Источник

Собор 1, часть 10Собор 1, часть 12

IV. СОБОР ХАЛКИДОНСКИЙ, ВСЕЛЕНСКИЙ ЧЕТВЕРТЫЙ (Окончание)

ДЕЯНИЕ ЧЕТЫРНАДЦАТОЕ СВЯТОГО ХАЛКИДОНСКОГО СОБОРА

В консульство государя нашего Маркиана, постоянного августа, и того, кто будет объявлен, накануне ноябрьских календ, в Халкидоне, по повелению священнейшего и благочестивейшего государя нашего Маркиана, постоянного августа, собрались в святейшей церкви святой мученицы Евфимии знатнейший и славнейший военачальник, бывший консул и патриций, Анатолий, и знатнейший и славнейший префект императорских преторий Палладий, и знатнейший и славнейший придворный императорский чиновник Винкомал; собрались также почтеннейшие епископы Пасхазин и Луценций, и почтеннейший пресвитер Бонифаций, занимающие место архиепископа древнего Рима Льва, и Анатолий, почтеннейший епископ великоименитого Константинополя, и Максим, почтеннейший епископ Антиохии сирийской, и Ювеналий, почтеннейший епископ иерусалимский, и Квинтилл, почтеннейший епископ Ираклии македонской, занимающий место святейшего епископа фессалоникского Анастасия, и Фалассий, почтеннейший епископ Кесарии каппадокийской, и Стефан почтеннейший епископ ефесский, и прочий святой и вселенский собор, созванный, по повелению священнейшего и благочестивейшего государя нашего, в городе Халкидоне; и когда все сели пред решеткою святого алтаря, почтеннейший епископ Савиниан сказал: «быв несправедливо низложен с епископского престола, я подал прошение священной и бессмертной верховной власти; и она повелела вашей знатности, вместе с сим святым и вселенским собором, исследовать мое дело. У меня есть и представление к сему святому собору. Прошу вашу знатность, прикажите прочитать и представление и прошение, и окажите мне справедливость». Знатнейшие и славнейшие сановники сказали: «пусть будут прочитаны прошение и представление, принесенное почтеннейшим епископом Савинианом». Константин, благоверный помощник императорской консистории, прочитал:

Благочестивейшим и христолюбивым, и достойно возвеличенным от Бога всяческих августам, Валентиниану и Маркиану, прошение и моление от епископа Савиниана

«Господь всяческих, видя, что апостольская православная вера обуревается нечестивыми и весь мир волнуется в беспорядке, поставил ваше благочестие блюсти вселенную и управлять ею, и искоренять смуты, возбужденные непотребными людьми против учения святых, и утверждать свет и силу православия. И справедливо за вашу кротость сказал бы и вам Бог: «вознесох избраннаго от людей Моих, обретох Давида раба Моего, елеем святым Моим помазах его, ибо рука Моя заступит его, и мышца Моя укрепит его» (Пс. 88, 20–22). Итак, веря, что ваше величество восприяло власть и господство над всеми по воле Божественной, прибегаю с просьбою и молением к вашему благочестию, дабы повелено было – оказать мне внимание и исследовать, что касается моего представления. С детства я занимался хозяйством киновии в многолюдном монастыре, нисколько не помышляя об епископстве, никого не прося об этом сане. Так, когда я был на попечении монахов, внезапно является ко мне бывший в то время епископ митрополии с областными епископами, рукополагает меня в епископа Перры, откуда низложен был Афанасий, письменно обвиненный по весьма важным пунктам, который не мог никогда оправдать себя от взводимых на него обвинений, но – то отказывался от епископства, то под различными предлогами отклонял вызовы соборов, призывавших его на суд. Он-то на ефесском соборе, по распоряжению александрийского предстоятеля, вошел в мою церковь; а я, рукоположенный сверх ожидания, был изгнан. И притом жители того города сожалеют и скорбят о моем изгнании. Итак, прошу ваше владычество, повелите исследовать мое представление в присутствии вашего благочестия и дать ему вожделенный конец, чтобы и я со всеми другими всегда творил обильные молитвы за постоянное владычество ваше, благочестивейшие и победоносные государи. – Диктовал епископ Савиниан, и, подписав, подаю вашему благочестию».

Вероникиан, благоверный секретарь, прочитал представление:

Боголюбезнейшим и святым отцам и архиепископам: Льву, Анатолию, Максиму и всему прочему святому собору прошение и моление от епископа Савиниана

«Много различных благодеяний Господа Христа к роду человеческому. Но в настоящее время проявляется некоторое особенное и преимущественное попечение о святых Его церквах, как свидетельствуют самые дела. Ибо оно собрало ваш ангельский собор повелением поистине благочестивейших и христолюбивых императоров наших, для рассмотрения заблуждения и для того, чтобы уничтожить беспорядки и смуты, происшедшие в Ефесе почти два года тому назад, и восстановить истину и справедливость. Посему и я, испытавший эту бурю и напасть, прибег к вашему тихому пристанищу, донося о том, что Диоскор александрийский, по самовластию и жестокости, изгнал меня из церкви перрской, порученной мне, согласно канонам, святейшим епископом и митрополитом нашим Стефаном, и вместо того ввел Афанасия, мужа, низложенного в великом городе Антиохии многими боголюбезнейшими епископами. Излишне, думаю, говорить мне о том, что было после этого, как весь город, обливаясь горькими слезами и рыдая, с прискорбием разлучался со мною и сетовал о насильственном моем низвержении. Посему прошу и умоляю ваше боголюбие не оставить без внимания обиду, нанесенную мне, но повелеть, чтобы оказана была мне справедливость; да прославится и в этом человеколюбец Бог, вашим ангельским и досточтимым собором рассеявший заблуждение и восстановивший истину. – Подал Савиниан епископ, диктовавший и подписавший это прошение».

Знатнейшие сановники сказали: «пусть отвечает Афанасий, почтеннейший епископ Перры». Афанасий, почтеннейший епископ, сказал: «дело мое началось с давнего времени: его выслушивали блаженной памяти Кирилл и Прокл, и написали ясные постановления Домну, бывшему епископу антиохийскому. Он обещал исполнить их; но когда узнал о смерти блаженного Кирилла, отказался и вызвал (меня) на суд. Я отвечал, что я готов, если ему угодно оставаться при постановлениях, данных архиепископами, а если он хочет чего-либо другого, то я не послушаюсь вызова. Ибо предшествовавшие святые епископы уже ясно постановили однажды. Я же обвинил тех, которые злоумышляли против меня. Обвиненным мною не велели присутствовать на суде. Итак, прошу, если угодно вашей власти, прочитать грамоты архиепископов». Славнейшие сановники сказали: «пусть будут прочитаны грамоты почтенной памяти Прокла и Кирилла». И когда епископ Афанасий подал свиток, Вероникиан, благоверный секретарь, прочитал:

Список соборной грамоты

«Господину моему, возлюбленному брату и сослужителю Домну, Кирилл (желает) здравствовать о Господе».

«Нам нужно оказывать участие к братьям, когда кто-либо из сослужителей уверяет, что терпит нечто и притом от собственных клириков, которые должны преклонять главу пред ним, как пред отцом, и повиноваться согласно воле Божией и предписаниям церковных канонов. Как не считать этой дерзости постыднейшую? Почтеннейший епископ Афанасий говорит, что он претерпел столько, что даже собор, собравшийся в царствующем (городе) Константинополе, пролил слезы. Он говорит, что некоторые из подчиненных ему клириков были столько самовластны – это и относится к силе дерзостей, – что устранили его от священства и составили определение об его низложении; они хотят выгнать церковных экономов, или заведующих церковными вещами, и поставить (других) сами, по своему усмотрению, кроме того еще исключить имя его (Афанасия) из священных диптихов и учинить некоторые другие непристойности и злодеяния, о которых гласят прилагаемые записки. А так как неуместно клирикам делать такие дерзости против своих епископов и нельзя оставлять этого без, внимания: то да благословит твоя святость, – если далеко от Антиохии тот город, который получил в управление упомянутый благочестивейший епископ Афанасий, – поручить кому-либо исследование своими грамотами, чтобы подвергшиеся обвинению, будучи вызваны, могли защищаться, и если окажутся виновными в обвинениях, были бы отрешены от священнослужения. Пусть они по справедливости потерпят то, на что дерзнули против своего отца: они отказались от всякого послушания, преступили всякие законы и за ничто считали обесчестить отца. Говорят, не теперь только впервые они стали такими, но известны уже были многими еще худшими и более дерзкими поступками. Он (Афанасий) говорит, что подозревает и того, кто получил теперь митрополитское право в том округе, из которого он сам. И, как я сказал уже, нечего жалеть, если нужно устранить от суда над ним тех, кого он подозревает. Приветствуй твое братство; мое приветствует тебя о Господе».

Список соборной грамоты

«Святейшему и боголюбезнейшему (брату) и сослужителю Домну, Прокл (желает) здравствовать о Господе».

«Взаимная любовь, боголюбезнейший, есть величайший дар. Ибо верховный художник Бог, связывая согласием природу, сотворенную Им, соединил расположением тех, которые руководятся разумом, чтобы каждый несчастия других считал своими собственными и о делах другого сулил по себе, и (таким образом) одинаковое по природе связывалось неразрывным, единодушным сочувствием. Разъединенное по чувству необходимо разрешается взаимною погибелью; а добровольно соединенное нелегко утрачивает свою крепость. Посему и блаженный Павел множество верных и союз Церкви уподобил телу, говоря: «вы есте тело Христово, и уди от части» (1Кор. 12, 27), проповедуя этим совершенное согласие многих и предостерегая от болезни враждолюбивых ссор, примером согласия между членами (тела). Для чего я пишу это, боголюбезнейший, потрудись немного выслушать. Боголюбезнейший епископ перрской церкви Афанасий со слезами поведал о невероятном и вместе немало поразительном для слушающих печальном происшествии. Он говорил, что его клирики как будто оставили (всякую) мысль о подчинении и, вообразив, что им достаточно захотеть только, чтобы быть тиранами священного сана, изгнали его из церкви без всякого справедливого основания и дошли до такой крайности безумия, что низложили его, и на деле показали, что чин священных лиц управляется своеволием дерзких людей, а не определениями канонов; по своему выбору они определили в церкви экономов и попечителей, и имя епископа уничтожили в церковных памятниках; кратко сказать, явно нарушили церковное благочиние. Он прибавил, что такую дерзость в них воспитало неразумное снисхождение к прежним непотребным поступкам их. Ибо они допускали подобные (вещи) и при предшественниках его и затем постепенно развилась в них наклонность к поступкам еще худшим; потому что, не получив прежде достойного возмездия, они приняли это за позволение – не воздерживаться и на будущее время. Но ты сам, боголюбезнейший, благоволи, по нашей просьбе, – ибо ты можешь, – сочувственно отнестись к слабостям соиерея, повинуясь особенно блаженному Павлу, который говорит: «аще страждет един уд, с ним страждут вси уди» (1Кор. 12, 26); и если город, в котором совершилось это происшествие, отстоит далеко от великого города Антиохии, отправь кого-либо из соседних и нелицеприятных боголюбезнейших епископов, исследовать это дело. Ибо он (Афанасий) подозревает, что боголюбезнейший епископ митрополии, по ненависти к нему, в пламя ярости противников его прибавил силы и материала. И если кто будет изобличен в том, в чем обвинены поименованные им и подражавшие безумию Авессалома, тот пусть получит и наказание, по примеру его. Ибо Бог так ненавидит вооружающихся против отцов, что во всем мире выставляются на позор отцеубийцы. Я знаю, боголюбезнейший, что, объемля всех Христовым благоутробием и будучи исполнен сострадания, ты утешишь старца и отрешь слезы печали его, и покажешь ему свою ненависть к нечестию, и постараешься удалить противников священства, подвергнув их, после обличений, праведному гневу и подобающему отмщению, благоразумно искореняя злой умысел, наносящий вред всему священству. Ибо если кто-либо допустил снисхождение без суда по отношению к тем, которые позволяют себе беззаконные поступки и доходят до такой наглости, что решаются оскорблять священство, стараясь в то же время вымолить помилование беззаконию: то не остается ничего более, как всем предстоятелям церквей быть игрушкою диавольских орудий. Но Бог поставил твое благочестие для того, чтобы ты искоренял неправды и ограничивал дерзкие притязания, и помогал обижаемому священству, и не давал места домашним ссорам, но, по дознании, помогал тому, кто терпит извет, если действительно терпит, а кто составляет извет, если действительно составляет, того удалял. Да не подумает твое благочестие, что упомянутый боголюбезнейший епископ прибег сюда для оскорбления престола великого города Антиохии; нет, подозревая, что некоторые, как говорит он, радуются смутам и враждебно относятся к его страданию, он на время дал место гневу; между тем он не перестает прославлять терпение, кротость и справедливость твоего благочестия; и – не для обвинения, – да не будет сего, – но для того, чтобы испросить себе честного посредничества. Посему мы, я и святейший епископ и сослужитель наш Кирилл, снабдив его настоящими грамотами, подали надежду, что ты, из уважения к писавшим за любовь, питаемую нами, всячески поможешь подателю (этих грамот). Все братство твое многократно приветствую».

Славнейшие сановники сказали: «что было сделано после посланий»? Почтеннейший епископ Савиниан сказал: «прошу прочитать акты, и они покажут вам». Славнейшие сановники сказали: «пусть будут прочитаны рассуждения, изложенные в предлагаемых актах». Константин, благоверный секретарь императорской консистории, когда почтеннейший епископ Савиниан подал ему свиток, начало которого было изорвано, прочитал остальное:

(Собор антиохийский)

“В святейшей церкви антиохийской, в портике летней судебной палаты, собрался собор, и когда сели святейшие епископы: Домн, (епископ) самой Антиохии, Феодор дамаскский, Валерий аназарвский, Помпейян емесский, Полихроний епифанийский во второй Киликии, Дамиан сидонский, Ямвлих халкидонский, Феоктист верройский, Геронтий селевкийский, Иосиф илиопольский281, Тимофей долихский, Венетий вивлский, Епифаний гераклийский282, Павел птолемаидский, Стефан епифанийский во второй Сирии, Фосфор орфосиадский, Фома мопсуестский, Иордан авилский, Павел антарадский, Варан александрийский, Мара уримский, Савва палтский, Мара онозарфский283, Иоанн феодосиопольский, Даниил карский, Софроний константинский, Ураний урский284, Мариан285 росафский286, – диакон и нотарий Татиан сказал: «перрские клирики и теперь снова подали вашей святости прошения на почтеннейшего епископа Афанасия. А так как святой собор присутствует, то я имею эти прошения под руками и, если твоя святость прикажет, прочитаю их».

“Домн епископ сказал: «где подавшие прошения»? Татиан диакон сказал: «они – вне (палаты)». Домн епископ сказал: «пусть войдут». Татиан диакон сказал: «явился Исаакий, подавший прошения». Домн епископ сказал: «один Исаакий подал прошения, или и другие вместе с ним»? Татиан диакон сказал: «прошения подал один Исаакий». Домн епископ сказал: «пусть скажет Исаакий, он ли подал прошения». Исаакий, старший чтец, сказал: «да, я прошу твою святость». Домн епископ сказал: «прочитай их». И были прочитаны. Домн епископ сказал: «так как упомянуто и об иподиаконе Иоанне, то пусть войдет и он». Татиан диакон сказал: «здесь и Иоанн иподиакон». Домн епископ сказал: «в присутствии их прочитай прошения все совокупно». И были прочитаны. Домн епископ сказал: «где самые прошения»? Татиан диакон сказал: «у меня под руками». Домн епископ сказал: «прочитай и их». И были прочитаны. Домн епископ сказал: «когда мы передали суд блаженнейшему Панолвию, бывшему тогда митрополитом той области, чтобы он выслушал это дело, какие были последствия»? Татиан диакон сказал: «я имею послание от самого блаженнейшего Панолвия, чрез которое он сообщил об этих последствиях». Домн епископ сказал: «прочитай и его». И было прочитано. Домн епископ сказал: «есть у тебя копии с отказов почтеннейшего епископа Афанасия»? Татиан диакон сказал: «у меня под руками и копии и подлинники: я получил их от почтеннейшего епископа митрополии иерапольской». Домн епископ сказал: «пусть будут прочитаны подлинники по порядку». И были прочитаны».

“Феодор, епископ дамаскский, сказал: «что блаженной памяти Панолвий, бывший тогда епископом иерапольским, благосклонно относился к почтеннейшему (епископу) Афанасию, это показал сам почтеннейший епископ Афанасий в своих отказах; Итак, очевидно, что он избегал суда, если даже другу своему не доверял выслушать (дело) против себя».

“Валерий, епископ аназарвский, сказал: «что почтеннейший епископ Афанасий сознавал за собой нечто такое, в чем его обвиняли, очевидно, из того, что он не хотел судиться у друга своего, блаженнейшего Панолвия, как показывают написанные им отказные послания».

“Помпейян, епископ емесский, сказал: «так как всеблаженный епископ Панолвий был другом ему, то очевидно, что почтеннейший епископ Афанасий поступил так по причине нечистой совести».

“Полихроний, епископ епифанийский, сказал: «так как почтеннейший епископ Афанасий даже другу своему не доверил взводимого на него обвинения, то очевидно, что он избегал суда по причине нечистой совести».

“Ямвлих, епископ (халкидский), сказал: «если бы почтеннейший епископ Афанасий надеялся на себя, то не отказался бы от судопроизводства Панолвия, друга своего, как сам он выразил в своих отказных грамотах (посланных) к нему; но конечно тревожимый совестью, он избегал вызова, сделанного вышеупомянутым блаженным Панолвием».

“Дамиан, епископ сидонский, сказал: «почтеннейший епископ Афанасий много повредил себе и сделал себя виновным пред святыми канонами, когда, быв трижды вызываем почтенной памяти Панолвием, бывшим тогда епископом иерапольской митрополии, трижды отказался и не явился».

“Геронтий, епископ селевкийский, сказал: «весьма повредил себе почтеннейший епископ Афанасий, когда не послушался даже друга своего, блаженного Панолвия, и притом, будучи вызываем на суд, уклонился от судопроизводства, как показывают три отказные послания его».

“Венетий, почтеннейший епископ вивлский, сказал: «отказные грамоты почтеннейшего епископа Афанасия показали нам, как близок к нему был тогдашний митрополит, блаженный Панолвий, пред которым он должен был давать ответы; посему ему не было бы нужды избегать вызова, если бы его совесть не помешала ему».

“Феоктист, епископ верройский, сказал: «если бы почтеннейший епископ Афанасий имел чистую совесть, то не отказался бы от вызова блаженного Панолвия, бывшего его другом».

“Епифаний, епископ аркский, сказал: «почтеннейший епископ Афанасий показал, что он отчуждил себя от епископства перрской церкви, трижды послав отказы, и это – тогда, когда имел другом блаженного Панолвия, бывшего епископом иерапольским, который мог бы дело его решить благоприятным для него образом, если бы он не сознавал за собою ничего».

“Мара, епископ уримский, сказал: «из того, что почтеннейший епископ Афанасий избегал суда блаженного Панолвия, бывшего тогда епископом иерапольским, видно, что он был изобличаем своею совестью».

“Варан, епископ александрийский, сказал: «весьма повредил себе почтеннейший епископ Афанасий, не оказав послушания бывшему тогда митрополиту, блаженному Панолвию, и притом своему другу; отсюда видно, что он избегал такого суда и решился на отказы потому, что жил не по чистой совести».

“Стефан, епископ епифанийский, сказал: «я думаю, что после трех отказов, и притом с решением287, излишне подвергать исследованию дело против почтеннейшего епископа Афанасия; ибо каким бы образом он решился быть судимым на этом святом соборе, когда оказывается, что он избегал суда блаженного Панолвия, друга своего, как сам он засвидетельствовал в своих отказах».

“Фосфор, епископ орфосиадский, сказал: «написанное почтеннейшим епископом Афанасием к блаженному Панолвию, бывшему тогда епископом иерапольским, показывает, что он оставил епископство перрское, избегая суда».

“Даниил, епископ карский, сказал: «посланные почтеннейшим епископом Афанасием к блаженному епископу Панолвию отказные грамоты показали, что, отказываясь от суда, он отчуждил себя от епископства».

“Иоанн, епископ феодосиопольский, сказал: «с мнениями вашего святого собора и я согласен».

“Софроний, епископ константинский288, сказал: «из прочитанных отказных грамот видно, что почтеннейший епископ Афанасий, так как он не хотел придти на суд, отказался и от епископства».

“Иосиф, епископ илиопольский289, сказал: «из того, что почтеннейший епископ Афанасий трижды отказался и не хотел явиться пред другом своим, блаженным Панолвием, бывшим тогда епископом митрополии, судиться и освободить себя от возведенных на него обвинений, видно, что он имел нечистую совесть».

“Тимофей, епископ долихский, сказал: «почтеннейшему епископу Афанасию, трижды вызванному блаженной памяти Панолвием, бывшим тогда епископом митрополии иерапольской, надлежало сначала же явиться и представить бывшие у него оправдания, тем более, что он, как видно из сейчас прочитанного, считал его другом своим; посему, так как он, будучи вызываем многократно, отказался, то сам сделал себя виновным в том, что было взведено на него».

“Павел, епископ арадский, сказал: «почтеннейший епископ Афанасий, трижды вызванный к выслушанию блаженным Панолвием, епископом иерапольской митрополии и притом бывшим его другом, как мы узнали из прочитанного, и трижды отказавшийся от епископства перрской церкви, показал, что он избегал суда по причине недоброй совести».

“Павел, епископ птолемаидский, сказал: «определяю то же, что прекрасно и законно определили против него предшествующие святые отцы».

“Савва, епископ палтский, сказал: «почтеннейший епископ Афанасий, трижды отказавшись и заклиная поставить на место свое другого, какое основание имеет снова поднимать вопрос об епископстве святой Божией церкви перрской, и особенно после того, как не хотел явиться на суд к другу своему, блаженному Панолвию, бывшему тогда епископом митрополии»?

“Мара, епископ оносарфский290, сказал: «почтеннейший епископ Афанасий в своих отказных посланиях показал, что он был искренно любим блаженнейшим Панолвием, епископом митрополии; итак, избегая выслушания перед ним, он показал, что сделал это по причине нечистой совести».

“Домн епископ сказал: «после таких отказов где жил почтеннейший епископ Афанасий»? Исаакий, старший чтец, сказал: «удалился из города, и жил в самосатской деревне у себя, в собственном поместье, а потом переселился в город Самосат. Но так как здесь находятся клирики, то я прошу ваш святой собор (приказать), чтобы и они вошли и сами рассказали, что́ знают». Домн епископ сказал: «пусть войдут». И когда они вошли, Татиан диакон сказал: «явились почтеннейшие клирики». Домн. епископ сказал: «пусть станут по порядку почтеннейшие пресвитеры и почтеннейшие диаконы». Феодор епископ (дамаскский) сказал: «где жил после отказов почтеннейший епископ Афанасий»291? Домн епископ сказал: «что говорят прочие клирики»? Феодор епископ сказал: «оттуда он отправился в Перру»? Домн епископ сказал: «скольких рукоположил он»? Феодор епископ сказал: «ты говоришь, что эти хиротонии совершены им после трех отказов»? Домн епископ сказал: «пусть скажут и прочие клирики, что́ знают и что́ было после того». Феодор епископ сказал: «вы для чего отправились в Иераполь»? Домн епископ сказал: «знаю и я, что почтеннейший епископ Афанасий отправился из дому; потому что он принес мне грамоты боголюбезнейших и святых епископов, именно господина Прокла и господина Кирилла». Феодор епископ сказал: «боголюбезнейшим епископом Афанасием принесены святые грамоты святейших и боголюбезнейших епископов; пусть твоя святость прикажет прочитать их пред святым собором». Домн епископ сказал: «пусть будут прочитаны». И были прочитаны».

“Феодор епископ сказал: «кажется, почтеннейший епископ Афанасий не сообщил ничего верного святейшим и боголюбезнейшим архиепископам, господину Проклу и господину Кириллу; потому что еще при блаженном Панолвие, который был его митрополитом и его другом, как он заявил в поданных им отказах, он отказывался от перрского епископства; и не клириками был изгнан, как показал, а сам, будучи трижды вызываем тем же блаженным Панолвием, отказался от выслушания возводимых на него обвинений и оставил город, прибавив в своих отказных грамотах и то, что за два или за три года было у него решено оставить епископство».

“Валерий епископ сказал: «усмотрел и я, что почтеннейший епископ Афанасий дал ложное показание боголюбезнейшим и святейшим епископам Проклу и Кириллу; потому что он и по собственной воле письменно отказался от епископства, и, вызываемый трижды блаженным Панолвием, избегал суда, воспользовавшись какими-то отказами, и город оставил по собственному желанию, и не был изгнан своими клириками».

“Полихроний епископ сказал: «пустословие о своем деле почтеннейшего епископа Афанасия, оклеветавшего почтеннейших клириков своей церкви, очевидно; потому что, сам собою удалившись от церковного служения, и за несколько времени отправившись в продолжительное путешествие, вину этого он приписал им».

“Помпейян епископ сказал: «и мы признаем то же, что почтеннейший епископ Афанасий солгал и вместо одного показал другое боголюбезнейшим и святейшим епископам Проклу и Кириллу».

“Ямвлих епископ сказал: «поданные почтеннейшим епископом Афанасием блаженному Панолвию, бывшему тогда епископом митрополии и его другом, как и сам он показал, отказные грамоты показывают нам, что он напрасно оклеветал почтеннейших клириков своих пред святейшими архиепископами Проклом и Кириллом; потому что он сам собою оставил перрское епископство и заклинал рукоположить на место его епископом другого».

“Тимофей епископ сказал: «и я признаю то же вместе с боголюбезнейшими епископами».

“Дамиан292 епископ сказал: «я удивился, как это епископ Афанасий, вызываемый епископом митрополии, блаженным Панолвием, защищаться и трижды отказавшийся от епископства, позволил себе утруждать боголюбезнейших архиепископов Прокла и Кирилла и не показать им ничего истинного».

“Геронтий епископ сказал: «и я признаю то же, что ничего истинного не показал святейшим и боголюбезнейшим епископам Проклу и Кириллу почтеннейший епископ Афанасий».

“Феоктист епископ сказал: «и я признаю то же, что почтеннейший епископ Афанасий дал ложное показание святейшим и преподобнейшим архиепископам Проклу и Кириллу».

“Стефан епископ сказал: «и я признаю скорее так, что почтеннейший епископ Афанасий солгал и пред святейшими и боголюбезнейшими архиепископами Проклом и Кириллом; потому что оказывается, что он не клириками был изгнан, но скорее по своей воле сделал отказы».

“Валерий, епископ лаодикийский, сказал: «то же самое и я признаю вместе с святым собором».

“(Епифаний, епископ аркский293, сказал: «и я признаю то же самое, что святой собор»).

“Вара294 епископ сказал: «и я соглашаюсь с святым собором боголюбезнейших епископов, и вместе с ними утверждаю то, что и они хорошо присудили».

“Павел епископ сказал: «и я признаю то же, что предыдущие святые отцы, и определяю вместе с ними».

“Иосиф епископ сказал: «то же признаю и я, что боголюбезнейшие и святейшие епископы».

“Мара, почтеннейший епископ, сказал: «почтеннейший епископ Афанасий уличен, что он дал ложное показание боголюбезнейшим епископам».

“Савва епископ сказал: «если почтеннейший епископ Афанасий любил спокойствие, то ему не следовало, после отказа и клятв, утруждать святых отцов и архиепископов Прокла и Кирилла».

“Иоанн епископ сказал: «то же самое признаю и я».

“Даниил епископ сказал: «подобным образом признаю и я».

“Софроний епископ сказал: «и я соглашаюсь с говорившими прежде меня боголюбезнейшими епископами».

“Домн епископ сказал: «помнится, что, когда мы получили грамоты боголюбезнейших епископов Прокла и Кирилла, я вызвал сюда и его и боголюбезнейших епископов области, чтоб исследовать обстоятельства этого дела. Итак, пусть будут прочитаны оба послания». И были прочитаны. (Домн епископ сказал: «что отвечал на это почтеннейший епископ Афанасий»?)295 ... Домн епископ сказал: «прочитай и то послание, которое написал боголюбезнейший Иоанн, епископ митрополии иерапольской»... Он же сказал: «знаю, что, когда я получил послание от почтеннейшего епископа Афанасия, тотчас по его просьбам я созвал святой собор, послал и к нему, чтобы он прибыл на созванный святой собор. Итак, прочитай написанное мною к нему послание»... Домн епископ сказал: «что́ на это отвечал почтеннейший епископ Афанасий»?.. Он же сказал: «прочитай и соборную грамоту, посланную к нему»... Домн епископ сказал: «кто отнес ему это послание»?.. Он же сказал: «что́ еще неписьменно было говорено почтеннейшим епископом Афанасием»?.. Домн епископ сказал: «прочитай и послание, написанное им к святому собору». Татиан диакон сказал: «у меня есть и послания благочестивейших епископов, господина Ивы и господина Андрея, которые они прислали. когда были вызываемы твоею святостью и не могли явиться». Домн епископ сказал: «прочитай и их по порядку». Татиан диакон сказал: «другое прошение подал святому собору почтеннейший Филипп, иподиакон святой Божией церкви перрской; и если прикажет ваша святость, я прочитаю его». Домн епископ сказал: «прочитай». Феодор епископ сказал: «изложенное в прошении один ты знаешь, или и другие знают»? Филипп иподиакон сказал: «знает об этом и почтеннейший пресвитер Фронтон, бывший эконом». Домн епископ сказал: «пусть скажет почтеннейший пресвитер Фронтон, что́ он знает об этом деле»... Домн епископ сказал: «какой это воскресный день»? Феодор епископ сказал: «кто знает об этом»? Фронтон пресвитер сказал: «диакон Феофил, бывший вместе с почтеннейшим епископом Афанасием». Феодор епископ сказал: «что́ ты знаешь касательно дела о серебряных колоннах, если ты действительно был в то время вместе с почтеннейшим епископом Афанасием»? Домн епископ сказал: «пусть скажут и те, о ком упомянул пресвитер Фронтон, что́ они знают». Феодор епископ сказал: «если здесь те, о ком упомянул почтеннейший Мара, то и они своими устами пусть заявят, что знают». Татиан диакон сказал: «диаконы Мара и Феофил здесь». Феодор епископ сказал: «что знаете вы об этом деле»?.. Домн епископ сказал: «прочитай это (прошение)». Феодор епископ сказал: «ужели то, что сказано, недостаточно наполнило соблазнами слух всех»?

“Домн епископ сказал: «что́ должно быть сделано, по усмотрению вашего святого собора»?

“Феодор епископ сказал: «если бы епископ Афанасий дорожил мнением о себе, то он не избегал бы исследования взведенных на него обвинений, и тем более, когда судопроизводство передано было блаженному Панолвию, бывшему епископом иерапольским, который, как сам Афанасий неоднократно высказал в своих грамотах, был ему другом и благосклонно был расположен к нему. Но он трижды отказался от епископства перрского письменно – чрез (свои грамоты), которые он посылал в блаженному Панолвию, и в которых умолял о том, говорил он, чтобы получить покой. Но он не исполнил этого, а, совершив длинное путешествие, утруждал слух святейших и боголюбезнейших архиепископов, разумею господина Прокла и господина Кирилла, не сообщив ничего верного упомянутым мужам. И после этого неоднократно быв вызываем то святейшим отцом нашим и архиепископом господином Домном, то святым собором – снять с себя взводимые на него обвинения, он не хотел прибыть. Итак, что́ определяют церковные постановления? Того, кто обвиняется в каких-нибудь неуместных поступках, и, будучи вызываем в третий раз, не явится, лишать той чести, какую он имеет. Но оказывается, что упомянутый Афанасий не трижды только, а часто был вызываем, и не оказал послушания и не хотел отвечать на взводимые на него обвинения. Поэтому я присуждаю лишить его священства по церковным постановлениям, и утверждаю, что боголюбезнейший епископ иерапольский, господин Иоанн, должен как можно скорее законно рукоположить епископа для перрской церкви, чтобы город этот, освободившись от волнений и смут, бывших в нем в продолжение этих двух лет, достиг наконец мирного состояния».

“Валерий епископ сказал: «так как оказывается, что упомянутый Афанасий, – прежде отказавшийся от исследования дела и избегавший суда блаженного Панолвия и после него бывшего митрополита, – и теперь, быв законно вызываем общим отцом и архиепископом Домном и собравшимся здесь святым собором, подобным же образом избегает исследования дела под различными предлогами: то, очевидно, он должен быть осужден. Итак, и я рассудил лишить его священства и епископского достоинства; и как только он будет отчужден, всеконечно должен быть рукоположен туда другой епископ, чтобы таким образом ныне кончилось сиротство города Перры».

“Тимофей епископ сказал: «правильное и справедливое определение против упомянутого Афанасия произнесено собравшимся здесь святым собором. Ибо, будучи столько раз законно и последовательно вызываем и приглашаем митрополитом своим блаженным Панолвием, святейшим и боголюбезнейшим епископом митрополитом нашим Иоанном, и присутствующим здесь святым собором, и даже святейшим и боголюбезнейшим епископом нашим Домном, он не послушался, употребляя различные отговорки. Пусть же он самому себе припишет совершенное низвержение от священства. Итак, и я соглашаюсь с тем, что канонически и законно определено вашим святым собором, и прошу рукоположить епископа в святую церковь перрскую, чтобы освободиться от сокрушения и печали и нам и той святой церкви».

“Мара епископ сказал: «и я соглашаюсь с этим, и присуждаю лишить архиерейской чести Афанасия, бывшего епископа перрского, потому что, будучи многократно вызываем, он не послушался; и прошу как можно скорее рукоположить вместо него епископа в церковь перрскую».

“Помпейян епископ сказал: «и я соглашаюсь с каноническим и церковным постановлением святейших и боголюбезнейших митрополитов Феодора и Валерия, так как они правильно присудили, и рассуждаю, что Афанасия, бывшего епископом Перры, нужно во всяком случае лишить и епископства и архиерейской чести; и прошу поставить вместо него епископом в этот город другого, чтобы хотя ныне святая Божия церковь перрская освободилась от смятений и беспокойств».

“Ямвлих епископ сказал: «и я полагаю согласно с тем, что законно и канонически определено боголюбезнейшими епископами, то есть, митрополитами Феодором и Валерием, относительно Афанасия, бывшего епископа перрского. Посему прошу святейшего митрополита епископа Иоанна, лишить его епископства, согласно с вашим рассуждением, и дать другого предстоятеля святой церкви перрской».

“Ураний епископ сказал: «так как епископ Афанасий, будучи вызываем защищаться относительно взведенных на него великих и непристойных преступлений, не послушался законного вызова боголюбезнейшего и святейшего архиепископа нашего Домна и настоящего святого и великого собора, мучимый нечистою совестью: то и я также полагаю, что он недостоин и (должен быть) лишен всякого церковного служения и титула епископа».

“Дамиан епископ сказал: «Афанасий, бывший епископ церкви перрской, обвиненный в очевидных преступлениях и вызванный блаженным Панолвием, который был его митрополитом и заботился об нем, должен был послушаться и воспользоваться своими правами. Но он не сделал этого, а отправился в дальнее путешествие, и утруждал слух боголюбезнейших епископов Прокла и Кирилла и отнес грамоты, по поводу которых его снова вызывали святейший архиепископ наш Домн и святой собор, но он не захотел послушаться. Так как он не сделал этого, то и я рассудил, лишить его архиерейского достоинства, а боголюбезнейший епископ Иоанн, епископ иерапольской митрополии, должен поставить вместо него предстоятеля святой церкви перрской».

“Полихроний епископ сказал: «скорбь и плач причинил нам Афанасий, бывший некогда епископом перрским; обвиненный в различных преступлениях, он избегал суда, трижды вызываемый блаженным Панолвием, епископом иерапольским, и притом бывшим другом его, как он сам объявил в своих отказных грамотах, и ныне, многократно вызываемый боголюбезнейшим и святейшим архиепископом господином Домном и собравшимся здесь собором, не захотел послушаться вызова, но долгое время посмевался и пренебрегал церковными постановлениями. Всем этим он лишил себя священного служения и титула епископа; пусть же будет низложен, и по моему мнению; и пусть в святую церковь перрскую будет рукоположен другой епископ, могущий освободить ее от этого стечения бедствий».

“Феоктист епископ сказал: «соглашаюсь с тем, что́ хорошо и законно определил святой собор, чтобы Афанасия, бывшего епископом Перры, лишить архиерейской чести; и полагаю, что вместо него должно рукоположить другого епископа святой церкви перрской».

“Венетий епископ сказал: «и я соглашаюсь с тем, что́ канонически изречено святым собором, присуждая, что Афанасия, бывшего епископом Перры, должно отселе лишить архиерейской чести, а вместо него поставить другого предстоятеля для церкви Божией».

“Геронтий епископ сказал: «так как Афанасий, бывший епископ Перры, будучи многократно вызываем митрополитом своим блаженным Панолвием, боголюбезнейшим Иоанном, епископом иерапольской митрополии, и всесвятейшим архиепископом нашим Домном, и не только ими, но и присутствующим здесь святым собором, не прибыл: то и я присуждаю лишить его епископства, по церковным постановлениям; и прошу, как можно скорее рукоположить вместо него епископа для святой Божией церкви перрской».

“Стефан епископ сказал: «Афанасий, бывший епископ города Перры, обвиненный в величайших преступлениях, будучи многократно вызываем, ни разу не послушался, но отправился в дальнее путешествие и утруждал слух боголюбезнейших епископов Прокла и Кирилла, вследствие чего был снова вызываем экзархом восточного округа296 и собравшимся святым собором, и все-таки не послушался; по справедливости должно его лишить архиерейства и вместо него поставить другого предстоятеля в упомянутую святую церковь».

“Иосиф епископ сказал: «Афанасий, бывший епископ церкви перрской, должен был прибыть и очистить себя от взводимых на него обвинений. Но так как он, будучи многократно вызываем, не сделал этого, то настоящий святой собор изрек решение против него, по церковным постановлениям. И я соглашаюсь со всем, что́ законно определено святым собором, присуждая лишить его архиерейства, а вместо него в святую Божию церковь перрскую поставить другого предстоятеля».

“Фосфор епископ сказал: «и я соглашаюсь с законным определением святого собора и присуждаю лишить его, упомянутого Афанасия, епископства; прошу и вместе полагаю рукоположить вместо него епископом перрской церкви другого».

“Фома епископ сказал: «не смотря на то, что обвинители Афанасия часто утруждали прежде Панолвия, бывшего епископа митрополии, и святейшего архиепископа нашего господина Домна, а ныне святой собор, не смотря на многократные вызовы для исследования обвинений, Афанасий не явился и этим сам устранил себя от архиерейской должности. И, по мнению святого собора, необходимо, чтобы святая Божия церковь перрская, остающаяся столько (времени) без предстоятеля, получила предстоятеля, который был бы рукоположен по-надлежащему боголюбезнейшим митрополитом и боголюбезнейшими епископами области».

“Павел епископ сказал: «соглашаюсь с определением сего святого собора и признаю лишенным епископства прежде упомянутого Афанасия, и полагаю – скорее рукоположить вместо него другого в святую Божию церковь перрскую».

“Другой Павел епископ сказал: «полагаю согласно с церковным и каноническим определением святого собора, признаю лишенным архиерейской чести Афанасия, бывшего епископа перрского, и полагаю – скорее поставить вместо него другого в эту святую Божию церковь».

“Мара епископ сказал: «и я постановляю то же, и признаю лишенным архиерейской чести Афанасия, бывшего епископа перрского, потому что, быв многократно вызываем, он не послушался; и полагаю – вместо него рукоположить другого в святую Божию церковь перрскую».

“Варан епископ сказал: «и я соглашаюсь с законным определением присутствующих боголюбезнейших епископов, признавая этого Афанасия совершенно лишенным архиерейской чести и епископского достоинства, и полагаю – рукоположить вместо него другого в святую Божию церковь перрскую».

“Епифаний епископ сказал: «и я соглашаюсь с добрым и законным определением святого собора, признавая лишенным архиерейской чести Афанасия, бывшего епископа перрского, и полагаю – скорее поставить в ту церковь перрскую другого, который мог бы управлять ею по воле Божией».

“Иордан епископ сказал: «соглашаюсь с тем, что́ хорошо постановлено святым собором, по церковным. канонам, признавая лишенным архиерейской чести Афанасия, бывшего епископа перрского, и полагаю – рукоположить вместо него другого в святую Божию церковь перрскую».

“Иоанн епископ сказал: «и я сам соглашаюсь с каноническим и законным определением святого собора, и, признавая Афанасия лишенным епископства, присуждаю поставить другого предстоятеля в церковь перрскую».

“Даниил епископ сказал: «соглашаюсь со всеми каноническими мнениями святого собора, и, признавая Афанасия лишенным епископства, присуждаю рукоположить вместо него другого в город Перру».

“Софроний епископ сказал: «и я, следуя каноническому и законному определению святого собора, признаю Афанасия лишенным епископства, и присуждаю поставить вместо него другого во святую Божию церковь перрскую».

“Савва епископ сказал: «и я соглашаюсь с тем, что́ сказано всеми, и разделяю мнение святого собора, присуждая лишить Афанасия архиерейской чести, так как он, будучи вызываем всею (своею) областью, и митрополитами своими, и святейшим отцом нашим и учителем, и всем настоящим святым собором, не послушался; и присуждаю вместо него в святую Божию церковь перрскую другого епископа, который мог бы устранить от нее это стечение бедствий».

“Домн епископ сказал: «мне неприятно было произносить такое мнение против епископа. Но так как святому собору угодно было по справедливости – лишить епископства по церковным постановлениям Афанасия, обвиненного во многих и великих преступлениях и постоянно уклонявшегося от суда и исследования дела: то и я утверждаю это и соглашаюсь с общим мнением всех, признавая его лишенным священства; и предоставляю боголюбезнейшему епископу Иоанну и благочестивейшим епископам той области рукоположить вместо него другого епископа в святую Божию церковь перрскую»».

И подписи вышеупомянутых епископов.

Славнейшие сановники сказали: «если некоторые из тех, которые низложили тогда вместе с Домном почтеннейшего епископа Афанасия, присутствуют на святейшем соборе, пусть выйдут на средину»297. И когда вышли на средину Феодор, почтеннейший епископ дамаскский, Феоктист, почтеннейший епископ верройский, Геронтий, почтеннейший епископ селевкийский, Дамиан, почтеннейший епископ сидонский, Иосиф, почтеннейший епископ илиопольский, Савва, почтеннейший епископ палтский, и Софроний, почтеннейший епископ константинский, славнейшие сановники сказали: «пусть скажут почтеннейшие епископы, за какую вину они тогда низложили (от епископства) почтеннейшего епископа Афанасия».

Феодор, почтеннейший епископ Дамаска, сказал: «клирики перрской церкви подали обвинения против него; будучи вызываем, он не явился, говоря, что имеет некоторых врагов; и во второй раз, будучи вызываем, не явился. Когда же сделан был ему третий вызов и он отказался придти, то по канонам произнесено было определение о низложении его».

Феоктист, почтеннейший епископ верройский, сказал: «почтеннейший епископ Афанасий трижды был вызываем собором, собравшимся в Антиохии, и не явился; за то он и осужден был, что не явился».

Геронтий, почтеннейший епископ селевкийский, сказал: «мы низложили его, потому что трижды был вызываем согласно канонам, и не прибыл; по канонам также и низложен был всеми собравшимися; ибо нечто важное заключалось в прошениях (поданных) на него; и вызван был по канонам, и не прибыл».

Дамиан, почтеннейший епископ сидонский, сказал: «почтеннейший епископ Афанасий, будучи трижды вызываем святым собором, собравшимся в Антиохии, не послушался; и по канонам низложен был всеми, собравшимися тогда».

Иосиф, почтеннейший епископ илиопольский, сказал: «почтеннейший Афанасий, будучи вызываем и раз, и дважды, и трижды на святой собор, собравшийся в Антиохии в судебной палате, не прибыл, и подвергнут низложению».

Савва, почтеннейший епископ палтский, сказал: «я присутствовал на судилище. Афанасий принес высочайшую (грамоту), чтобы не сидели на суде ни господин Феодорит298, ни митрополит Иоанн. Оба они сидели на суде. Я сказал им: если вы судьи, то заслушивайте дело; если же вы не подписываетесь, то выйдите. Произошел просто спор, и они не захотели подписаться. Наконец, он вызван был в третий раз, и не пришел; и поэтому мы низложили его».

Софроний, почтеннейший епископ города Константины, сказал: «никакое (обвинение) против него не было исследовано, и в его присутствии вблизи ничто не было исследуемо. Но они обвиняли (его) от одной стороны. Мы же не поверили одной стороне, потому что обвинители говорят, что хотят; не должно вполне доверять обвинителям. Поэтому он вызван был в первый раз; он сказал причину, по которой не явился (будто он имеет некоторых врагов на соборе) и которая помещена в актах. Потом вызван был в другой раз. Опять вызван был в третий раз. Когда он и в третий раз не послушался, произнесено было определение о низложении его».

Славнейшие сановники сказали: «пусть скажет почтеннейший епископ Афанасий, почему он, будучи вызываем трижды собором антиохийским, не явился, чтобы воспользоваться своими оправданиями». Почтеннейший Афанасий сказал: «потому, что сам судья, антиохийский, был враг мой. Прошу прочитать об этом и открыть истину. Клирики ушли, и сами они решили не хотя». Знатнейшие и славнейшие сановники сказали: «почтеннейший епископ Савиниан, так как он по низложении почтеннейшего Афанасия рукоположен областным собором, должен, как мы усматриваем, оставаться на епископстве города Перры. Ибо он, устраненный одною стороною, по справедливости не должен подвергаться предосуждению, так как он не был вызываем и ему не предоставлялось право защиты. А низложенный Афанасий, который не послушался вызовов, а после того получил приказание с одной стороны – от Диоскора – принять епископство, пока должен, как мы усматриваем, быть на покое. А расследовать судебным порядком о взведенных на него (обвинениях) мы присуждаем пред святейшим епископом антиохийским Максимом и пред его собором, так притом, чтобы в течение восьми месяцев, считая от нынешнего дня, произвести исследование о тех, которые уже сделали обвинение против него, и о всяком другом, прикосновенном к этому делу. И если он будет ясно уличен во всем, что взведено на него уголовным и гражданским порядком и внесено в документы, или и одно из этого найдется, заслуживающее низложения: то пусть он не только будет лишен этого епископства, но и подвергнется общественным законам. Если же в течение этого определенного срока он не будет обвинен, или обвиняемый не будет уличен, как выше упомянуто: то пусть он, Афанасий, снова получит епископство и церковь того же города чрез святейшего Максима, епископа великого города Антиохии; а почтеннейший Савиниан пусть удерживает епископское достоинство, пусть будет подставным и получает содержание, какое определит почтеннейший епископ антиохийский Максим сообразно с средствами святейшей церкви перрской. Выслушавши это, пусть святейший собор скажет, утверждает ли эти определения, или определит что-либо другое».

Максим, почтеннейший епископ антиохийский, сказал: «нет ничего справедливее этого». Кир, почтеннейший епископ аназарфский, сказал: «Бог говорил чрез вас». Святой собор сказал: «нет ничего справедливее, нет ничего вернее. Это правый суд; это правое решение. Определение это пусть будет приведено в исполнение. Вы судите вместе с Богом».

Знатнейшие и славнейшие сановники сказали: «что́ нами присуждено, а святым собором определено, да пребывает неизменным»299.

* * *

281

По другим: гелиопольский.

282

аркский.

283

аназарфский.

284

имерийский.

285

Мариниан.

286

иотапский.

287

δρον; по другим; с клятвою – δρκον.

288

По другим: константийский.

289

гелиопольский, – юлиопольский.

290

анасарфский.

291

На поле: не достает ответов клириков.

292

По другим: Даниил.

293

гераклийский.

294

Варан.

295

На полях: здесь, как и в других местах, не достает ответов.

296

Т. е. Домном, арх. антиох.

297

На полях: Ρωμαϊςὶ, ἀνε’γνων, ἀνε’γνωνμεν, ἀνε’γνω: Latine, legi, legimus, legit.

298

По другим: Феодор.

299

На полях: Ρωμαϊςὶ, ἀνε’γνων, ἀνε’γνωνμεν, ἀνε’γνω: Latine, legi, legimus, legit.


Источник: Деяния Вселенских соборов изданные в русском переводе при казанской духовной академии. В 7 томах. Издание 3-е. - Казань : Центральная типография. 1908-1909. / Том 4. 1908. - 283 с.

Комментарии для сайта Cackle