сост. Дмитрий Семеник

Необходимо ли наказывать ребенка?

Наказывай сына твоего, и он даст тебе покой, и доставит радость душе твоей. (Притч. 29:17).

Нагибай выю его в юности и сокрушай ребра его, доколе оно молодо, дабы, сделавшись упорным, оно не вышло из повиновения тебе. Учи сына твоего и трудись над ним, чтобы не иметь тебе огорчения от непристойных поступков его.

(Сир. 30:12–13).

Много учен, а недосечен.

Не побивши, не выучишь.

Русские пословицы.

Недостаточно только сказать или предложить увещание, но должно оградить многим страхом, чтобы пресечь беспечность юности.

Святитель Иоанн Златоуст († 407).

Возможно ли получить хорошего человека из того ученика, которого не наказывали?.. Диавол всех слуг своих по головке гладит: только иди, мол, моим широким путем, зато после вдоволь накормлю всякою теснотою, особенно в аду. А Господь как ведет к Царствию Небесному? Путем тесным и шероховатым.

Св. праведный Иоанн Кронштадтский (1829–1908).

Соломон учит: Наказывай сына своего, доколе есть надежда, и не возмущайся криком его (Притч. 19, 18).

Наказывай – значит, учи, давай полезные наставления; но также и собственно: наказывай за проступки. Но премудрый поставляет предел суровости наставления и строгости наказания: не действуй с досадою и раздражением и не возбуждай досады и раздражения.

Раздраженный наставник не наставляет, а раздражает. Шумом раздражения заглушается голос истины. Наставляй добродушно; обличай кротко и мирно; наказывай умеренно и с сожалением. Соломон побуждает к такому действованию, обещая от него добрые плоды. Наказывай сына твоего, и он даст тебе покой, и доставит радость душе твоей (Притч. 29:17)…

Премудра и спасительна та родительская любовь, которая, стесняя саму себя, несколько удерживает ласку к детям, несколько скупится на утешения им, чтобы сберечь сие в поощрение и в награду их послушанию или успехам в полезном учении…

Наконец, Евангелие, которое вообще вместо духа страха пред законом, господствовавшего в Ветхом Завете, распространяет дух любви и свободы, и в правилах воспитания смягчает древнюю строгость. Св. Апостол Павел пишет: отцы, не раздражайте чад ваших, но воспитывайте их в наказании и учении Господни (Еф. 6:4).

И в другом послании: отцы не раздражайте чад ваших, да не унывают (Кол. 3:21)…

Из того, что в ветхозаветном учении о воспитании видно более строгости, а в евангельском более свободолюбивой кротости, естественно, рождается вопрос: должно ли следовать исключительно последнему и совсем отложить первое? Чтобы разрешить сей вопрос, обратимся к изречению св. Апостола Петра: наследник, доколе в детстве, ничем не отличается от раба, хотя и господин всего: он подчинен попечителям и домоправителям до срока, отцом назначенного (Гал. 4:1–2). Видите, он говорит о строгом воспитании как не предосудительном, обыкновенном и должном.

Святитель Филарет, митрополит Московский (1783–1867).

Комментарии для сайта Cackle