотамских держав. Во время ассирийского господства, Иудеей правил Манассия, сын Езекии (687‒642). Он оставался вассалом Ассирии и воспользовался ситуацией, чтобы полностью сменить курс религиозных реформ, начатых его отцом. Его энергичное внедрение всякого рода языческих обрядов обеспечило ему титул самого злого царя Иудеи (4Цар.21:1‒18). Ситуация в годы его правления была даже хуже, чем во времена правления хананеев, которые жили в Палестине до израильских завоеваний (4Цар.21:9). Манассия был рьяным приверженцем ассирийских языческих культов (4Цар.21:3) и даже практиковал жертвоприношения детей (2Цар.21:6). Его зло выходило за пределы религиозной сферы и проявлялось в преследовании невинных людей, возможно иудеев, продолжавших чтить единого Бога Яхве (4Цар.21:16). Возможно, в это время были убиты многие пророки, пытавшиеся проповедовать. Нам не известен ни один пророк, служивший в темные годы правления Манассии. Некоторые деяния Манассии были, безусловно, продиктованы его вассальным положением по отношению к Ассирии, но, похоже, он был готов идти дальше положенных требований. Если Софония родился в последнее десятилетие правления Манассии, то его имя указывает на веру родителей, которые, возможно, молили о Божьем вмешательстве.
Двадцати двух летний Амон (642‒640) унаследовал трон отца, но был свергнут через два года своими же придворными. Причина дворцового переворота до сих пор не ясна, но заговорщики не имели дальнейшего успеха, ибо «народ земли» (простолюдины) восстал и перебил всех заговорщиков (4Цар.21:19‒24). Так, в 640 году до н.э., царем Иудеи стал Иосия, которому тогда было всего восемь лет. В Иудею вернулась надежда, настал долгожданный, хотя и короткий, период независимости.
Еще в юном возрасте Иосия, возможно, под руководством мудрых советников, начал проводить религиозные реформы (2Пар.34:3). Кроме этого годы правления Иосии отмечены значительным расширением территории Иудеи, которое стало возможным, благодаря быстрому ослаблению Ассирии (4Цар.22; 2Пар.34). Владычество Иосии распространилось до самого Мегиддона на севере, а в Иудее наступило время независимости, процветания и мира. Но вскоре после этого, в 609 году, Иосия был убит египетским фараоном во время плохо спланированного сражения при Мегиддоне (4Цар.23:29‒30).
Всесторонние религиозные реформы Иосии, которые включали вытеснение всех языческих обрядов, очищение храма и открытие книги Закона, умерли вместе с ним. Точные даты начала и окончания служения Софонии не известны и остаются предметом научных споров. Характер 1 и 3 главы его книги подсказывает, что он пророчествовал в ранние годы правления Иосии, до начала реформ. Софония описывает страну и город, наводненные иноземными культами (1:4‒6,8‒9), и с царящим повсюду беззаконием (3:3‒5), что сильно отличается от положения Иудеи после того, как Иосия в 622 году обнаружил книгу Закона (4Цар.22:3 и далее).
Софония, вероятно, ожидал прихода Божьего суда через неминуемое нашествие иноземных армий (1:4,10‒13, 2:1, 3:1‒4). Ученые предполагали, что пророк подразумевал армии скифов,1069 ассирийцев1070или вавилонян. Последнее предположение, кажется, наиболее вероятным.1071
Текст и автор
Текст утверждает, что слова книги были непосредственно переданы человеку по имени Софония (1:1). Теофоричное имя «Софония» означает «Яхве заслонил, защитил, сберег». Это – сочетание короткой формы имени Бога («ях») и глагола (см. напр., такие имена как Годолия, Амория и Иосия1072в стихе 1). Корень глагола ивр. (цафан) встречается и других именах (Елцафан и Елицафан – Исх.6:22; Лев.10:4 и Чис.3:30, 34:25; 1Пар.15:8; 2Пар.29:13). Софония родился в темные дни правления царя Манассии (см. выше). Вступление «Слово Господне, которое было к Софонии...» ставит Софонию в один ряд с такими ветхозаветными пророками, как Осия, Михей, Иоиль и Иеремия, чьи книги начинаются с той же самой фразы.
В Ветхом Завете находим еще трех героев по имени Софония: священник, который был посредником между царем Седекией и пророком Иеремией (Иер.21:1, 29:25,29, 37:3; 4Цар.25:18), отец Иосии во времена Захарии (Зах.6:10:14) и предок Самуила (в СП – Цефания, 1Пар.6:36). Имя также встречается на оттиске печати, найденной при раскопках в Лахисе.
Нам мало что известно о Софонии, ибо его имя упоминается только в стихе 1. Однако, родословная в стихе 1, записанная в обратном (необычном) направлении, перечисляет его предков до четвертого поколения. Это немедленно приковывает внимание к первому человеку в списке, Езекии. Очень возможно, что речь идет о царе Езекии, который правил Иудеей во второй половине VIII века, и который предпринял серьезные религиозные реформы (4Цар.18‒20; Ис.36‒39). Таким образом, Софония имел царскую кровь, был родственником царя Иосии, и, возможно, сильно повлиял на начало проведения реформ (см. ниже).
Хусия – еще один предок Софонии, привлек к себе повышенное внимание со стороны ученых. Его имя связано с еврейским названием Эфиопии – Куш. Но это вряд ли означает, что отец Софонии был африканцем. Хусия также встречается в книге Иеремии 36:14 как имя собственное.
Структура
Традиционно считается, что книга состоит из трех частей: 1:2‒2:3 – угрозы в адрес Иуды и Иерусалима; 2:4‒3:8 – угрозы в адрес иноземных народов; 3:9‒20 – обещание спасения и возрождения.1073 Другие также видят в книге три части, но делят ее несколько по-иному: 2:1‒3 и 3:1‒8.1074 Главная слабость традиционного анализа – место отрывка 3:1‒8. Если в нем речь идет о греховности Иерусалима, то, почему его нужно рассматривать вместе с отрывком 2:4‒15, который сосредоточен на уничтожении четырех врагов Иудеи? Было предложено и двухчастное деление: 1:2‒18 – объявление о дне Яхве; и 2:1‒3:20 – призыв к поискам Яхве.1075
Редакционная критика заключила, что 3 глава книги была создана в пленный или послепленный период, потому что в ней присутствуют эсхатологические элементы и предполагается, что остаток народа уже возвратился из плена.1076 Это относится и к 2:7,8,9а, 10‒11. В недавнее время многие ученые отвергли этот подход как не необоснованный и субъективный. Кажется, неразумно предполагать, что пророк мог проповедовать только о суде, или что он не мог предположить, что остаток народа спасется, перед тем, как это стало фактом.
Внимательный анализ показал, что книга Софонии наполнена повторением ключевых слов и идей, и содержит характерные инклюзии, хиазмы и параллельные грамматические структуры.1077 Единство книги проявляется в наличии ключевых слов в начале и в конце. Фраза «лице земли» в 1:23 вторит фразе «вся земля» в 3:19‒20. Фраза «слово Господне» в 1:1 вторит фразе «говорит Господь» в 3:20. Лжецарь «Милком» (1:5, ивр., малкам, в СП – «царем своим») противопоставляется истинному царю, «Господу, царю (3:15, ивр., мелек) Израиля». Трусливый «воин» (1:14) противопоставляется храброму «воину» (3:17).1078 Истребленное «имя» (1:4) противопоставляется превознесенному «имени» (3:19,20, в СП – «почет и уважение»). «Обман», наполняющий дом Господа (1:9) противопоставляется городу, свободному от «обмана» (3:13, в СП – «лжи»).1079 В подразделах книги также присутствует много параллелей. Обвинение в нежелании искать Господа (1:6) параллельно тройному призыву искать Его (2:3). Повторение фразы «день Господа» или «день» или «время» связывает книгу в единое произведение (см. ниже).1080 Глаголы первого лица единственного числа, когда говорит Яхве, и третьего лица единственного числа, когда пророк говорит от имени Яхве. В главах 2 и 3 преобладают глаголы второго лица множественного числа в императиве, глаголы второго лица множественного числа в активном залоге и личные суффиксы второго лица.1081 Это указывает на едва заметное единство главы 1 и глав 2 и 3.
Книга Софонии – это связанная проповедь, обращенная к жителям Иудеи и Иерусалима, которая, в ее нынешней форме предстает перед нами как сложное, но единое произведение. Ее цель – подтолкнуть реформы Иосии1082 через призыв к обновлению, демонстрации Божьей власти над врагами Иудеи и предоставление оснований для надежды на будущее. Все это было выстроено вокруг основной темы «дня Господа».1083
I. Заголовок – 1:1
II. Суд над Иудеей – 1:2‒2:3
A. Бог сотрет с лица земли Иудею и Иерусалим – 1:2‒6
B. Божье наказание приближается – 1:7‒13
C. День Господа близится – 1:14‒18
D. Призыв к поискам Господа – 2:1‒3
III. Суд над ближайшими врагами Иудеи – 2:4‒15
A. Запад – филистимляне – 2:4‒7
B. Восток – Моав и Аммон – 2:8‒11
C. Юг – Эфиопия (Хус) – 2:12
D. Север – Ассирия – 2:13‒15
IV. Иерусалим осужденный и возрожденный – 3:1‒20
A. Суд над Иерусалимом и всеми народами ― 3:1‒8
B. Остаток спасется и будет искать Господа – 3:9‒13
C. Гимн радости и возрождения – 3:14‒20
Жанр
За исключением заголовка, книга Софонии полностью написана в поэтическом жанре. Ее особенность – это слова Бога, записанные от первого лица (напр., 1:2‒6,8‒13,17‒18) и пророческие речи, высказанные от лица Бога (напр., 1:14‒16, 2:1‒3,4‒7,13‒15). Главы 1, 2 и, частично, 3 содержат угрозы и осуждения. В ней также можно обнаружить обещания будущего возвращения из плена остатка народа (3:9‒13) и призыв к ликованию (3:14‒18). Книга завершается обещанием возрождения Иудеи (3:19‒20).
Богословские темы
Отличительная черта книги Софонии – особое внимание к теме «дня Господа». В ней развиваются и другие темы, но все они объединены в эту основную тему. Тем не менее, полезно рассмотреть каждую тему отдельно.
1. День Господа – это центральная тема пророческой проповеди.1084 Эта концепция впервые упоминается в книгах Амоса и Исайи в VIII веке, но, кажется, что к тому времени она уже глубоко укоренилась в общественном сознании. Очевидно, что в воображении общества он виделся исключительно как день обильных благословений и благоволения Яхве к Своему народу. Но Амос разрушил это представление, показав, что этот день будет днем суда, уныния и смерти (Амос 5:18‒20). Софония развил эту идею в нескольких важных направлениях. Во-первых, этот день будет днем Божьего гнева (1:18, 2:2‒3), днем наказания Иуды и Иерусалима за то, что они перестали искать Господа и за практику синкретизма (1:7‒9.12b,14‒18, 3:1‒7). Суд начнется с торговцев (1:10‒11 – Иерусалимской Уолл-Стрит1085и выльется в стенание и смерть (1:10). Этот день близок (1:7:14). Предупреждение Софонии о приближении дня должно было привести к покаянию (2:2‒3). Во-вторых, в этот день Яхве установит свою власть над народами и продемонстрирует ее через наказание врагов Иудеи (2:4‒15). Перечисленные народы были те, что конфликтовали, в особенности, с царем Иосией. Так будет установлено вселенское господство Яхве, как «Господа и Царя Израиля» (3:15). Это значит, что (как ранее утверждал Амос, глава 1) не только Иудея и Израиль, а все народы несут ответственность перед Богом. В-третьих, через применение проклятий завета из книги Второзаконие подчеркивается, что проповедь Софонии коренится в Завете Госиода с его народом (ср. Соф.1:13,15‒16 и Втор.28:29‒49). В-четвертых, в дне Господа будет и положительный момент, который заключается в спасении и возрождении Божьего народа. Это будет день ликования (3:16‒17), спасения (3:19) и восстановления (3:20). В возрождении также присутствует лейтмотив Второзакония (для «возрожденных счастливцев» [2:7, 3:20] см. Втор.30:4:9). Таким образом, Божий народ может ожидать с уверенностью (3:8) в то время как Господь, в противоположность Бытию 11, собирает все народы в одном месте, вокруг Себя (3:9‒10).
2. Остаток.1086 Сила Божья, которая искоренит зло и нечестивых людей в Иудее и среди других народов, подготовит путь выхода для остатка, который будет наслаждаться общением с Богом и жить под Его защитой (3:20). Таким образом, идея остатка сильно связана с темой прихода дня Господа. У концепции остатка есть три элемента (см. 1:4‒6; 3:1‒3,4‒7,8‒11, 3:9‒13,14‒20). Во-первых, она предполагает, что Божий суд над народом приведет к почти полному уничтожению нации, за исключением немногочисленного остатка (3:11‒12). Речь идет не о случайном суде, поскольку грехам Иудеи соответствуют определенные проклятия, прописанные в книге Второзаконие. Тем не менее, по Божьей милости и благодати, некоторые останутся живы (см. Ис.10:20‒23 – Божий суд – это «истребление, изобилующее праведностью» – пер. с англ.). Во-вторых, остаток состоит из людей, полностью посвященных Господу, из тех, кто праведен и смирен перед Ним (2:3, 3:13). Они последуют призыву и будут искать Госиода, будут послушными Ему и станут зачатком появления нового народа Божьего. Это – люди по сердцу Божьему, честные и праведные (3:13). В-третьих, благодаря Божьей благодати, праведный остаток имеет надежду на будущее. Они займут земли своих врагов (2:7:8) и будут жить защищено, под сенью Господа и в Его присутствии (3:12‒13:15), возрожденной жизнью и со счастливой судьбой (2:7, 3:20). Отверженные и униженные будут спасены, а их позор будет снят (3:19).
3. Грех Иудеи. Софония осуждает дух синкретизма, завладевший иудеями во время правления Манассии. Ассирийские религиозные культы следовало отвергнуть (1:5‒6,8‒9, см. 4Цар.23), ибо они шли против требований закона (Лев.18:1‒5; Втор.7). Но этого не произошло, и, в результате, страна погрузилась в несправедливость, коррупцию и жестокость (1:9Ь, 3:37Ь). Другим последствием стал деистический эгоцентризм (1:12Ь).1087 Их мысли были развращены до того, что они стали считать Яхве одним из языческих идолов. Он существовал, но ничего не делал, а потому Его не стоило воспринимать серьезно. Идолы действительно молчат (Ис.41:23‒24; Иер. 10:5), но относиться к Яхве так же, как и к ним значит считать Его бессильным и ненастоящим. Это хуже активного бунта, ибо бунт против Бога хотя бы означает серьезное отношение к Богу. Такое мышление было проявлением крайней степени эгоцентричной гордыни (Быт.3:5). Такое отношение к Богу и к жизни характерно для современной европейской цивилизации, и, возможно, присутствует во многих современных церквях.
4. Обещание всеобщего спасения в будущем. Эсхатологии Софонии было уделено много внимания, особенно в целях датировки книги.1088 Но его описание будущего – это, прежде всего, важное следствие теологии дня Господа и теологии остатка. После суда Бог приведет все народы в Свою спасающую сень (3:9‒10). Его волнует не только спасение Иудеи, а спасение всех народов земли. Таким образом, основополагающие элементы обещания, данного Аврааму (Быт.12:1‒3), наконец, будут реализованы.
Связь с Новым Заветом
Книга Софонии не цитируется в Новом Завете, но на его страницах христиане узнают главные темы книги пророка. Тема «дня Господа»,21 с ее различными отголосками, в Новом Завете сосредоточена вокруг второго пришествия Иисуса Христа и установления Царства Божьего. Сама фраза появляется только в трех местах (1Фес.5:2; 2Фес.2:2; 2Пет.3:10), но существует много похожих слов и выражений: «день Христа» или «день Иисуса Христа» (Фил.1:6,10, 2:16; 1Кор.1:8, 5:5; 2Кор.1:14), «тот день» (1Фес.5:4; 2Фес.1:10, 2:3; 2Тим.1:12, 4:8) или «день» (Рим.2:16; Евр.10:25). Иисус иногда ссылается на «день» или «тот день», говоря о дне прихода Царства Божьего и наступлении суда Божьего (Мф.7:22, 26:29, 25:13; Лук.21:34 и т.д.). Грядущий суд также называется «днем гнева» (Рим.2:5; Еф.5:6; Кол.3:6; 1Фес.1:10, 2:16; Откр.6:1617, 14:10,19, 15:1,7, 16:1:19). Эти примеры показывают страстное ожидание возвращения Христа, последний суд и представление нового неба и новой земли.
Софония предвидел возвращение времен, предшествовавших строительству Вавилонской башни (Бытие 11), и спасение всех народов (3:9), которое и наступило в день Пятидесятницы (Деян.2) и которое сопровождалось говорением на разных языках и взаимопониманием людей, говорящих на разных языках. Объединение иудеев и язычников в одну церковь исполнило Божий план.
Недоверие к верным деяниям Бога, отраженное в деизме (см. Соф.1:12), повторяется в настроениях «насмешников» (2Пет.3:3‒7).
Павел признавал, что только святой остаток Израиля смог выжить посреди всеобщего неповиновения народа (Рим.9:27), но это – остаток, избранный по благодати (Рим.11:5). Поэтому язычники привиты к дереву народа Божьего, но иудеи, также как и язычники, спасутся только через веру.
* * *
Обсуждение этого времени см. в книге John Bright, A History of Israel, 4-th ed. (Philadelphia, Westerman, 2000), pp. 310–331.
Это предположение основано на краткой справке греческого историка Геродота. Однако их вторжение в Иудею было, скорее всего, кратким и никак не повлияло на жизнь страны.
Маловероятно, что здесь имеется в виду Ассирия, ибо она сама описана как страна, пострадавшая от нашествия могущественной силы (2:13–15).
Dillard and Longman, Introduction, pp. 417–418.
Имя «Иосия» произносится с длинной формой аббревиатуры: «яху».
Childs, Introduction, p. 458. Многие евангельские ученые согласны с этим: Dillard and Longman, Introduction, p. 418; J. Alec Motyer, «Zephaniah,» in The Minor Prophets; An Exegetical and Expository Commentary, vol. 3, Zephaniah-Malachi, ed. by Thomas E. McComiskey (Grand Rapids: Baker, 1998), p. 901; Willem VanGemeren, Interpreting the Prophetic Word (Grand Rapids: Zondervan, 1990), p. 174.
O. Palmer Robertson предлагает следующий вариант: 1:2–18; 2:1–15 и 3:1–20 (The Boob of Nahum, Habakkuk, andZephaniah [Grand Rapids: Eerdmans, 1990], pp. 45–46), в то время как Waylon Bailey предпочитает делить книгу следующим образом: 1:2–2:3; 2:4–15 и 3:1–20 (Baker and Bailey, Micah, Nahum, Habakkuk, Zephaniah, p. 403).
Marvin A. Sweeney, «A Form-Critical Reassessment of the Book of Zephaniah,» CBQ53 (1991): 407–408.
Childs, Introduction, p. 458.
Motyer, «Zephaniah,» pp. 901–904; Sweeney, «A Form-Critical Reassessment.»
Одно и то же еврейское прилагательное гибор («сильный») переводится в синодальном переводе сначала как «храбрый» (1:14), а затем как тот, кто «силен» спасти (3:17).
Motyer, «Zephaniah,» pp. 903–904.
Слово «день» встречается в стихах: 1:7,8,9,10,14,15(6 раз),16,18; 2:2,3; и 3:8,11,16. Слово «время» – в стихах: 1:12 и 3:19,20 (Motyer, «Zephaniah,» p. 902).
Sweeney, «A Form-Critical Reassessment.»
Там же, р. 406; Barker and Bailey, Micah, Nahum, Habakkuk, Zephaniah, 396.
Childs, Introduction, p. 459.
Richard Н. Hiers, «Day of the Lord,» ABD, 2:82–84; Greg King, «The Day of the Lord in Zephaniah,» BSac 152 (1995): 16–32; Achtemeir, JVaAum-Malachi, pp. 66–67.
Achtemeier, Nahum-Malachi, pp. 70–71.
Greg A. King, «The Remnant in Zephaniah,» BSac 151 (1994): 414–427.
Achtemeier, Nahum-Malachi, pp. 68–69.
Childs, Introduction, pp. 458–462.