А.М. Смулов

Источник

2. Укрупненная классификация миссионерских принципов по их содержанию

К настоящему времени практически неизвестны системные историко-богословские труды, которые бы в какой-то мере освещали вопросы систематизации и в достаточной степени раскрывали основное содержание принципов, форм и методов миссионерства, а также определяли бы и подробно описывали этапы Кирилло-Мефодиевской миссионерской традиции (КММТ). Ситуация эта связана с историческими особенностями прихода и развития Православия на Руси, миссионерскими деяниями Церкви, которые органически ей присущи и передавались из поколения в поколение в практической миссионерской деятельности, не требуя до середины XIX в. какого-либо теоретического описания. Такие обстоятельства длительное время, с одной стороны, позволяли не утруждаться в написании указаний и инструкций миссионерам, с другой стороны, приводили к ослаблению миссии вследствие отсутствия надлежащей передачи положительного опыта Евангельского просвещения народов. С 1917 г. и практически до конца XX в. преемственность миссии понесла существенные утраты, в то время как сохранить накопленный ранее соборный (миссионерских съездов, Всероссийского Поместного Собора 1917–18 гг.) и личный (выдающихся миссионеров) опыт не было никакой возможности, поскольку речь шла о физическом выживании РПЦ, ее лучших сынов и дочерей.

В связи с возрождением миссионерской работы РПЦ в конце XX – начале XXI вв., появилась необходимость осознания путей развития православной миссии. В связи с этим появился ряд трудов, посвященных истории миссии, исследующих ее принципы. В то же время систематизаций знаний Кирилло-Мефодиевской миссионерской традиции, анализом составляющих ее форм и методов, исследованием ее церковно-исторического развития никто из исследователей не занимался.

Поскольку период 1870–1905 гг. можно считать периодом расцвета православной миссии в России, период 1905–1917 гг. – периодом значительных сложностей осуществления миссионерской деятельности, а период 1917 г. – 30-х гг. XX в. – периодом коренного изменения условий ведения миссии и ее выживания (когда миссия стала «миссией молчания»), сегодня высокий теоретический и практический интерес представляет задача исследования принципов, форм и методов миссии, используемых Русской Православной Церковью в исследуемый в настоящей работе хронологический период.

Существуют современные работы, посвященные исследованию миссионерских подвигов в ветхозаветное время. Значительно больше исследований, посвященных миссионерской практике времени новозаветного, по большей части основанных на анализе трудов и письменного наследия выдающихся миссионеров, в том числе и миссионеров Русской Православной Церкви. Вместе с тем, эти исследования касаются преимущественно деяний и письменных работ периода 1830–1912 гг. и носят историко-житийный характер, лишь отчасти, через свое содержание, привнося сведения о принципах, формах и методах православной миссии.

Недостатками известных исследований принципов, форм и методов миссии следует назвать отсутствие:

– четких формулировок (определений) терминов «принцип», «форма» и «метод» с миссионерских позиций,

– четкой систематизации принципов и методов миссионерской работы, особенно в рамках Кирилло-Мефодиевской миссионерской традиции,

– ясных представлений об источниках, задающих возможность анализа принципов и методов, четких ссылок на источники, определяющие возможность формирования верного представления об их содержательной стороне,

– единого представления о содержании того или иного принципа или метода, когда одни и те же принципы и методы имеют одинаковое наименование, но разное по качеству и количеству наполнение, либо имеют одинаковое содержание, но разное наименование.

Кроме того, имеют случаи привнесения в категории принципов и методов подходов, полностью не соответствующих хоть какому-либо приемлемому определению двух этих понятий.

Для восполнения обозначенных пробелов, на предмет выявления принципов миссии, проведем исследование текстов Св. Писания, трудов: свт. Илариона, митрополита Киевского и всея Руси (†ок.1055), прп. Иосифа Волоцкого (†1515), прп. Макария (Глухарева, †1847), свт. Филарета (Дроздова, †1867), свт. Иннокентия (Попова-Вениаминова, †1879), свт. Николая (Касаткина, †1912) Японского, трудов современных авторов: Николая (Пачуашвили), митрополита Ахалкалакского и Кумурдойского (Грузинская Православная Церковь), проф. Ефимова А.Б., игумена Пантелеимона (Бердникова) и некоторых других, посвященных изучению вопроса. Для анализа будут использованы также материалы, опубликованные на сайте Отдела религиозного образования, катехизации и миссионерства при Священном Синоде Украинской Православной Церкви.

Выборка цитат и материалов из всех изучаемых источников делается достаточной, но не исчерпывающей. В частности, в силу повторяемости мыслей и идей, высказываемых авторами в ходе изложения в рамках одного труда. Таким образом, если сходные аргументы полагают наличие одного и того же принципа (в рамках одного труда), то синонимичные (аутентичные), первому обозначаемому, за редким исключением, в последующем не приводятся.

Исходя из авторского анализа сформируем систему (укрупненную классификацию) распределения принципов миссии в зависимости от содержания самого принципа (см. табл. 1 и рис. 1), которая будет использована при дальнейшем раскрытии материала исследования. Не всегда возможно четко разграничить категории принципов, так как в жизни Церкви

Таблица 1

Систематизация миссионерских принципов по их содержанию


№ п/п Категория принципов Суть содержания (характеристика) категории
1. Божественно-богословская Принципы, концентрирующие внимание человека на непосредственном возглавлении миссионерского делания Церкви ее Главой Господом Иисусом Христом и роли Бога в этих деяниях.
2. Божественно-иерархическая Принципы, определяющие благословение и подчиненность миссионера-проповедника строгой божественно-церковной иерархии, соборным решениям Церкви, задающим главные направления миссионерских деяний. Показывающие необходимость единства и единомыслия православных миссионеров, и роль богослужения в деле миссии.
3. Мученическо-исповедническая Принципы, полагающие, что служение Церкви на поприще миссионерства может потребовать готовность к личному духовному подвигу, вплоть до исповедничества и самопожертвования (мученичества) за веру христианскую.
4. Церковно-просветительская Принципы, обеспечивающие максимально эффективное благовествование и разъяснение его сути, вовлечение в развитие миссии всех христиан.
5. Духовно-воспитательная Принципы, направленные на реализацию глубокого воцерковления христианина, показывающие душеспасительность участия в церковных богослужениях, роли поста и молитвы в миссионерском делании, значение духовного воспитания и самовоспитания проповедников.
6. Благотворительно-социальная Принципы, оговаривающие единство миссии, благотворительности и церковной социальной работы, приводящие к многократному возрастанию положительного эффекта от миссионерского делания.
7. Культурно-историческая Принципы, которые демонстрируют важность и необходимость познания исторических менталитета, веры, обрядов, обычаев и наклонностей просвещаемого народа, дают ключ к пониманию его современных устремлений, особенностям предстоящих миссионерских деяний. Принципы, позволяющие завоевать внимание и любовь жителей страны, обеспечить христоцентричное сочетание христианской и местной культур.
8. Свободно-волевая Принципы, гарантирующие свободное волеизлияние человека на пути ко Господу Иисусу Христу, к принятию крещения и вхождению в Его Земную Церковь.
9. Личностная Принципы, исполнение которых обеспечивает способность миссионера жить по воле Божией и быть личным примером для верующих и просвещаемых.
10. Лингвистическая Принципы, позволяющие реализовать языковое устное и письменное общение (языки вербальные, невербальные и «специальные») в миссионерской работе. Обеспечить простоту, ясность и доходчивость в усвоении просвещаемыми евангельских истин, понимании текстов богослужения и проповеди.
11. Организационная Принципы, исполнение которых обеспечивает прохождение миссионером серьезной подготовки перед началом и в ходе миссионерского служения. Здесь же формулируются основные требования к подготовке, организации и реализации самого дела миссии в ее организационной части.

миссионерские принципы составляют единое и неделимое целое, дополняя, пересекаясь и переплетаясь друг с другом. В нашем случае классификация преследует научно-методические цели, чтобы более четко и наглядно показать сферы действия рассматриваемых принципов миссии.

Рис. 1. Классификация миссионерских принципов по укрупненным категориям


Источник: Кирилло-Мефодиевская миссионерская традиция: принципы, формы и методы православной миссии (Научное издание) / А.М. Смулов. - Москва: Изд. «Перо», 2018. - 125 с.: ил., табл.

Комментарии для сайта Cackle