Марк Мангано (протестант)

Источник

Книга пророка Аггея. Гари Холл

Исторический и культурный фон

Судя по ссылке в первом стихе, книга Аггея, в контексте общемировой истории, была написана в послепленную эпоху, во времена правления царя Дария. Великий царь Кир, нанесший поражение вавилонянам, основавший Персидскую Империю и позволивший иудеям вернуться в Палестину, умер во время сражения в 530 году до н.э. Его трон перешел к сыну Камбузу (530‒522). Камбуз не оставил после себя наследников. Кроме того, он казнил свое брата, и поэтому у ближайших родственников появилась возможность занять престол после него. Таким родственником был Дарий, сын Гистаспеса. Узурпатор по имени Гаумата попытался захватить трон, но был быстро смещен Дарием. Дарию также потребовалось усмирить других бунтовщиков, но уже ко второму году своего правления он полностью контролировал империю. Дарий правил до 486 года до н.э.

Вторым годом правления Дария был 520 год, поэтому точно датированные послания Аггея передавались в течение четырех с половиной месяцев 520 года до н.э. Если говорить еще точнее, то его первое послание было передано 29 августа, второе – 17 октября, а последние два – 18 декабря.1089 Книга Захарии, датированная октябрем 520 года (см. Зах.1:1), указывает на то, что эти пророки служили в одно и то же время. Служение Аггея было кратким, и нам неизвестно, что стало с ним после. Захария же выступил, чтобы продолжать выполнение миссии Аггея, который, после своих проповедей, исчез с исторической арены.

Первые пленники вернулись в Иерусалим после указа царя Кира в 539 году до н.э. Кому-то может показаться, что иудеи должны были бы вернуться в огромном количестве, но большинство решило остаться в Вавилоне, где они уже обосновались и прижились (см. Иер.29:4‒9). Вернуться же решили около 53 тысяч иудеев (Езд.2:64). В Иерусалиме их ожидали руины, опустошенные дома, целинная земля и неприятие со стороны самаритян и местного населения. Вернувшиеся иудеи восстановили алтарь и заложили основание храма, но на этом их активность прекратилась. И только благодаря вдохновенной проповеди Аггея и поддержке царского двора, 16 лет спустя, в 520 году, работы были продолжены (Езд.1‒6). Храм был, наконец, восстановлен, в 516 году до н.э. Это время было названо «Периодом Второго Храма», который продолжался до разрушения Иерусалима и храма царя Ирода римскими легионами в 70 году н.э.

Текст и автор

О пророке Аггее известно немного. Нам неизвестны ни его возраст, ни происхождение. Мы знаем, что он пророчествовал в Иерусалиме в течение примерно четырех месяцев, но нам не известно, был-ли он коренным жителем Иерусалима, или же родился и вырос в плену. Мы знаем, что он считался пророком, ибо так пять раз он называется в своей книге (1:1,3,12, 2:1:10) и дважды – в книге Ездры (Езд.5:1, 6:14). Возможно, что он был глубоким стариком, видевшим прежний храм, разрушенный вавилонянами (2:3). Его имя происходит от корня ивр, (хаг), который в переводе с еврейского означает «праздник», который в свою очередь происходит от глагола ивр. (хагаг), «праздновать». Возможно, он родился в праздничный день.1090 Его имя могло, например, иметь значение – «мой праздник». Интересно заметить, что Септуагинта предваряет псалмы 137 и 145‒149 ссылками на Аггея и Захарию.

Структура

Структура книги проста: она следует четырем точно датированным проповедям Аггея. Глава 1:1‒15 – первая проповедь Аггея – приступайте к работе и восстанавливайте храм – была немедленно воспринята народом. Глава 2:1‒9 ― вторая проповедь, адресованная Зоровавелю, Иисусу и народу, чтобы вдохновить их на продолжение строительства, ибо Господь принесет величие в храм. Глава 2:10‒19 – третья проповедь наставляет в вопросах чистоты и нечистоты. Глава 2:20‒23 – четвертая проповедь заверяет Зоровавеля в том, что он был печатью, которую избрал Бог. Четвертая проповедь – часть повторенного дважды цикла: обвинение, ответ на обвинение, увещание. Первый цикл: обвинение ― 1:1‒11, ответ на обвинение ― 1:12‒14, и увещание – 2:1‒9. Второй цикл: обвинение – 2:10‒17, ответ – 2:18‒19 и увещание – 2:20‒23. В этой структуре хорошо прослеживается баланс между негативными и позитивными нотами проповедей, между предупреждениями и заверениями.1091

Жанр

Жанр книги также разнообразен, как и ее структура. Пророческие обличения завершаются заверениями в Божьих благословениях и победе Бога. Обличительные речи включают объявление Божьего суда (1:5 и далее, 10 и далее; 2:14 и далее). Заверения состоят из знакомого «Не бойтесь» (2:5), которому предшествует и за которым следует увещание (2:4:23).

Богословские темы

Основную тему проповеди Аггея можно сформулировать так: иудеи должны восстановить храм. Кому-то покажется, что эта тема не такая уж вдохновляющая, и даже противоречащая проповедям пророков, которые осуждали поклонение в храме (Ис.1; Иер.7). Но Аггей был уверен, что для его времени, эта проповедь была наиболее подходящей. Бог возвысил иностранного царя, чтобы способствовать возвращению иудеев на родину и чтобы восстановить храм и город. Халатность в этом деле была показателем неповиновения Богу и недостаточного доверия к Нему.

Богу подвластна вся природа, и Он способен позаботиться обо всех их нуждах, ибо Он способен дать и способен забрать (1:10‒11, 2:17‒19). Пренебрежение восстановлением храма было, по сути, пренебрежением Богом. Иезекииль показал, как слава Божья покидала храм перед падением Иерусалима и разрушением храма (Иез.10). Аггей получил видение о возвращении славы Божьей на святую гору, но это было возможно только после восстановления храма. Иезекииль также видел впереди восстановление храма (Иез.40‒48). Аггей же был убежден, что видения Иезекииля должны быть осуществлены.

Аггей напрямую связывал небрежение храмом с недостатком материальных средств. 11оследствия их поведения и недостатка послушания были налицо. Они жили в нужде, потому что не сдержали своего обещания (1:6, 2:16‒17). Разрушенный храм был подобен черному пятну, оскверняющему город и всех его жителей (2:10 и далее).

Божья цель в истории будет достигнута, если народ Божий будет послушен Богу. Он способен еще раз благословить их материально. У него есть силы, чтобы украсить новый храм самым лучшим золотом и серебром (2:8‒9). Он может ниспровергнуть престолы всех царств (2:22). Он уже избрал Себе раба, через которого совершается Его труд (2:23). Будущее будет за Богом, и возвращающиеся пленники смогут разделить с Ним это будущее.

Связь с Новым Заветом

Только одна цитата из книги Аггея 2:6 появляется в Новом Завете в Послании к Евреям 12:26. Отрывок, в контексте которого цитируется этот стих, предупреждает читателя не отвергать благодать Бога. Он «потряс землю» в прошлом, и Он может повторить это потрясение, чтобы отделить покорных от непокорных.

Новозаветное учение Иисуса о храме противоположно призыву Аггея. Храм уже не будет играть важной роли, ибо не будет играть важной роли место поклонения (Ин.4). Иисус отождествлял Себя с храмом (Ин.2:21; Мф.26:61) и учил, что Он – больше храма (Мф.12:6). Иисус как инструмент искупительного плана Божьего, вывел из употребления ветхозаветное священство и систему жертвоприношений. Не нужен стал и храм. Для Павла каждый христианин и церковь, как собрание верующих, стали храмом Божьим (1Кор.3:16‒17; 2Кор.6:16). Для Иоанна новые небеса не будут иметь храма, потому что Боги Агнец сами будут храмом (Откр.21:22).

Более того, слава Божья, которая наполняла первый храм, так называемая «шехина» (Исх.40:34‒38; 3Цар.8:10‒11), не появлялась во втором храме, несмотря на видение Иезекииля (Иез.43:1‒7). Это видимое присутствие Бога проявилось только когда Иисус Месиия «стал плотью и обитал (поставил свою скинию) среди нас, и мы видели его славу...» (Ин.1:14, пер. с англ.). Иисус был «отражением Божьей славы и точным отпечатком самой сущности Бога...» (Евр.1:3, пер. с англ.).

* * *

1089

Такая точная датировка возможна, благодаря свидетельствам ряда вавилонских текстов, которые позволили ученым связать старый лунный календарь с Юлианским календарем. См. R.A. Parker and W.H. Dubberstein, Babylonian Chronology 626 B.C. – A.D. 45 (Chicago: University of Chicago Press, 1946).

1090

От этого корня происходят еще несколько имен в Ветхом Завете: Гад (Быт. 46:16; Чис. 26:15), Агиф (2Цар. 3:4) и Хаггия (1Пар. 6:30). Имя Аггей было достаточно популярным в мире Ветхого Завета; оно появляется на некоторых еврейских печатях, в финикийских и южно-арабских текстах, и в арамейских папирусах V века до н.э. Таким же способом, от слова Шаббат, было, например, сформировано имя Шавфай (Езд. 10:15). В англ. – Shabbathai – прим. пер.

1091

См. Joyce Baldwin, Haggai, Zachariah, Malachi, TOTC (Downers Grove, IL: InterVarsity, 1972), p. 31.


Источник: Введение в Ветхий Завет. С заметками по истории толкования Ветхого Завета и истории библейской археологии / [Раднал Бэйли и др.] ; под ред. Марка Мангано ; [пер. с англ. и ред. К. Назаров]. - Москва : Духовная акад. Апостола Павла, 2007. - 520 с.

Ошибка? Выделение + кнопка!
Если заметили ошибку, выделите текст и нажмите кнопку 'Сообщить об ошибке' или Ctrl+Enter.
Комментарии для сайта Cackle