Глава одиннадцатая. Краткие назидания по изъяснении Молитвы Господней
Молитва Господня есть неоцененный небесный дар
Из учения о молитве Господней, нельзя не усматривать, сколь она важна, и сколь много в себе заключает. В кратком ее объеме содержится, как мы видели, неисчерпаемое обилие мыслей, – совмещается все, что только может быть когда-либо предметом молитв, молений, прошений и благодарений наших к Богу и Святым Его. Это неиссякаемый благодатный источник, орошающий целую Вселенскую Церковь, или все Православные души, рассеянные по лицу земли, от коих возносится фимиам молитв ко Престолу Отца Небесного. Это верный ключ, отверзающий верующим все небесные сокровища, потребные к животу их и благочестию230, и необходимые для настоящей и будущей их жизни. Это Лествица, утвержденная Ангелом Завета Иисусом Христом на земле и досязающая небес, посредством которой, как восходят горе к Престолу Всевышнего, все благие прошения и моления верующих, так и нисходит на них свыше всякое даяние благо и всяк дар совершен231. Один Единородный сын Божий, сый в лоне Отчи232, и сшедый с небес, мог принести нам такой несказанный с небеси дар.
Пользоваться оным должно непрестанно
Пользоваться сим даром должно, не говорю, всякий день, но всякий час. Ибо если, по учению Евангельскому и Апостольскому, заповедана нам непрестанная молитва233: то как иначе можем исполнить сей священный долг последователей Христовых, как не возводя, согласно с духом молитвы Господней, умы и сердца наши к Отцу Небесному во всякое время, при всяком деле, стоя, сидя и ходя, отходя ко сну, и востая от оного, занимаясь трудом, при вкушении пищи и пития, во время уединения, и находясь в обществе!
Для достойного возношения молитв, по образцу Христову, необходимо жить по учению, преподанному Им
Надобно всевозможно стараться, чтобы быть нам достойными и способными молиться к Отцу Небесному согласно с духом сей молитвы. Сего же достигает только тот, кто имеет сердце чистое, и кто жизнь свою располагает сообразно духу Евангельского учения. Ибо жизнь и молитва проистекают из одного источника – сердца человеческого; от сердца бо исходища живота. От сердца благого естественно рождается благое, равно и от сердца злого злое. Ибо не может древо добро, по словам Спасителя нашего, плоды злы творити, ни древо зло плоды добры творити234. Очевидно, что доколе мы не будем стараться о очищении и исправлении сердца своего по духу учения Христова, дотоле и жизнь наша не может быть истинно христианскою, равно и молитва наша не может быть чистою, святою и Богоугодною: ибо из мутного и нечистого источника не может истекать вода чистая и хорошая235.
Необходимо произносить молитву Господню с особенным вниманием и благоговением
Должно иметь к молитве Господней все возможное благоговение и стараться произносить ее всегда с особенным усердием и вниманием, помня, что она произошла из уст Самого Иисуса Христа. Ибо если, при помощи Благодати Божией, мы сподобимся достойно возносить оную молитву, то Отец Небесный узнает в ней слова Единородного Своего Сына, услышит нас ради вечного Его Ходатайства, отверзет для нас неистощимые сокровища Своего милосердия и излиет на нас небесные Свои благословения.
Необходимо согласовать с духом сей образцовой молитвы всякое наше моление
Мы должны считать ее главным и единственным для себя образцом при возношении всякого христианского моления. А посему, в каком бы роде ни случилось нам когда-либо совершать пред Богом свои моления, хвалебные ли, или благодарственные, просительные ли, или покаянные: – всегда обязаны иметь в виду сию высокую молитву, и стараться, чтобы возносимое нами моление непременно согласно было с нею в сущности своей.
* * *
Примечания
