Книга пророка Малахии. Гари Холл
Исторический и культурный фон
Автор книги молчит о времени и месте ее создания. Ответить на эти вопросы мы можем, только ища в тексте косвенные намеки. Один из них можно найти в первой главе (стих 8), где упоминается правитель – титул, который указывает на то, что книга написана в послепленный период, когда царя у Израиля уже не было. Такой же титул носили Зоровавель и Неемия (Аг.1:1; Неем.5:14; само слово персидского происхождения). Упоминание о храме (1:10, 3:1:10) означает, что книга была написана после окончания служения пророка Аггея, то есть когда храм был уже восстановлен. Причем после восстановления уже прошло достаточно времени, так что поклонение стало обычной рутиной. Социальные условия, описанные в книге, кажется, наиболее соответствуют тем, о которых рассказывают книги Ездры и Неемии. Например, имеются ссылки на браки с женщинами из языческих народов (Мал.2:11‒15; Неем.13:23‒27), пренебрежение уплатой десятины (Мал.3:8‒10; Неем.13:10‒14), порочность священства (Мал.1:6‒2:9; Неем.13:7‒9) и притеснение бедняков (Мал.3:5; Неем.5:1‒13).1119 Если считать Малахию предшественником Неемии, то он должен был жить приблизительно между 500 и 444 годами до н.э.1120 или, что также возможно, до времен Ездры (458 г. до н.э.).1121
Текст и автор
Нам ничего не известно об авторе книги Малахии. Кроме ссылки в 1:1 о нем больше не сказано ни слова во всем Ветхом Завете. Книга не упоминает имени его отца или времени его служения.
Его имя означает «Мой посланник», но не все согласны с тем, что оно несет какую-либо смысловую нагрузку. Некоторые считают, что это слово существительное, а не личное имя. Эти же ученые утверждают, что поскольку фраза «Пророческое слово Яхве» встречается в Ветхом Завете только трижды (Зах.9:1, 12:1 и здесь), то книга Малахии – безымянна и должна восприниматься как одно из трех безымянных пророчеств в конце Книги Двенадцати Пророков (Зах.9‒11; Зах.12‒14 и книга Малахии).1122 Книги Двенадцати Пророков (Зах.9‒11; Зах.12‒14 и книга Малахии).4 Таким образом, «Мой посланник» или «Малахия» (1:1) должен отождествляться «Моим посланником (ангелом)» (3:1), то есть с неким неизвестным нам пророком Божьим.1123
Традиционная точка зрения, что Малахия – это имя пророка, более вероятна по двум причинам. Во-первых, главы 9‒14 книги Захарии – довольно сложная часть книги и их нельзя отрывать от основного текста, как отрывок, написанный безымянным автором. Во-вторых, существуют другие места Ветхого Завета, где существительное с суффиксом первого лица переводится как личное имя. Так переводятся имена Ави («мой отец», 4Цар.18:2), Ефния («мой дар», 1Пар.6:41), и Бэер («мой колодец», Быт.26:34). Некоторые предполагают, что Малахия – это сокращенная форма имени Малхия, которое означает «Яхве – мой посланник», но такое имя кажется маловероятным.1124
Структура
Книга Малахии – это единое произведение. Ее связывает дискуссионный стиль, который, возможно, был перенят автором у Иеремии и других пророков. Книга состоит из шести споров, и завершается двумя увещаниями.
1. Заголовок ― 1:1
2. Спор о любви Божьей – 1:2‒5
3. Спор о почитании Бога и страхе перед Богом – 1:6‒2:9
4. Спор о верности – 2:10‒16
5. Спор о Божьей справедливости – 2:17‒3:5
6. Спор о покаянии – 3:6‒12
7. Спор о речах, произносимых против Бога – 3:13‒4:3
8. Два увещания – 4:4‒61125
Книга занимает разные места в еврейском и русском канонах. В еврейской Библии Малахия – это последняя книга из книг Двенадцати Пророков и последняя в основном разделе, называемом Невиим. Таким образом, она оказывается сразу перед первой книгой третьей части еврейского канона – книгой Псалмов. В русском переводе Библии, книга Малахии – это последняя книга всего Ветхого Завета, где последнему увещанию о приходе Илии (4:5‒6), придается особое значение. Это означает, что для христиан Ветхий Завет завершается взглядом вдаль, ожиданием великого дня пришествия Господа.
Жанр
Книга написана в жанре пророческой речи, в стиле дискуссии. Пророческая дискуссия – это спор пророка с бытующим в обществе популярным мнением. Для этого автор сначала цитирует слова людей, о чем тс говорят или думают, а потом начинает на них отвечать. Это же стиль ранее использовался Михеем 2:6‒11 и Иеремией 2:23‒25, 29:32, 3:1‒5, 8:8‒9. Реплики спора можно найти в следующих стихах: 1:2,6, 2:10,14.17, 3:7,13. Каждый спор построен по-своему, но во всех спорах можно найти и общие элементы: реплика пророка, ответ людей, который указывает на их невиновность или невежество и ответ Малахии, со словами спасения, увещания или угрозы, соответственно. Возможно, что ответ людей – это не прямая речь, хотя можно себе представить спорщиков, постоянно перебивающих проповедь Малахии своими репликами. Некоторые ответы могут быть собственными словами Малахии, в которых он отражает реакцию людей, как он ее понимает.
Богословские темы
Проповедь Малахии следует понимать в ее историческом контексте. Десятилетия, прошедшие после восстановления храма несли только разочарование пленникам, вернувшимся из Вавилона. Очевидно, что восстановленный храм не принес той славы, которую они ожидали. Голоду, нищете, притеснениям, моральному разложению и скептицизму, казалось, не было конца. Малахия пытается возвратить людям уверенность и призывает их к простому проявлению покорности.
Завет – это центральная тема проповеди Малахии. Это подразумевается в 1:2‒5 и ясно произносится в 4:4. Яхве – Бог Завета – Тот, Который говорит с ними, и Он вправе ожидать от них определенного поведения. Книга построена на терминологии Завета: Богкак Отец (1:6, 3:17 [см. 2:10]) подразумевает, что Израиль – Его сын. Как Отец, Бог желает благословить своих детей. Его Завет со священниками (2:4‒7) был частью большего Завета и был добром для людей. Священники должны были являть пример верности Завету, но они не оправдали этого доверия. Простые люди также нарушали Завет (2:10). Они жаждали Бога (1:6), но не были ему покорны, обкрадывали Его, забирая то, что принадлежало Ему по закону Завета (1:14, 3:8).
Неверность людей распространялась и на их отношения друг с другом – нарушение брачных заветов (2:14) и браки с иноземками (2:11). Бог ненавидит разводы и желает видеть благочестивых детей, что возможно, только если браки родителей будут крепкими (2:3‒16). На близкую связь между верностью в браке и верностью по отношению к Господу уже было указано пророками Осией и Иеремией. В послепленный период Бог ожидает от людей той же верности.
Бог является нам как великий Царь (1:6:14) и отец народа Завета. Им не следует забывать, что Он – Хозяин и Господин и потому заслуживает их уважения и почитания (3:16; см. также 1:6,11,14, 2:2,5, 4:2). Это также означает, что Он – великий Царь над всеми народами. Как же Его собственный народ пренебрег Им?
Малахия знал, что степень покорности Богу можно определить по стилю жизни и глубине поклонения человека. Справедливость – одно из требований Бога (3:5). Его предостережения очень похожи на те, что даются в книге Второзаконие (см. 4:4). Небрежные пожертвования также осуждаются, ибо они указывают на более глубокую духовную проблему. Малахия не был законником, но он знал, что в покорности Завету заложен более глубокий смысл. Покорность несла с собой большие благословения, как и обещала книга Второзаконие (3:17‒18).
Малахия также не забывает о надежде на будущее. День Господень близился. Приход Бога предварит посланник (3:1). Точнее, пророк Илия придет, чтобы приготовить путь, обращая людей к Господу (4:5‒6). Противостоя любым неверным доводам людей, уверяя их в любви Божьей, явленной в Завете и обещая наступление дня Господа, Млахия дает людям новую надежду.
Связь с Новым Заветом
Новый Завет по-разному использует текст книги Малахии. Иисус называет Иоанна Крестителя Илией, то есть подтверждает исполнение пророчества Малахии (Мал.4:5‒6; Мф.11:14, 17:10‒13; Мк.9:11‒12; Лк.7:24‒30). Этим способом Иисус косвенно заявил о том, что Он – Мессия. Иоанн Креститель был также посланником (ангелом) Малахии 3:1, который должен был приготовить путь Иисусу (Лк.1:76). Марк 1:2 соединяет пророчество Малахии 3:1 с пророчеством из книги Исайи 40:3. Другими словами, авторы Евангелий ясно дают понять, что эсхатологическая надежда Малахии была осуществлена в Иисусе Мессии.
Павел цитирует Малахию 1:2‒3 в Послании к Римлянам 9:13, чтобы поддержать свой аргумент о том, что Бог имеет свободу избирать тех, кого захочет. И это никак не связано с делами человека.
Есть и несколько явных аллюзий на различные стихи из книги Малахии. Иисус, возможно, имел в виду заявление Малахии о разводах из 2:15, когда говорил о браке и разводе (Мф. 19:4‒5). Павел говорит об одном Отце в 1 Послании к Коринфянам 8:6 (Мал.2:10) и о загрязнении стола Господа в 10:21 (Мал.1:12). Иаков утверждает, что Бог неизменен (Иак.1:17; Мал.3:6). Существует несколько ссылок на суд, грядущий в виде огня (Мал.4:1; Мф.3:10; Лк.3:9; 2Фес.1:8) или на очищение огнем (Мал.3:3; 1Пет.1:7). Книга Откровения спрашивает, кто может стоять перед Господом (Мал.3:2; Откр.6:17). Она также ссылается на имена верных в книге (Мал.3:16; Откр.20:12). Несмотря на малый объем, книга Малахии, похоже, довольно сильно повлияла на мышление Иисуса и авторов Нового Завета. Связь с пророком Илией обосновывает последнее место книги Малахии в каноне Ветхого Завета христианской Библии.
* * *
W. Kaiser, Malachi: God's Unchanging Love (Grand Rapids: Baker, 1984), p. 16.
Smith, Macah-Malachi, p. 298.
Baldwin, Haggai, Zechariah, Malachi, p. 213.
Eissfeldt, Old Testament, pp. 440–441.
Септуагинта, очевидно, понимает это слово именно так и переводит его в 1:1 как «его посланник».
Сравните Ави с Авиях во 2Пар. 29:1.
Cmith, Micah-Malachi, p. 299. В иудейской Библии книга Малахии состоит только из трех глав, а в русском переводе – из четырех. Четвертая глава русского перевода – это 3:19–24 еврейского текста.